Туристско-рекреационные зоны и районы России и их характеристика — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Туристско-рекреационные зоны и районы России и их характеристика

2018-01-14 566
Туристско-рекреационные зоны и районы России и их характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) - вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.

Цели туристско-рекреационных зон:

повышение конкурентоспособности туристской деятельности,

развитие лечебно-оздоровительных курортов,

развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний.

Постановлениями Правительства РФ создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

1) в Калининградской области - «Куршская коса» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73);

2) в Краснодарском крае (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70);

3) в Ставропольском крае - «Кавказские Минеральные Воды» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71);

4) в Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69)

5) в Республике Алтай - «Алтайская долина» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67);

6) в Республике Бурятия - «Байкальская гавань» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68);

7) в Иркутской области - ОЭЗ на территории п. Листвянка (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72).

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона. В 2012 году здесь пройдёт саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Отличия туристско-рекреационных зон от экономических зон:

- могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

- на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

- в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

- земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Особый интерес туристско-рекреационные зоны, в отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих зон, будут представлять для малого и среднего бизнеса, поскольку весь бизнес здесь связан со сферой услуг.

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

- снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

- возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент.

- может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.

По расчетам Министерства экономического развития и торговли, до 2026 г. федеральный бюджет потратит на туристско-рекреационные зоны 44,5 млрд. руб., бизнес вложит в них более 270 млрд. руб., а налоговые поступления достигнут почти 260 млрд. руб. Поток туристов на эти территории вырастет с 3 млн. до 9,7 млн. человек. А вклад туризма в ВВП уже к 2016 г. увеличится почти с нуля до 2%, а с учетом мультипликативного эффекта - до 9%.

После того как механизм создания туристских зон будет полностью отработан, будет объявлен еще один конкурс на создание экономических зон туристского типа. Однако, по словам министра, это произойдет не ранее чем через 2 года.

Характеристика туристско-рекреационных зон России

1) ОЭЗ «Куршская коса»

Национальный парк «Куршская коса» является одним из наиболее уникальных национальных парков России. Площадь парка составляет 6 621га,площадь акватории в охранной зоне - 9 800 га. Западная его граница проходит по берегу Балтийского моря, а восточная - по берегу Куршского залива.

Куршская коса - это песчаный полуостров длиной 98 км (российская часть - 48 км), шириной от 400 до 4 000 м. Коса отделяет от Балтийского моря мелководную лагуну с сильно опресненной водой - Куршский залив.

По своим размерам, протяженности и высотным отметкам дюн, по красоте ландшафтов, богатству флоры и фауны Куршская коса не имеет аналогов среди подобных образований в Европе. Климат Куршской косы отличается мягкой зимой, умеренно-теплым летом, теплой осенью и прохладной весной.

Ландшафт Куршской косы, созданный под воздействием не только природных процессов, но и человеческой деятельности, представляет собой образец гармоничного взаимодействия человека и природы. Он иллюстрирует эволюцию общества ив первую очередь рыбацких поселений. До сих пор Куршская коса представляет собой непрерывный культурный ландшафт, сохраняющий активную социальную роль в современном обществе в связи с традиционным образом жизни, в котором продолжаются эволюционные процессы. В то же время она располагает значительными материальными доказательствами собственной эволюции, связанной воедино как с силами природы, так и с человеческой деятельностью. На косе можно наблюдать реликтовый (ископаемый) ландшафт, где процесс эволюции в прошлом завершился - племя Куршиай (Kursiai), долгое время заселявшее Куршскую косу, исчезло, но его этнографическое наследие до сих пор существует. Также может быть найден под песком и ландшафт рыбацких поселений, погребенный песчаными дюнами: 15 деревень были занесены песком после сведения леса на Куршской косе.

На территории косы сохранились объекты культурного наследия:

— поселения рыбаков, в которых работа человека и природы представляет собой выдающуюся универсальную ценность с этнокультурных, исторических и эстетических позиций;

— памятники архитектуры: уникальные по своим масштабам защитные сооружения, представляющие интерес с точки зрения истории, искусства и науки;

— археологические объекты: в первую очередь погребенные под песком деревни.

