Г.Р. Фахретдинова, Т.Н. Яковлева — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Г.Р. Фахретдинова, Т.Н. Яковлева

2018-01-14 674
Г.Р. Фахретдинова, Т.Н. Яковлева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г.Р. Фахретдинова, Т.Н. Яковлева

Экономика

Микроэкономика

уфа 2005

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

Г.Р. Фахретдинова, Т.Н. Яковлева

экономика

 

Микроэкономика

 

 

Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан

уфа 2005

УДК 330.101.542 (07)

ББК 65.012.1 (я7)

Ф29

 

  Ф29 Фахретдинова Г.Р., Яковлева Т.Н. Экономика. Микроэкономика: Учебное пособие к практическим и семинарским занятиям. / Г.Р. Фахретдинова, Т.Н. Яковлева; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2005 – 153 с.

 

 

ISBN 5-86911-542-6

 

Пособие включает тестовые задания с ответами, примеры решения типовых задач с комментариями, задачи для самостоятельного решения с ответами и вопросы для самопроверки знаний студентов по основным темам курса раздела «Микроэкономика».

Предлагаемые задания позволяют проверить глубину знания экономических понятий и степень понимания экономических процессов и проблем. Комментарии к решению задач способствуют формированию логики экономического мышления и выработке навыков расчета экономических показателей в конкретных хозяйственных ситуациях.

Пособие будет полезно студентам в качестве дидактического материала на семинарских занятиях и особенно при самостоятельном освоении курса. Помимо студентов, пособие может быть рекомендовано преподавателям для выдачи домашних заданий студентам.

Предназначено для студентов всех направлений и специальностей УГАТУ.

 

Табл. 36. Ил. 22. Библиогр: 16 назв.

 

Научный редактор д-р экон. наук, проф. И.В. Дегтярева

 

Рецензенты: Башкирская Академия государственной службы управления канд. экон. наук, доцент Миянов Р.А.;
  канд. экон. наук, доцент кафедры Башкирского государственного университета Сибагатуллина С.Р.

 

 

ББК65.012.1 (я7)

 

ISBN 5-86911-542-6   © Г.Р. Фахретдинова, Т.Н. Яковлева, 2005 © Уфимский государственный авиационный технический университет, 2005

содержание

 

Предисловие......................................................................................................    
Тема 1. Общие основы экономики. Развитие экономической теории..... Тесты............................................................................................... Примеры решения задач с комментариями................................. Задачи для самостоятельного решения....................................... Вопросы для самопроверки...........................................................    
Тема 2. Рынок. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность.................................................................................... Тесты............................................................................................... Примеры решения задач с комментариями................................. Задачи для самостоятельного решения....................................... Вопросы для самопроверки...........................................................    
Тема 3. Теория потребительского поведения. Выбор и равновесие потребителя..................................................................................... Тесты............................................................................................... Примеры решения задач с комментариями................................. Задачи для самостоятельного решения....................................... Вопросы для самопроверки...........................................................    
Тема 4. Теория фирмы в рыночной экономике и организационные формы бизнеса. Эффективность деятельности предприятий...... Тесты............................................................................................... Примеры решения задач с комментариями................................. Задачи для самостоятельного решения....................................... Вопросы для самопроверки...........................................................    
Тема 5. Теория производства. Объём и издержки производства.............. Тесты............................................................................................... Примеры решения задач с комментариями................................. Задачи для самостоятельного решения....................................... Вопросы для самопроверки...........................................................    
Тема 6. Доход, равновесие и поведение фирм на рынках совершенной и несовершенной конкуренции..................................................... Тесты............................................................................................... Примеры решения задач с комментариями................................. Задачи для самостоятельного решения....................................... Вопросы для самопроверки...........................................................    
Тема 7. Рынки факторов производства (ресурсов).................................... Тесты............................................................................................... Примеры решения задач с комментариями................................. Задачи для самостоятельного решения....................................... Вопросы для самопроверки...........................................................    
Тема 8. Общее экономическое равновесие и несостоятельность рынка. Роль государства в рыночной экономике..................................... Тесты............................................................................................... Примеры решения задач с комментариями................................. Задачи для самостоятельного решения....................................... Вопросы для самопроверки...........................................................  
  Список литературы........................................................................  

