Тема 5. Социальная стратификация и мобильность — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 5. Социальная стратификация и мобильность

2018-01-14 942
Тема 5. Социальная стратификация и мобильность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Темы сообщений

 

1. Понятие социального пространства.

2. Исторические типы стратификации общества: рабство, касты, сословия, классы.

3. Подходы к описанию социального пространства:

А) Классовый подход (К. Маркс, М. Вебер)

Б) Стратификационный подход (П. Сорокин).

4. Социальная структура современного российского общества (Н.М. Римашевская, Т.И. Заславская и др.)

5. Понятие и виды социальной мобильности.

 

Задания и упражнения

1. Опишите свой полный набор статусов. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем предписываемыми, а какие достигаемыми, определите главный статус.

 

2. Правда ли, что:

§ статус чемпион мира, доктора наук или рок – звезды можно приобрести только благодаря собственным усилиям?

§ приписываемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий?

§ статус мужа является достигаемым?

§ актер – смешанный статус?

§ никто не в силах изменить пол, расу, национальность?

§ мужчина – прирожденный статус?

§ русский – приписываемый статус?

§ биологическая национальность может быть вытеснена социально приобретенной?

§ король – достигаемый статус?

 

3. Ниже приведены примеры статусных наборов. В каждом случае надо решить, могут ли они принадлежать одному человеку (дать разъяснения):

§ директор банка, научный сотрудник, депутат, рабочий;

§ председатель профкома, мужчина, инженер, член общества филателистов, спортсмен – любитель, русский;

§ женщина, мать, сестра, врач, москвичка, беженка.

§ школьница, дочь, выпускница, спортсменка, подруга;

§ священник, православный, мужчина, русский, аристократ, музыкант.

 

4. Приведите конкретные примеры или опишите ситуации, когда:

§ низкий социальный статус постепенно перерастает в высокий личный;

§ личные качества отступали бы на второй план перед национальными.

 

5. Проверьте на совместимость статусов следующие ситуации:

§ депутат выполняет функции министра;

§ представитель власти входит в преступную группировку;

§ врач выполняет функции судьи;

§ выпускник инженерного вуза работает юристом;

§ домохозяйка работает врачом;

§ студент баллотируется в мэры;

§ священник участвует в выборах в Государственную Думу.

 

6. К какому виду статусов (социальному, личному, достигаемому, смешанному, приписываемому) принадлежат: безработный, жадина, инвалид, домохозяйка, эмигрант, чемпион мира, член профсоюза, теща, православный, руководитель завода, школьник, китаец, девушка, наркоман, душа компании, сестра, трус, эгоист, конфликтный, турист, мачеха, американец, детдомовец.

 

7. Укажите соответствие между понятиями и определениями:

Понятия Определения
Статус Статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени
Роль Несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей
Главный статус Совокупность всех статусов данного индивида
Социальный статус Функциональная связь статусов и ролей на основе специализации и кооперации труда
Личный статус Социальное положение человека в обществе
Статусный набор Положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы
Приписываемый статус Место статуса в иерархии
Общественное разделение труда Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие
Достигаемый статус Положение, которое человек занимает в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам
Ранг Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, удаче и везению
Несовпадение статусов Динамическая характеристика статуса

 

8. Как вы думаете, почему социализм называют «равенством в бедности»?

 

9. Проведите анализ стратификации общества в рамках следующих теорий:

  Функционалистическая (Т. Парсонс) Конфликтологическая (Р. Дарендорфф)
Название страт/классов    
Критерий деления на страты/классы    
Каналы мобильности    

 

12. Раскройте содержание указанных понятий:

Понятия Содержание
Класс  
Страта  
Каста  
Стратификация  
Социальная структура  
Социальная мобильность  
Статус  
Социальная дифференциация  
Абсолютная бедность  
Относительная бедность  
Стратификационная система  

 

11. Что общего и в чем различие класса и страты?

