Социальная проблематика в античной философии и в философии Древнего Востока. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Социальная проблематика в античной философии и в философии Древнего Востока.

2018-01-14 256
Социальная проблематика в античной философии и в философии Древнего Востока. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Огромное влияние на развитие социально-экономической мысли Востока произвел ислам - религия арабов, покорив в VII - IX вв. огромные территории Азии, Северной Африки, Испанию, распространили ее на новые владения. Арабские ученые во многом выступили преемниками идей античных мыслителей и, в определенной степени догматические социально-экономическую мысль Европы того времени. Общество, по мнению арабского историка и философа Ибн Халдуна, проходит в своем развитии несколько стадий: стадия дикарством "(люди находятся в стадии" первоначального стада ")," сельская стадия (этап, когда люди жили в деревнях и занимались только земледелием и скотоводством), " городская стадия "(цивилизованный этап, когда люди образуют города, занимаются ремеслами, торговлей, науками и искусствами. Переход от "сельского" примитивного этапа до "городского" цивилизованного Халдун объяснял появлением дополнительного продукта, присвоение которого породило имущественную неравенство, деление людей на имущественные группы, отношения господства и подчинения. Следствием этого становится "иерархическая система" вертикального подчинения во главе с правителем, который единолично присваивает и распределяет дополнительный продукт. Анализируя "социальный прогресс", Ибн Халдун выразил мысль о существовании "естественных" законов социально-экономического развития, которые лежат в основе этого прогресса и управляют хозяйственной деятельностью людей.Материальные блага в государстве должны распределяться среди людей по их социальному состоянию - по рангу. Как государственный чиновник, Ли Гоу выступал за государственное регулирование экономики и, прежде всего, путем государственного контроля над рынком и ценами. Ван АНЬШИ - также развивал идеи государственного регулирования. В его проекте под названием "Новый закон" сформулированы некоторые основополагающие идеи. Он предлагал стимулировать труд крестьян путем замены натурального налога денежным, советовал защищать крестьян от гнета ростовщиков путем предоставления им государственного кредита под небольшой (20% годовых) процент под залог имущества. Такая же норма касается мелких торговцев, чтобы они могли выдержать конкуренцию с крупными. В конце концов АНЬШИ предлагал создать государственный аппарат управления торговлей, на которую возлаживалась задача обеспечить "рыночную равновесие в обществе. Как видим, в Средневековом Китае преобладал "государственнических" подход к хозяйственных процессов. Таким он остался и до наших дней. Период античной философией - VI век до п. э.—VI век н. э. Социальными вопросами в это время занимались многие философы, но наибольший внимание уделяли Платон и Аристотель. Центральной идеей у Платона выступает «государственное благо», в котором структуры души человека и государственного устройства полностью совпадают. Государство (общество) — это человек больших размеров, и, наоборот, человек — государство малых размеров. Однако природа человека слаба: все находятся в войне со всеми, как в обществе, так и в частной жизни, и каждый с самим собой. Поэтому людям нужны законы, правильно организованная государственная жизнь, иначе они превратятся в диких животных Таким образом, в концепции единства человека и государства Платон отдает приоритет последнему. Государство — это единственная нравственно организованная форма земного бытия, которая необходима человеку для приобщения к благу. Поэтому главная забота заключается в том, чтобы оно хорошо управлялось. Платон высказал мысль о возникновении государства на основе многообразия человеческих потребностей и общественного разделения труда. Люди от природы предназначены к соответствующим трудовым операциям: земледелию, строительству, ткачеству и т. п. При этом большинству (толпе) не присущи способности к управлению, умственному и воинскому труду. В силу этого Платон осуждает демократию, основанную на принципе главенства большинства над меньшинством. То, что почитается как свобода, на деле открывает путь к распущенности. Лучшей формой государства Платон считал аристократию.Государство предназначено для выполнения трех функций: а) управления (законодательства), б) защиты граждан от внешних врагов, в) заботы о единичном. Соответственно, структура государства идентична структуре души, что обусловливает наличие трех сословий: 1) разумной части соответствует сословие правителей — мудрецов-философов (мозга государства); 2) яростной части — сословие стражей — воинов; 3) низменной части — сословие земледельцев и ремесленников.В идеальном государстве Платона не предусмотрено рабство. При этом институт рабства он рассматривает как естественное состояние общества. Рабы (не граждане) это одушевленные инструменты или разновидность домашних животных, обеспечивающих физический труд. Рабство связано с войной и поддерживает его. Но последней нет места при идеальной организации государственного устройства. Следовательно, в «прекрасном городе» нет места и рабству. Главный источник социального зла Платон видит в частной собственности. На примере третьего сословия (земледельцев и ремесленников) он показывает, что там, где она царит, люди восстанавливаются друг против друга, нарушается единство большинства и разрушается целостность государства. Поэтому для первого и второго сословии упраздняется и частная, и личная собственность: они ничем не владеют, кроме своего тела. Аристотель считает, что государство (полис) есть форма общения между людьми ради благой жизни. Государство обеспечивает разделение труда, наличие сферы свободной деятельности, досуга как обязательного условия для созерцательной деятельности. Поэтому развитый полис является для Аристотеля высшей и вечной формой общественного устройства. Люди по своей природе политические существа, а государство состоит из граждан. Поэтому главное в нем — это гражданин как неизменный по своей природе человек, кто участвует в управлении, в суде, исполняет воинскую функцию и служит богам. При этом Аристотель различает жителей государства как существенные и несущественные части. К несущественной, но необходимой части он относит всех, занятых практической деятельностью, — торговцев, земледельцев и ремесленников. У них нет досуга для развития в себе добродетели, поэтому в наилучшем государстве данному большинству не дадут прав гражданина. С другой стороны, в таком государстве граждане не должны быть земледельцами и ремесленниками, но так как эти неблагородные занятия в государстве необходимы, то ими должны заниматься рабы — варвары (не греки). Аристотель рассматривает рабство как явление, согласованное с природой: реальность такова, что в силу неразвитости производства жить без рабов нельзя. Кроме того, природа разделила людей на свободных — господ (меньшинство) и рабов — работников (большинство). Первые предназначены к властвованию, вторые — к подчинению. Рабы (одушевленная часть собственности), предназначены применять свое тело для производственного, физического труда. К существенной части Аристотель относит лишь сословия воинов и правителей. Эти граждане - греки составляют государство и являются рабовладельцами. Их добродетельная жизнь нуждается в досуге, то есть освобождении от каких-либо работ, необходимых для практической жизни. Право на досуг является основным признаком участия человека в государственных делах. Аристотель выступал сторонником частной собственности, считал ее орудием для существования свободных граждан, обеспечивающее пользу и выгоду.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.