Послевоенный период: наше время — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Послевоенный период: наше время

2018-01-14 178
Послевоенный период: наше время 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После завершения Второй мировой войны астрология приобрела вид зрелого и популярного общественного течения. Издатели газет обнаружили, что ежедневная публикация гороскопов по солнечным знакам существенно повышает уровень продаж. Владельцы издательств признали, что книги по астрологии входят в число бестселлеров, а хозяева магазинов стали выставлять астрологические брошюры возле касс рядом со сладостями, бритвенными лезвиями и программами телепередач. Производители ювелирных изделий, одежды и посуды стали широко пользоваться астрологическими мотивами для украшения своей продукции.

Проникновение астрологии в культурную жизнь способствовало расцвету, который было невозможно представить себе в предшествующие десятилетия, когда астрология всего лишь боролась за существование. Многие ученые продолжали опровергать основные постулаты астрологии, а отдельные ее противники вкупе с Комитетом научных исследований мнимо паранормальных явлений (Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal, CSICOP) настойчиво проводили кампанию по разоблачению астрологии. Но все попытки развенчать астрологию не приносили ощутимого успеха в обществе, где большинство бесед начиналось с вопроса: «Кто вы по знаку Зодиака?»

Современной астрологии в США придали своеобразный характер два важных течения. Во-первых, астрология распалась на ряд конкурирующих и часто конфликтующих систем. Эти системы стали ответом астрологов на появление новых идей, а также попыткой обойти давние затруднения, с которыми сталкивалась теоретическая и практическая астрология.

Дейн Радьяр (1895—1985) разработал систему, которую он именовал гармонической астрологией. Ныне она носит название гуманистической астрологии и пользуется наибольшей популярностью. Радьяр был страстно увлечен восточной метафизикой, теософией и учением Элис Бейли, а также оккультными теориями психиатра Карла Юнга. В то же время Радьяру не давали покоя сомнительный в психологическом отношении анализ злых и добрых показателей в индивидуальных гороскопах и зачастую безответственные предсказания традиционной астрологии. В ответ на все это в 60-х годах он основал Международную комиссию по гуманистической астрологии, с помощью которой пытался ориентировать астрологию на возможности отдельно взятого человека и подвести под практическую науку прочную философскую и психологическую базу.

Специалисты с более аналитическим и математическим складом ума обратились к уранической астрологии, пришедшей из Германии, где она была разработана Альфредом Витте. Ураническая астрология искала новые способы представления и толкования гороскопов с целью получения более точных выводов. В ней применялось много дополнительных вычислений, самым характерным из которых было вычисление положения мидпойнтов — точек посередине между планетами, восприимчивых к влиянию аспектов и транзитов.

Гуманистическая и ураническая астрология — всего лишь две наиболее известные разновидности традиционной астрологии. В 80-х годах, в то время как новые системы продолжали возникать, в среде сторонников «нью-эйдж» возникло движение, стремящееся к объединению. Оно дает нам представление об эпохе Водолея, во время которой различные конфликты, в том числе и соперничество астрологических систем, будут разрешены.

Появление разных астрологических систем совпало с еще одной значительной тенденцией — новой попыткой увязать астрологию с наукой. Степень успеха этого начинания предсказали знаменитые «Доводы против астрологии», опубликованные CSICOP в середине 70-х годов.