Особая значимость и неповторимость Куршской косы проявляется в ярком сочетании природного и культурного наследия. Причем под последним понимаются не только предметные и духовные результаты деятельности человека, но и тот опыт многих поколений проживавших здесь людей, который помог восстановить утраченные природные комплексы косы и продолжает сохранять их в настоящее время.

Проектом предусматривается создание на территории Зеленоградского района Калининградской области, на Куршской косе особой экономической зоны на земельном участке общей площадью до 67 кв. км. В целях комплексного использования туристско-рекреационного потенциала Калининградской области в особой экономической зоне планируется развивать следующие виды туризма: экологический, оздоровительный, водный, велотуризм, экскурсионный. В рамках проекта будут построены: детский оздоровительный центр, международный экологический лагерь, международный образовательный центр, планерная школа. Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: яхтенный порт, конгресс-холл, закрытый аквапарк, велодорожка международного класса. При этом общее количество мест размещения составит около 4 тыс.

Создание особой экономической зоны предусматривается осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого до2026 г. ориентировочно составит 7,62 млрд. руб. Из федерального бюджета планируется1,5 млрд. руб., из бюджета субъекта Российской Федерации -0,3 млрд. руб., из внебюджетных источников - 5,82 млрд. руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (объекты электроснабжения, водоснабжения, берегоукрепление).

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут: HELIOPARK Group, OOO «Русские отели», ЗАО «Интерсетьотель», ООО«ВАК»,ООО «Интер-инвест», ЗАО «TUTA STROY».

По оценке специалистов Калининградской области, к 2026г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 4,7 млрд. руб., а туристический поток в ОЭЗ возрастет до 1,0 млн. человек. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 7 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях – 30 тыс.

2) ОЭЗ в Краснодарском крае

В процессе выбора участков для создания ТРЗ, позволяющих в максимальной степени обеспечить достижение заявленных целей на первом этапе, администрация Краснодарского края определила потенциальные «точки роста» туристической индустрии края -участки территорий, расположенных на побережье Черного и Азовского морей и в горных районах вблизи г. Апшеронска и г. Сочи. Выбранные участки территорий обладают значительным туристско-рекреационным потенциалом благодаря наличию и разнообразию природно-климатических условий, особенностей ландшафта и природных ресурсов. Они также характеризуются незначительным уровнем освоения в настоящее время: на участках отсутствуют либо расположено незначительное количество туристических и жилых строительных объектов. В результате проведенного анализа администрацией Краснодарского края совместно с представителям и муниципальных образований было выбрано 5участков территории, удовлетворяющих в наибольшей степени указанным критериям для создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Краснодарском крае:

— участок «Благовещенская» на территории муниципального образования «город-курорт Анапа»;

— участок «Высокий берег» на территории муниципального образования«город-курорт Анапа»;

— участок «п. Криница - Архипо-Осиповка» на территории муниципального образования «город-курорт Геленджик»;

— участок «Агрия» на территории муниципального образования «Туапсинский район»;

— участок «Малый Ахун» на территории г. Сочи.

Таким образом, создаваемая на территории Краснодарского края ОЭЗ туристско-рекреационного типа - это совокупность 5участков(территорий) на Черноморском побережье общей площадью 1 730га. Для каждого из участков определен целевой потребительский сегмент, на привлечение и удовлетворение потребностей которого будет направлен конкретный туристический продукт участка.

В целях комплексного использования туристско-рекреационного потенциала Краснодарского края в особой экономической зоне планируется развивать следующие виды туризма: пляжный, деловой, оздоровительный, водный, спортивный.

Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: несколько гостиничных комплексов международного класса круглогодичного действия на 110 тыс. мест размещения (категории:3-5-звездочные) с объектами культурно-развлекательного и оздоровительного назначения, бассейнами, аквапарками, деловыми центрами, яхт-клубами.

Создание особой экономической зоны предусматривается осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого до 2026 г. ориентировочносоставит181,66 млрд руб. Из федерального бюджета потребуется 15,98 млрд руб., из бюджета субъекта Российской Федерации -8,63 млрд руб., из местного бюджета -4,35 млрд руб., из внебюджетных источников - 152,7 млрд руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры(строительство дорог, газопроводов, ЛЭП, объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, очистных сооружений, реконструкция аэропортов).