 

12. Какие типы стратификационных систем наиболее характерны для современного российского общества? Возможно ли одновременное существование всех стратификационных систем в одном обществе?

 

13. Дворянство, духовенство, мещанство, крестьянство — основные сословия феодального общества. Они занимали в нем различное социальное положение, имели неодинаковое политическое влияние, отличались по характеру и степени образованности, по привычкам и другим приз­накам. Какой принцип лежал в основе выделения этих важных для понима­ния социальной структуры феодального общества групп людей?

 

14. Приведите не менее 5 примеров мобильности

Вертикальная восходящая Вертикальная нисходящая Горизонтальная Групповая Индивидуальная
         

 

15. Что такое «каналы вертикальной циркуляции»? Какова их роль в формировании социальной структуры общества?

16. Какие из перечисленных далее каналов социальной мобильности наиболее значимы в традиционном обществе и какие в индустриальном обществе: армия, церковь, школа (образование), политическая организация, экономическая организация.

 

17. Как вы считаете, можно ли рассматривать процесс миграции в обществе как один из видов социальной мобильности?

 

18. Раскройте понятие социального лифта. Насколько доступен этот канал мобильности в современной России.

 

19. Проанализируйте проявления гендерного неравенства применительно к различным регионам страны. Попытайтесь объяснить причины, влияющие на особенности этих проявлений.

 

20. В традиционном обществе принадлежность к землячеству играет важную роль в совершении восходящей мобильности. С чем, на ваш взгляд, связаны проявления указанного фактора в современном российском обществе?

 

21. Каковы основные пути сглаживания социальных различий в современном обществе? Какой из них, по вашему мнению, превалирует в современном российском обществе? Обоснуйте свою точку зрения.

 

22. Проанализируйте и расставьте по степени предпочтительности факторы, способствующие совершению восходящей мобильности в современной России: занятие бизнесом, занятость в сфере культуры и творчества, удачная женитьба (замужество), принадлежность к силовым структурам, близость к власти, получение качественного образования. Свой ответ аргументируйте.

 

23. Согласны ли вы со следующими суждениями:

§ Порог бедности в одном столетии может считаться порогом изобилия в другом.

§ Для среднего класса современных обществ характерно доминирующее положение женщины в семье.

§ В прошлом бедность была уделом меньшинства, а сегодня большинства развитых стран.

§ В основе возникновения ценностей лежит социальное сравнение.

§ Прожиточный минимум в России сегодня не соответствует потребительской корзине.

 

24. Прокомментируйте следующие высказывания:

§ В современных развитых странах до сих пор существует разного рода рабство.

§ Представители класса «мелкой буржуазии» при капитализме – это одновременно и собственники, и наемные работники.

§ Универсальным измерением неравенства в обществе является уровень властных полномочий.

 

25. Согласны ли вы следующими суждениями:

§ Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов – в рабочие и крестьяне.

§ Чем выше человек поднимется по социальной лестнице, тем больше у него рождается детей.

§ Уровень смертности в стране влияет на вертикальную мобильность.

§ В примитивных обществах больше статусов чем в современных.

§ Все аскриптивные являются прирожденными.

 

Кейс-задания

 

Задание 1. Прокомментируйте следующие высказывания:

§ Равенство или неравенство в большей мере побуждает людей хорошо трудиться

§ Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатство и больше богатых, тем глубже нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, следовательно, тем меньше бедных и нуждающихся. С чем вы согласны?

§ Где больше заботятся о соблюдении прав человека - в обществе официального равенства или в обществе официального неравенства?

§ Одни специалисты считают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность - это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, войн, стихийных бедствий, а также по причине физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Ваше мнение?

§ Какое общество больше заботиться о малоимущих и пенсионерах - бедное или богатое?

§ Бедность и богатство - два полюса социальной жизни. Стресс фиксируют и на одном, и на другом. Почему?