 

предисловие

 

Учебное пособие предназначено для практического освоения курса «Экономика» (раздел «Микроэкономика»). Содержание и структура учебного пособия соответствуют рабочей программе курса «Экономика» и Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования РФ. Темы, предложенные в пособии, являются базовыми для изучения курса.

Главная цель пособия состоит в оказании помощи студентам в самостоятельной практической работе по изучаемой дисциплине.

Данное учебное пособие содержит 8 тем, по каждой из которых предполагается выполнение четырех видов заданий:

1) тесты с ответами;

2) примеры решения типовых задач с комментариями;

3) задачи для самостоятельного решения с ответами;

4) вопросы для самопроверки знаний.

Предлагаемые задания иллюстрируют теоретический материал, позволяют проверить степень его усвоения, развивают навыки применения теоретических знаний в практике решения экономических задач.

Тестовые задания требуют определенного ответа, который выражается в оценке истинности предлагаемых утверждений. Наличие ответов к тестам позволяет не только контролировать знания, но и осуществлять обучение. При работе с тестами в аудитории целесообразно сопровождать ответы на них комментариями студентов.

Примеры решения типовых задач с комментариями предназначены для демонстрации логики применения теоретических знаний для получения ответов на конкретные экономические вопросы. В комментариях к задачам предлагаются формулы для расчета основных экономических показателей, производится анализ полученных промежуточных и конечных результатов и на их основе делаются выводы. Для лучшего восприятия и понимания логики решения экономических задач даются графические иллюстрации.

Задачи для самостоятельного решения потребуют у студентов умения самостоятельно применять теоретические знания и приобретенные навыки расчетно-графической работы. Задачи для самостоятельного решения и типовые задачи могут не совпадать по содержанию. Студентам предоставляется возможность находить собственные пути решения задач на основе опыта решения типовых задач и комментариев к ним. Предлагаемые ответы к задачам позволяют удостовериться в правильности применения расчетно-графических алгоритмов и понимания существующих экономических процессов, взаимосвязей, принципов.

Вопросы для самопроверки знаний студентов обращают их внимание на важные составляющие экономических знаний, а также служат информацией к размышлению.

Все виды заданий могут быть использованы как студентами, так и преподавателями на семинарских занятиях, а задачи для самостоятельного решения и вопросы для самопроверки знаний рекомендуются в качестве домашнего задания студентам.

Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры экономической теории УГАТУ под общей научной редакцией д-ра экон. наук, проф. И.В. Дегтяревой и предназначено для студентов всех направлений и специальностей.

Авторский коллектив:

· ст. преподаватель Т.Н. Яковлева– предисловие, темы 1, 2, 3, 4;

· канд. экон. наук, доцент Г.Р. Фахретдинова– темы 5, 6, 7, 8.

 

Тесты

 

Выберите правильные ответы.

1. Общественное воспроизводство представляет собой:

а) процесс непрерывного возобновления производства материальных и духовных благ, услуг и связанных с ними экономических отношений;

б) непрерывный процесс взаимодействия факторов производства;

в) процесс реализации общественного продукта, произведенного за год;

г) процесс обмена общественного продукта в соответствии с его стоимостной структурой.

Ответ: а.

 

2. Укажите правильную последовательность стадий процесса воспроизводства:

а) обмен, потребление, распределение, производство;

б) распределение, производства, обмен, потребление;

в) производство, распределение, потребление, обмен;

г) производство, распределение, обмен, потребление.

Ответ: г.

 

3. Производство – это:

а) процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества;

б) процесс взаимодействия рабочей силы и средств производства;

в) любая деятельность по использованию рабочей силы и оборудования, а также природных ресурсов и материалов для создания новых благ;

г) все ответы верны.

Ответ: г.

 

4. Рабочая сила представляет собой:

а) трудовую деятельность;

б) средство производства благ;

в) состояние духа человека;

г) совокупность способностей человека для трудовой деятельности.

Ответ: г.

 

5. Средства производства включают:

а) рабочую силу и предметы труда;

б) рабочую силу и средства труда;

в) предметы труда и продукты труда;

г) предметы труда и средства труда.

