Картина мира классической науки. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Картина мира классической науки.

2018-01-14 167
Картина мира классической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Картина мира – сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и развития, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципах и интегрирующая знания и опыт, накопленные человечеством.

Классическая картина мира основывалась на достижениях классической механики Галилея и Ньютона. Она господствовала вплоть до середины XIX века. В ее фундаменте лежали принципы житейской однозначной детерминации, рациональной предсказуемости событий на основе единого общего правила или метода, гарантирующего построение истинной теории. Графическим образом классической картины мира была модель прогрессивно направленного линейного развития. Объяснительным эталоном в этой картине мира считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они относились только к области механики и существовали изолированно. Предполагалось, что все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Выполняет следующие функции:

1) интегративную, обеспечивающую синтез базовых научных знаний.

2) нормативную, которая состоит в том, что задает систему установок и принципов освоения общности, влияет на формирование методологических норм научного исследования.

парадигмалъную, которая обеспечивает существование научной традиции; обусловливает постановку и решение исследовательских задач, поведение ученых; влияет на формирование норм научного исследования

Билет 11.
Философия эпохи эллинизма.
неклассичекая и постнеклассическая (современная) картина мира.

Во время эллинистического и римского периода с одной стороны происходит расширение сферы распространения греческой философии, с другой – снижение уровня ее теоретичности.

Характерные черты периода эллинизма:

-Анализ этических проблем тесно связан с учениями о природе

-Формируется скептицизм как особое философское направление, где сомнение становится универсальным философским принципом

-Развивается мистицизм, ведущий к религиозно-философскому синкретизму и появлению христианской философии

Эпикур ­– основатель школы Эпикуеризма. В теории познания Эпикур ценил науку, которая избавляет от суеверий, но любое научное объяснение – благо, и не следует решать, какое из объяснений правильное. Он признавал ведущую роль чувств в процессе познания. Эпикур считал, что смысл жизни в наслаждении и счастье. Под счастьем он понимал невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность. А главное наслаждение – отсутствие страдания.

Стоицизм. Основатель школы стоицизма – Зенон из Китиона. Главный авторитет стоиков – Сократ.

Основные заповеди:

-Согласие с природой

-Добродетель – цель сама по себе, а не то, что приносит благо

-Все страсти безоговорочно осуждаются; идеал поведения – апатия, безразличие к радости и горю.

Тема судьбы – ведущая в античности. В стоицизме, призывающем жить в согласии с природой, это означает безропотно принимать удары судьбы.

Скептицизм– в античной философии течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом. Наиболее видные представители – Пиррон и Секст Эмпирик.

Античная философия знает два вида скептицизма:

А) Сомнения в чувственных восприятиях – текучесть и качественная неустойчивость вещей ведут к нечеткой их различимости в восприятии, а потому и невозможности судить о них в категориях истины и лжи.

Б) Сомнения в дедуктивных построениях, в исходных аксиомах – никто не знает и никогда не может знать достоверно данное суждение или нет, поскольку нет достоверных исходных аксиом, без которых дедуктивное умозаключение в принципе невозможно.

Отсюда – моральный и логический скептицизм: никогда не может быть рационального основания, чтобы предпочитать определенный порядок действия другому.

2 Неклассическая картина мира. Пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX веков. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая.

- Методы зависят от объекта

- Методы связывались не только с объектом.

- При изучении объекта учитываются приборы, способы и сам акт изучения. Цель добиться адекватного описания.

- Методологический плюрализм

- Системность

- Влияние человека не устранимо

- Реальность: а) потенциальная (нами не воспринимается, но также очень важна) б) актуальная (реализуется в акте наблюдения)

Открытия: электромагнитные волны Герцена; электромагнитное излучение Рентгена, теория относительности Эйнштейна.

Постнеклассическая картина мира – В XX века цивилизация столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием. Стало очевидно, что наука не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Если на первом этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на втором — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством сохранения цивилизации. Изменились не только отношения общества к науке, но и поведение самого научного сообщества. В связи с этим в последнюю треть XX века происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука.

Разработана с учетом достижений бельгийской школы Ильи Пригожина. Основу составляет термодинамика неравновесных нелинейных открытых систем, идея универсального эволюционизма.

Идеи: единство мира заключается в том, что на всех уровнях организации действуют общие законы, системное видение мира, случайное и необходимое, самопроизвольный переход к упорядоченному состоянию, самоорганизация включает генерацию и эволюцию, системность.

Признаки: изменяется характер научной деятельности, распространение междисциплинарных исследований, повышение роли социальных и экономических факторов, обозначились человеческие ориентации.

Синергетика (междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем) природа структурирована в несколько видов открытых нелинейных систем, связь между ними через хаотическое состояние, неравновесность необходимое условие развития, когда нелинейные системы объединяются, образуется новая система, при переходе от хаоса к порядку все системы ведут себя одинаково, случайность, мир развивается как маятник от хаоса к порядку, диалектика – всё развивается по спирали.

 

Билет 12.
Периодизация и характерные черты философии Средневековья.
Ценность и оценка. Виды ценностей.

от распада Римской империи до эпохи возрождения


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.