Организация и характер работы школ по обучению пациентов профилактики остеопороза — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация и характер работы школ по обучению пациентов профилактики остеопороза

2018-01-14 657
Организация и характер работы школ по обучению пациентов профилактики остеопороза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор: Собчук Е.К.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР РАБОТЫ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТЕОПОРОЗА

Для организации школы по обучению пациентов профилактики остеопороза минимально необходимо следующее:

- заинтересованный в обучении пациентов медперсонал, знакомый с методикой преподавания;

- помещение для проведения занятий, отвечающее необходимым санитарно-гигиеническим требованиям;

- методические пособия для преподавателя;

- набор демонстрационных плакатов и наглядных пособий;

- специальная литература по остеопорозу для пациентов.

Важное место занимает подготовка класса для проведения занятий. Учебные места желательно расставить так, чтобы пациенты и преподаватель располагались лицом друг к другу (например, за круглым столом). Близкое расположение членов группы делает возможным интенсивное общение между ними по ходу занятий, что очень важно для эффективной деятельности всей группы. Место за каждым пациентом лучше закрепить на все время обучения. Это поможет преподавателю достаточно быстро запомнить лица и имена пациентов. С этой целью можно приготовить для пациентов именные визитные карточки; хорошим приемом является установка на столах карточек с фамилией, именем и отчеством каждого пациента.

Для обучения пациентов можно использовать групповое обучение пациентов, имеющих факторы риска развития остеопороза.

Желательно формировать группу не более чем из 7 – 8 пациентов, учитывая при этом возраст пациентов и их социально-культурный и др. уровни. При таком наборе в группу и преподавателю будет работать с пациентами легче, и самим членам группы будет интереснее на занятиях.

Занятия в таких группах проводятся по специальной структурированной программе и рассчитаны на 2 занятия.

Основной целью обучения является формирование у пациента сознательного и грамотного отношения к своему здоровью.

Но добиться одного "понимания развития болезни" у пациента недостаточно - необходимо выработать у него стойкую мотивацию на выполнение тех правил жизни, которые требуются для профилактики остеопороза.

 

 

Занятие №1.

Тема: Что нужно знать об остеопорозе?

Цель занятия:

Пациент должен понимать

Ø Значение кальций в организме и витамина Д

Ø Определение понятия «остеопороза»

Ø Строение костной ткани в норме и при остеопорозе

пациент должен знать:

Ø Факторы риска развития остеопороза

Ø Клинические проявления остеопороза

Ø Инструментальная диагностика остеопороза

Ø Выявление индивидуальных управляемых факторов риска

Ø Составление индивидуального плана действий для каждого пациента - начальный вариант

Учебно-методическая и хронологическая карта занятия.    
Наименование учебных элементов Время (мин) Дидактические процессы (учебные операции)
1. Организационная часть (объявление темы занятия, значение изучения темы)      
2. Значение кальция и витамина Д в организме     Беседа обучающего с пациентами
3. Определение понятия «остеопороза» Строение костной ткани в норме и при остеопорозе Факторы риска развития остеопороза Клинические проявления остеопороза Инструментальная диагностика остеопороза   Беседа обучающего с пациентами
4. Выявление индивидуальных управляемых факторов риска     Анкетирование
5. Составление индивидуального плана действий для каждого пациента - начальный вариант   Беседа обучающего с пациентами
  Итоговый контроль знаний   Тестовый контроль

 

Блок материалов

Для обучения.

· Информационный материал

· Наглядный раздаточный материал

· Источники информации

 

 

Введение.

По данным ВОЗ по значимости проблемы (ранней диагностики, лечения и профилактики)

остеопороз занимает среди неинфекционных заболеваний четвертое место после болезней

сердечно-сосудистой системы, онкологической патологии и сахарного диабета.

В последние годы в структуре населения увеличивается доля пожи­лых людей, и число

боль­ных остеопорозом также быстро возрастает. 68% всех переломов, требующих госпитализации,

происходят на фоне остеопороза.

Неутешительные результаты лечения переломов на фоне остеопороза: при переломах шейки

бедренной кости в течение первого полугодия после травмы умирает 15-20% больных, более 50%

больных становятся инвалидами. Через год после травмы 40% больных не выходят из дома, 80%

– не могут жить самостоятельно без посторонней помощи.