§ Т. Мальтус считал: бедность - следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет размножение населения и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государственные субсидии и заботу о бедных всецело доверить частной благотворительности. Согласны ли Вы с таким мнением?

§ Бедность - это источник процветания общества. Трудится лишь тот, кто не имеет богатства и собственности. Чем больше бедных, тем больше рабочей силы в стране, значит, шире производства, выше рост богатства. Таким образом, без бедности нет труда, без труда нет богатства. Попробуйте опровергнуть аргументировано.

§ По мнению У. Самнера, люди беднеют не из-за промышленной отсталости страны, а из-за чрезмерного угнетения их государством. Государство, подавляющее инициативу, уничтожает средний класс. А там, где нет мощного среднего класса, поляризация на богатых и бедных сильнее. Прокомментируйте.

 

Задание 2. Попробуйте разобраться, истинно или ложно следующее утверждение:

§ Остатки социального неравенства сохраняются при социализме потому, что невысок уровень материального производства, существуют различия между умственным и физическим трудом, городом и деревней, не соблюдается принцип разделения по труду.

§ Г. Спенсер придерживался таких взглядов на бедность: бедные и богатые одинаково нравственны или безнравственны. Если рабочий люд обнаруживает больше пороков, то к этому их вынуждают условия и бедность. И богач, поставленный на их место, вел бы себя подобным образом.

§ Правительство должно поставить всех в равные условия - личная свобода, равное право на землю, равное право частной собственности на землю. Нарушение естественных прав ведет к неравенству и бедности. В обществе, где соблюдаются такие права, но бедность все же возникает, виноваты сами люди, их личные качества. Так ли это? Аргументируйте.

§ Американский социолог У. Спенсер придерживался альтернативной модели общества: одна альтернатива - свобода, неравенство, выживание сильнейшего; другая - несвобода, равенство, выживание слабейшего. Промежуточного пути нет. Первая ведет к развитию, вторая к кризису. При какой альтернативе бедность выше?

§ К. Маркс считал, что поляризация богатства на одном полюсе общества порождает рост нищеты на другом. У.Спенсер возражал: в современном обществе увеличение богатства способствует повышению уровня жизни всего населения, а демократический порядок дает шанс выбраться из нищеты. Кто прав?

§ Спенсер рассуждал так: государственная помощь бедным вредна. Во-первых, вмешательство государства уже означает ограничение свободы людей. Во-вторых, помощь одним всегда происходит за счет других людей.

§ Чем больше живущих на государственное пособие, тем меньше число живущих работой, следовательно, сокращается производство необходимых людям товаров и начинается бедность. Таким образом, пособия не уничтожают, а перераспределяют бедность от одних к другим. Так ли это?

 

Проверочные тесты

 

1. Основной критерий группобразования в классовом подходе к анализу социальной структуры:

А) уровень дохода;

Б) профессия;

В) отношение к средствам производства;

Г) уровень образования.

2. Основной критерий группообразования в стратификационном подходе к анализу социальной структуры:

А) уровень дохода;

Б) профессия;

В) отношение к средствам производства.

Г) уровень образования.

3. Социальная стратификация – это:

А) деление всех членов общества на группы в соответствии с определенной заданной системой критериев;

Б) сословная организация общества;

В) объединение людей для достижения конкретной цели;

Г) приобретение человеком определенного социального статуса.

4. Социальная мобильность – это:

А) изменение человеком места своего постоянного проживания;

Б) смена ценностных ориентации личности;

В) изменение социального статуса индивида или группы;

Г) расширение профессионального и общекультурного кругозора.

5. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:

А) повышение в должности;

Б) изменение вероисповедания;

В) увольнение по сокращению штатов;

Г) смену профессии.

6. Примером горизонтальной мобильности является:

А) увольнение по сокращению штатов;

Б) смена гражданства;

В) вступление в брак с представителем своей социальной группы;

Г) повышение в должности.

