Социальная стратификация современного российского общества. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Социальная стратификация современного российского общества.

2018-01-13 263
Социальная стратификация современного российского общества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: раскрыть понятия социальной стратификации и мобильности, представить их основные характеристики, усвоить особенности экономической стратификации и мобильности в современной России. Выделите четыре уровня жизни населения: достаток; нормальный уровень; бедность; нищета. Дать определение понятиям: минимальный доход; прожиточный минимум, потребительская корзина, порог бедности.

 

Содержание задания: Основания и критерии стратификации. Структурно-функциональный подход к построению модели социальной стратификации. Понятие “социальный статус”, “социальная роль”, “ранг”, “престиж”, “социальная позиция”, “страта. Проблемы социальной мобильности и миграции в РФ.

Указания по порядку и методике выполнения задания:

Дайте определение социальной стратификации и мобильности. Рассмотрите исторические типы стратификации, классовую систему общества. Остановитесь на понятиях скорости и интенсивности социальной мобильности. Отметьте существование двух основных видов социальной мобильности - межпоколенной и внутрипоколенной, и двух основных типов - вертикальной и горизонтальной. Раскройте особенности «челночной миграции» в странах СНГ. Подчеркните особенности интеллектуальной миграции. Остановитесь на характеристиках экономической, трудовой миграции.

 

Требования к отчетным материалам: устный ответ.

Литература:

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс Серия: Высшее образование, 2009. — 571 с.

Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 544 с. Гл.11-12.

Писарев Д.И. очерки по истории труда. В кн.: Кузьмичёва А.А. Человек и общество. Хрестоматия. Иркутск. 2004. Пакет 15. С.42-45

П.А.Сорокина «Социальная стратификация и мобильность». В его кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 542

Практическое занятие № 7.

Методы социологических исследований

 

Цель занятия: дать студентам общее представление о программе социологического исследования; познакомить с основными разделами и методологическими принципами построения программы социологического исследования; изучить виды и особенности социологических методов.

 

Содержание задания: Построение программы социологического исследования. Неопросные методы социологии: эмпирические и теоретические типы методологий. Опрос, как базисный социологический метод, его виды.

Указания по порядку и методике выполнения задания:

Необходимо ознакомить студентов с основами построения программы социологического исследования. Дать представление об основных социологических методах.

На этом практическом занятие можно дать представление о методике составления «Рабочей программы социологического исследования» на конкретном примере по актуальной для бакалавров теме, где респондентами выступят студенты группы. При подготовке к семинару обратите внимание на основные составляющие теоретико-методологического и процедурно-методического разделов программы. Необходимо четко осознать, в чем значение процесса операционализации понятий, каковы виды гипотез. Обратите внимание на разработку социологического инструментария.

Познакомьтесь с видами социологического исследования. Обратите внимание на содержание понятий «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативность исследования». Студент должен иметь четкое представление об основных типах и видах выборки.

Требования к отчетным материалам: устный ответ на семинаре. Оформление и защита «исследовательской группой» «Рабочей программы социологического исследования» в рамках выполнения самостоятельной работы

Литература:

Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.: ил.

Кравченко, А.И. Социология: учеб. по дисц. «Социология» для студентов вузов, обуч. по несоц. спец. и напр. подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009. – 432 с.

Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 544 с. Гл 18-19

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.

Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2003.

Практическое занятие № 8.

Социализация личности

Цель занятия: раскрыть понятие социализации, рассмотреть социализацию как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

 

Содержание задания: Понятие социализации. Агенты и институты социализации. Социализация в течение жизненного цикла. Теории социализации. Социализация в условиях социальной трансформации.

Указания по порядку и методике выполнения задания:

Изучение темы начните с повтора понятий «личность», «социальный статус» и «социальная роль», с определения понятия «социализация». Проанализируйте различия в понятиях «воспитание», «образование» и «социализация». Рассмотрите этапы социализации.

Важным аспектом темы является рассмотрение агентов социализации. Дайте определение данному понятию. Обратите внимание, что агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда - противоречивое, разнонаправленное. В рамках темы важно обратиться к рассмотрению теорий социологии (Ч.Кули и Дж.Г.Мида, З.Фрейда, Ж.Пиаже, Э.Эриксона). При рассмотрении особенностей социализации в условиях социальной трансформации остановитесь на объяснении особенностей социализации различных поколений в современной России, раскройте сущность понятия «ресоциализация» и объясните особенности процесса нравственной ресоциализации личности в современной России.

 

Требования к отчетным материалам: устный ответ.

Литература:

Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.: ил.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование, 2009- 571 с.

Солодникова, И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // СОЦИС – 2007 - № 2.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н.Кузнецова. – М: Гардарики, 2005.

 

 

Рекомендуемое информационное обеспечение дисциплины

 

 

Основная учебная литература

Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.

Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 544 с.

Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В.Р., Попов А.В. Социология. Учебник /под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. – 3-у изд.- М.: Гардарики, 2007. – 512с.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс Серия: Высшее образование, 2009. — 571 с.

Кравченко, А.И. Краткий социологический словарь / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2009. – 352 с.

 

Дополнительная учебная и справочная литература.

Американская социологическая мысль: Тексты: хрестоматия: Перевод / Сост. Е. И. Кравченко; Под общ. ред. В. И. Добренькова. - М.: Междунар.Ун-т Бизнеса и Управления, 1996. - 557 с.

Глобализация и социальные институты: социолог. подход / Ин-т социологии РАН; отв. ред. И. Ф. Девятко, В. Н. Фомина. – М.: Наука, 2010. – 335 с.

Джери, Д. Большой толковый социологический словарь: Collins: русско-английский, англо-русский: [В 2т.: Перевод]. Т. 1. А-О / Дэвид Джери, Джулия Джери. - М.: Вече:АСТ,1999-, 1999. - 543 с.

Кравченко, А.И. Социология: учебник по дисциплине «Социология» для студентов вузов, обучающихся по несоциологическим спец. и напр. подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009. – 432 с.

Кравченко, А. И. Социология: учеб. для вузов / А. И. Кравченко. - М.: Акад. проект, 2006. - 507 с.

Павленок П. Д., Савинов Л. И.. Социология. Учебное пособие.- М.: изд-во «Торговая организация «Дашков и Ко», 2007.-580 с

Рысь, Ю.И. Социология: Структур.-логич. схемы с коммент.: учеб. пособие для вузов / Ю. И. Рысь, В.Е. Степанов. - М.: Акад. проект, 1999. - 240 с.: схемы. - (Gaudeamus)

Смелзер, Н. Социология: Пер. с англ. / Нейл Смелзер; Науч. ред. изд. на рус. яз. В. А. Ядов. - М.: Феникс, 1994. - 687 с.

Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин; Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - 542

Социология: [Учеб. для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова]; Под ред. В. Н. Лавриненко; [Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. - 407 с.

 

Электронные образовательные ресурсы:

.Ресусы ИрГТУ, доступные в библиотеке университета или в локальной сети университета

http://www.istu.edu/ru

Ресурсы сети Интернет.

Перечень адресов сайтов, на которых содержится информация, необходимая для освоения дисциплины: учебная, справочная, методическая и др.:

http://www.lib.socio.msu.ru

http://www.i-u.ru

http://www.auditorium.ru

http://www.ihtik.lib.ru

http://www.irklib.ru

www.ecsocman.edu.ru

www.sociology.ru


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.