Социальные мотивы сотрудничества. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Социальные мотивы сотрудничества.

2018-01-14 301
Социальные мотивы сотрудничества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

М.В. Матюхина рассматривает мотивы в зависимости от:

- учебной деятельности (мотивация содержанием и мотивация процессом);

- косвенного продукта учения (широкие социальные мотивы, узколичные мотивы).

В начальной школе особое место занимают широкие социальные мотивы, хотя они и не осознаются школьниками. Л.И. Божович считает, что социальные мотивы способны определить положительное отношение к учению даже без наличия познавательного интереса. Учебно-познавательные мотивы не имеют ведущей роли. Учащиеся младших классов склонны добросовестно выполнять все поручения учителя, однако при этом они перекладывают всю ответственность за свои ошибки на других людей.

Ответственность младшего школьника проявляется в соподчинении мотивов, когда ученик выбирает наиболее важные цели и задачи и подчиняет свои действия их выполнению и достижению.

С.В. Гани в своем исследовании говорит о существенных изменениях учебных мотивов современных младших школьников по сравнению с 70-80 годами двадцатого века. Среди социальных мотивов преобладает мотив получения высокой отметки и выполнение долга перед учителем, в то время как мотивы самосовершенствования и самообразования практически не встречаются.

На протяжении всего периода обучения в начальной школе большое значение имеет игровой мотив, который в начале обучения проявляется в традиционных детских играх, а в конце обучения — в компьютерных.

Не менее важным является умение младшего школьника ставить цели. Говоря о начальной школе, уместнее будет иметь в виду не цель, а намерение. Намерение побуждает школьника действовать даже в тех случаях, когда нет интереса к материалу, или материал достаточно трудный. Возникновение намерения зависит от постановки целей учителем и, главное, принятие целей учениками. Управление целями учебной деятельности в начальной школе имеет свои особенности. Цель имеет значение для младшего школьника в том случае, если она строго ограничена по объему, и объем не очень велик.

Цель имеет разную побудительную силу. Чем больше объем намеченной работы, тем меньше побудительная сила.

Большое значение в формировании учебной мотивации младших школьников имеет отметка, к которой дети стремятся с целью подтверждения своего престижа. В отметке отражается не только уровень знания, но и общественное мнение об ученике, поэтому для младших школьников роль отметки достаточно велика.

Познавательные мотивы связаны с содержанием и процессом учебной деятельности. Развитие данных мотивов в начальной школе зависит от содержания и организации образовательного процесса, в основе которого лежит познавательная потребность.

Младшие школьники начинают осознавать результат своих действий, то есть у них начинает развиваться смысловая ориентировочная основа поступка. Ребенок рассуждает и думает, прежде чем начать действовать. Таким образом он планирует свои действия и исключает импульсивность и непосредственность, которая была ему присуща в дошкольном периоде. Начинает формироваться предусмотрительность как черта личности.

Е.П. Ильин отмечает, что уже к концу начальной школы многие школьники могут корректировать учебную цель, если меняется общий смысл деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Учебная мотивация формируется под воздействием нескольких факторов (И.С. Зимняя).

2. Учитель играет важную роль в формировании мотивации младших школьников. Ученики беспрекословно выполняют требования учителя (Е.П. Ильин).

3. Мотивы младших школьников преобладают над мотивационными установками. Их можно разделить на три основных группы:

- социальные мотивы. Данная группа представлена широкими социальными мотивами и узколичными мотивами. Роль социальных мотивов в начальной школе настолько велика, что учащиеся выполняют задания учителя, даже не осознавая, для чего и зачем это делается. С.В. Гани отмечает, что у современных младших школьников преобладают мотивы получения высоких отметок и долга, и совсем не наблюдается мотив самоопределения и самообразования.

-познавательные мотивы связаны с процессом и содержанием учебной деятельности. В начальной школе они не имеют преобладающего значения в формировании мотивации. У детей преобладает эмоциональный интерес к учению.

-мотивация достижения. (М.В. Матюхина).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.