От переломов на фоне остеопороза умирает больше женщин, чем от рака матки и молочной

железы вместе взятых!

Знание первичной профилактики этого заболевания необходимо каждому человеку.

Участковая сестра (сестра общей практики) должна проводить первичную профилактику

остеопороза среди населения, с этой целью при поликлиниках создаются «Школы

остеопороза».

 

 

 

Информационный материал.

 

 

Остеопороз - это системное заболевание скелета, характеризующееся снижением массы костной ткани и нарушением ее микроархитектоники, приводящими к снижению прочности костей и высокому риску их переломов.

Остеопороз поражает каждую третью женщину и каждого восьмого мужчину в возрасте старше 50 лет. Распространенность остеопороза выше, чем сумма рисков возникновения рака груди, эндометрия и яичников.

Факторы риска

Неуправляемые – не зависят от самого человека:

  • низкая минеральная плотность костной ткани
  • женский пол
  • возраст старше 65 лет
  • наличие остеопороза и/или переломов при небольшой травме у родственников (мать, отец, сестра) в возрасте 50 лет и старше
  • предшествующие переломы
  • некоторые эндокринные заболевания
  • ранняя (в том числе хирургическая) менопауза у женщин
  • прием глюкокортикоидов - длительная иммобилизация (постельный режим более 2 месяцев)

Управляемые – зависят от образа жизни и поведения и могут быть устранены:

  • низкое потребление кальция
  • дефицит витамина D
  • курение
  • злоупотребление алкоголем
  • низкая физическая активность
  • склонность к падениям
  • низкий индекс массы тела и/или низкий вес
  • использование некоторых лекарственных средств, таких как

· Тиреотропные препараты (тироксин)

· Глюкокортикоиды

· Антикоагулянты (прямые, непрямые)

· Агонисты и антагонисты гонадотропина

· Противосудорожные препараты (фенитоин)

· Фосфатосвязывающие антациды

Анкета

Нормальная кость

Рис.1

С возрастом, а также при некоторых заболеваниях (см.Рис. 2) кости становятся тонкими

и хрупкими, и в результате переломы могут происходить при самой незначительной


травме или даже без нее.

Клетки, называемые остеокластами, растворяют костную ткань, образуя глубокие лакуны (пространства).

Затем другие клетки, остеобласты, заполняют образовавшиеся пространства и формируют новую кость.

...образуются пустоты, которые могут привести к переломам.

Новой ткани не достаточно, чтобы заполнить увеличившиеся пространства, что приводит к потере кости и развитию остеопороза.

Острая боль

Интенсивная боль в позвоночнике на фоне полного здоровья, связанная с пере­ломами одного или нескольких позвонков. Боль носит опоясывающий характер, может маскироваться под инфаркт миокарда, почечную, печеночную колику. Боль усиливается при кашле, в вертикаль­ном положении, уменьшается при положе­нии лежа.

Хроническая боль формируется из-за укорочения позвоночника и сопровождается формированием кожных складок. Из-за посто­янных болей изменяется походка, становится неуверенной, "вперевалочку".

 

 

Если перелом случился, то... Ограничивается подвижность и способ­ность к самообслуживанию. Человек испытывает постоянную боль. Работающие социальные программы по ре­абилитации таких пациентов отсутствуют.

Пожилые люди: 50% испытывают затруднения при ходьбе и подъеме по лестнице.

15% страдают явным огра­ничением подвижности, а после 75 лет эта цифра увеличивается до 30%.

31% испытывают за­труднения при самооб­служивании (одевании, купании, приеме пищи).

33% падают по крайней мере 1 раз в году; поло­вина падений приводит к повреждениям.

В последние годы в структуре населения увеличивается доля пожи­лых людей, и число боль­ных остеопорозом также быстро возрастает.

Лечить остеопороз сложно, поскольку его про­явления выявляются уже на поздних стадиях болезни, и не всегда с ней можно справиться.

Не надо ждать, когда случится несчастье, главная задача - предупредить его!

Блок материалов

Для обучения.