На протяжении всего XX столетия астрологи искали специфические научные открытия, которые подкрепили бы их веру во влияние небесных тел. Поначалу найти очевидные доказательства не удавалось, если не считать регулярных смен времен года и чередования приливов и отливов. Затем в середине XX века эффектное обоснование было получено в результате изучения биологических ритмов. Эксперименты Фрэнка А.Брауна, проведенные в Северо-западном университете, продемонстрировали воздействие небесных тел на растительные и животные организмы и привлекли внимание астрологов к результатам исследований естественных ритмов, проведенных другими учеными. Еще более эффектным было продемонстрированное Мишелем Гокленом совпадение астрологических показателей для людей определенных занятий. Он обнаружил, что конкретные планеты часто оказываются на асценденте и середине неба в обширном количестве гороскопов выдающихся представителей различных тестируемых групп — ученых, военачальников, спортсменов, врачей и музыкантов. Несмотря на то, что Гокленом было представлено немало данных, говорящих против традиционной астрологии, внимание привлекли только позитивные результаты. Группа разоблачителей из CSICOP предприняла попытку проверить результаты, полученные Гокленом, чтобы выявить в них ошибки. Не найдя никаких упущений, противники астрологии опубликовали измененные результаты и фальсифицировали итоги своей проверки. Несмотря на огласку, которую получили находки Гоклена, и на результаты проверки основных астрологических постулатов, не было предпринято никакой попытки пересмотреть теорию астрологии и включить в нее открытия Гоклена.

Самая успешная попытка объединить астрологию и науку совпала по времени с появлением персонального компьютера. Математический фундамент астрологии и скрупулезность, которой требует составление точных гороскопов, сделали компьютер настоящей находкой в этой сфере. Как только в продаже появились маленькие домашние компьютеры, началась разработка астрологических программ. Следом появились компьютеры, специально предназначенные для составления гороскопов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я осветил основные этапы развития астрологии — с того момента, когда она была достоянием элиты, и вплоть до нашего времени, когда она заняла положение одного из важнейших феноменов популярной культуры. Эта обширная область до сих пор осталась малоизученной. Враждебность научных кругов по отношению к астрологии в XX веке внесла свой вклад в повсеместное отсутствие интереса к тайне успеха астрологии, а также другой оккультной деятельности. Многие историки, рассматривая астрологию как рудимент древних суеверий, с развитием научного прогресса попросту забыли о ней, не видя необходимости тратить время на изучение ее истории.

Только в 70-х годах XX века несколько ученых обнаружили, что астрология, подобно религии, не умирает, а, напротив, процветает. Она стала неотъемлемой частью возрождения оккультных наук, наблюдаемого в течение последнего столетия. Это возрождение заставило группу озлобленных пророков возобновить словесные атаки и попытаться понять, чем вызвана притягательность оккультизма в «просвещенный век науки». Расцвет астрологии стал еще одним доводом против представлений о мире, который неуклонно движется к просвещенной, научно подкованной утопии, где нет места религии.

Каким образом астрологии удается процветать, если ее сторонники до сих пор только стремятся узаконить свое занятие, добиваются профессионализма, признания и положения в обществе?

Взращивая любовь к науке и потребность в ней, мы не предусмотрели возможность непосредственного участия публики в этом процессе. Популярность астрологии частично можно приписать создаваемому ею облику науки. Она предлагает участие в деятельности научного сообщества, пусть даже в сфере оккультизма. Вероятно, самый важный вывод, который мы можем сделать, заключается в том, что, концентрируясь лишь на дебатах об «истинности» притязаний астрологии, об их научной достоверности, мы упустим более значительные для культуры, общества и науки истины, подтверждаемые астрологией. Будущее астрологии мало зависит от подтверждения или фальсификации ее постулатов, а неспособность научного сообщества наладить диалог с астрологией или упорядочить ее практику говорит многое и о том, и о другом. Сразу возникает по меньшей мере одна, хотя и весьма умозрительная, гипотеза: неужели астрология существует как популярное движение протеста, отстаивающее права широкой публики на участие в самом драгоценном вкладе в культуру, на возможность постичь ускользающую реальность, называемую наукой? Возможно, практикуя астрологию, мы требуем осуществления своих прав, независимо от того, есть ли у нас официальные академические рекомендации, жаждем возможности исследовать, открывать и вносить свой вклад в сокровищницу знаний.