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗстанут: ООО«Петра Сочи»,Purchase Center China, ООО «Моспром-строй», ООО«Парус»,ООО «Алыепаруса», ООО «Кубаньтелеком», ООО«Бизнесцентр "Содружество"», ООО«СпецСтройКомплект», ООО «Черноморский гольф».

По оценке специалистов Краснодарского края, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят90,56 млрд руб., а туристический поток в ОЭЗ возрастет до 3,2 млн человек. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 26тыс., а с учетом мультипликативного эффекта - 43 тыс.

3) ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды»

ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды» (КМВ) включает 4города-курортафедеральногозначения (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и Железноводск), Предгорный район, г. Лермонтов, Минераловодский район и г. Минеральные Воды. Все эти муниципальные образования тесно связаны между собой транспортными магистралями и другими элементами инфраструктуры, объединены взаимопроникающими территориями санитарно-охранных зон единого бассейна минеральных вод, образуют взаимодополняющий набор памятников природы, истории и культуры. Кроме того, все эти муниципальные образования находятся на довольно компактной территории общей площадью менее 4тыс. кв. км.

Для непосредственного формирования ОЭЗ было определено несколько земельных участков общей площадью около 2000 га, в основном отвечающих следующему набору требований:

- удобное расположение с учетом сложившейся транспортной системы и схемы расселения в КМВ;

- наличие туристско-рекреационного потенциала (живописные ландшафты, близость к основным туристским потокам или наличие уникальных возможностей для отдыха - озера, горные склоны, площадки для дельтапланеризма и т.д.);

- юридическая чистота и согласие собственников на включение в ОЭЗ;

- близость к базовым элементам инфраструктуры (в первую очередь к газопроводу, водопроводу и автодороге);

- размер участка, достаточный для реализации значимых проектов.

При этом особый акцент при определении перечня участков делался на том, чтобы их набор оказался достаточно разнообразным и распределенным по всей территории региона Кавказских Минеральных Вод. Только в этом случае создание особой экономической зоны даст мощный стимулирующий эффект для развития курортов КМВ в целом.

В особой экономической зоне Ставропольского края планируется развивать следующие виды туризма: рекреационный с бальнеологическим направлением, экологический, деловой, спортивный, познавательный. Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: несколько гостиничных комплексов международного класса круглогодичного действия на 17 тыс.мест размещения (категории: 3-5 звезд) с объектами культурно-развлекательного и оздоровительного назначения, санатории, клиника инновационного лечения, спортивно-реабилитационный комплекс, аквапарк, детский оздоровительный центр, центр экстремального туризма, СПА-центры.

Особым направлением развития туристско-рекреационного потенциала Кавказских Минеральных Вод должны стать инновационные технологии бальнеолечения, новинки мировой СПА-индустрии в составе услуг, в частности:

- ускоренная неопсихологическая реабилитация и устранение личностно-психологических проблем послеоперационного характера;

- современные методики лечения минеральными водами Баталинского источника горы Железной, благотворно влияющими на организм;

- стоун-терапия, основанная на восточной медицине, - метод лечения с использованием камней вулканического происхождения, отличающихся большой теплоемкостью и замедленной теплоотдачей;

- научная французская методика Algotherm (методология пяти чувств),которая представляет собой комплексное воздействие на органы чувств;

- фанготерапия на основе грязи Тамбуканского хранилища;

-германские SPA- и французские аппараты Инь-Янь; методики виртуальной диагностики и лечения; клеточная терапия, которую называют медициной будущего;

- методики лечения и профилактики заболеваний с помощью фитоаэроионизации и др.

Создание особой экономической зоны предусматривается осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого до2026г. ориентировочно составит 52,06 млрд. руб. Из федерального бюджета потребуется 2,54 млрд. руб., из бюджета субъекта Российской Федерации -0,24 млрд. руб., из местного бюджета - 0,28 млрд. руб., из внебюджетных источников - 49,0 млрд. руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (автономные инженерные энергетические центры, объекты электроснабжения, водоснабжения, дороги, реконструкция аэропорта Кавминводы).