Ответ: г.

6. Предметом труда является:

а) средство, с помощью которого производится продукт;

б) то, на что направлен труд и из чего в результате процесса производства получается продукт труда;

в) совокупность материальных ресурсов;

г) продукт процесса производства.

Ответ: б.

 

7. К средствам труда относится все то:

а) из чего получается продукт труда;

б) на что направлен человеческий труд;

в) с помощью чего человек воздействует на предмет труда;

г) чем обладает человек.

Ответ: в.

 

8. Факторы производства – это:

а) совокупность материальных и людских ресурсов, вовлеченных в процесс производства и используемых в нем;

б) это ресурсы, используемые для производства экономических благ;

в) земля, капитал, труд и предпринимательские способности, используемые в производстве благ;

г) все ответы верны.

Ответ: г.

 

9. Экономические ресурсы – это:

а) все факторы производства;

б) необходимые средства и условия для производства экономических благ;

в) потенциальные источники создания экономических благ;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

Ответ: г.

 

10. Общим свойством экономических ресурсов является их:

а) относительно ограниченное количество (ограниченность);

б) полезность;

в) ценность;

г) все ответы верны.

Ответ: а.

 

11. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди;

б) невозможно одновременное и полное удовлетворение с их помощью всех потребностей всех членов общества;

в) хозяйствующие субъекты не умеют рационально вести хозяйство;

г) верны ответы а, б.

Ответ: г.

 

12. Потребности – это:

а) отношения между потребителем и продавцом;

б) желание, необходимость иметь что-либо;

в) покупательная способность;

г) выражение недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом;

д) верны ответы б, г.

Ответ: д.

 

13. Разграничьте экономические и естественные блага:

а) продукты природы (деревья в лесу, уголь в недрах, грибы в лесу);

б) продукты труда (древесина на лесопильном заводе; уголь, поднятый из земных недр; грибы на приемном пункте);

в) результат производственной деятельности (выпеченный хлеб, мебель в магазине).

Ответ: естественные – а; экономические – б, в.

 

 

14. Верным является следующая взаимосвязь:

а) появление потребностей обусловлено производством;

б) потребности являются побуждающим мотивом производства;

в) верны ответы а и б;

г) верного ответа нет.

Ответ: в.

 

15. Если все ресурсы в экономике страны используются таким образом, что наращивать производство одного блага можно только сокращая производство другого, то экономическая ситуация в стране:

а) эффективная;

б) неэффективная;

в) кризисная;

г) верного ответа нет.

Ответ: а.

 

16. Альтернативные издержки – это:

а) трудоемкость изготовления единицы продукции;

б) общая сумма затрат на изготовление единицы продукции;

в) затраты на производство единицы одного товара, выраженные через затраты на производство соответствующего количества единиц другого товара;

г) количество одного продукта, которым необходимо пожертвовать, чтобы увеличить объем производства данного товара на единицу.

д) верны ответы в и г.

Ответ: д.

 

17. Кривая производственных возможностей показывает:

а) ограниченность ресурсов;

б) эффективность экономики;

в) экономический выбор;

г) альтернативные затраты;

д) все ответы верны.

Ответ: д.

 

18. Кривая производственных возможностей выражает:

а) взаимосвязь между факторами производства;

б) максимальный объем производства двух благ при использовании всех пригодных ресурсов;

в) соотношение между производственными мощностями и объемом выпускаемой продукции;

г) дополнительный выпуск продукции при увеличении (уменьшении) ресурсов.

Ответ: б.

 

19. Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется:

а) ограниченностью ресурсов;

б) падением эффективного производства;

в) существованием вмененных издержек;

г) все ответы верны.

Ответ: а.

 

20. Выпуклость кривой производственных возможностей относительно начала координат объясняется:

а) полной взаимозаменяемостью ресурсов;

б) растущей альтернативной стоимостью дополнительных единиц производимых благ;

в) взаимодополняемостью ресурсов.

Ответ: б.