· Информационный материал

· Наглядный раздаточный материал

· Источники информации

Информационный материал

 

 

 

РУЛЕТ ИЗ СЫРА

Кальций:

пропорция (100г) – 463мг/блюдо (750г) – 3 475 мг

Продукты:

Сыр 300г (3000)

Творог 300г (450)

Куриное мясо 150г(25,5)

Зелень, соль

Инструкции:

Полиэтиленовый мешочек смазать внутри маслом, положить в него сыр,завязать концы, опустить в воду и кипятить 15 минут пока сыр не станетмягким. Приготовить начинку: творог размять, посолить, добавить измельченный чеснок и зелень, отваренное и нарезанное куриное мясо. Вынуть сыр, раскатать его выложить сверху начинку. Свернуть рулет, обернуть

фольгой. Поставить на 3-4 часа в холодильник. Затем нарезать ломтиками и подать.

 

РАВИОЛИ

С СЫРНОЙ НАЧИНКОЙ

Кальций:

порция (200г) – 506 мг/блюдо (920г) – 2 325 мг

Продукты:

Тесто: 250г муки (67,5), 2 яйца (82,5),

вода, 1 столовая ложка оливкового масла, соль.

Начинка: 200г твердого сыра (2000), 2 желтка (27,5), 100г моло-

ка обогащенного кальцием (147), мускатный орех, зелень петруш-

ки, перец.

Инструкции:

Замесить тесто, как для лапши. Оставить на полчаса под льняным полотенцем, чтобы тесто размякло, затем раскатать на два одинаковых пласта, на один ложкой положить начинку (предварительно перемешав все продукты) горками на расстоянии 4 см. тесто между начинкой смазать размешанный яйцом. Второй пласт положить сверху и прижать, потом разрезать все на квадратики так, чтобы начинка была посередине. Выложить изделия в подсоленную кипящую воду, варить 12 минут (равиоли должны всплыть). Подать как самостоятельное блюдо, полив итальянским томатным соусом и посыпав тертым сыром. Также равиоли можно запечь

в духовке.

 

 

ЖЕЛЕ МОЛОЧНОЕ С ШОКОЛАДОМ

Кальций:

порция (200г) – 243мг/блюдо (1030г) – 1 253 мг

Продукты:

Молоко 750г (1103)

Шоколад 150г (150)

Сахарный песок 100г, желатин 30г, ванилин.

Инструкции:

Замочить желатин в холодной, кипяченой воде (в соотношении 1:8) и оставить для набухания на 30-40 минут. Шоколад натереть на крупной терке и растворить вместе с сахаром в

горячем молоке, добавить ванильный сахар по вкусу, ввести растворенный желатин, довести до кипения, разлить в формочки и охладить. Перед подачей формочку опустить на 1-3 секунды

в горячую воду, после очень быстро обтереть сухой салфеткой (полотенцем), накрыть тарелкой. Перевернуть тарелку вместе с формочкой и, слегка встряхнув ее, снять формочку. Желе можно полить сиропом или украсить взбитыми сливками. Для приготовления слоеного желе последовательно заливают в формочку шоколадное, молочное или фруктовое желе. При этом нельзя допускать полного застывания предыдущего слоя (только до студенистой консистен-

ции), тогда слои не будут перемешиваться и желе не расслоится при перекладывании на блюдо

 

ЛАПША НА МОЛОКЕ С ВАНИЛЬЮ

Продукты:

Лапша 400 грамм (76),

4 стакана молока, обогащенного кальцием (1176),

1 ложка сливочного масла (1,8),

4-5 кусков сахара, истолченных с ванилью

(или 2 ложки ванильного сахара), соль

Инструкции:

Вскипятить молоко с маслом, сахаром и солью, положить лапшу, перемешать и варить 5-7 минут.

Часть лапши использовать как молочный суп. Остальное, 3/4 лапши, выложить на блюдо, полить сливками. Запекать в духовке, обрызгивая сливками, пока лапша не подрумянится.

Кальций:

порция (250 г) – 249мг/блюдо (1254г) – 1 253 мг

 

ТВОРОЖНИКИ ЛИМОННЫЕ

Кальций:

порция (200г)-167мг/блюдо (500г) – 418мг

Продукты:

200 г творога (300),

1 столовая ложка растопленного масла (2,8),

2 яйца (82,5),

120 г муки (32,4),

1 столовая ложка сахара,

1/4 чайной ложки лимонной цедры.