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗстанут: «ЮМАКО» (UMACO), «РосЕвроДевелопмент», HELIOPARK Group, «Вимм-Билль-ДаннПродукты Питания», «Мегаполис-Финанс», «Светпром» (подгарантию Собинбанка), «Нортгаз», «Ти-рэль» (AfricaIsrael HotelInvestments Ltd.), InsigniaDEVELOPMENT,«Ригор-Строй», «Ренова-Строй-Групп», «Холдинговая компания "Ватерхантерс"» (Waterhunters), «Горные вершины», «КонтинентальРеалти», «АльфаГрупп», «Девелоперская компания"Квартстрой"», «Промреалти», «БЬЮТИ ТРЕИД», «Домашний салон», «Дом Реклама», Ассоциация «БИОТЕХ», Ставропольский краевой дельтапланерный клуб «РОСТО», фирма«Сигма», Центр спортивной подготовки «Олимп», «ШАТДЖАТМАЗ».

По оценке специалистов Ставропольского края, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 22,06 млрд. руб., а туристический поток в ОЭЗ возрастет до 2,8 млн. человек. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 11тыс., а с учетом мультипликативного эффекта - 40 тыс.

4) ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»

Территория особой экономической зоны туристско-рекреационного типа расположена на левом берегу р. Катуни, в районе горы Красный камень, она включает альпийские луга, смешанные леса и горный ландшафт общей площадью 32,3 кв.км.

Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» является первым этапом формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования в Алтайском крае курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Этот комплекс охватывает территорию 4 районов края, включая город-курорт федерального значения «Белокуриха» с общей численностью населения 92 тыс. человек. Ожидаемый объем инвестиций составит 37,8 млрд. руб.

Экономическими и бальнеологическими факторами, а также преимуществами создания подобного комплекса являются:

— разнообразие природных ландшафтов, наличие водных объектов, среднегодовая температура воздуха +5 С, высота снежного покрова от 400 до 600 мм, количество солнечных дней в году - не менее 235.

Все это создает условия для круглогодичного предоставления различных комбинаций туристских и рекреационных услуг; уникальные природно-лечебные и гидроминеральные ресурсы (ионизированный воздух, лечебная и питьевая минеральная вода, хвойные леса); эстетическая и рекреационная ценность территории, наличие туристических объектов, в том числе:

— историко-культурных - свыше 5000 памятников истории (археологии, архитектуры), музеи, традиционные народные ремесла, промыслы;

— природных: горные реки, пригодные для организации сплавов, купания, уникальные природные комплексы и памятники, места рыбалки, охоты;

— возможность организации маршрутов различной категории сложности и развития разнообразных видов туризма: подводный, природный, рыбная ловля и охота, экологический, культурный, водный (рафтинг, байдарки, каяки), спортивный (альпинизм), спелеотуризм, оздоровительный (климатотерапия, ландшафтотерапия), экскурсионный (пеший,конный, лыжный), горнолыжный.

Алтайский район широко популярен среди туристов-водников. Для сплава пригодны 2 реки - Катунь и Песчаная. Регулярно проводятся международные соревнования по технике водного туризма.

Большой интерес для туристов представляют пещеры Алтайского района. Помимо большого количества сравнительно неглубоких пещер, на территории района расположены несколько крупнейших в Западной Сибири пещер глубиной до 340 м и протяженностью ходов до 2500 м. Это пещеры «Геофизическая», «Экологи­ческая», «Алтайская».

Преимуществом создания туристско-рекреационной зоны в Алтайском крае также является наличие развитой туристской и рекреационной инфраструктуры.

В крае зарегистрировано 126 туристических фирм, что вдвое превышает показатель пятилетней давности. Количество туристических баз, объектов размещения за тот же период увеличилось в 3 раза и имеет выраженную тенденцию к росту. Число мест в коллективных средствах размещения туристов в 2005 г. составило 14,3 тыс. В сфере туризма занято около 8 тыс. человек. Рядом с создаваемой особой экономической зоной «Бирюзовая Катунь» (около 90 км) расположен курорт федерального значения «Белокуриха».

Результатом создания особой экономической зоны является интеграция природных, рекреационных и культурно-исторических ресурсов Алтайского края.

Концепция особой экономической зоны предполагает два этапа развития. «Бирюзовая Катунь» - это первый этап.

На втором этапе предполагается создание на территории Алтайского края особого анклава - курортно-рекреационной местности. В ее состав в перспективе должны войти 4 района - Чарышский, Солонешенский, Смоленский, Алтайский и город-курорт Белокуриха.

