Кафедра социологии и социальной работы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кафедра социологии и социальной работы

2018-01-13 206
Кафедра социологии и социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФГБОУ ВПО НИ

«Иркутский государственный технический университет»

 

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ

к практически занятиям

 

 

Направление подготовки: 270800 Строительство

Профиль подготовки: 270205 Автомобильные дороги и аэродромы

270102 Промышленное и гражданское строительство

270114 Проектирование зданий

Квалификация (степень) ______________ бакалавр ____________

Форма обучения ______________ очная ______ __________

Учебный год _______________ 2012-2013 ____________

 

 

Составитель программы

 

Ринчинова А.Б., доцент кафедры социологии и социальной работы, к.ф.н.

 

 

Иркутск 2012 г.

 

Основная структура дисциплины.

Таблица 1 – Структура дисциплины

Вид учебной работы Трудоемкость, часов  
Всего Семестр
№ 4  
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия, в том числе:      
лекции      
практические/семинарские занятия      
Самостоятельная работа      
Вид итогового контроля по дисциплине   зачет  

 

Краткое описание практических занятий

Перечень практических занятий (наименования, темы)

 

1. Основные направления русской социологической мысли.

2. Общество: природное и культурное.

3. Социальные институты. Семья как социальный институт.

4. Формирование глобального мирового сообщества.

5. Социальные группы и общности.

6. Социальная стратификация современного российского общества.

7. Программа, методология и методы социологического исследования.

8. Социализация личности

 

 

Методические указания по выполнению заданий

На практических занятиях

 

 

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2.

Общество: природное и культурное

Цель занятия: раскрыть взаимосвязь общества и природы, показать специфику общественной организации человечества. Обсудить биопсихосоциальную природу человека. Рассмотреть естественное и искусственное в человеческой деятельности, ноосферу как сверхприродное образование, сущность которой составляет материальная и духовная культура человечества. Выявить стадии культурного развития человечества. Обсудить современную цивилизацию, как последний этап развития человеческой культуры, будущее цивилизационного развития человечества.

 

Содержание задания: Культура – способ существования человечества. Естественное и культурное. Формы и стадии существования культуры. Социум и его культура. Типология обществ. Характеристика классической триады: дикость, варварство и цивилизация. ОЭФ К.Маркса. Эклектизм современных западных типологий. Государственный институт – сущность цивилизационной формы культуры. Будущее цивилизационного развития человечества.

Указания по порядку и методике выполнения задания:

Выявить единство и различие природного, человеческого, социального. Охарактеризовать основные социологические теории понимания взаимосвязи природного, человеческого и социального. Показать, что сущность человека проявляется в его деятельности, поведении. Рассмотреть общество как социетальную систему. Дать целостную характеристику культуры и цивилизации.

 

Требования к отчетным материалам: устный ответ.

Литература:

Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование, 2009- 571 с.

Кузьмичёва А.А. Человек и общество. Хрестоматия. Иркутск. 2004. Пакет 14.Человек, общество, культура и природа. С.4-38.

 

Практическое занятие № 3.

Практическое занятие № 4.

Практическое занятие № 5.

Практическое занятие № 6.

Практическое занятие № 7.

Практическое занятие № 8.

Социализация личности

Цель занятия: раскрыть понятие социализации, рассмотреть социализацию как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

 

Содержание задания: Понятие социализации. Агенты и институты социализации. Социализация в течение жизненного цикла. Теории социализации. Социализация в условиях социальной трансформации.

Указания по порядку и методике выполнения задания:

Изучение темы начните с повтора понятий «личность», «социальный статус» и «социальная роль», с определения понятия «социализация». Проанализируйте различия в понятиях «воспитание», «образование» и «социализация». Рассмотрите этапы социализации.

Важным аспектом темы является рассмотрение агентов социализации. Дайте определение данному понятию. Обратите внимание, что агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда - противоречивое, разнонаправленное. В рамках темы важно обратиться к рассмотрению теорий социологии (Ч.Кули и Дж.Г.Мида, З.Фрейда, Ж.Пиаже, Э.Эриксона). При рассмотрении особенностей социализации в условиях социальной трансформации остановитесь на объяснении особенностей социализации различных поколений в современной России, раскройте сущность понятия «ресоциализация» и объясните особенности процесса нравственной ресоциализации личности в современной России.

