Вопрос. Социология и другие науки. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Вопрос. Социология и другие науки.

2018-01-14 197
Вопрос. Социология и другие науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос. Предмет социологии.

Социология – это отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабах, занимается изучением специального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.

Социология позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.

«Социология, – пишет В.А. Ядов, – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов».

Г.В. Осипов определяет социологию как науку, которая исследует социальную структуру общества (между- и внутриклассовые отношения и система социальных институтов или учреждений, регулирующая эти отношения) развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества.

Н. Смелзер определяет социологию как один из способов научного изучения общества и социальных отношений.

Э. Гидденс понимает социологию как «науку о социальной жизни человека, групп и обществ»

Таким образом, предмет социологии с одной стороны – социальное поведение, с другой стороны – социальные структуры.


Вопрос. Социология и другие науки.

Социология – одна из социальных, или поведенческих, наук; как таковая она отличается от естественных наук (биологии, физики, химии), с одной стороны, и от гуманитарных дисциплин (литературы, музыки, искусства) – с другой. Все социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука – имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи, они отличаются друг от друга.

Из всех областей антропология и социология больше других имеют общую точку приложения сил. Главное различие между ними заключается в том, что культурные антропологи исповедуют исторический подход к образу жизни небольших дописьменных обществ.


Вопрос. Огюст Конт и возникновение социологии во Франции.

Термин «социология» О.Конт впервые употребил в 1839 г.

Социология, как ее представляет Конт, есть дитя послереволюционного времени во Франции и по этой причине имеет определенные черты. Специфическое понимание общества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу так же, как и изменение социальной структуры «старого режима» революцией, Наполеоном, реставрацией Бурбонов вплоть до середины прошлого века.

Социология Конта возникла в эпоху духовного и политического господства буржуазии. Она отражает подъем промышленности и наук и еще содержит надежду на разрешение острых социальных конфликтов с помощью разума.

Философии истории Конта – это одновременно закон движения истории и познания. Этими стадиями являются:

1) теологическая, или фиктивная, стадия;

2) метафизическая, или абстрактная, стадия;

3) научная стадия.

Конт полагал, что после того, как человечество в основном пройдет 2 первые стадии, станет возможным перейти к концепции позитивной философии.

Позитивная философия Конта является основой и условием его концепции превращения политики в науку и имеет явные социально-технологические черты. Науки не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества.


Вопрос. Типология общества.

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. Существует множество способов классификации обществ. Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем, как используется и контролируется экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистические и коммунистическое общества).

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т.е обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т.д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество). Г.Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, каждая стадия характеризовалась ключевым изменением в развитии техники:

1. Копье, лук и стрелы.

2. Выращивание растений.

3. Выплавка металла.

4. Плуг.

5. Железные орудия и оружие.

6. Новые источники энергии.

В качестве главных зависимых переменных в этой типологии обществ Г. и Дж. Ленски указали: численность населения, выраженную в единицах плотности (более крупные сообщества), и общие размеры общества, постоянность поселения, разделения труда, религиозные верования (структура основных верований), социальное неравенство изменения в характере стратификации. На основе типологии Г. и Дж. Ленски можно выделить следующие типы обществ.

Простые общества

Сложные общества

Постиндустриальное общество

Коммуникативное общество

Информационное общество


Основные элементы культуры

1. Знаки и символы. Они представлены главным образом в языке.

2. Отношение. Культура не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выделяют, как эти составные части связанны между собой – в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности.

3. Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться.

4. Правила. Эти элементы регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Привычки – это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

Манеры внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

Ритуал – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства.

 

Форма культуры

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа.

Популярная культура не обязательно является культурой общедоступной, ее разнообразие отражает возрастные, полевые и классовые различия в аудитории.

Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

Молодежная субкультура

Существование молодежной субкультуры – одна из закономерностей становления и развития подрастающих поколений.

«Нормальная» молодежь – подавляющее большинство молодых людей достигает статуса зрелости вне субкультуры.

Делинквентная молодежь. Делинквентные субкультуры обычно связаны со средой рабочего класса и имеют дело с такими поступками, за который взрослый нес бы уголовную ответственность.

Культурные бунтари. Члены этих групп являются скорее поклонниками талантов, чем артистами. Принадлежат к среднему классу, имеют высшее образование.

Политически активная молодежь. Спектор политических занятий данной группы является достаточно широким.

Аккультурация – это процесс взаимовлияние культур, в котором одна социальная система воспринимает свойства какой-либо другой социальной системы.


Вопрос. Социализация.

Социализация – это одновременно и процесс научения навыкам социального взаимодействия, и процесс культурной адаптации и интериоризации.