7. Теории социальной мобильности органически связаны с:

А) концепциями социальной стратификации;

Б) теориями социального господства;

В) теориями демографических изменений;

Г) концепциями институциональной социологии.

8. Социальный статус – это:

А) оценка, которую общество дает личности;

Б) положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями;

В) степень признания достоинств личности;

Г) модель поведения в обществе.

9. Достигаемым называется статус, который:

А) достается через личные усилия и конкуренцию;

Б) навязывается обществом вне зависимости от заслуг и личных усилий;

В) достается при рождении;

Г) то же что и аскриптивный статус.

10. Социальная роль – это:

А) оценка, которую общество дает статусу личности или должности;

Б) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих;

В) степень признания достоинств личности;

Г) то же, что и социальный статус.

11. Понятием «ролевая дистанция» обозначается:

А) ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею;

Б) различие между исполнением своих социальных ролей обладателями различных социальных статусов;

В) ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же субъектом;

Г) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.

12. Верны ли следующие суждении: А) Роль дает статическое изображение предмета социологии, а статус – динамическое. Б) Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определены социальными нормами.

А) Оба верны.

Б) Оба неверны.

В) Верно только А.

Г) Верно только Б.

13. Кого следует считать обладателем такого социального статуса как люмпен?

А) Бомжа.

Б) Рабочего.

В) Студента.

Г) Банкира.

14. Субъективным показателем стратификации (т.е. зависящим от мнения людей) является:

А) престиж профессии;

Б) власть;

В) доход;

Г) образование.

15. Открытой является следующая стратификационная система:

А) кастовая;

Б) сословная;

В) классовая;

Г) рабство.

16. Исторически первой системой социальной стратификации является:

А) страты;

Б) касты;

В) классы;

Г) сословия.

17. Социальный слой, обеспечивающий стабильность в современном обществе:

А) элита;

Б) бедные;

В) маргиналы;

Г) средний класс.

18. Особенность социальной стратификации современной России состоит в следующем (выберите несколько вариантов ответов):

А) почти полное отсутствие «среднего» класса;

Б) маргинализация основной части населения;

В) резкая поляризация населения между «очень богатыми» и «очень бедными»;

Г) отождествление политической и экономической элиты.

19. Верны ли следующие суждении: А) Социальная стратификация – это совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства. В социальной стратификации все статусы равны и связаны между собой функционально.

А) Оба верны.

Б) Оба неверны.

В) Верно только А.

Г) Верно только Б.

20. Статусной несовместимостью в социологии называется:

А) несовпадение статусных устремлений у обладателей двух и более соотносимых социальных статусов;

Б) противоречие социальных интересов представителей основных классов общества;

В) несоответствие личных способностей и специальной подготовки индивида требованиям его социального статуса;

Г) ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств или измерений при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.

Тема 6. Личность и общество

Темы для сообщений

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».

2. Ролевая концепция личности Т. Парсонса.

3. Концепция личности З. Фрейда.

4. Поведенческая концепция Дж. Хоманса и Б. Скинера.

5. Теория зеркального «Я» Ч. Кули.

6. Теория «обобщенного» другого Дж. Мида.

7. Теория личности К. Маркса.

8. Одномерный человек Г. Маркузе.

9. Понятие модальной личности.

10. Понятие и виды социализации.

11. Понятие ресоциализации и десоциализации.

 

Задания и упражнения

1. Отношение народа к богатству противоречиво. Оцените его на основании следующих поговорок:

§ “Если ты скота лишился, родственники станут чужаками” (башкирская);

§ “Не с деньгами жить, а с добрыми людьми” (русская);

§ “Золото собьет с пути и ангела” (тюркская);

§ “Быть довольным положением своих дел – наибольшее богатство” (латвийская).

 

2. Объясните причины ассоциаций в пословицах:

§ “С волками жить – по волчьи выть”;

§ “Попал в стаю – лай, не лай, а хвостом виляй”;

§ “С кем поведешься, от того и наберешься”;

§ “С собакой ляжешь – с блохами встанешь”.

