Тестирование учащихся III класса — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тестирование учащихся III класса

2018-01-14 407
Тестирование учащихся III класса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первое полугодие

Звучит ария Ивана Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».

Вопрос 1: Как называется это произведение?

Вопрос 2: Какой композитор сочинил эту музыку?

Вопрос 3: Какие средства музыкальной выразительности создают

образ защитника Родины? Нужное – подчеркни.

Вопрос 4: Напиши названия знакомых тебе литературных и музыкальных произведений, в которых созданы образы защитников Отечества?

Звучит романс «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова.

Вопрос 5: К какому жанру можно отнести это произведение?

Вопрос 6: Какие средства выразительности передают характер этой музыки?

Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

Вопрос 7: Какой композитор сочинил эту музыку – русский или зарубежный?

Нужное – подчеркни.

Вопрос 8: Где может звучать эта музыка?

Звучит «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт».

Вопрос 9: Какие стихи созвучны этому музыкальному сочинению (1 или 2)?

1. Сонный зимний ветер надо мной поет,

Усыпляет песней, воли не дает,

Пусть заносит снегом, по полю бежит,

Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.

И. Бунин

2. Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

И. Никитин

10. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которыми ты познакомился

на уроках музыки в III классе.

 

Тест для учащихся III класса

Первое полугодие (200__/200__уч. г.)

 

Фамилия, имя_____________________________Школа________ Класс______

 

1. Романс «Жаворонок» Ария Ивана Сусанина Величание

2. Чайковский Прокофьев Мусоргский Глинка

  1. Медленный темп Напевная мелодия Мажорный лад Низкий голос (бас)
  2. _______________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Песня Симфония Романс Кант

6. Взволнованная мелодия Быстрый темп Минорный лад

7. Зарубежный Русский

8. В концертном зале В школе В церкви

9. Первое Второе

10. _______________________________________________________________

________________________________________________________________

Поурочные разработки. 3 класс

Третья четверть

Введение

На уроках в этой четверти 3 класса происходит работа с разворотами Учебника и Рабочей тетради по разделам «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале».

В разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» происходит знакомство учащихся с жанром былины, а также с образами народных сказителей – Баяна и Садко, сказочного персонажа – пастушка Леля. Продолжается освоение традиций народных праздников (Масленица) на примере оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Одной из задач этой четверти является исполнение учащимися образцов песенного жанра в фольклорной манере – разучивание мелодии «с голоса» учителя, пение a capella, формирование навыков подголосочного и двухголосного пения, драматизация («разыгрывание») народных песен, вокальные и инструментальные импровизации в народном духе.

В разделе «В музыкальном театре» третьеклассники продолжают изучение особенностей таких знакомых им жанров сценической музыки как опера и балет, а также нового жанра – мюзикл. При восприятии и исполнении фрагментов из опер, балетов, мюзиклов учащиеся осваивают такие понятия как: увертюра (вступление), музыкальные характеристики главных героев (тема, ария, каватина, танец, сцена), солисты-певцы, солисты-танцоры, ансамбль исполнителей, хор. В процессе знакомства с оперой, балетом, мюзиклом подчеркивается роль оркестра (инструментального ансамбля) в спектакле, обогащаются представления учащихся о приемах развития музыкальных образов (повтор, контраст, варьирование). Путешествие по страницам опер, балетов и мюзиклов дает возможность школьникам глубже осознать взаимосвязь содержания характеристик персонажей спектаклей и музыкальной формы (куплетная, трехчастная, рондо, вариации).

В разделе «В концертном зале» продолжается освоение третьеклассниками тех произведений, которые составляют сокровищницу мировой музыкальной культуры. В процессе изучения этого раздела учащиеся знакомятся с произведениями камерной и инструментально-симфонической музыки русских (П. Чайковский) и зарубежных (К. Глюк, И.-С. Бах, Н. Паганини) композиторов, с жанрами концерта, инструментальной миниатюры, с тембрами инструментов – фортепиано, флейта, скрипка, а также осмысливают особенности музыкального языка произведений.

Определенное значение при изучении названных выше разделов имеет литературно-зрительный ряд Учебника: информационные тексты, стихотворные фрагменты, репродукции с картин известных художников, тематические рисунки. Их восприятие способствует закреплению музыкальных представлений в сознании школьников, способствуют становлению чувства музыкального стиля.

Напоминаем, что все виды музыкально-практической деятельности учащихся – восприятие музыки и размышления о ней, поиск ответов на проблемные вопросы, выполнение творческих заданий, а также пение, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, импровизации на уроках музыки – направлены на осознание духовно-нравственной сущности музыкального искусства, эмоционально-образного строя сочинений, интонационно-жанровой природы музыки.


Тематическое планирование уроков III четверти (11 ч)

№ урока Тема урока
  1 (17)   2 (18)   3 (19)     4 (20)   5 (21) 6 (22)   7 (23) 8 (24)     9 (25)     10 (26)   11 (27)   «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч) Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе. Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля. Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с масленицей» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. «В музыкальном театре» (6 ч) Опера «Руслан и Людмила». М. Глинка (2 ч). Образы Руслана, Людмилы, Черномора. Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика». К.В. Глюк. Контраст образов (Хор фурий. Мелодия). Опера «Снегурочка». Н.А. Римский – Корсаков. Образ Снегурочки. Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н. Римского-Корсакова. «Океан –море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П. Чайковского. Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерс, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбников. «В концертном зале»(2 ч) Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. П. Чайковский. Народная песня в Концерте. Музыкальные инструменты – флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение темы четверти.  

