Функциями моделирования являются эвристические, прогностические, прагматические. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Функциями моделирования являются эвристические, прогностические, прагматические.

2018-01-14 255
Функциями моделирования являются эвристические, прогностические, прагматические. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К модели предъявляются следующие требования: модель должна быть простой, удобной; давать новую информацию об объекте; способствовать усовершенствованию самого объекта; способствовать определению или улучшению характеристик объекта; рационализации способов построения его; управлению или познанию объекта.

Проблемная ситуация есть основа всякого анализа, именно она является и предметом моделирования. Любая проблемная ситуация имеет как объективную, так и субъектив­ную основу, и важно не допускать абсолютизации ни одной из них.

Применительно к социальной сфере в число субъективных факторов при выявле­нии и определении проблемной ситуации, ее описании, выработке путей и средств ре­шения входит, прежде всего, понимание ее значимости, целесообразность ее решения, мотивы и интересы людей, пересекающиеся в ней и нуждающиеся в ее решении.

Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами на основе междисциплинарного подхода, особенно, когда оно используется для исследования глобальных проблем, отличаю­щихся своей многоплановостью, охватывающей, по сути, всю жизнедеятельность человека. Так как идут сложные процессы мигра­ции, появления безработных срезов (образование, здравоохранение, сфера услуг, жилье и т. п.), они в сущности своей являются сложными социальными компонентами.

В качестве проблемных моделей могут быть:

– уровень жизни пенсионеров;

– оценка состояния вузовского образования и его тенденции;

– женщина и семья в условиях социальных реформ;

– моделирование духовно-нравственного поведения личности в системе рыночных отношений;

– компьютерная система в прогнозировании и моделировании здоровья населения в условиях экологической опасности;

– моделирование системы переквалификации работников из различных социальных групп в системе рыночных отношений;

– прогнозирование и моделирование экономики здоровья человека;

– профессиональная модель социального работника;

– нравственная модель социального работника;

– моделирование экологии человека и др.

Моделирование социальных процессов преследует множество различных целей и задач. Оно позволяет определить оптимальные размеры, предопределить поведение системы (например, системы социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений). Анализируется целый ряд факторов, в результате которых обеспечиваются разные уровни жизни. Так, в современной отечественной и зарубежной литературе принято различать 4 уровня:

– прожиточный;

– достаточный;

– социально необходимый;

– социально комфортный.

Каждый из них содержит в себе целый ряд показателей; рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные и т. д.); оп­ределяются предполагаемые сроки реализации, их прогнозное видение.

Наиболее распространенными методами моделирования в социальной работе являются:

– разработки;

– анализ и исследование проблемной ситуации;

– модели нововведений;

– эвристические модели;

– специальные и математические модели.

Вопрос 4: Виды проектирования. (сафронова)

Проектирование -составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса (из учебника Курбатова)

В зависимости от целей проектирования различаются его виды.

Организационное проектирование предполагает изменение целей работы организации; содержания работы и структуры управления, технологии производства; методов решения задачи; кадровой политики (кого и сколько принимать) организации.

Технология организационных изменений включает в себя: анализ внешней среды и внешних факторов; посредничество и переориентацию внимания руководства на новые цели, задачи, проблемы. При этом производится сбор информации, ее обработка, подготавливается общественное мнение. В ходе организационного проектирования находится новое решение проблем, вырабатываются обязательства (денежные и материальные гарантии), проводится организационный эксперимент и выявляются трудности в жизнедеятельности организации, вырабатываются стимулы к изменениям и обеспечивается согласие между людьми.

Операционально-деятельностное проектирование − это формирование системы как некоторой оптимальной деятельностной системы. Значительная часть систем представляет собой алгоритмы оптимальной деятельности, реализуемые в пространстве и времени. В некоторых системах деятельность выступает не главной, а вспомогательной составляющей, но всегда приходится решать комплекс задач операционально-деятельностного проектирования (выделение операций, установление их порядка, формирование алгоритма, его оптимизация и т. п.).

Временное проектирование предполагает размещение процессов в социальном времени, когда определяется направленность в технологии вектора времени, ее развитие, синхронность, ритмичность и т.п. Это прогрессивный тип технологии. Общество, которое применяет их, развивается, осваивает передовые достижения цивилизации. Но технология может быть и традиционалистской, т.е. ее миссия заключается в том, чтобы законсервировать настоящее. В отдельных случаях такие технологии являются очень важными и прогрессивными, например сохранение культурных ценностей малых народов. Но доминирование этих технологий в обществе закладывает его застой, отставание от передовых стран.

