Роль религии в морально-этическом становлении и развитии личности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Роль религии в морально-этическом становлении и развитии личности

2018-01-14 1075
Роль религии в морально-этическом становлении и развитии личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Религия позволяет человеку адаптироваться к происходящему вокруг него, искать ответы на возникающие вопросы, способствует формированию его, как личности. Религия укрепляет веру человека, которая объединяет в себе его устойчивые представления об окружающей действительности. Насколько таковые соответствуют действительности зависит от осознания человеком своей роли и места в этом мире. И если они, эти представления, вполне его устраивают, это как раз и укрепляет его современную религиозную основу, которая сформирована многими поколениями до него для того, чтобы осознанно проводить отведенное для жизни время. Религиозный опыт передается от поколения к поколению как национальные особенности, традиции и правила. Если же у человека в конкретных условиях нет чувства гармонии, основанного на религиозных догматах, то появляется либо альтернативное видение, либо толкование тех или иных религиозных положений, либо он стремится найти себе другое «место под солнцем», как вы говорите, которое соответствует его религиозным представлениям, что естественно. Как можно оценить влияние на человека всего окружающего его мира, его внутреннюю религию? Человек живет в обществе, в определенной среде обитания (в каменных джунглях города или в сельской местности), которая в первую очередь и определяет его развитие и становление как личности.

И если религия как способ самосовершенствования существует в отдельно взятом личностном сознании, то инструмент эксплуатации существующего в личностном сознании предмета также является продуктом человеческой деятельности. И таким инструментом является церковь. При этом не нужно думать ничего плохого. Эксплуатировать - это значит использовать. А уж цели использования остаются на совести тех, кто за это взялся.

Религию эксплуатировать невозможно, а вот веру, как устойчивые представления вполне легко, особенно, если усвоить то, что узкое сознание управляется гораздо легче, нежели расширенное. Человек податлив безмерно, если его мировоззрение неустойчиво, и наоборот, если он до фанатизма уверен в верности доктрин или догм, то его сознание изменить весьма сложно.

1. Вид религиозного вероисповедования определяет образ жизни человека.

2. «Характер» самого процесса «верования» варьируется от самого рождения человека вплоть до его смерти. При этом человек может отходить от веры и может возвращаться к ней в зависимости от каких-либо жизненных обстоятельств.

3. Вне веры (в том числе, и церковной) есть только неверие, что для человека разумного не характерно. Каждый верит в то, что его устраивает.

Человек – хозяин своей судьбы в той степени, в которой он располагает средствами ее изменения. В этом смысле религия и есть тот самый кнут и пряник, на базе которыхи формируется модель его поведения. Демократия, о которой в мегаполисах трубят на каждом углу также есть урбанистическая религия, которую «исповедуют» имущие. И чем большими материальными ценностями обладает отдельно взятый человек, тем в большей мере в своем сознании он демократ. Попробуйте установите «демократию» в тайге, степи, горах или пустыне. Она просто не вписывается в окружающую действительность и поэтому жить по ее догмам в этих условиях весьма сложно.

Путь к единой религии (а это не только, и не просто эйкуменизм) у современного человека религии отрезан не только его личностным эгоизмом, но и образом современного развития цивилизации ДЕМОС.

Религия, прежде всего как система взглядов на окружающую действительность, мировоззрение дает возможность человеку развиваться гармонично природе, следовать изначально установленному для него порядку жизнедеятельности, рациональному достижению цели появления на планете пси единицы в обособленных для нее условиях. Вот ее роль.

И этим все сказано.

25. Религия как социокультурное явление.
Несколько подходов к определению религии: теологический, философский, критический, научный. Два основных взгляда: религия существует в многообразии религий (своего рода универсалия, «общий термин»); религии существуют как модификации единой первоначальной религии.
Структура развитых религий:
1) религиозное сознание – обыденное и концептуальное (Теология, Теизм, религиозная философия);
2) деятельность – культовая (Культ) и внекультовая;
3) отношения; 4) институты и организации.
^ Религиозное сознание – задает содержание и особенности Р. как области духовной жизни. Ему присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики.
^ Функции религии:
1) мировоззренческая - задает предельные критерии, Абсолюты; 2) компенсаторная - восполняет ограниченность, зависимость, относительность, эфемерность, ущербность бытия человека; 3) регулятивная - с помощью норм религиозного права, морали, обычаев, институтов осуществляет управление деятельностью и отношениями; 4) интегрирующее-дезинтегрирующая – объединяет и разъединяет; 5) культурно-транслирующая - являясь составной частью культуры способствует развитию определенных ее слоев – грамотности, письменности, школ. Но, с др. стороны определенные слои культуры отторгаются, отталкиваются – языческая культура, смеховая, портретная живопись; 6) легитимирующее-разлегитимирующая – узаконивает и утверждает неправомерность.
^ Предпосылки религии:
1) космические; 2) атмосферные; 3) геотектонические;
4) социумные; 5) социокультурные; 6) антропологические;
7) психологические; 8) гносеологические
^ Подходы к определению сущности религии:
1) объективно-идеалистический;
2) субъективно-идеалистический (Шлейермахер);
3) натуралистический (Фрейд «Тотем и табу»);
4) антропологический (Фейербах) - в его понимании, бог, предмет религиозного поклонения – это такой фантастический образ, созданный в сознании людей, который в определенной степени отражает их собственную сущность;
5) диалектико-материалистический - рассматривает религию как одну из форм общественного сознания, возникающую на определенной этапе существования человеческого общества. Истоки религии необходимо искать не в потустороннем мире, а в реальных связях и отношениях, характерных для повседневной общественной жизни. Здесь религия определяется как искаженное отражение действительных реальных отношений людей.
Таким образом, сущность религиозного мировоззрения заключается в том, что его основой является вера в сверхъестественный «абсолют», который в зависимости от конкретной религии имеет свой набор качеств и характерных особенностей. Кроме
того, характерной чертой религиозного сознания является то, что оно основано на недоказуемых утверждениях о конечных причинах мира, о смысле и ценности человеческого существования.
Основой религиозного мировоззрения, таким образом, является религиозная вера, включающая в себя знание и принятие в качестве истинных религиозных идей, представлений и понятий, а кроме того, уверенность в существовании гипостазированных, т.е. сущностных основ, а также присущих им свойств и вещей.
Религия остается загадкой не только в теоретическом, но и в этическом смысле. Она полна теоретических и этических противоречий. Она обещает нам общение с природой, с людьми, со сверхъестественными силами и с самими богами. Однако ее воздействие прямо противоположно. Религия, в ее конкретном проявлении, становится источником непримиримых разногласий и фанатичной борьбы между людьми. Религия претендует на обладание абсолютной истиной, но ее история есть история ошибок и ересей.
Антропологов и этнологов часто поражало сходство элементарных идей, обнаруживаемых ими во всем мире и при совершенно различных социальных и культурных условиях. То же характерно и для религии. Предметы веры, догматы, теологические системы заняты бесконечной борьбой. Порой и этические идеалы различных религий настолько широко расходятся, что едва ли совместимы друг с другом. Тем не менее, все это не затрагивает специфической формы религиозного чувства и внутреннего единства религиозного мышления. Меняются религиозные символы, но основополагающие принципы, символическая деятельность, как таковая остаются неизменными..


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.