Инструкции:

Творог протереть через сито, добавить масло, яйца, сахар, цедру лимона.Все хорошо размешать и добавить муку. Сформовать из получившейся массы небольшие круглые заготовки толщиной до сантиметра и обжарить с обеих сторон. Подать горячими, полив сметаной.

 

ТВОРОЖНЫЕ ЛЕПЕШКИ

Продукты:

500 грамм творога (750),

1 яблоко 70 грамм (21),

2 морковки 100 грамм (51),

1 сырое яйцо (42),

5 столовых ложек муки (20),

пакетик ванильного сахара,

100 грамм сахарного песка.

Инструкции:

Овощи потереть на крупной терке. Все хорошо перемешать, сформировать в лепешки, обвалять в «панировке» - кокосовая стружка с мукой (1:1), обжарить с обеих сторон в растительном масле. Подать со сметаной.

Кальций:

порция (200г)-190 мг/блюдо (930г) – 884 мг

 

САЛАТ ИЗ ТУНЦА С ГРАНАТОМ

Кальций:

порция (250г) – 240 мг/блюдо (600г) – 580 мг Продукты:

1 банка консервированного тунца (432),

1 гранат (46),

2 сваренных в крутую яйца (82,5),

1/2 стакана отваренного риса (8),

100 г масла (12),

соль, черный молотый перец

Инструкции:

Филе тунца нарезать небольшими кубиками. Гранат надрезать ножом, аккуратно разломить пополам и вынуть зерна. Смешать мелко нашинкованные яйца, зерна граната, рис и тунец, добавить соль и перец по вкусу.Заправить салат маслом.

 

ТВОРОЖНЫЙ ПУДИНГ С ОРЕХАМИ

Кальций:

порция (200г) –195 мг/блюдо (1225г) – 1 180мг

Продукты:

На 500г творога (750), 5 яиц 375г (210),

1/2 стакана сахара, 4 столовых ложки сухарей (15),

100г изюма (80), 50г орехов или миндаля (122), цедру лимонную

или апельсиновую, 3 столовых ложки сливочного масла (2,8)

Инструкции:

Орехи мелко нарубить, поджарить в духовом шкафу до светло-коричневого цвета и растереть в ступке с 2 столовыми ложками сахара. Изюм очистить от веточек и промыть в теплой воде. В протертый сквозь сито творог, добавить сахар, 3 столовые ложки растопленного масла, 1/2 чай-

ной ложки соли, лимонную цедру и тщательно перемешать. Затем смешать творожную массу с толченными сухарями, орехами, изюмом и после этого добавить взбитые в густую пену яичные белки. Форму для пудинга смазать сливочным маслом, посыпать сахарным песком и наполнить творожной массой. Форму заполнить на 3/4, закрыть крышкой и поместить в большую кастрюлю с водой (вода должна доходить лишь до 1/2 высоты формы). На дно кастрюли положить толстую бумагу или сложенную вдвоемарлю. Кастрюлю накрыть крышкой и варить пудинг примерно 1 час, подливая понемногу воду по мере того, как она будет выкипать. Равномерная

упругость поднявшейся и слегка отставшей от краев формы творожной массы является признаком готовности пудинга. Готовый пудинг выложить из формы на блюдо и подать горячим с фруктовым сиропом или со сметаной.

 

БЫСТРЫЙ САЛАТ ИЗ САЙРЫ

Продукты:

Консервированная сайра в собственном соку – 1 банка (можно

заменить скумбрией или сардинами) (764),

Яйца вареные – 3 шт. (126),

Зеленый лук – 100 г (100),

Маслины без косточек – 100 г (88),

Сок лимона – 2 столовые ложки.

Инструкции:

Разложите рыбу из банки в салатник и слегка разомните вилкой, отложите для украшения несколько кусочков. Нарежьте кубиками 3 варенных яйца, 100 г маслин без косточек и 100 г зеленого лука. Все смешайте, заправьте соком от консервов и лимонным соком. Выложите салат горкой и украсьте целыми кусочками сайры, целыми маслинами, кружочками яиц и полуколечками лимона.