Сосредоточившись на современных спорах между астрологами и сторонниками веры в науку, мы склонны упускать из виду союз двух тех же самых групп, существовавший в прошлом веке, их совместное противостояние «донаучным» религиям, отвергающим науку и научную мысль в пользу религиозной жизни, которую некоторые называли духовной или целостной. Сегодня астрология объединяется с возникающими оккультными учениями, представляя собой альтернативу и узконаучному мировоззрению, которое ограничивает свою сферу деятельности эмпирически видимым и рациональным, и «ненаучному» подходу «богооткровенных» религий.

Сейчас, в 80-х годах XX века, астрология не выказывает никаких признаков отмирания: напротив, она продолжает развиваться и распространяться. Игнорировать такой феномен можно только на свой страх и риск. Астрология имеет значение как популярное социальное движение, существование которого невозможно отрицать.

 

 

Глава 1

Почему я верю в астрологию

 

Астрология, зловещая черная полоса на гербе астрономии, занимает обособленное положение в сфере человеческой мысли. Множество людей «верят» в астрологию, почти не имея о ней понятия, а еще больше — «не верят», абсолютно ничего не зная о ней.

Нет другого искусства или науки, для которых такое утверждение было бы справедливым.

Астрономия, надменный ученый отпрыск астрологии, с течением веков развилась в науку небесных измерений. В своем развитии она зашла дальше, чем полагают дилетанты, превратившись в своего рода метафизику времени, пространства и движения, обсуждать, а тем более понимать которую вправе лишь посвященные.

Математика, изначально неразрывно связанная с астрономией посредством астрологии и многовековой истории, со временем, подобно астрономии, превратилась в составляющую языка нашего мышления, принимаемого как данность.

Астрология возвратилась к нам, и ее возрождение вызвало бурные споры. Современный интерес к этому древнему искусству-науке породил страстные обличения, ибо, хотя каждому человеку известен его солнечный знак, а ювелирные украшения с зодиакальной символикой пользуются бешеным спросом, многие сторонники традиционной науки опасаются, что возвращение астрологии наводнит общество никчемными и даже опасными суевериями и иррационализмом.

Вероятно, и вы бывали не раз втянуты в споры об астрологии.

Кто-нибудь из знакомых уже спрашивал у вас: «Вы верите в астрологию?» или укоризненно замечал: «Но вы ведь не верите в астрологию, правда?»

Однако среди людей, «верящих» в астрологию, есть немало таких, кто ничего или почти ничего не знает о ней и о том, из чего возникают астрологические заключения. Они читают астрологические прогнозы в ежедневных газетах, знают свои солнечные знаки и помнят о знаках, представители которых могут стать для них удачными партнерами. Возможно, кто-нибудь из этих людей даже пытался определить черты характера своего кота, пользуясь популярной астрологической брошюркой, купленной в соседнем супермаркете.

«Неверующие» мало чем отличаются от «верующих». В целом они тоже не знают об астрологии ничего или почти ничего — если не считать советов ежедневных газет и собственного солнечного знака. Однако для этой группы характерна одна особенность. В нее входит ряд видных ученых и образованных людей, в том числе — авторы широко разрекламированного документа «Доводы против астрологии». Эта публикация почти не оказала влияния на рост популярности астрологии (разве что познакомила с ней людей, которые никогда о ней не задумывались), зато поставила в неловкое положение тех, кто поставил под ней свою подпись.

Сами по себе «Доводы» были незавуалированной и неуклюжей попыткой навязать свое мнение, вторгнуться на независимую территорию. В них говорилось в буквальном смысле следующее: мы — люди науки, следовательно (несмотря на то, что понятия не имеем об астрологии, никогда не изучали ее, не пытались разобраться в ее настоящих утверждениях и в доказательствах, подкрепляющих эти утверждения), вы должны прислушаться к нашим советам и поддержать нашу рациональную и обдуманную позицию. Авторы «Доводов» вскоре обнаружили, что множество не менее выдающихся коллег высмеивают их за «ненаучный» подход к предмету.