 

21. В каком случае кривая производственных возможностей представлена прямой линией:

а) в условиях неограниченности ресурсов;

б) в условиях абсолютной заменяемости экономических ресурсов;

в) при ограниченных ресурсах такого быть не может;

г) ни в каком.

Ответ: б.

 

22. Действие закона возрастания альтернативных издержек обусловлено:

а) отсутствием абсолютной взаимозаменяемости экономических ресурсов при их использовании для производства альтернативных благ;

б) ограниченностью экономических ресурсов;

в) потерями общества при переключении ресурсов из одних сфер их использования в другие;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

Ответ: г.

 

23. Выберите наиболее корректное определение экономической теории:

а) наука о том, как делать деньги;

б) наука о деньгах, капитале, ценах, производстве и занятости;

в) наука о поведении людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

г) наука об экономических отношениях и законах, знание которых позволяет выбирать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и их распределения в целях потребления;

д) наука о поведении участников общественного воспроизводства, имеющая практическое значение в решении конкретных хозяйственных вопросов.

Ответ: г.

 

24. Разграничьте позитивные и нормативные утверждения (позитивный и нормативный подход):

а) цены на продукты, входящие в набор «потребительской корзины», должны быть низкими;

б) высокие пошлины на ввозимые в страну иностранные автомобили выгодны отечественным производителям и поэтому желательны;

в) безработица в России достигает 9 % от количества трудоспособного населения;

г) стипендии, пенсии и заработная плата должны постоянно индексироваться;

д) служащие государственного аппарата не должны иметь привилегий;

е) за последние годы в экономике России наблюдается замедление инфляции;

ж) структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей;

з) структурная перестройка должна осуществляться постепенно.

Ответ: позитивные – б, в, е, ж; нормативные – а, г, д, з.

 

25. Понятие «социально-экономическая система» охватывает:

а) организационно-технические отношения;

б) организационно-экономические отношения;

в) социально-экономические отношения;

г) духовно-культурные отношения;

д) все перечисленное верно.

Ответ: д.

 

26. При цивилизационном подходе к классификации социально-экономических систем за основу принимаются:

а) уровень развития техники и технологии;

б) структура экономики;

в) система общечеловеческих интересов и ценностей и духовно-культурные достижения;

г) способ производства.

Ответ: в.

 

27. Критерием формационной классификации социально-экономических систем являются:

а) система духовных ценностей человека;

б) общественный способ производства;

в) природно-климатические условия;

г) техническая база экономики.

Ответ: б.

 

28. Согласно теории стадий экономического роста (технологическому подходу) основой разграничения социально-экономических систем является:

а) уровень технологического развития;

б) уровень обеспечения социальной справедливости;

в) система духовно-культурных ценностей;

г) структура экономики.

Ответ: а.

 

29. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы: кейнсианство, физиократы, маржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм.

Ответ: меркантилизм, физиократы, классическая школа, маржинализм, неоклассическая школа, кейнсианство.

 

 

Примеры решения задач с комментариями

 

Задача 1.

В условной экономической системе производятся два вида продукта: х и у. Для производства 1 ед. продукта х требуется 50 ед. ресурса, для производства 1 ед. продукта у – 25 ед. ресурса. Общий объем полностью взаимозаменяемого ресурса, которым располагает экономическая система, составляет 400 ед. Определите альтернативные издержки производства последней единицы продукта х.

Решение и комментарии.

По определению альтернативные издержки производства продукта х определяются количеством продукта у, от производства которого необходимо отказаться ради производства дополнительной единицы продукта х. Так как ресурс, из которого изготавливаются оба продукта, является полностью взаимозаменяемым, альтернативные издержки производства любой единицы продуктов х и у неизменны. Для их определения нужно рассчитать объемы выпуска обоих продуктов, разделив величину располагаемого объема ресурса (400 ед.) на соответствующие нормативы его затрат для изготовления продуктов х и у:

400 ед.: 50 ед. (х) = 8 ед. продукта х,

400 ед.: 25 ед. (у) = 16 ед. продукта у.

Альтернативные затраты, связанные с изготовлением последней единицы продукта х (как и любой другой единицы х), равны:

16 ед. у: 8 ед. х = 2 ед. у.