 

САЛАТ С ТУНЦОМ «СЮРПРИЗ»

Продукты:

Красных яблока (128),

Сок 1/2 лайма или лимона,

6 черенков сельдерея, нарезанных (274),

100 г грецких орехов, рубленных (122),

400 г консервированного тунца (864),

6 ст. ложек майонеза (34),

4 ст. ложки сметаны (32),

Соль и молотый черный перец,

1 головка салата-латука (115,5),

Верхушки сельдерея для украшения.

Инструкции:

Разложите яблоки на четвертинки, удалите сердцевину и нарежьте кусочками. Поместите в миску и смешайте с лаймовым или лимонным соком, затем добавьте сельдерей и орехи. Тунец разомните вилкой и смешайте с салатом. Затем добавьте майонез, сметану, соль и перец по вкусу.

Отделите от головки латука 6 чашеобразных листов и наполните каждый салатом. Подавайте сразу же или храните в холодильнике (до 2 часов).

Совет: Чтобы Ваш салат был более экзотичным, замените часть тунца креветками. Несколько неочищенных креветок оставьте для украшения.

Кальций:

порция (250г) – 250 мг/ блюдо (1570г) – 1570 мг

 

 

Занятие 3.

Тема: Физическая активность в профилактике остеопороза
Цель занятия
: после проведенного занятия пациент должен:

Ø понимать:

сущность «физической активности»

цель повышения физической активностив профилактике остеопороза

Блок материалов

Для обучения.

· Информационный материал

· Наглядный раздаточный материал

· Источники информации

 

 

Введение.

В современном обществе, где мы часто пользуемся транспортом и пассивными формами развлечений, очень легко стать малоподвижным человеком. Физическая активность помогает себя лучше чувствовать и получать от жизни больше. Движения должны и могут приносить радость.

Физическая активность имеет очень большое значение для профилактики остеопороза остеопороза наилучшими видами движений являются те, которые оказывают влияние на костную массу и те, которые снижают риск переломов вследствие улучшения мышечной силы, баланса и координации движений.

Информационный материал

Наилучшими видами двигательной активности для увеличения костной массы и снижения уровня возрастной потери костной массы является физическая активность, направленная на поддержание нормального веса тела.

Ходьба, бег, танцы, игры и такие виды спорта, как бадминтон, кегли, городки, баскетбол, волейбол, футбол и т.д. являются видами физической активности, направленной на поддержание нормального веса тела. Ходьба является наиболее часто рекомендуемым видом физической активности, направленной на поддержание нормального веса тела; ходьба не требует специальных навыков или оборудования, этим видом физической активности может заниматься любой человек и практически везде, вне зависимости от возраста.

2) Другим видом физических упражнений, оказывающих значительное положительное влияние на кости являются так называемые "резистентные" упражнения. Резистентные упражнения включают в себя упражнения по перемещению предметов или веса собственного тела для выработки сопротивления. Эти упражнениявключают в себя занятия с весовыми нагрузками с использованием специальных блоков или гимнастических гантелей и\или специальной аппаратуры, имеющейся в

гимнастических залах и фитнесс-центрах.

К счастью, вы можете разработать хорошую мышечную силу и выносливость без использования сложного оборудования. Обычные предметы домашнего обихода, такие как кувшины для воды или консервы, представляют собой прекрасные образцы весов и в спортивных магазинах продаются мелкие весовые браслеты типа Velcro для запястий и лодыжек. В дополнение к их действию на костную массу, упражнения по увеличению мышечной силы также улучшают вашу координацию и баланс, снижая риск падений, а также помогают увеличить и укрепить мышечную массу, которая обеспечивает дополнительную защиту в случае падения.

Острая боль

Интенсивная боль в позвоночнике на фоне полного здоровья, связанная с пере­ломами одного или нескольких позвонков. Боль носит опоясывающий характер, может маскироваться под инфаркт миокарда, почечную, печеночную колику. Боль усиливается при кашле, в вертикаль­ном положении, уменьшается при положе­нии лежа.

Хроническая боль формируется из-за укорочения позвоночника и сопровождается формированием кожных складок. Из-за посто­янных болей изменяется походка, становится неуверенной, "вперевалочку".

Пожилые люди

50% испытывают затруднения при ходьбе и подъеме по лестнице.