Но эта неудача противников астрологии не была единственной. Небольшая группа авторов документа решила подвергнуть проверке знаменитый массив астрологических данных, полученных французским психологом и статистиком Мишелем Гокленом. Ученые раструбили о своих намерениях, уверенные, что найдут в вычислениях Гоклена грубые ошибки. К несчастью для них, единственным итогом их трудов стало подтверждение результатов Гоклена. Поэтому, чтобы сохранить лицо, они опубликовали измененные данные! А когда их коварный замысел был раскрыт, ученые затаились и попытались изъять из печати журнал с фальсифицированными данными. Журнал «Судьба» («FATE») разоблачил их и оповестил об этом мир в статье под названием «TARBABY». Репутация и деятельность нескольких человек были полностью дискредитированы: слишком уж «объективным» и «непредвзятым» оказался их «научный» труд.

Но если забыть об этом инциденте, существуют ли какие-нибудь основания верить в астрологию? К этому вопросу есть лишь один рациональный подход. Прежде, чем уверовать, необходимо ознакомиться с тем, на чем настаивает астрология (а также с тем, что она отвергает) и самостоятельно убедиться в справедливости ее теорий. Эффективна ли астрология для вас? Является ли она логичной, последовательной и применимой к вашей жизни?

Попросту говоря, астрология — описание человеческой реакции на воздействие Солнца, Луны и планет, а также их взаимного расположения при постоянном движении. Эти влияния еле уловимы, как психокинетические силы, которые в большинстве из нас можно измерить только с- помощью сверхчувствительных приборов. Однако они имеют самые поразительные и убедительные последствия.

Астрология — отнюдь не набор строгих детерминистских определений, не «смирительная рубашка», не система предсказаний, описывающих неизбежное будущее. Впрочем, некоторые люди и события настолько предсказуемы, что временами астрологии и вправду удается разглядеть грядущее. Но это случается редко, а так будущее остается открытым.

Астрология дает нам представление о том, как мы склонны вести себя в той или иной ситуации, общаться с людьми, каковы наши скрытые возможности, которые следует развить, чтобы наша жизнь стала более насыщенной и радостной, какие периоды будут наиболее благоприятны для работы. Таким образом, астрология не предсказывает будущее — за исключением тех случаев, когда для человека характерен определенный и неизменный стереотип поведения. Она предоставляет информацию, которая вкупе со здравым смыслом позволит вам проще, успешнее и быстрее найти свое место в мире.

Какой бы логичной и разумной ни показалась вам астрология, когда вы углубитесь в ее безбрежный мир, это еще не значит, что вопросы отпадут сами собой. Спросите своего знакомого среднестатистического ученого, верит ли он в астрологию. Скорее всего, он ответит: «Разумеется, нет!»

В ответ на свой следующий вопрос: «Почему же?» — вы услышите что-нибудь вроде: «Неужели такой интеллигентный человек, как вы, способен верить в астрологию?»

«Просто она заинтересовала меня, — отвечаете, вы, — я перечитал столько статей в газетах и журналах...» После этого вам наверняка придется выслушать лекцию о бессмысленности астрологии и невежестве ее сторонников[2].

Внимательно вслушайтесь в логику этих доводов. Проверьте, сумеете ли вы уловить хотя бы одну научно обоснованную причину или доказательство, разоблачающие ошибочность астрологии. Затем найдите среди своих знакомых, «не верящих в астрологию», человека, способного логично и научно обосновать такое неверие. Этот эксперимент станет для вас откровением. Я догадываюсь, что именно вы услышите — но это не предсказание будущего, а одна из подмеченных мною особенностей человеческого мышления. Против астрологии обычно выдвигают три основных довода.

Разоблачители скажут вам, что:

1) астрология — суеверие из эпохи суеверий;

2)нелепо верить, будто планеты способны оказывать влияние на человеческую жизнь;

3) «всемирно известный астролог Фокус-покус прошлым летом составил мой гороскоп, и он оказался полнейшей чушью — от первого до последнего слова».

 

А теперь рассмотрим эти доводы подробно.