Создание особой экономической зоны предусматривается осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого составит до 2026 г. ориентировочно 10,47 млрд. руб. Из федерального бюджета потребуется 6,93 млрд. руб., из бюджета субъекта Российской Федерации -0,3 млрд. руб., из местного бюджета - 0,08 млрд. руб., из внебюджетных источников -3,16 млрд. руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (высоковольтная линия, газопровод, автодорога, мостовой переход, объекты наружных путей водоснабжения, очистные сооружения и канализация, объекты связи, реконструкция аэропортов). В местах создания инфраструктуры на прилегающих территориях будет развиваться придорожный сервис.

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут: ОАО «Интурист» (г. Москва), ООО «Алтай-Известь», ООО «АНТЕ».

По оценке специалистов Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 31,7 млрд. руб. Туристический поток в ОЭЗ возрастет до 1,1 млн. человек.

Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 3 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 7 тыс.

5) ОЭЗ на территории Республики Алтай

Горный Алтай - одна из особо привлекательных для туристов территорий, сохранившая в основном не тронутой природу и расположенная на стыке нескольких природных зон и культурных центров, где находятся 2 государственных заповедника и 4 государственных заказника, а также 5 уникальных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и памятники культурно-исторического наследия.

Количество объектов для размещения туристов (туристских баз, баз отдыха) за последние 5 лет (1999-2005 гг.) увеличилось с 36 до 131, объем налоговых поступлений за тот же период также увеличился в несколько раз. Ежегодно Республику Алтай посещает около 600-650 тыс. организованных и неорганизованных туристов.

Территория Республики Алтай рассматривается в рекреационном отношении как система многопрофильных зон и создаваемых лечебно-оздоровительных, санаторно-курортных и туристических центров, среди которых наиболее крупными являются Нижнекатунский, Бие-Телецкий, Нижне-Уймонский, Урсульский районы. Предлагаемые центры формируются по принципу включения в их состав учреждений, предназначенных для организации как рекреационных, лечебных, познавательных, так и спортивно-оздоровительных видов деятельности.

Создание особой экономической зоны рекреационно-туристского типа на участках ряда муниципальных образований республики позволит:

- организовать на практике функционирование экономического инструмента развития депрессивных территорий;

- обеспечить формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, повысить инвестиционный рейтинг территории;

- стимулировать развитие перспективных отраслей новой экономики, вовлекая в оборот смежные отрасли и территории других муниципальных образований, за пределами территорий, непосредственно отведенных под организацию ОЭЗ.

Наиболее перспективным местом, для размещения будущей ОЭЗ могут являться перспективные участки на территориях муниципальных образований Майминского, Чемальского, Турочакского и Усть-Коксинского районов с наиболее благоприятными погодно-климатическими условиями, наилучшей транспортной доступностью, характеризующиеся наличием разнообразных рекреационных ресурсов, а также высокой концентрацией инфраструктурных компонентов туристической деятельности. Огромное значение для развития экономики Республики Алтай имеет наличие такого уникального природного объекта, как Манжерокское озеро с растущим реликтовым эндемиком «Водный орех» - «Чилим», что предоставляет возможность строительства на его основе горного курорта, соответствующего мировому уровню сервиса. В рамках реализации данного проекта на первом этапе рассматривается возможность создания в республике горноклиматического санаторно-туристического комплекса всероссийского масштаба с предоставлением целого комплекса услуг. Это могут быть всевозможные туристические услуги, услуги профилактическо-оздоровительного и спортивного характера и т.д.

В настоящее время создание современной высокоэффективной туристской индустрии в районе Манжерокского озера и горы Синюха будет способствовать росту экономики, повышению уровня жизни местного населения и решению социально-экологических проблем региона.

Реализация первого этапа создания ОЭЗ на территории муниципального образования «Майминский район» в районе Манжерокского озера и горы Синюха обусловлена фактором наибольшей подготовленности документов, определяющих земельные отношения, с одной стороны, и обеспеченность инфраструктурными компонентами - с другой. Начиная с 1986 г.правительство Республики Алтай неоднократно предпринимало попытки строительства горнолыжного комплекса «Синюха».Строительство данного горнолыжного комплекса было включено в перечень объектов Спартакиады народов России 1993 г. и в реестр Федеральной целевой программы«Развитие туризма в Российской Федерации», рассчитанной на период с 1995 по1997 г. Однако по причине кризисных явлений в экономике России данная программа не финансировалась ни из бюджета Российской Федерации, ни из каких-либо других источников.