 

3. Какие суждения вы относите к общечеловеческим, национальным, классовым, индивидуальным:

§ бедность – не порок;

§ что хочу, то ворочу;

§ кто не отомстил за смерть родственника, тот не мужчина;

§ старших надо уважать;

§ ребята, давайте жить дружно;

§ на добро надо отвечать добром;

§ джентльмен должен держать слово.

 

4. Как вы понимаете следующие выражения:

§ “Развивать человека в человеке” (Н. Г. Чернышевский);

§ “Найти человека в человеке” (Ф. М. Достоевский);

§ “Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке” (Л. С. Выговский).

 

5. В какой половине – первой или второй – человек усваивает большинство социальных ролей и культурных норм?

 

6. Согласны ли вы с утверждением, что в женщине больше развито начало индивидуальности, а в мужчине – личности?

 

7. Как провести разграничение между биологическим и социальным в человеке?

 

8. В реальной жизни встречается множество моментов унижения человека. Более страшным для человека считается моральное унижение. Человек боится потерять свою личность. Почему?

 

9. Приведите не менее 5 примеров:

Черты, присущие любому человеку как представителю человеческого рода Черты, присущие отдельному человеку Черты, присущие личности
     

 

10. Специалисты утверждают, что человек, вперве попробовавший наркотики в 20 лет, к 30 годам законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, попробовавший их в 13 лет, к 23 деградирует как личность. Почему?

 

11. Как вы понимаете выражение: «Человек, как в зеркало, смотрится в другого человека»?

 

12. Проведите сравнительный анализ понятия «социальная роль»:

Обыденное понимание Социологическая интерпретация Психологическая интерпретация
     

 

13. Прокомментируйте следующее высказывание американского социолога Питера Бергера относительно ролевой теории личности: «Социолог ставит с ног на голову идею здравого смысла о том, что появлению институтов предшествует появление людей с определенными качествами. Совсем наоборот. Свирепые воины находятся потому, что есть готовые к походу армии; потому появляются мыслители, что университету нужно заполнить штат, а убийцами становятся потому, что кого-то надо убить. Неверно, что каждое общество состоит из тех людей, которые ему нужны». Вы согласны с этим? Аргументируйте свой ответ.

14. Как вы думаете, социализация подавляет личностный потенциал индивида или способствует его развитию?

 

15. Дайте определения следующим понятиям личности:

Феральный человек  
Фрустированный человек  
Депривированный человек  
Дискриминированный человек  

 

16. В чем заключается появление социализации в пожилом возрасте? Как человеку преодолеть трудности социализации после выхода на пенсию?

 

17. Приведите 3-5 примеров жизненных ситуаций, когда реализуются следующие понятия:

Социализация Десоциализация Ресоциализация
     

 

18. Приведите примеры того, каким образом другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для нас.

 

19. Чем различаются понятия: «значимые другие» и «обобщенный другой»?

 

20. Заполните таблицу:

  Общее Различия
Воспитание    
Социализация    

 

21. Являются ли агентами социализации для человека следующие лица: почтальон, надзиратель в тюрьме, продавец, директор телевидения, учитель, друг, попутчик в поезде?

 

22. В чем проявляют себя дисфункции гендерной социализации?

 

23. Какие агенты гендерной социализации наиболее значимы для ребенка? Подростка? юноши и девушки?

 

24. Согласны ли вы со следующими суждениями:

§ Социализация есть способ изменения и развития культуры.

§ Ресоциализация представляет собой период социализации, связанный с получением формального образования.

§ Социализация присуща не только человеку, но и животным.

§ Десоциализация – это кумулятивный процесс накопления социальных навыков.

§ Девиантное поведение чаще всего наблюдается у молодых людей.