То есть для производства последней (восьмой) единицы продукта х необходимо отказаться от производства двух единиц продукта у.

 

Задача 2.

В условной стране производятся только два товара – велосипеды и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных альтернатив приведены в табл. 1.1. Начертите кривую производственных возможностей. Рассчитайте альтернативные издержки производства стиральных машин и объясните их динамику.

Отыщите на графике точку М (80 велосипедов и 30 стиральных машин) и точку N (30 велосипедов и 20 стиральных машин). О чем свидетельствуют эти точки?

 

 

Таблица 1.1

 

Варианты выбора Велосипеды (шт.). Стиральные машины (шт.) Альтернативные издержки
А      
В      
С      
D      
Е      

 

Решение и комментарии.

По определению кривая производственных возможностей (КПВ) – это линия, каждая точка которой показывает максимальное количество благ (в определенном наборе), какое может быть одновременно произведено за данный период при данных ресурсах и технологии в условиях полного и эффективного их использования. То есть на КПВ изображены варианты эффективного производства велосипедов и стиральных машин в определенном наборе (рис. 1.1).

По заданным параметрам в табл. 1.1 построим КПВ.

 

 

Рис. 1.1. Кривая производственных возможностей ABCDE

 

Точка М лежит за границей производственных возможностей и свидетельствует о невозможности такого производства при данном количестве используемых ресурсов и имеющейся технологии.

Точка N лежит внутри области производственных возможностей и свидетельствует о неполном или неэффективном использовании имеющихся ресурсов.

В табл. 1.2 представлены результаты расчетов альтернативных издержек производства стиральных машин (см. определение в предыдущей задаче) при смене производственных альтернатив (изменении выбора):

при переходе от А к В (100 – 90) велос.: 10 стир. маш. = 1 велосипед,

при переходе от В к С (90 – 75) велос.: 10 стир. маш. = 1,5 велосипеда,

при переходе от С к D (75 – 55) велос.: 10 стир. маш. = 2 велосипеда

при переходе от D к Е (55– 0) велос.: 10 стир. маш. = 5,5 велосипедов.

 

Таблица 1.2

 

Варианты выбора Велосипеды (шт.) Стиральные машины (шт.) Альтернативные издержки
А     -
В      
С     1,5
D      
Е     5,5

 

Альтернативные издержки по мере движения по КПВ возрастают, о чем свидетельствует форма кривой. Это значит, что производство каждой дополнительной единицы стиральных машин требует отказа от все большего количества велосипедов. Значит ресурсы, используемые для производства дополнительных стиральных машин, становятся все менее эффективными. Их требуется все большее количество. Действует закон возрастания альтернативных затрат.

 

 

Задача 3.

Дана кривая производственных возможностей (КПВ) (рис. 1.2). Что произойдет с КПВ, если:

а) в отрасли, производящей товар у, НТП позволит увеличить количество продуктов у до 60 ед.;

б) в отрасли, производящей товар х, вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить количество х до 30 ед.;

в) эти процессы произойдут в обеих отраслях?

Рис. 1.2. Кривая производственных возможностей

Решение и комментарии.

Достижения научно-технического прогресса (НТП) способствуют увеличению ресурсов и улучшению их качества, совершенствованию технологий, что позволяет расширять границы производственных возможностей экономической системы. Графически этот процесс сопровождается смещением КПВ вверх и вправо в положение КПВ 1 в каждом конкретном случае (рис. 1.3, а, б, в).

 

а б
в

 

Рис. 1.3. Расширение границы производственных возможностей

 

Задача 4.

Ниже представлены четыре альтернативных варианта производства продукта А и В:

  I II III IV
A (шт.)        
В (шт.)        

Построить кривую производственных возможностей (КПВ). Определить:

а) альтернативные издержки второй единицы продукта А;

б) общие альтернативные издержки производства двух единиц продукта А.

Решение и комментарии.

По заданным значениям построим КПВ (рис. 1.4).