1. Астрология — ничто иное, как суеверие. Она пришла к нам из глубины веков, когда суеверия были обычным явлением. Ее следует отвергнуть вместе с другими порождениями той же эпохи...

Но астрологию создавали те же люди, благодаря которым развивались математика, физика и медицина! Астрономия египтян и жителей Вавилона отличалась поразительной сложностью и точностью. Большой процент научных знаний эпохи суеверий пережил современные научные революции и остался жизненно важным фундаментом человеческих знаний.

То, что астрология пришла к нам из давнего прошлого, не вызывает сомнений. Абсолютно нелогично объявлять астрологию лженаукой только потому, что в ней достигли совершенства те же древние, которые заложили основы астрономии, математики, физики, навигации, химии и медицины. Только в том случае, если бы современная наука доказала несостоятельность астрологии, ее следовало бы отвергнуть. В сущности, астрология, подобно медицине, физике и астрономии, претерпела радикальные изменения, она постоянно развивалась, дополнялась новыми знаниями и уточняла прежние. Судить о ней следует не по происхождению, а по ее достоверности в нынешнем виде.

2. Совершенно нелепо верить, будто внеземные тела оказывают на нас влияние... Но «нелепо» верить только в то, что противоречит законам природы. Уже давно доказано, что мы существуем в условиях равновесия сил планетарного притяжения. Все мы знаем, что чередование океанских приливов и отливов соответствует смене фаз Луны. Известно немало подтверждений тому, что полнолуние усиливает проявления аберрантного типа поведения. Ясно, что трудноуловимые биоритмы связаны с движением Солнца и Луны. Пятна на Солнце и солнечная радиация оказывают несомненное, хотя и невидимое, влияние на состояние природной среды. За сто лет парапсихологических исследований было зафиксировано множество феноменов, для которых до сих пор не найдено убедительных теоретических объяснений. А эксперименты Мишеля Гоклена продемонстрировали взаимосвязь — неизвестного происхождения — между положениями определенных планет в гороскопах конкретных лиц и выбором занятий и профессиональными успехами. Данные Гоклена были подкреплены множеством менее известных научных отчетов.

Каким же образом планеты оказывают влияние на нас? Ответа я не знаю. Возможно, это один из тех самых вопросов, задавать которые нам упорно запрещали в детстве. Продолжая ломать над ним голову, мы, вероятно, последуем примеру Платона и Августина. И все-таки планеты воздействуют на нас неуловимым и уникальным образом, как бы странно это ни звучало. Нелепы только те, кто это игнорирует.

3. Такое случилось и со мной. Правда, мой гороскоп составил и предсказал по нему мое будущее не великий Фокус-покус, а гораздо более заурядный человек. Он даже знал некоторые факты моей биографии, и все-таки ошибся. Ни одно из его предсказаний не сбылось. Почему? Потому, что он переступил границы своих познаний и низвел астрологию до уровня банального гадания.

Существует немало несведущих астрологов. Есть и шарлатаны. Есть и такие, кто предпочитает говорить клиентам то, что они якобы хотят услышать, и полагается скорее на свой дар красноречия, нежели на познания в астрологии. Однако их существование ниспровергает астрологию не.больше, чем деятельность отдельных знахарей дискредитирует медицину. Будучи однажды обманутыми недобросовестным продавцом, мы вряд ли приходим к выводу о том, что на всем рынке процветает коррупция. Это лишь значит, что к выбору астролога мы должны подходить так же осмотрительно, как к выбору лечащего врача, дилера автомобильной фирмы или адвоката.

Целью этого отступления о непрекращающихся спорах и враждебности по отношению к астрологии было развеять туман предубеждений и заблуждений, до сих пор окружающий этот предмет, и позволить вам, конкретному человеку, объективно оценить материал, изложенный в этой книге. Указывая на ошибочность самых распространенных доводов против астрологии, я отнюдь не доказал истинность и не продемонстрировал достоинства этой науки — вовсе нет! Зато я показал, что сегодняшние попытки оттеснить астрологию на обочину культурной жизни — преимущественно вопрос моды. Астрология по-прежнему остается римской тогой в наш век деловых костюмов.