Большинство современных социологов рассматривают социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей.

Социализация позволяет индивиду приобрести багаж, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.

Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление, то есть возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т. д.), к новым ролям — при вступлении в брак, рождении детей, занятии должностей и т. п.

Именно поэтому П. Бергер и Лукман различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий Процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрйруется в новые секторы общества.

В ходе научения у человека формируется как бы «вторая натура», для обозначения которой французский социолог П. Бурдье ввел понятие «габитус».

Габитус — это совокупность культурного наследия, глубоко усвоенного индивидом и направляющего его поведение даже без участия его сознания. Можно определить габитус и как системный способ существования, настолько неотъемлемый для данного индивида, что кажется врожденным и естественным. Габитус – это внутренний социальный порядок.

Различаются три типа габитуса. Первый из них — культурный, или национальный, габитус. По мнению Элиаса, культурный габитус характеризует коллективное национальное самосознание и определяет культурные различия между народами.

Второй тип габитуса — классовый габитус. По рождению все мы обязательно принадлежим к определенному социальному классу.

Наконец, можно выделить третий тип габитуса, так называемый половой габитус. Он соответствует половым ролям и моделям поведения, которые общество ассоциирует с каждым из полов.

В работе социологов Р. Клутье и А. Рено выделены четыре иерарх химически расположенные структуры, осуществляющие социализацию. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга. Первая из этих структур – это микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, школа или детский сад, круг друзей. Вторая структура – мезосистема – это отношения между элементами микросистемы, например между семьей и школой. Третья структура — это экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, тем не менее участвуют в его социализации, иногда оказывая на него очень сильное влияние. Это, например, работа родителей, их деловое окружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играет важную роль в формировании представлений о мире взрослых у ребенка. Наконец, четвертая структура — это макросистема, культурное окружение. Речь идет о социальных ценностях и идеологиях, не только прямо внушаемых ребенку, но и косвенно влияющих на функционирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера'и т. д.

Первичная индивидуальная адаптация – конформизм – отражает соответствие между целями и ценностями общества и средствами для их достижения. Подавляющее большинство людей согласны следовать тому, что от них требует общество, если они уверены, что смогут прийти к идеалу честным путем.

По мнению Ф. Буррико, конформизма нельзя добиться механическим применением формального социального контроля. Для понимания подчинения индивидов социальным нормам их группы необходимо принимать во внимание роль межличностных отношений. Именно потому, что некоторые люди имеют для нас значение, мы хорошо выполняем наши профессиональные обязанности. Привязанность к определенным лицам, а также чувство ответственности по отношению к ним приводят к тому, что индивид выбирает модель поведения, кажущуюся ему обременительной или неприятной, но которой он, несмотря на это, придерживается.

Маргинализация некоторых из них происходит вынужденно, поскольку они не могут отвечать требованиям доминирующей социальной модели, будучи неспособными в нее интегрироваться. Речь идет об инвалидах, психически больных людях и о всех тех, кто отвергнут обществом.


Вопрос. Социальная группа.

В отечественной традиции социальными группами называют социальные классы, слои и другие крупные единицы макро-социальной структуры всего общества, а также единицы ме- зосоциальной структуры территориальных общностей (города, агломерации и т. д.). По отношению ко всем ним социальная группа – родовое, собирательное понятие. В контексте социологии неравенства именно эти группы имеют определяющее значение.

Социальные общности (группы) можно разделить на статистические и реальные. Практикующие социологи чаще имеют дело со статистическими группами, т. е. выделенными по какой-либо поддающейся измерению характеристике.

Реальные группы выступают субъектами и объектами реальных отношений (власти, эксплуатации и т. д.). Они обладают интересами, которые можно измерить: взаимной идентификацией; общими чертами ментальности; сходной мотивацией; символами; стилем жизни; для них характерны само- воспроизводство, отличная от других групп система социальных связей.

Особое место занимают социальные нормы как средства социальной регуляции поведения индивидов, объединяющие их в группы (общности). Эти нормы обеспечивают воспроизводство групп в их социальных позициях, обеспечивают поддержание процессов функционирования общества как системы взаимодействия групп.

Ядро группы представляет собой одновременно и исторически подвижное, и относительно устойчивое во времени социальное образование. Оно может либо исчезнуть вообще (в том случае, когда исчезает данный вид деятельности или данная разновидность ценностных представлений), либо приобрести новое качество под влиянием имманентных изменений в содержании деятельности или (и) ценностных представлений. Однако вследствие того, что обычно темп этих изменений аналогичен с темпами изменений других социальных групп, сохраняются и качественное отличие этой группы людей от других, и «социальная дистанция», и характер межгрупповых отношений.

