Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

2018-01-14 572
Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Язык является материальной оболочкой сознания, материальным его потребителем. Это относится и к речи и к письму и к электронному (машинному) языку. Сущность связи сознания с языком выражается в том, что сознание первично как идеальное свойство человека. Язык вторичен, как материальный носитель сознания, т.е. сознание первично, материя вторична в этом и заключается суть идеализма. В то же время существует проблема первичности языка по отношению к сознанию. Существуют 3 основных правила языка: 1) прежде чем сказать подумай. 2) думай когда и что говоришь. 3) не говори все то, о чем думаешь.

Функции:

1) Язык является внешним выражением сознания, т.е. первейшее значение в языке имеет его форма (качество формы).

2) Язык является средством передачи сознания, т.е. определенной информационной оболочкой.

3) Язык фиксирует, закрепляет и увековечивает сознание.

4) Язык систематизирует, организует и классифицирует сознание.

5) Язык выполняет функцию общения между людьми. Сознание и язык неразрывно связаны друг с другом и вместе выражают одну материально-идеальную систему.

6) средство общения.

Существуют 2 основных типа языков: естественный язык, выраженный в устной речи и в форме письма и искусственный язык, символический и технический.

 

Билет 33.
Понятие сознания, его происхождение и сущность.

Сознание – 1)свойство человеческого мозга, связанное с речью и языком, создающее у субъекта обобщенный образ окружающей действительности, способствующее предвосхищению деятельности и выполняющее функцию регулятора поведения и деятельности человека; 2) высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключенная в обыденном и целенаправленном отражении действительности, в предварительно мысленных построениях действительности, в предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека.

Происхождения сознания. Существует две концепции происхождения сознания: идеалистическая и материалистическая. Идеалистическая концепция связывает появление сознания с началом человеческого бытия. Материалистический подход представляет сознание как продукт развития человеческой способности отражать объективный мир во всем его многообразии.

Сторонники материалистической концепции призвали себе в помощь теорию происхождения видов Ч. Дарвина, хотя сам он считал, что первое звено живого мира «приковано к Престолу Всевышнего», а уж потом всему живому были созданы условия для эволюционного развития. Материалистическая парадигма терпеливо укрепляла веру в то, что человек – «пуп Земли и царь природы», не обратив внимания, что материалист Ф. Энгельс предупреждал: «Не обольщайтесь временной победой над природой! Природа способна мстить!».

Сущность сознания. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи, продукт социального развития и необходимое его условие. Сознание есть отражение действительности – истинное или превратное. Этим оно характеризуется в гносеологическом аспекте, причем само сознание также входит в понятие действительности, поэтому оно способно отражать не только внешние объекты, но и само себя, явления субъективной реальности. В сознательном акте осуществляется двуединое отражение – объекта и субъекта. Эта особенность сознания именуется его рефлективностью, самосознанием.

Сознание есть не только отражение, но и отношение к действительности – «мое отношение к моей среде». Этим определяются его ценностный и вместе с тем личностный аспект, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания. Всякий акт сознания несет в себе не только определенное содержание, но и «отблеск» ценностных отношений.
Бытие и человек: проблема смысла бытия.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Содержание бытия: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Основными формами бытия являются: материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (в неиндивидуального) духовного бытия; человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мир социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Билет 34.
1)Философские и научные концепции пространства и времени.

Пространство есть форма координации существующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени.

Время – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

Пространство и время – это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они – формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Не только события внешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно – направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо.

Пространство и время существуют объективно, вне и независимо от сознания. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением мысли.

Научные представления о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития. Самые первые из них возникли из очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире твердых физических тел, занимающих определенный объем.

Атомистическая доктрина пространства и времени была развита еще материалистами Древней Греции Левкиппом и Демокритом. Согласно этой доктрины, всё природное многообразие состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются, сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве. Сама же концепция была основана на атомах, которые в сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира.

Следующим значительным шагов в развитии представлений о природе пространства и времени были работы представителей классической физики. Как и для античных исследователей мира, для представителей классической физики основными были обыденные представления о пространстве и времени как о каких-то внешних условиях бытия, в которые помещена материя и которые сохранились бы, если бы даже материя исчезла.

Наряду с объективными представлениями о пространстве – времени существовали и идеалистические концепции (Беркли, Мах, Авенариус и др.), которые ставят пространство и время в зависимость от человеческого сознания, выводя их из способности человека переживать и упорядочивать события, располагать их одно после другого.

Огромный вклад в разработку научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей внес Н.И. Лобачевский. Им была выдвинута идея, согласно которой свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными.
2)Сознание, самосознание, бессознательное.

Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности; поэтому закрепляющие их формы отражения всегда носят социальный характер. Таким образом, в более узком смысле сознание - высшая форма психического отражения, свойственна общественно развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместна деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта. Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание - отражение общественного бытия; формы общественного сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д. Функции сознания: 1 Мировоззренческая 2 Познавательная 3 Творческая 4 Регулятивно - управленческая 5 Оценочная 6 Координирующая. Структура сознания. 1 Знание 2 Память 3 Эмоции 4 Воля 5 Самосознание.

Самосознание — познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта. Самосознание — неотъемлемая сторона сознания, выражает данность субъективной реальности сознания самому субъекту. Самосознание шире понятия самопознания: помимо познания себя, оно предполагает также эмоционально-ценностное и деятельно-регулятивное отношение к себе. Самосознание проходит ряд этапов в своем развитии. На доречевом уровне самосознание — это лишь осознание своей физической самотождественности, границ своего тела. Затем наступает этап осознания себя как субъекта действий, происходит осознание своих психических свойств и только затем — социально-личностная самооценка, оценка своих нравственных качеств. История изучения самосознания начинается с Сократа и Платона. Самосознание как опыт самоуглубления в Средние века оказывается важной стороной постижения Бога (св. Августин). В рационализме Нового времени определяющим в изучении самосознания оказывается принцип непосредственной данности психического, который предполагает, что внутреннему взору человека его внутренняя жизнь открывается такой, каковой она является «на самом деле» (Декарт, Б. Паскаль).

Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Наша обычная деятельность — практическая и теоретическая— сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем. Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой 3игмунда Фрейда. Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики (всё природное, родовое, врождённое, инстинктивное принадлежит этому слою психики), а сознательное, сознание - "окно во внешний мир" - лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным.

 

Билет 35.
1)Наука. Формы и методы научного познания.

Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе, мышлении. Структура любой деятельности состоит из 3х элементов: цель, предмет, средства деятельности. Цель научной деятельности – получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.