Но в любые времена по-настоящему умные люди предпочитают не выказывать веры или неверия в вопросе, в котором они абсолютно невежественны. Когда в беседах встают подобные вопросы, они обычно говорят: «В этом я некомпетентен и потому не вправе судить». Такие люди ориентированы на познание, и в процессе познания они приобретают не веру или мнение, а знания, на основании которых делают выводы.

Ричард Гарнетт, одно время служивший хранителем Британского музея, обладатель глубокого научного ума, решил изучить астрологию и узнать, что скрывается за этим названием. В качестве результата его исследований я процитирую статью об астрологии доктора Морриса Джастроу, включенную в одиннадцатое издание Британской энциклопедии:

«Доктор Гарнетт утверждал, что ошибочно путать астрологию с предсказанием судьбы, и придерживался того мнения, что астрология — «прикладная наука, такая же, как геология», опирающаяся на установленные факты».

Статью в энциклопедии доктор Джастроу завершил так:

«По крайней мере, ясно то, что некий новый синтез наук мог бы отчасти оправдать древнюю и средневековую астрологию».

Таким образом, люди доброй воли и научного склада ума никогда не отрицали астрологию, разглядев в ней зерно истины, ускользнувшее от скептиков, познания которых ограничены «верой»[3].

Таким образом, я верю в астрологию по весьма простой причине. Я изучал ее, собирал известные факты биографий разных людей и сопоставлял их с известным влиянием планет, прослеживал тысячи случаев соответствия событий и определенного расположения планет. Я наблюдал, как отражались разные расположения планет на жизни конкретных лиц — и моих клиентов, и великих людей, факты биографий которых известны или каждый день появляются в средствах массовой информации. Я изучал жизнеописания и гороскопы многих знаменитостей, в том числе Гитлера, Рузвельта, Муссолини, Сталина, Наполеона, Бисмарка, Линкольна, Вашингтона, Уилсона. Я составил гороскопы многих менее известных личностей, на которых планеты оказывали такое же сильное влияние, как на великих, прославленных и псевдовеликих, так или иначе укладывающихся в те же рамки. Отклик человеческих существ на планетарные стимулы интересует меня не меньше, чем изучение любых других природных явлений нашего мира.

Я верю в астрологию по той же причине, по которой вы верите в таблицу умножения или наркотическое воздействие алкоголя. Астрология работает; последующие страницы помогут вам выяснить, как именно она действует и что говорит о вас. Испытать астрологию вы сможете на примере своей собственной жизни.

 

Глава 2

Извечный поиск

 

Человечество ищет себя

Все в мире, даже самое возвышенное и всеобщее, меркнет по сравнению с «крестовым походом» отдельно взятого человека, стремящегося обрести на Земле мир (и гармонию). История человечества — повествование об этих поисках, поскольку и мы, и наши предки исходили Землю вдоль и поперек в войне и мире, пытаясь найти удовлетворительный способ примирения с условиями существования. Эти попытки породили религию, науку, искусство, литературу, метафизику — словом, все то, что мы называем культурой и цивилизацией. В центре всего этого находится человек: каким бы божествам он ни поклонялся, во все времена его манила тайна своего «я», обещающая окончательное разрешение любых запутанных вопросов.

Кажется, некий неистребимый инстинкт подсказывает человеку, что корень и зародыш всех возможностей кроются в нем самом. Мы стремимся к знаниям и приобретаем их; мы боремся за власть и имущество; мы ловим глас, вслушиваясь в визгливую перебранку противоборствующих самолюбий, вслух проклинаем несправедливость обстоятельств или славим богов за то, что называем удачей. Но в глубине души все мы знаем, что окончательный и неизменный итог нашего счастья кроется в загадке нашего «я». Поэтому любым способам, позволяющим нам приблизиться к тайне самопонимания, мы придаем важнейшее значение.

