Вопрос 2. Виды источников административного права — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Вопрос 2. Виды источников административного права

2018-01-13 207
Вопрос 2. Виды источников административного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Источники административного праваэто правовые формы выражения норм права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов административного права.

Административное право является отраслью в системе права Республики Казахстан, оно имеет свою сферу правового регулирования, обладает своими характерными чертами.

Соответственно, источники административного права имеют свои особенности в отличие от источников в других отраслях права. Они определяются специфическим содержанием отношений, регулируемых административным правом, методом правового регулирования и особенностями субъектов административного права.

Нормативный акт как источник административного права представляет собой официальный правотворческий акт органа исполнительной власти, содержащий нормы права, обладающий юридической силой, изданный компетентным органом в установленном порядке.

Административные правоотношения имеют жесткую направленность «сверху вниз», т.к. связаны с исполнительной деятельностью. Для обеспечения ее эффективности необходимо распространение действия правовых норм на возможно большее число субъектов. С другой стороны, для того, чтобы защитить права граждан, необходима четкая регламентация всех действий, совершаемых органами исполнительной власти.

Нормативный акт во всех отношениях отвечает этим двум требованиям. Его использование позволяет определить строгие границы, в пределах которых должна проходить деятельность управляющих органов. В то же время нормативная регламентация действий этих органов в большей степени гарантирует защиту управляемых субъектов от произвола управляющих.

Для нормативного акта как источника административного права характерны следующие черты:

- официальный порядок принятия;

- наличие правовых норм;

- краткость изложения;

- действие на большой круг субъектов;

- отражение интересов как управляемых, так и управляющих субъектов.

В РК действует значительное количество нормативных актов, являющихся источниками административного права:

1. Конституция РК, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., занимает исключительное положение среди всех источников права. Конституция представляет собой правовую основу, которая выступает в роли управленческого центра и требует соподчинения всех элементов административного законодательства.

2. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП), являясь средством выработки нормативных обобщений и функциональным фактором структуры самого права, выступает в качестве объединяющего начала в системе административного законодательства об административных правонарушениях.

Согласно установленным положениям Кодекс – это закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения. КоАП представляет собой не механическое соединение нормативных актов, а качественную переработку целого комплекса нормативных актов, в результате которой возникают новые институциональные образования, регулирующие различные сферы административных правоотношений.

Часть 1 статьи 1 КоАП РК содержит положение, выполняющее роль методического центра по обеспечению развития законодательства РК об административных правонарушениях: иные законы, предусматривающие административную ответственность, подлежат применению только после их включения в КоАП.

3. Конституционный закон – закон, принимаемый по вопросам, предусмотренным Конституцией РК, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Например, конституционными законами регулируется порядок избрания Президента РК, организация и деятельность Парламента РК, правовое положение его депутатов.

4. Законы, издаваемые Парламентом, в порядке референдума и в случаях, предусмотренных КРК, Президентом РК.

5. Указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона, указы, имеющие силу закона, указы главы государства.

6. Подзаконные нормативные акты – необходимы дляурегулирования вопросов, носящих конкретный характер, поскольку действующее законодательство, в том числе и КРК, не в состоянии разрешить все коллизии. К подзаконным относятся акты:

- Парламента и его Палат (Мажилиса и Сената);

- издаваемые Президентом РК;

- принимаемые органами исполнительной власти.

Акты Парламента принимаются на основе и во исполнение Конституции РК. Одной из форм данного источника являются постановления о порядке введения в действие тех или иных законов, которые издаются одновременно с законом. Большое значение как источника административного права имеют постановления, устанавливающие основы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной службы.

Виды актов Президента РК определяются Конституцией и другими законами:

1) Указы, имеющие силу конституционного закона;

2) Указы, имеющие силу закона;

3) Распоряжения, принимаемые на основе и во исполнение КРК, законов и указов Президента РК.

В группе подзаконных актов, принимаемых иными органами государственной власти и управления, в первую очередь, следует выделить постановления Правительства РК, которые в соответствии со ст. 69 КРК обязательны для исполнения на всей территории РК. Они издаются на основе и во исполнение законов республики, указов и распоряжений Президента РК и являются важным средством осуществления исполнительной власти.

Следующими после Правительства органами, издающими подзаконные акты – источники административного права, являются нормативные приказы министров и иных руководителей центральных государственных органов республики. Акты, принимаемые этими органами, затрагивают конкретную сферу исполнительно-распорядительной деятельности и обладают юридической силой в ее рамках.

Конституционный Совет РК в соответствии с законодательством имеет право признать не соответствующим КРК любой нормативный акт, прекращающая тем самым все правоотношения, возникшие на его основании. С этой точки зрения нормативные постановления Конституционного Совета также являются источниками административного права. Например, Конституционный Совет РК с участием эксперта к.ю.н. А.А. Таранова признал ч.2 ст.280 КоАП противоречащей Конституции РК, в силу чего данный и ряд других пунктов признаны не соответствующими Конституции и утратили свою юридическую силу (постановление Конституционного Совета РК от 8 июня 1998 г. №145).

Конституция РК к действующему праву относит нормативные постановления Верховного Суда РК. Их в полной мере можно считать источниками административного права, если указанные постановления касаются:

А) обобщения практики рассмотрения административных дел;

Б) совершенствования практики правоприменения административного законодательства;

В) условий наложения административных взысканий в судебном порядке.

Такова классификация нормативных актов – источников административного права по степени юридической силы.

Согласно Конституции РК и установившейся практике на территории Казахстана признаются в качестве источников административного права международные акты. Например, в 2002 г. была ратифицирована Конвенция о запрещении и незамедлительных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция 182).

Нормативный акт наиболее эффективно регламентирует вертикальные правоотношения. Многие же субъекты административного права не находятся в соподчинении друг другу. Для регулирования вертикальных правоотношений лучше всего подходит такое средство правового регулирования, как административный договор. Договор от нормативного акта отличают следующие черты:

1) Правила поведения, предусматриваемые договором, обязательны для исполнения его участниками;

2) Договор регулирует отношения, складывающиеся между субъектами, имеющими равные правовые возможности.

Административный договор является юридической формой административных правоотношений. Чтобы быть административным он должен:

1. Опосредовать горизонтальные административные правоотношения;

2. Предполагать в качестве обязательного субъекта орган государственного управления;

3. Реализовывать исполнительно-распорядительные функции органов государственного управления;

4. Представлять собой соглашение сторон, направленное на достижение результата, предусмотренного нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом;

5. Выступать в роли юридического факта, в силу которого возникает, изменяется или прекращается административное правоотношение.

Необходимо отметить, что источники административного права как правовое явление нуждаются в дальнейшем изучении и более углубленной разработке, в частности, в пересмотре роли таких форм, как научная правовая доктрина и судебная практика, более широком толковании понятия «правовой обычай» и т.д., чтобы систему источников административного права сделать более гибкой, достаточно быстро реагирующей на любые изменения, происходящие в общественных отношениях.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику источникам административного права.

2. Виды источников административного права РК.

3. В чем отличие нормативного правового акта от административного договора?

 

 

 

 


Конституция РК
КоАП
Законы, акты Мажилиса и Сената Парламента РК
Акты Президента РК
Постановления Правительства РК
Постановления Конституционного Совета, Верховного Суда РК
Акты центральных исполнительных органов
Акты местных представительных и исполнительных органов
Межгосударственные

 

Тема № 3

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.