Правительством Республики Алтай в лице заказчика – Комитета по физической культуре и спорту Горно-Алтайской автономной области был заказан и профинансирован институт «Союзспортпроект» (г. Москва) проект горнолыжного комплекса на горе Синюха. Данный проект в 1993-1994 гг. был направлен в Госкомспорт России и включен, как отмечено выше, в федеральную целевую программу. Также правительством Республики Алтай в ОАО «Союз-проммеханизация» (г. Москва) были заказаны и профинансированы проекты кресельной дороги с четырехместными креслами и двухместными креслами для Госкомспорта России (страна изготовитель-Австрия).

Для реализации мероприятий по строительству горноклиматического, санаторно-туристического комплекса правительством Республики Алтай сформирован земельный участок общей площадью 31,6 га из земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Карым». На данный земельный участок выдано свидетельство о государственной регистрации права от 7 сентября 2006 г.

№ 04-02-02/033/2006-75. Земельный участок расположен в непосредственной близости к озеру Манжерокское у подножия горы Синюха. На текущий момент проведены землеустроительные работы по расширению участка ОЭЗ еще на 69,3 га, кадастровый номер 04:01:02:02 11:0028.Таким образом, общий размер участка, планируемого под ОЭЗ, составляет 100,9 га.

В рамках Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 3 июня 2006 г. №76-ФЗ) особая экономическая зона туристско-рекреационного типа может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. В этой связи строительство горноклиматического, санаторно-туристического комплекса у горы Синюха необходимо рассматривать как первый этап создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Республики Алтай.

При реализации данного варианта указанные выше мероприятия по строительству горноклиматического, санаторно-туристического комплекса возможны только после того, как Федеральным агентством по управлению ОЭЗ будет проведен конкурсный отбор субъектов Российской Федерации по созданию на их территориях особой экономической зоны рекреационно-туристского типа.

В рамках создания особой экономической зоны рекреационно-туристского типа на территории Республики Алтай планируется осуществить комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры приема туристов, соответствующей мировому уровню сервиса (создание горнолыжного курорта международного класса на горе Синюха, горноклиматического, санаторно-туристического комплекса всероссийского масштаба, возобновление функционирования аэропорта, создание индустрии развлечений (спортивно-оздоровительные центры, казино, варьете, рестораны, аквапарки ит.д.),обеспечение круглогодичной загрузки объектов туристической деятельности).В этой связи в рамках особой экономической зоны, помимо района озера Манжерокское и горы Синюха, необходимо рассматривать комплекс территорий - это территория Горно-Алтайского аэропорта(муниципальное образование «Май-минский район»); территория спортивно-туристского комплекса УТЦ «Семинский перевал» (база олимпийского резерва),обладающая прекрасными условиями для организации горнолыжного и лыжного спорта (муниципальное образование «Онгудайский район»); прибрежная территория озера Телецкое (муниципальные образования «Турачакский район» и «Улаганскийрайон»); прибрежная территория реки Катунь (муниципальные образования «Май-минский район» и «Чемальский район»); территория муниципального образования «Усть-Коксинский район». Указанные территории будут вовлечены в сферу предоставления комплекса различного вида услуг отдыхающим. Освоение указанных территорий в рамках создания и функционирования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа будет осуществляться на втором и третьем этапах.

Создание особой экономической зоны предусматривается осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого до 2026 г. ориентировочно составит12,35 млрд. руб. Из федерального бюджета потребуется4,83 млрд. руб., из бюджета субъекта Российской Федерации -0,78 млрд руб., из местного бюджета - 0,05 млрд. руб., из внебюджетных источников -6,69 млрд. руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (газопровод, автодорога, объекты коммунального хозяйства, объекты коммуникаций, реконструкция аэропорта).

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут: АФК «Система» (г.Москва), ОАО «Алтай-Вест», ЗАО «Строитель», ЗАО«Горнолыжный комплекс "Манжерок"».

По оценке экспертов Республики Алтай, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 13,9 млрд. руб., а туристический поток в ОЭЗ возрастет до 1,5 млн. туристов. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 3 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 12 тыс.