По этой причине человечество не скупится на похвалы поэтам, философам, психоаналитикам — всем тем, кто посвятил жизнь изучению Человека. Это самые преданные друзья и слуги человеческого рода. Все, что помогает добиться самопознания и, следовательно, овладения собой и счастья, люди причисляют к бесценным жемчужинам своей коллекции.

Долговечность астрологии — один из самых наглядных показателей значимости, которую мы придаем себе и своей судьбе. Корнями она уходит на целые тысячелетия в глубь истории; ее ветви простираются над всеми существовавшими народами. Египтяне, вавилоняне, китайцы, ассирийцы, халдеи, персы, коренные американцы и жители юго-восточной Азии — все они пользовались астрологией и продолжают применять ее по сей день. Греки позаимствовали ее с Востока и передали по наследству западному миру. Поначалу тщательно оберегаемая, она составляла часть герметического учения жрецов и жриц Исиды, касты правителей Египта. Сегодня эти давно исчезнувшие учения стали достоянием общественности благодаря Ишбелу и другим посвященным этого ордена[4].

Позднее астрология стала привилегией правителей и вождей, способом определять благоприятные моменты для военных побед, беречься от врагов или бороться с ними.

Благодаря эзотерическим и частным областям применения астрология стала такой, какой мы знаем ее сегодня: наукой, имеющей дело с глубинными, изначальными причинами человеческих поступков. Она утратила привкус мистики и аромат святости, которые окружали ее, когда предприимчивые правители с ее помощью запугивали и подчиняли себе подданных.

Астрология выскользнула из рук шарлатанов, которые и впредь эксплуатировали бы ее как мистический обряд, за участие в котором непосвященные обязаны платить кругленькие суммы. Она быстро избавилась от позорного клейма, запятнавшего гадание, вновь возникла в гуманистическом, ориентированном на психологию XX веке и теперь ведет нас в XXI век в качестве незаменимой детали механизма, с помощью которого человечество познает себя.

Первопричины человеческого поведения всегда скрыты от взгляда, до них следует докапываться потихоньку, а не вскрывать силой. Не существует способа доказать то или иное предположение, касающееся внутренней жизни духа, и таким образом, ни одно исследование души нельзя считать строго научным. Что бы мы ни изучали, о чем бы ни читали, мы вынуждены многое принимать на веру или в лучшем случае опираться на мнение человека, которого считаем заслуживающим доверия.

Человеческий дух, его мотивы и цели не подлежат абсолютному разоблачению. Лучшее, что мы можем сделать, — это пристально наблюдать за ним, проникать под поверхностный смысл его деятельности и вглядываться в непроницаемую тьму, которой он окружен, пытаясь разобраться, что приводит в действие весь механизм, какие события вызывают неисправности или поломку сложного двигателя, называемого человеческим существом. Еще не создан инструмент, который помог бы добраться до потаенных уголков души, вскрыть их, обнажить и позволить сказать с абсолютной уверенностью: «Вот теперь вы собственными глазами видите периневрий, который заставляет этого человека ненавидеть» или «любить», «надеяться» и «отчаиваться». Накопленные астрологией познания способны принести особую пользу генетикам, ибо личностные качества человека неразрывно связаны с расположением планет.

Принимая во внимание саму сущность подобных поисков, разумно предположить, что вряд ли будет изобретен такой инструмент или открыт такой метод исследования, к разработке которого тут же не подключилась бы астрология. Мы имеем дело не с силами, которые можно взвесить и измерить, а с самой неосязаемостью жизни, когда пытаемся изучить человеческий дух, его обыкновения и недостатки; а поскольку предмет наших исследований нельзя пощупать, мы вынуждены полагаться на другие неосязаемые понятия: на логику, здравый смысл, сострадание и понимание, сочетая все, что, как мы надеемся, в какой- то мере приблизит нас к пониманию «святая святых» нашего мира — человеческой личности.