 

 

Рис. 1.4. Кривая производственных возможностей (КПВ)

а) альтернативные издержки второй единицы продукта А рассчитываются как разница в объеме выпуска продукта В при выпуске одной единицы и двух единиц продукта А: 4 ед. В – 2 ед. В = 2 ед. В, т.е. для производства второй единицы продукта А следует отказаться от производства двух единиц продукта В;

б) общие альтернативные издержки двух единиц продукта А рассчитываются как разница в объеме выпуска продукта В при нулевом выпуске продукта А и при выпуске двух единиц продукта А: 5 ед. В – 2 ед. В = 3 ед. В, т.е. для производства двух единиц продукта А следует отказаться от производства трех единиц продукта В.

 

Задача 5.

В экономической системе производится 200 тыс. т молока и 300 тыс. т пшеницы. Альтернативные издержки молока равны 5. Найдите максимально возможный выпуск пшеницы после увеличения выпуска молока на 10 %.

Решение и комментарии.

Согласно условию задачи, для производства дополнительной 1 тыс. т молока необходимо сократить производства 5 тыс. т пшеницы, перераспределив ограниченные производственные ресурсы из сферы производства пшеницы в сферу производства молока.

Выпуск молока увеличится на 20 тыс. т (200 тыс. т · 10 %: 100), а выпуск пшеницы сократится на 100 тыс. т (20 тыс. т · 5). То есть максимально возможный выпуск пшеницы составит 200 тыс. т (300 тыс. т – 100 тыс. т) при выпуске молока 220 тыс. т (200 тыс. т + 20 тыс. т).

 

Задача 6.

Увеличение выпуска сыра на 10 т требует сокращения выпуска творога на 16 т. Найдите альтернативные издержки производства сыра и творога, при условии, что ресурсы являются абсолютно взаимозаменяемыми.

Решение и комментарии.

Исходя из заданного соотношения альтернативные издержки производства сыра определяются: 16 т творога: 10 т сыра = 1,6, т. е. для увеличения выпуска 1 т сыра необходимо сократить выпуск 1,6 т творога.

Альтернативные издержки творога можно определить, предполагая, что для увеличения выпуска творога на 16 т, необходимо сократить выпуск сыра на 10 т. Тогда: 10 т сыра: 16 т творога = 0,625, т.е. для увеличения выпуска 1 т творога необходимо сократить выпуск 0,625 т сыра.

 

Задача 7.

Потенциальный покупатель снимает квартиру и платит ее хозяину 1000 ден. ед. в год, храня при этом свои средства в банке, что обеспечивает ему 9 % годового дохода.

Определите максимальную цену квартиры, при которой имеет экономический смысл ее приобретение потенциальным покупателем.

Решение и комментарии.

Покупка квартиры экономически целесообразна в том случае, когда альтернативное использование суммы, равной ее цене, будет приносить меньший доход, чем плата за ее наем. Обозначив через х цену квартиры, условие ее покупки можно записать следующим образом:

0,09 х ≤ 1000, откуда х = 11 111 ден. ед.

 

Это значит, что при цене квартиры больше 11 111 ден. ед. получаемый с этой суммы в банке доход (9 %) превысит 1000 ден. ед., что обеспечит покупателю оплату аренды квартиры и получение дополнительного дохода. Поэтому экономически целесообразно арендовать, а не покупать квартиру.

И, наоборот, при цене квартиры меньше 11 111 ден. ед. получаемый с этой суммы доход в банке (9 %) будет меньше 1000 руб., поэтому выгоднее купить квартиру, а не арендовать.

 

 

Задачи для самостоятельного решения

 

Задача 1.

В табл. 1.3 приведены данные об изменении структуры производства в стране с началом войны:

 

Таблица 1.3

 

Варианты А Б В Г Д Е Ж
Тракторы              
Танки              
Альтернативные затраты              

Построить кривую производственных возможностей. Рассчитать альтернативные издержки производства танка для каждого варианта. Дать анализ динамики альтернативных издержек.

Ответ: 0,167; 0,455; 0,7; 1,33; 1,8; 4.

 

Задача 2.

В стране А производится ежедневно или 50 пар сапог, или 150 рубашек. Изобразите кривую производственных возможностей государства А.

Покажите, как сдвинется кривая производственных возможностей, если в государстве А появится новая техника, позволяющая выпускать ежедневно:

а) 200 пар рубашек;

б) 70 пар сапог.