 

Урок № 1 (17)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

 

На первом уроке третьей четверти начинается работа по разделу Учебника «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Развороты «Настрою гусли настаринный лад» и «Былина о Садко и Морском царе» знакомят учащихся с таки жанром русского песенного фольклора как былина.

На этом уроке можно разучить с третьеклассниками две мелодии – «Былина о Добрыне Никитиче», прославленном русском богатыре, защитнике земли русской и «Былина о Садко и Морском царе», о приключении новгородского путешественника-гусляра Садко. Перед разучиванием этих мелодий предложите учащимся по нотной записи определить, в каком характере их нужно исполнять, какие особенности они имеют (повторность фраз). При разучивании особое внимание следует уделить напевности звучания детских голосов при умеренном темпе, выработки навыков кантилены. Желательно проводить разучивание без аккомпанемента, a capella, так как этого требуют фольклорные традиции. Возможно также прочтение текста былин одновременно с имитацией игры на гуслях, как это предлагается на развороте Рабочей тетради «Былины» (с.14–15)

Информация для учителя

"Былина о Добрыне Никитиче" была издана в сборнике "100 русских народных песен" в обработке Н.Римского-Корсакова, выпущенного в Санкт-Петербурге в 1876-1877 гг.

На уроках развития речи третьеклассники также знакомятся с жанром литературных сказаний - былин - и поэтому могут самостоятельно ответить на вопросы: о чем рассказывают былины? какие черты русских богатырей - защитников Отечества прославляются в былинах? кто исполнял былины в древности? почему исполнителей былин называли певцами-сказителями? какой инструмент сопровождал пение былины? на какой из известных картин русского художника В. Васнецова запечатлены образы русских богатырей (в том числе – Добрыни Никитича)? о каких ратных подвигах русских богатырей они узнали из былин?

Анализ литературного текста "Былины о Добрыне Никитиче" дает возможность ребятам убедиться в том, что в нем используется прием олицетворения - не белая береза, не шелковая трава к земле клонится, а Добрынюшка кланяется родной матушке и просит

благословить его на ратные подвиги, на борьбу с вражескими ордами. Пусть дети обратят внимание и на то, что в тексте передается диалог, разговор между воином и его матерью.

Обратите внимание учащихся на зрительный ряд этих разворотов, где они увидят репродукцию картины К. Васильева «Бой Добрыни со Змеем» и рисунок художника-оформителя В. Брагинского, на котором изображен Садко и Морской царь. Пусть ребята попытаются определить характер и настроение этих живописных полотен, а также вспомнить известные им фрагменты литературных былин.

 

Продолжить изучение особенностей былинных напевов можно на знакомых третьеклассникам произведениях – фортепианной пьеса «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» современного композитора В. Кикты[16]. Восприятие этих сочинений позволит учащимся «войти» в мир образов Древней Руси, услышать как композитор подражает звучанию гуслей (фортепиано, арфа), одному из самых древнейших струнных музыкальных инструментов, а также почувствовать неторопливость, размеренность звучания напевов, которые сопровождают «переборы» гуслей.

Интерес учащихся к звучанию гуслей можно вызвать также при организации своеобразного «ансамбля гусляров», исполнив под фонограмму «Былинные напевы» или импровизацию на тему русской народной песни «Как под яблонькой»[17].

Таким образом, на первом уроке в разных видах музыкально-практической деятельности происходит усвоение особенностей жанра былины (повествовательный характер, распевы, повторы фраз), тембра музыкального инструмента – гусли.

Урок № 2 (18)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

На втором уроке рекомендуется работа с разворотом Учебника «Певцы русской старины» и «Лель, мой Лель…». Музыкальный опыт третьеклассников позволяет обратиться к беседе о том, что сказочные образы русского фольклора находили свое воплощение в музыке опер русских композиторов. Пусть учащиеся вспомнят песню Баяна – былинного сказителя – из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».[18] В этом музыки они, наверняка, услышат повествовательный характер высказывания Баяна, звучание гуслей, тембр голоса певца (тенор).

В опере-былине Н. Римского-Корсакова, ее главный герой – певец-гусляр Садко – поет несколько песен: «Ой ты, темная дубравушка» (протяжная), «Заиграйте, мои гусельки!» (плясовая), «Высота ли, высота поднебесная…»(былинный напев с хором). Предложите ребятам, ориентируясь на нотную запись (с. 59 Учебника), определить, мелодию какой из песен играет на фортепиано (баяне или каком-либо другом музыкальном инструменте) учитель, чем эти мелодии отличаются друг от друга. Далее на уроке можно разучить главные мелодии песен Садко, а затем послушать их в фонозаписи. Такое «вживание» в музыкальный образ Садко (пение и восприятие) поможет третьеклассникам определить их жанровую принадлежность, вспомнить, как называется высокий мужской голос певца-исполнителя (тенор).

В другой сказочной опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», в основе сюжета которой известная русская народная сказка, пересказанная писателем А. Островским, композитор создал поэтичный образ пастушка Леля. Его чудесные песни, игра на свирели, добрый нрав «растопили» сердце холодной Снегурочки, дочери Весны и Мороза.

Перед прослушиванием третьей песни Леля из оперы «Снегурочка», пусть учащиеся рассмотрят репродукции с работ мастера лаковой миниатюры В. Липицкого из Федоскино – «Лель» и «Песня Леля». На обеих картинах Лель изображен в простой крестьянской одежде, на фоне родной русской природы, рядом с березкой, со свирелью в руках. Можно предложить школьникам


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.