Мы живем в резонансе с космосом, движемся не сами по себе, а вместе с ним.

Если же мы заклеймим как «суеверия» все порождения человеческой мысли, которые нельзя облечь в камень и сталь или же измерить штангенциркулем, мы лишимся самых возвышенных и вдохновенных достижений. Отвергнутыми окажутся все религии, а вслед за ними — и философские учения: и те и другие можно понять только сердцем, запутанным движением пытливого ума по лабиринту вопросов. Та же участь постигнет метафизику — все гипотезы о первичной природе вещей, извилистым путем которых мы порой приходим к крупице знания, имеющей огромную важность для общего роста и развития человеческого мышления.

Более того, настаивая на обязательной визуальной демонстрации причин и следствий каждого нового научного открытия, мы будем вынуждены отвергнуть множество понятий, которые ныне считаются «научными». В этом веке мы разработали совершенно новый научный лексикон, благодаря которому устарело немало терминов ньютоновской эпохи. Речь идет о теории относительности, квантовой механике, «черных дырах», кварках, квазарах и искривлении пространства. Несмотря на все попытки популяризации идей высшей физики, лишь немногие способны понимать труды Эйнштейна, Гейзенберга и Хокинга, и еще меньше людей уже видели наглядную демонстрацию этих идей. Их гипотезы находятся на грани современной науки, они приближаются к рубежу между физикой и метафизикой, где то, что можно продемонстрировать физически, сливается с тем, что можно понять только с помощью интуиции и логики; в этих туманных приграничных далях берет начало и существует человеческий дух.

Изучать астрологию — значит приближаться к тому состоянию, когда завеса между духом и телом становится особенно тонкой. Сознание приобретает необычайную остроту.

Исследование человеческого духа, в котором астрология играет столь важную роль, продвигается извилистыми и опасными путями. Волшебница из Аэндора, к которой в отчаянии обратился ветхозаветный царь Саул, вызывала мертвых, дабы открыть тайны живым. Мистики и йоги Востока практиковали и до сих пор практикуют суровые методы самодисциплины, напоминающие пытки, чтобы освободить дух от привязанностей плоти. На протяжении столетий, особенно в западном мире, многие, кто исследовал границы духовной реальности, подвергались наказаниям, их даже умерщвляли, как колдунов и слуг сатаны.

К счастью, в XX веке многое изменилось: мы не только стали снисходительнее к первопроходцам духовной реальности, но и признали, что аналитики человеческого духа относятся к представителям самых высокооплачиваемых профессий в нашем обществе. В сущности, резкий поворот в нашем отношении к духовной, неизмеримой составляющей человеческой жизни восходит к сенсационным утверждениям Зигмунда Фрейда и Карла Юнга и к триумфу их учеников. За их успехом последовала нарастающая волна исследований в области психологии и сознания.

Все чаще и чаще мы обращаемся от хаоса множества вещей, окружающих нас, к центру Вселенной, то есть к своему «я». Изучая это «я», мы сознаем, что в наш век технического прогресса машины способны в буквальном смысле слова свернуть пресловутые горы и добраться до глубин материального мира, но проникнуть в глубину человеческого духа под силу только человеческому разуму. Мы заглядываем в себя, не пользуясь никакими инструментами; оставляя руку, глаз и ухо невооруженными, мы погружаемся в бездну собственного духа и благодаря логике и точности своих мыслительных процессов воспаряем в свете самосознания и самореализации.

Творческое воображение человека разработало многочисленные методы, с помощью которых «я» можно «застать врасплох» и тем самым познать его сущность лучше, чем позволил бы скрытый разум. Один из этих методов — психоанализ. Еще один — религия. Йога, медитация, сосредоточение энергии, расслабление — список можно продолжать до бесконечности. И в этом списке прочное место занимает астрология как один из наиболее важных способов преследовать ускользающий дух (наше «я») до его убежища и обнаруживать в потаенных уголках души ключи к счастью и успеху.

 

Глава З

Сценарий жизни

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.