Конфессиональная картина современного белорусского общества. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Конфессиональная картина современного белорусского общества.

2018-01-14 822
Конфессиональная картина современного белорусского общества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О своей религиозности в 1998 году открыто заявило 37,5 процента белорусских граждан. И почти такое же число опрошенных ответило: «Не могу точно сказать, религиозный я человек или нет». Среди лиц старше 65 лет число колеблющихся заметно снижается, а число тех, кто твердо стоит на позициях религиозного сознания, увеличивается до 65,3 процента. В группе граждан до 50 лет около 42 процентов респондентов не могут определенно заявить о своей религиозности. Таким образом, свыше трети белорусского населения находится в выжидающем состоянии, окончательно не определились с религиозным выбором.

На этом фоне тем более убедительно выглядит тенденция к росту числа верующих граждан. С 1998 года их число увеличилось на 10 процентов. За этот же период группа тех, кто затрудняется ответить (колеблется) по поводу собственной веры или неверия, уменьшилась более чем на 5 процентов. Одновременно уменьшилась группа неверующих. И надо отметить, что интенсивность проявления религиозности заметно увеличивается с возрастом.

До 30 лет верующими себя считают 31, 4 процента опрошенных. В группе респондентов 30 — 49 лет о своей религиозности заявили 28, 5 процента. А уже в 50—65 лет - до 39,9 процента, после 65 лет - 65,3.

Что касается проявлений глубокой религиозности, то здесь тоже лидируют представители старших возрастов. Респонденты старше 65 лет втрое чаще называют себя глубоко религиозными людьми. В молодежной среде глубоко верующих в 3, 3 раза меньше, чем среди опрошенных в целом.

Примечательно и то, что с увеличением возраста респондентов уменьшается степень неопределенности в понимании Высшего Существа. Количество опрошенных в возрасте до 50 лет, которым свойственно верить в Бога и при этом иногда сомневаться в его существовании, почти в два раза превышает количество подобных верующих старше 65 лет.

Примерно такое соотношение ответов по тезису «Не верю в Бога-личность, но верю в существование высшей духовной силы». Это мнение разделяют 24 процента опрошенных в возрасте до 30 лет и около 20 процентов во второй возрастной группе. Но уже в третьей и четвертой возрастных группах количество приверженцев этого скептического тезиса уменьшается вдвое.

Таким образом, люди более пожилые, как правило, ответственнее и внимательнее воспринимают и переживают религиозные смыслы, ибо с возрастом у них появляется больше экзистенциальных проблем, и они все чаще связывают их разрешение с религией. Прожив значительную часть своей жизни, человек начинает понимать, что ему лично (а не кому-то абстрактному) предстоит встреча с ситуацией, когда жизнь подойдет к концу.

Размышляя над этим концом, предощущая его экзистенциальную неизбежность и трагичность, человек все чаще и охотнее допускает, что эмпирическая граница жизни таит развязку только телесно-чувственного существования, а сама жизнь, заключенная в его персональной оболочке (или, по крайней мере, запечатленная в ее душевной и духовной особенности), неистребима. Разумеется, гарантом этой неистребимости человек хочет видеть Бога — существо, которому не свойственны предикаты конечности и смертности.

Именно поэтому вера в Бога становится убежищем для человека на излете его жизни. Оставаясь один на один со своей экзистенцией, он ищет ответы на ее тревожащие душу и ум вопрошания в вероисповедных переживаниях. К концу пути, когда жизненные силы истощены, вера для морально и физически опустошенного человека зачастую оказывается единственной надеждой и опорой.

Поэтому большинство граждан, принадлежащих к старшему поколению, не сомневается в том, что религия увеличивает свое влияние на нашу жизнь. В молодежной среде такую оценку разделяет только 44,4 процента респондентов. В среднем же верят, что религия увеличивает влияние в белорусском обществе, 51 процент опрошенных.

28. Специфика религиозной ситуации в Беларуси: традиции и современность.

Одной из специфических черт современной религиозной ситуации в Беларуси является то, что государство стремится ее контролировать. Кстати, это общая характеристика ситуации в стране – общественная жизнь в ней находится под жестким государственным контролем. Беларусское законодательство о религиях построено таким образом, чтобы дать возможность властям вмешиваться в эту сферу. В Ст. 16 Конституции записано: «Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций беларусского народа». Это положение во-первых, создает возможность для неравного отношения к различным конфессиям со стороны государства в зависимости от их влияния «на формирование духовных, культурных и государственных традиций беларусского народа», и во-вторых, дает государственным чиновникам право определять степень влияния каждой из конфессий на это формирование.

трансформация религиозной сферы Беларуси со времени обретения страной государственной независимости имела во многом принципиальный характер и оказала очень существенное влияние на состояние общественного сознания.

Прежде всего, трактовка религии со стороны государственной идеологии изменилась на прямо противоположную: в Советском Союзе она рассматривалась как “пережиток прошлого” и “единственная легально существующая форма антикоммунистической идеологии”, в независимой Беларуси религия (прежде всего, православие) официально была провозглашена “основой духовности” и “неотъемлемой частью национальной культурной традиции”.

Однако, это следует подчеркнуть, что изменения официального отношения к религии можно рассматривать как один из показателей характера трансформации и в религиозной сфере современной Беларуси. Причем, этот показатель имеет, скорее, внешний характер и не затрагивает тех процессов, которые происходят внутри самих конфессий. В последнее время остро ощущается необходимость налаживания нормальной религиозной жизни в стране, чтобы религия стала частью общественной жизни.

Главным объективным показателем изменений в религиозной сфере Беларуси является рост числа религиозных организаций. Так, за период с 1988 по 2014 годы количество религиозных общин увеличилось более чем в 4 (с 768 до 3280), а религиозных направлений – в 3 раза.

Согласно опросу, проведенному в 2011 году Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси, “истинно верующим” считает себя каждый пятый беларус, среди них к православию себя относят 57,3%, к католичеству – 34,5%, к протестантству 31%. При этом на вопрос “Были ли Вы в последние выходные в храме?” положительно ответили только 6% участников опроса.

Результаты этого, как и других серьезных социологических исследований, свидетельствуют, что, как правило, когда жители Беларуси заявляют о своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии, то речь идет не о религиозной, а, скорее, о культурной идентификации. Считается, что православие – «традиционная религия восточных славян». Крещение ребенка в православном храме воспринимается как традиционный ритуал, то же относится и к отпеваниям умерших. Эти два христианских таинства являются на Беларуси наиболее массовыми.

Беларусь является традиционно поликонфессиональной страной, на ее территории мирно уживались представители различных религий. Не было серьезных столкновений, а также преследований на религиозной почве.

Наглядным примером традиционной для Беларуси веротерпимости является то, что в центре многих городов и сейчас рядом стоят православная церковь, католический костел и синагога. Также следует подчеркнуть, что в отличие от наших соседей – России и Польши – на территории Беларуси, ни одна из религий никогда не была безусловно господствующей и всегда существовал баланс между представителями различных конфессий.

Со стороны государства предпринимаются целенаправленные действия по обеспечению религиозного мира в стране.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.