6) ОЭЗ «Байкал»

Для выбора территории в Республике Бурятия (РБ), на которой можно было бы создать туристско-рекреационную особую экономическую зону правительством Республики Бурятия были привлечены российская компания ЗАО «ЭКТИС» и международный эксперт в области проектирования горнолыжных курортов- компания Ecosign Mountain Resort Planners Ltd. («Экосайн»).

«Экосайн» является хорошо известной в мире компанией, ее главный офис расположен в городе Вистлер (Whistler), Британская Колумбия, Канада. Компания имеет опыт планирования более 250 крупных горных курортов в 32странах мира.

«Экосайном» были выполнены следующие работы.

— Осуществлены предварительная техническая оценка и детальный анализ территории, прилегающей к оз. Байкал (около20 000 кв. км), включая территории на южном и восточном побережье озера Байкал в границах РБ, с использованием российских топографических карт и данных о климате и природе региона.

— Группа специалистов компании «Экосайн» совершила поездку в республику с 16 по 19 июня 2006 г. для визуальной оценки территорий, демонстрирующих хороший потенциал для строительства всесезонных горных курортов.

— Был подготовлен отчет с выводами, касающимися определения территории, максимально подходящей для организации всесезонного курорта.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона (ТР ОЭЗ)«Байкал» создается в непосредственной близости от озера Байкал - уникального природного объекта мирового значения - в Прибайкальском районе Бурятии на территории площадью свыше 70 тыс. га.

Особенности участка ТР ОЭЗ - наличие на территории всех необходимых ресурсов для создания горноклиматического курорта мирового уровня: горы с вершинами до 1 771 м, вертикальным перепадом до 1271 м и подходящими для строительства трасс склонами, теплое озеро Котокельское, горные реки, удобные для сплава и рыбалки, минеральные источники и лечебные грязи, флора и фауна, близость к инженерной и транспортной инфраструктуре.

Концепция ТР ОЭЗ «Байкал» предполагает:

- создание двух всесезонных горноклиматических курортов с развитой инфраструктурой и материальной базой отдыха, включая горнолыжные комплексы; создание центра водного туризма и отдыха;

- строительство объектов базовой инфраструктуры. Имеющиеся природно-рекреационные и историко-культурные ресурсы РБ, их размер и качество, а также потенциальная значимость туристической отрасли для экономики региона позволяют позиционировать будущий туристско-рекреационный комплекс как международный, ориентированный на расширение въездного туризма.

Соответственно туристическое предложение комплекса должно соответствовать лучшим мировым аналогам и должно состоять из всех возможных видов развлечений, отдыха, спорта и других услуг, которые будут являться источниками дохода круглогодично. В основе предложения высокого сезона лежат спортивный, приключенческий и экологический туризм, являющиеся главными направлениями, привлекающими туристов в РБ. В основе межсезонных предложений лежат бизнес-туризм, культурный и религиозный туризм. Всесезонное предложение может быть представлено SPA-курортом, оздоровительными предложениями, сферой развлечений.

Особая экономическая зона состоит из 3 участков:

- Южный (вершина 1 771 м и прилегающая территория);

- Центральный (озеро Котокельское и прилегающая территория);

- Северный (вершина 1306 м и прибрежная территория от бухты Безымянная до мыса Каткова).

- Южный участок предполагает строительство всесезонного курорта мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой и высокой плотностью застройки жилых зданий различных типов и классов, а также сооружений для разнообразных видов спорта и активного отдыха, офисно-деловых центров, торгово-развлекательных объектов на площади 525 га у подножия и на самой горе высотой 1 771 м.

Рядом с базовой территорией на площади 485 га для летнего периода будет расположено гольф-поле полного размера.

Центральный участок предполагает строительство центра водного туризма и отдыха на площади 240 га, связанного в единый туристско-рекреационный комплекс с горнолыжным курортом Южного участка.

Площадка расположена на живописном берегу озера. Котокельское. В состав центра водного туризма и отдыха входят яхт-клуб, пирс-набережная, водно-оздоровительный комплекс крытого аквапарка, набережная-мол, универсальный спортивный зал и др.

Северный участок составляет 84 га, на нем предполагается строительство поля для гольфа, морского курорта и учебного центра. На участке площадью около 70 га разместится горный курортный город для начинающих лыжников и сноубордистов сред<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.