 

25. Прокомментируйте следующие высказывания:

  • Социальный характер является продуктом уровня развития общества.
  • Единственным типом недевиантного поведения в типологии Р. Мертона является конформность.
  • Социальным конформистом можно назвать законопослушного гражданина.
  • Главным агентом первичной социализации является семья.

 

Кейс-задания

Задание 1. Прокомментируйте предложенное японским филологом Мори Дзедзи образное сравнение европейского типа личности с яйцом в скорлупе, а японского — с яйцом без скорлупы.

«..."яйцо в скорлупе" имеет твердую, лишенную эластичности внешнюю оболочку. Поскольку внутренность яйца защищена скорлупой, ее трудно разрушить. Зато, когда давление извне превосходит допустимые пределы, яйцо мгновенно лопается. Так как внутренняя часть заключена в скорлупу, каждое яйцо выглядит отдельным предметом, который можно автономно перемещать в пространстве и наделить собственным именем. Пыль, пристающая к гладкой и твердой скорлупе, не проникает внутрь и легко стирается. По внешнему виду невозможно распознать, не испорчено ли яйцо, но внешняя защита в известной мере предохраняет его от загрязнения. Напротив, "яйцо без скорлупы" мягко эластично. Не защищенное скорлупой, оно сравнительно легко разрушается, но не от внезапного удара, а медленно, поддаваясь давлению извне. Поскольку такое яйцо относительно аморфно, ему нельзя присвоить имя и переносить с места на место без сосуда. К нему легко пристает пыль, которую трудно удалить: зато через окружающую его мягкую пленку легко распознать начавшееся разложение»[2].

Задание 2. Проанализируйте описанные ниже стили воспитания детей, принятые в Японии и в Англии. Постарайтесь ответить на вопрос: чем обусловлены различия между этими стилями и на какие задачи «работает» каждый из них.

«В Японии воспитатель чаще стремится использовать методы поощрения, нежели наказания. Воспитывать там означает не ругать за совершенные плохие поступки, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания японских детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия для этого. Японские традиции воспитания исходят из того, что чрезмерное давление на психику ребенка может привести к обратному результату.

Если оценивать процесс воспитания детей в Японии с европейской точки зрения, то можно заключить, что японских детей неимоверно балуют. В первые годы жизни им ничего не запрещают, не давая тем самым повода для плача и слез. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются только в школьные годы, но и тогда они вводятся постепенно. Только с шести — семи лет японский ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается.

В Англии процесс социализации детей основывается на совершенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. Согласно английским педагогическим принципам баловать детей — значит, портить их. Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже холодно. За совершение проступков ребенка ждет суровое наказание. С детства молодые англичане приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и их не надо специально подготавливать для взрослой жизни. Сознательно отстраняясь от детей, родители тем самым готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16-17 лет, получив аттестат об окончании школы, дети покидают родительский дом и живут отдельно»[3].

Задание 3. На семинарском занятии, предваряя детальный разговор о проблемах ролевого поведения, поразмышляйте над тем, почему развитие и трансформация старых и обретение новых ролей так важны для развития человека. Для этого необходимо обратиться к вопросу: что на что влияет — личность на роли или роли на личность?

Полезный для обсуждения данного вопроса опыт можно получить при просмотре художественного фильма «Эксперимент» режиссера О. Хиршбигля. Этот художественный фильм был снят по мотивам реальных событий — эксперимента Зимбардо, который вместе со своими студентами решил выяснить, являются ли тюремные зверства порождением порочных преступников и злобных охранников или сами роли охранника и заключенного ломают и ожесточают даже чутких и жалостливых людей? Для участия в эксперименте студенческая группа была случайным образом (на основе жеребьевки) разделена на «охранников» и «заключенных», был создан соответствующий антураж, и группы приступили к выполнению своих ролей. В первый день эксперимента студенты преимущественно развлекались и шутили, однако уже на второй день, по словам Зимбардо, стало ощущаться «все растущее несоответствие между реальностью и иллюзией, между выполнением роли и самоидентичностыо... Эта тюрьма, которую мы сами создали, стала поглощать нас как создание своей собственной реальности».