15% страдают явным огра­ничением подвижности, а после 75 лет эта цифра увеличивается до 30%.

31% испытывают за­труднения при самооб­служивании (одевании, купании, приеме пищи).

33% падают по крайней мере 1 раз в году; поло­вина падений приводит к повреждениям.

Лечить остеопороз сложно, поскольку его про­явления выявляются уже на поздних стадиях болезни, и не всегда с ней можно справиться.

Не надо ждать, когда случится несчастье, главная задача - предупредить его!

Рекомендуемое потребление кальция и витамина Д3 в различные периоды жизни

Возраст Кальций (мг/сутки) Витамин Д3 (МЕ/сутки)
Новорожденные и дети до 6 месяцев    
Дети от 6 месяцев до 6 лет    
Дети от 6 до 11 лет 800-1200 200-400
Подростки от 12 лет и взрослые до 24 лет 1000-1200 200-400
Женщины 25-50 лет   200-400
Беременные и кормящие женщины    
Женщины в период менопаузы      
Мужчины 25-50 лет    
Мужчины и женщины старше 50 лет 1000-1500  

Витамин Д повышает всасывание кальция на 30-80%.

 

 

Употребляйте продукты, содер­жащие кальций и витамин Д

 

 

 

 

Помните, что Вам необходимо:

Отказаться от курения

Курящие женщины имеют более низкую массу тела, у них раньше начинается

 

менопауза, так как нико­тин стимулирует разруше­ние женских половых гор­-

 

монов - эстрогенов. У куря­щих людей чаще случают­ся переломы.

Рекомендации по правильному питанию:

Некоторые особенности питания могут влиять на то, как организм использует

поступающий в него кальций.

Стараться есть пищу, содержащую белки, не чаще 3 раз в день ( мясо, курицу или рыбу)

Употребляйте пищу, содержащую кальцийНе пить больше 6 чашек в день напитков, содержащих кофеин ( кофе, чай или кола).

Огранить употреб­ление соли с пищей

Избыточное потребление соли приводит к снижению плотности костной ткани.

Отказаться от избы­точного употребления алкоголя. Алкоголь подавляет дея­тельность клеток, образу­ющих костную ткань, а его отрицательное воздейст­вие на желудок и кишеч­ник уменьшает всасыва­ние кальция.

Следить за весом

Норма индекса массы тела (ИМТ)- от 18 до 25.

 

ИМТ = масса тела кг: рост (м)

Низкий ИМТ (<18) и низкая масса тела (<57 кг) - факторы риска развития остеопороза.

Кальций может замедлить потерю кости, но не может ее остановить

Кальций играет ключевую роль в период роста организма для образования прочного скелета, обычно до 30 лет, кальций способствует замедлению потери кости

В последующий период.

Регулярные короткие прогулки, активные занятия на свежем воздухе или оздоровительная аэробика полезны для укрепления кости. Рекомендуется заниматься 3 раза в неделю по 30 минут.

 
 

Вести активный образ жизни — гулять с собакой, заниматься садоводством или работать, то находиться в движении, что очень полезно для кости

 
 

Витамин Д необходим для всасывания кальция организмом. Обычно человек получаете достаточно витамина Д при воздействии солнечных лучей на кожу даже в пасмурный день