 

Требования к отчетным материалам: устный ответ.

Литература:

Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.: ил.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование, 2009- 571 с.

Солодникова, И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // СОЦИС – 2007 - № 2.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н.Кузнецова. – М: Гардарики, 2005.

 

 

Рекомендуемое информационное обеспечение дисциплины

 

 

Основная учебная литература

Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.

Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 544 с.

Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В.Р., Попов А.В. Социология. Учебник /под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. – 3-у изд.- М.: Гардарики, 2007. – 512с.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс Серия: Высшее образование, 2009. — 571 с.

Кравченко, А.И. Краткий социологический словарь / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2009. – 352 с.

 

Дополнительная учебная и справочная литература.

Американская социологическая мысль: Тексты: хрестоматия: Перевод / Сост. Е. И. Кравченко; Под общ. ред. В. И. Добренькова. - М.: Междунар.Ун-т Бизнеса и Управления, 1996. - 557 с.

Глобализация и социальные институты: социолог. подход / Ин-т социологии РАН; отв. ред. И. Ф. Девятко, В. Н. Фомина. – М.: Наука, 2010. – 335 с.

Джери, Д. Большой толковый социологический словарь: Collins: русско-английский, англо-русский: [В 2т.: Перевод]. Т. 1. А-О / Дэвид Джери, Джулия Джери. - М.: Вече:АСТ,1999-, 1999. - 543 с.

Кравченко, А.И. Социология: учебник по дисциплине «Социология» для студентов вузов, обучающихся по несоциологическим спец. и напр. подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009. – 432 с.

Кравченко, А. И. Социология: учеб. для вузов / А. И. Кравченко. - М.: Акад. проект, 2006. - 507 с.

Павленок П. Д., Савинов Л. И.. Социология. Учебное пособие.- М.: изд-во «Торговая организация «Дашков и Ко», 2007.-580 с

Рысь, Ю.И. Социология: Структур.-логич. схемы с коммент.: учеб. пособие для вузов / Ю. И. Рысь, В.Е. Степанов. - М.: Акад. проект, 1999. - 240 с.: схемы. - (Gaudeamus)

Смелзер, Н. Социология: Пер. с англ. / Нейл Смелзер; Науч. ред. изд. на рус. яз. В. А. Ядов. - М.: Феникс, 1994. - 687 с.

Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин; Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - 542

Социология: [Учеб. для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова]; Под ред. В. Н. Лавриненко; [Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. - 407 с.

 

Электронные образовательные ресурсы:

.Ресусы ИрГТУ, доступные в библиотеке университета или в локальной сети университета

http://www.istu.edu/ru

Ресурсы сети Интернет.

Перечень адресов сайтов, на которых содержится информация, необходимая для освоения дисциплины: учебная, справочная, методическая и др.:

http://www.lib.socio.msu.ru

http://www.i-u.ru

http://www.auditorium.ru

http://www.ihtik.lib.ru

http://www.irklib.ru

www.ecsocman.edu.ru

www.sociology.ru

ФГБОУ ВПО НИ

«Иркутский государственный технический университет»

 

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ

к практически занятиям

 

 

Направление подготовки: 270800 Строительство

Профиль подготовки: 270205 Автомобильные дороги и аэродромы

270102 Промышленное и гражданское строительство

270114 Проектирование зданий

Квалификация (степень) ______________ бакалавр ____________

Форма обучения ______________ очная ______ __________

Учебный год _______________ 2012-2013 ____________

 

 

Составитель программы

 

Ринчинова А.Б., доцент кафедры социологии и социальной работы, к.ф.н.

 

 

Иркутск 2012 г.

 

Основная структура дисциплины.

Таблица 1 – Структура дисциплины

Вид учебной работы Трудоемкость, часов  
Всего Семестр
№ 4  
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия, в том числе:      
лекции      
практические/семинарские занятия      
Самостоятельная работа      
Вид итогового контроля по дисциплине   зачет  

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.