В реальности эксперимент был прекращен через шесть дней. В фильме «Эксперимент», конечно, все преувеличено.

Обсудите фильм на семинаре. Прокомментируйте следующее высказывание Нигера Бергера:

«...если рассматривать роль только как регуляторную модель видимых со стороны действий, то можно упустить один существенный аспект роли. Мы чувствуем себя более пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда потрясаем кулаками, т.е., скажем, поцелуй не только выражает пыл, но и "производит" его. Регламентированные действия привносят в роль соответствующие эмоции и социальные установки. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди. Солдат слышит в своей душе зов Марса, надев военную форму. У каждого из них соответствующая эмоция или социальная установка могла присутствовать и до начала игры, но роль неминуемо усиливает ее. Однако во многих случаях есть все основания полагать, что в сознании актеров не было абсолютно ничего, что могло бы предвосхитить выполнение ими их ролей. Другими словами, умными становятся с назначением на преподавательскую должность, верующими — выполняя обряды, готовыми к бою — маршируя в строю... Роль воспитывает, придает форму, задает типовые образцы и действия и самого актера. В этом мире очень сложно притворяться, и, как правило, человек становится тем, кого он играет»[4].

 

Задание 4. В контексте проблемы социализации и ресоциализации проанализируйте приведенные ниже данные (табл. 13 и 14), полученные Ю. Левадой в ходе исследования характера адаптации россиян к социокультурным трансформациям 1990-х-начала 2000-х гг.[5]

Таблица А.

Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни? (2001, N = 2400 человек, % от числа опрошенных)

  Высказывание май июль сентябрь октябрь ноябрь
1. Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни          
2. Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни: жить, ограничивая себя в большом и малом          
3. Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь          
4. Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего в жизни          
5. Я живу, как и раньше, - для меня в последние годы ничего особенного не изменилось          
  Затрудняюсь ответить          

Таблица Б.

Варианты адаптивного поведения в различных социальных группах (ноябрь 2001, N=2400 чел., % от числа опрошенных, по столбцу)

            Все
Всего            
Возраст, лет
До 20            
20-29            
30-39            
40-49            
50-59            
60 и старше            
Образование
Высшее            
Среднее            
Ниже среднего            
Тип поселения
Москва и Петербург            
Большие города            
Средние            
Малые            
Села            
Социально-профессиональный статус
Руководители            
Специалисты            
Служащие            
Квалифицированные рабочие            
Неквалифицированные рабочие            
Учащиеся            
Пенсионеры            
Домохозяйки            
Безработные            

 

Проверочные тесты

1. Процесс социализации личности исключает:

А) обучение личности;

Б) культурное развитие человека;

В) воспитание личности;

Г) изоляцию личности.

2. Понятия «социальный статус» и «социальная роль» находятся в следующем соотношении:

А) социальная роль представляет собой ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом индивида;

Б) социальная роль есть разновидность социальных статусов индивида;

В) социальный статус есть разновидность ролевого набора индивида;

Г) социальная роль отражает номинальную позицию индивида, а социальный статус – ранговую.

3. Автором какой теории личности является К. Маркс?

А) Психологической.

Б) Социологической.

В) Поведенческой.

Г) Философской.

4. Личность – это:

А) совокупность черт, отличающих одного индивида от другого;

Б) самое общее понятие, обозначающее его абстрактного представителя человеческого рода, так наз. Homo sapiens;

В) выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений;

Г) все выше перечисленное.

5. Модальная личность – это:

А) часто встречающийся тип личности в конкретном обществе;

Б) редко встречающийся тип личности в обществе;

В) модный человек;

Г) одномерный человек.

6. Ролевая концепция личности Т. Парсонса включает в себя след


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.