Литература: 1.Белаковский М.С. Кальций и потребность в нём человека // Вопросы питания. – 1999. –№ 6. – С. 4–8.
2. Лесняк О. М. Питание и здоровый образ жизни в профилактике и лечении остеопороза // Клиническая медицина. – 1998. – № 3. – С. 4–7.
3. Лукьянчиков В.С., Калинин А.П. Остеопороз // Клиническая медицина. – 1997. – № 6. – С. 20–23.
4. Моисеев С.В. Эффективен ли кальций при остеопорозе у женщин // Клиническая фармакология и терапия. – 1997. – № 1. – С. 52–56.
5. Фалькенбах А. Первичная профилактика остеопении // Медицинская помощь. – 1994. – № 6. – С. 25–28.
6. Франке Ю., Рунге Г. Остеопороз: пер. с немецкого. – М.: Медицина, 1995.
7. Беневоленская Л.И. Общие принципы профилактики остеопороза и переломов // Тезисы Третьего Российского симпозиума по остеопорозу. СПб: Бостон-спектр, 2000 – С. 58–60.
8. Внутренние болезни // под ред. Е. Браунвальда, К.Дж. Иссельбахера, Р.Г. Петерсдорфа, Д.Д. Вилсон, Д.Б. Мартина, А.С. Фаучи. – М.: «Медицина», 1997. – т. 9 – С. 348–371.
9. Доценко В.А. Лечебно-профилактическое питание. – Вопросы питания. – 2001– № 1. – С. 21–25.
10. Лесняк О.М. Питание и здоровый образ жизни в профилактике и лечении остеопороза // Клиническая медицина. – 1998. – № 3. – С. 4–7.
11. Лоренс Б. Риггз, Джозеф Л. Мелтон III. – Остеопороз. – СПб: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2000.
12. Марченкова Л.А. Остеопороз: достижения и перспективы (материалы Всемирного конгресса по остеопорозу, 15–18 июня 2000, Чикаго, США) // Остеопороз и остеопатии, 2000. – № 3. – С. 2–5.
13. Насонов Е.Л. Остеопороз и остеоартроз: взаимоисключающие или взаимодополняющие болезни? – Consilium medicum, 2000; 6: 248.
14. Насонов Е.Л. – Роль кальция, витамина D и тиазидных диуретиков в профилактике и лечении остеопороза // Русский медицинский журнал – 1997. – № 5 – С. 978–982.
15. Насонов Е.Л., Скрипникова И. А., Насонова В.А. Проблема остеопороза в ревматологии. – М.: Стин, 1997.
16. Рожинская Л.Я. Соли кальция в профилактике и лечении остеопороза // Остеопороз и остеопатии, 1998. – № 1. – С. 43–45.
17. Руководство по остеопорозу // под ред. Л.И. Беневоленской. – М.: «Бином», 2003. – С. 261–288, 320–346.18.Клинические рекомендации. Остеопороз. Диагностика, профилактика и лечение / Под ред. Л.И. Беневоленской, О.М. Лесняк. — М.:ГЭОТАР-Медиа, 2005. — 176 19. Бащинский С.Е. Разработка клинических практических руководств с позиций доказательной медицины: Учебное пособие для врачей и организаторов здравоохранения. — М.: Медиасфера, 2004. — 135 с.

 

Автор: Собчук Е.К.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР РАБОТЫ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТЕОПОРОЗА

Для организации школы по обучению пациентов профилактики остеопороза минимально необходимо следующее:

- заинтересованный в обучении пациентов медперсонал, знакомый с методикой преподавания;

- помещение для проведения занятий, отвечающее необходимым санитарно-гигиеническим требованиям;

- методические пособия для преподавателя;

- набор демонстрационных плакатов и наглядных пособий;

- специальная литература по остеопорозу для пациентов.

Важное место занимает подготовка класса для проведения занятий. Учебные места желательно расставить так, чтобы пациенты и преподаватель располагались лицом друг к другу (например, за круглым столом). Близкое расположение членов группы делает возможным интенсивное общение между ними по ходу занятий, что очень важно для эффективной деятельности всей группы. Место за каждым пациентом лучше закрепить на все время обучения. Это поможет преподавателю достаточно быстро запомнить лица и имена пациентов. С этой целью можно приготовить для пациентов именные визитные карточки; хорошим приемом является установка на столах карточек с фамилией, именем и отчеством каждого пациента.

Для обучения пациентов можно использовать групповое обучение пациентов, имеющих факторы риска развития остеопороза.

Желательно формировать группу не более чем из 7 – 8 пациентов, учитывая при этом возраст пациентов и их социально-культурный и др. уровни. При таком наборе в группу и преподавателю будет работать с пациентами легче, и самим членам группы будет интереснее на занятиях.

Занятия в таких группах проводятся по специальной структурированной программе и рассчитаны на 2 занятия.

Основной целью обучения является формирование у пациента сознательного и грамотного отношения к своему здоровью.

Но добиться одного "понимания развития болезни" у пациента недостаточно - необходимо выработать у него стойкую мотивацию на выполнение тех правил жизни, которые требуются для профилактики остеопороза.

 

 

Занятие №1.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.169 с.