Как научная абстракция и реальность, социальная группа является носителем системных качеств, не сводимых к характеристикам индивидов, входящих в ее состав. Эти качества выводятся из анализа всей общественно-исторической практики развития и функционирования конкретного общества.

Реальная группа, в противоположность статистической совокупности людей, выделенных по какому- то отдельно взятому признаку, есть социальная целостность, характеризуемая общностью условий существования, причинно взаимоувязанными сходными формами деятельности в разных сферах жизни, единством норм, ценностей, черт образа жизни.


Вопрос. Классы.

Социологи определяют класс как один из основных типов социальной стратификации наряду с рабством, кастой и сословием.

Классовые системы отличаются во многих отношениях от систем рабства, каст и сословий. В особенности нужно было бы отметить четыре момента:

1. В отличие от иных типов страт, классы не создаются на основе правовых и религиозных норм. Членство в них не основывается на наследственном положении или на обычаях. Классовые системы более подвижны, нежели другие системы стратификации, и границы между классами никогда не бывают ясно очерченными. Здесь также нет формальных ограничений в браках между представителями разных классов.

2. Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута» им самим, а не просто быть данной от рождения, как в других типах систем стратификации. Социальная мобильность – движение вверх и вниз в классовой структуре – значительно проще, чем в других типах

3. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами. В иных типах стратификационных систем неэкономические факторы наиболее важны.

4. В других типах стратификационных систем неравенство выражено прежде всего на уровне межличностных отношений, касающихся обязанностей между слугой и господином, рабом и хозяином, представителями высшей и низшей каст, массовые системы, наоборот, осуществляют в основном связи внеличностного характера.

Классы - большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни. Собственное богатство вместе с занятием составляет главное основание классовых различий. Главные классы, существующие в западных обществах: высший класс (те, кто владеют и прямо контролируют производственные ресурсы, богатые, крупные промышленники, верхушка руководства); средний класс (включающий большинство «белых воротничков» и профессионалов); рабочий класс («синие воротнички» или занятые ручным трудом).

В некоторых индустриальных странах, таких как Франция или Япония, четвертый класс – крестьянство (люди, занятые в традиционных типах сельскохозяйственного производства) – также до недавнего времени очень важный. В странах «третьего» мира крестьяне обычно составляют самый большой класс.


Три основных типа семьи

1. традиционная (патриархальная семья)

2. неотрадиционная

3. эгалитарная (семья равных)

 

Функции семьи:

1. Репродуктивная

2. Воспитательная

3. Хозяйственно-бытовая

4. Экономическая

5. Сфера первичного эмоционального контроля

6. Сфера духовного общения

7. Социально-статусная

8. Досуговая

9. Эмоциональная

10. Сексуальная


Вопрос. Типология семьи.

Моногамное супружество – брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в 5 раз реже, чем полигамия- брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов:

Полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами.

Полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами.

 

Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь

вне данной родственно-семейной группе.

Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.

 

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом пользуется мать.

 

Партнерская семья – совместное обсуждение семейных решений.

 

Автономные семьи – с принятием решения одним из супругов.

 

Гомогенная семья – супруги из примерно одной социальной страты, и гетерогенная семья – супруги из разных социальных групп.

 

Значимость семьи для поддержания социокультурной жизни заключается в том, что она является первоначальной единицей, достаточной для воспроизведения культурных форм социальности.


Вопрос. Предмет социологии.

Социология – это отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабах, занимается изучением специального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.

Социология позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.

«Социология, – пишет В.А. Ядов, – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов».

Г.В. Осипов определяет социологию как науку, которая исследует социальную структуру общества (между- и внутриклассовые отношения и система социальных институтов или учреждений, регулирующая эти отношения) развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества.

Н. Смелзер определяет социологию как один из способов научного изучения общества и социальных отношений.

Э. Гидденс понимает социологию как «науку о социальной жизни человека, групп и обществ»

Таким образом, предмет социологии с одной стороны – социальное поведение, с другой стороны – социальные структуры.


вопрос. Социология и другие науки.

Социология – одна из социальных, или поведенческих, наук; как таковая она отличается от естественных наук (биологии, физики, химии), с одной стороны, и от гуманитарных дисциплин (литературы, музыки, искусства) – с другой. Все социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука – имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи, они отличаются друг от друга.

Из всех областей антропология и социология больше других имеют общую точку приложения сил. Главное различие между ними заключается в том, что культурные антропологи исповедуют исторический подход к образу жизни небольших дописьменных обществ.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.