Пространственное проектирование − размещение фрагментов объекта или процесса в пространстве. Пространство выступает в качестве важнейшей характеристики системы. Так, в любом населенном пункте можно выделить огромное число разновидностей социального пространства: от пространства рекреации (предметный мир, зоны отдыха людей) и пространства трудовой деятельности людей до мусорного пространства, связанного со всеми составляющими возникновения, сбора, утилизации и переработки мусора.

Структурно-функциональное моделирование объекта или процесса ориентировано на создание систем. Само создание системы, или структурно-функциональное проектирование, обычно происходит путем формирования требований к технологии, т.е. определения ее функций на “входе” проекта, затем выявляются ее структуры, которые на “выходе” проекта выступают в качестве конечного результата проектирования. С точки зрения принципа кибернетики, получившего название “принцип черного ящика”, сущность проектирования заключается в том, чтобы “черный ящик”, в качестве которого выступает модель технологии, сделать “светлым” путем раскрытия его структуры.

Проектирование организационных технологий − разработка организационной процедуры, организационной схемы, представляющих собой развернутую модель будущей организационной системы. Существуют два основных подхода к разработке организационной схемы, которые П.М. Керженцев называл условно “германским” и “английским”. При “германском” подходе придается чрезмерное значение стройности и логичности организационной схемы. Создав такую схему, ее автор старается провести ее в жизнь вплоть до всех мелочей, не нарушая единства и логической законченности организационного плана. “Английский” тип в своей организационной работе меньшее значение придает общим, теоретизированным схемам, а исходя из повседневной практики, стремится найти организационную схему, наиболее адекватную обстановке. Отсюда и чрезвычайно пестрые, разнообразные организации в англоязычных странах.

Безотносительно к стратегическим вариантам организационной схемы можно сформулировать несколько требований к ее разработке:

− организационная схема должна быть ясна и понятна не только ее создателям, но и всем участникам организации;

− элементы организационной схемы должны быть по возможности унифицированы;

− организационная схема должна быть построена так, чтобы предполагаемая работа могла совершиться быстро, точно и экономно;

− организационная схема должна быть достаточно устойчивой и в то же время гибкой, чтобы без труда применяться к меняющимся условиям.

Общие методические принципы проектного анализа:

− альтернативный подход к выбору проектов;

− разработка и анализ проектов по нескольким аспектам (раз делам);

− выявление и представление выгод и затрат, возникающих как следствие данного проекта;

− использование принятых в мировой практике показателей ценности проектов с учетом фактора времени;

− анализ и оценка рисков и неопределенности.

Проектирование социального эксперимента − метод научного познания и оптимизации социальных систем, который совершается через наблюдение за их поведением в контролируемых условиях. Проектирование социального эксперимента выполняет две функции − исследовательскую и управленческую − и поэтому принадлежит к научной сфере в области социального управления. Использование экспериментального метода требует наличия:

1) четко сформулированной гипотезы о причинно-следственных связях, в соответствии с которой данное теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирических проверенных утверждений;

2) объекта, который допускает:

а) возможность описания системы переменных, которые детерминируют его поведение;

б) возможность количественных и качественных измерений его деятельности и поведения;

в) контроль за факторами, которые влияют на состояние объекта, и условиями во время проведения эксперимента.

Общая логика проектирования социального эксперимента состоит в том, чтобы, избрав экспериментальную группу (или группы), влиять на нее конкретными факторами и проследить направление, величину и стойкость изменяющихся характеристик, которые интересуют исследователя. В зависимости от специфики исследовательской задачи проектирование социального эксперимента делят на научно-исследовательские и практические. Первые направлены на получение научных данных, развитие теорий, вторые − на решение задач в управлении общественными процессами.

По логической структуре доказательства гипотез различают параллельный и последовательный эксперименты.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы − контрольная и экспериментальная. Последовательный эксперимент отличается от параллельного тем, что анализируется одна и та же группа, которая выступает сначала в роли контролирующей, а позже (согласно программе) − экспериментальной.

По характеру экспериментальные ситуации делят на “полевые” (объект пребывает в обыкновенных условиях своего функционирования) и лабораторные (объект действует в специально подготовленной лабораторной обстановке).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.