 

Задача 3.

Укажите точки на рис. 1.5, соответствующие приведенным ниже объемам выпуска, и определите эффективность производства (эффективное / неэффективное) и его возможность (возможное / невозможное):

а) 38 автомобилей и 20 часов (точка А);

б) 25 автомобилей и 32 часа (точка В);

в) 20 автомобилей и 120 часов (точка С);

г) 50 автомобилей и 100 часов (точка D).

 

 

Рис. 1.5. Кривая производственных возможностей

 

Ответ: в точке А эффективное производство; в точке В неэффективное производство; в точках С, D производство невозможно.

 

Задача 4.

Ниже представлены альтернативные варианты производства продуктов С и D:

 

С          
D          

 

Перестройте кривую производственных возможностей. Определите:

а) альтернативные издержки производства третьей единицы продукта С;

б) общие альтернативные издержки трех единиц продукта С.

Ответ: а) 6; б) 10.

 

Задача 5.

В табл. 1.4 представлены данные, характеризующие производственные возможности условной экономической системы по выпуску потребительских и инвестиционных товаров.

Таблица 1.4

 

Объем выпуска продукции, Альтернативные варианты:
усл. ед.: А В С D E F
потребительские товары            
инвестиционные товары            

 

Определите, как изменятся альтернативные затраты при выпуске последней единицы инвестиционных товаров по сравнению с альтернативными затратами на изготовления первой единицы этого вида продукции. Объясните, почему?

Ответ: увеличатся в 5 раз.

 

Задача 6.

Увеличение выпуска молока на 4 т требует сокращения выпуска сахара на 6 т. Найдите альтернативные (вмененные) издержки производства молока и сахара, если ресурсы являются абсолютно взаимозаменяемыми.

Ответ: 1,5 и 0,67.

 

Задача 7.

Экономическая система в состоянии произвести максимально возможный выпуск кофе в объеме 20 тыс. т или пшеницы – 80 тыс. т. Кривая производственных возможностей представляет собой отрезок прямой. Найдите:

1) альтернативные издержки производства кофе и пшеницы;

2) максимально возможный выпуск кофе при производстве 60 тыс. т пшеницы.

Ответ: 1) 4 и 0,25; 2) 5 тыс. т.

 

Задача 8.

Экономическая система производит автомобили и пушки в следующих альтернативных количественных комбинациях:

автомобили            
пушки            

Определите альтернативные издержки:

а) одного дополнительного автомобиля;

б) одной дополнительной пушки.

Ответ: а) 3, 4, 5, 6, 7 пушек;

б) 1/6, 1/5, 1/4, 1/3 автомобиля.

 

Задача 9.

Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов.

Ответ: альтернативная стоимость компьютера равна двум магнитофонам.

 

 

вопросы для самопроверки

 

1. Какова взаимосвязь потребностей и благ?

2. Приведите примеры следующих групп потребностей:

1) первичных и вторичных;

2) жестких и эластичных;

3) материальных и духовных;

4) производственных и потребительских.

3. Охарактеризуйте уровни потребностей в пирамиде потребностей А. Маслоу.

4. Что лежит в основе разграничения благ на естественные и экономические? Приведите примеры.

5. Известно, что общественный продукт в своем движении проходит четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Вопрос о том, с какой из этих стадий начинается экономика, является дискуссионным. Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.

6. Различаются ли понятия «фактор» и «ресурс»? Приведите примеры.

7. Назовите основные факторы производства и характеризуйте их.

8. Какие недостатки имеет концепция «четырех факторов»? Почему теория постиндустриального общества расширяет ее?

9. Что вы понимаете под ограниченными ресурсами, рациональным и эффективным их использованием?

10. Почему экономика как наука имеет дело только с редкими ресурсами?

11. Назовите фундаментальные проблемы экономики.

12. Что характеризует кривая производственных возможностей?

13. Почему экономический выбор всегда сопряжен с альтернативными издержками?

14. Что такое социально-экономическая система и какова ее роль в развитии общества?

15. Дайте характеристику смешанной экономики как основной современной формы экономической системы.

16. Дайте характеристику командной эконом


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.279 с.