Что такое «настоящая жизнь» и «жизнь ложная»? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Что такое «настоящая жизнь» и «жизнь ложная»?

2018-01-13 324
Что такое «настоящая жизнь» и «жизнь ложная»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что такое «настоящая жизнь» и «жизнь лож­ная»? Этим вопросом нередко задаются русские писатели-классики, например Л.Н. Толстой в ро­мане «Война и мир». На протяжении всего произ­ведения автор не раз возвращается к этому вопросу, который был поднят уже в названии романа. Название произведения, имеющее глубокий смысл, уже частично характеризует представление Л.Н. Толстого о «настоящей жизни». «Настоящая жизнь» — это тот самый «мир». Это не только от­сутствие кровопролитных войн, но и внутреннее согласие человека с самим собой, гармония, спо­койствие, а «война» — это «жизнь ложная», отсут­ствие смысла жизни, дисгармония.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой представ­ляет нам различные типы людей, различные соци­альные слои, различные миры. Это и мир народа,мир простых солдат, партизан — с их простотой нравов, «скрытой теплотой патриотизма». Это и мир старого патриархального дворянства — с его неизменными жизненными ценностями, представ­ленный в романе семьями Ростовых и Болконских. Все эти герои живут «настоящей жизнью». В рома­не представлен и мир высшего света, мир столич­ных аристократов, равнодушных к судьбам России и озабоченных лишь собственным благополучием, устройством личных дел, карьерой и развлечени­ями. В жизни этих людей, как правило, нет места любви, великодушию, доброте и простоте. Зача­стую ими движут зависть, тщеславие, меркантиль­ные интересы. Это, по мысли писателя, — «жизнь ложная».

Одна из характерных картин жизни большого света, представленных в начале романа, — вечер у Анны Павловны Шерер. На этом вечере собирает­ся вся знать Петербурга: князь Василий Курагин, его дочь Элен, сын Ипполит, аббат Морио, виконт Мортемар, княгиня Друбецкая, княгиня Болкон­ская... О чем говорят эти люди, что составляет их интересы? Сплетни, пикантные истории, глупые анекдоты.

Толстой подчеркивает «обрядовый», церемони­альный характер жизни аристократии — принятый в этом обществе культ пустых условностей подме­няет настоящие человеческие отношения, чувства, настоящую человеческую жизнь[72]. Устроительницавечера, Анна Павловна Шерер, «запускает» его, словно большую машину, и следит далее, чтобы «все механизмы» в ней «работали» ровно и беспе­ребойно. Более всего Анна Павловна озабочена соблюдением регламента, необходимых условно­стей. Поэтому ее пугает слишком громкий, взвол­нованный разговор Пьера Безухова, его умный и наблюдательный взгляд, естественность поведе­ния. Люди, собравшиеся в салоне Шерер, привык­ли скрывать свои истинные мысли, пряча их под маской ровной, ни к чему не обязывающей любез­ности. Поэтому Пьер так разительно отличается от всех гостей Анны Павловны. Он не обладает свет­скими манерами, не может поддержать легкий раз­говор, не умеет «войти в салон».

Откровенно скучает на этом вечере и Андрей Болконский. Гостиные и балы ассоциируются у него с глупостью, тщеславием и ничтожеством. Разочарован Болконский и в светских женщинах: «Ежели бы ты только мог знать, что такое эти поря­дочные женщины...» — с горечью говорит он Пьеру.

Одной из таких «порядочных» женщин являет­ся в романе «энтузиастка» Анна Павловна Шерер. Она имеет в запасе много различных вариантов ми­мики, жестов, чтобы затем применить каждый из них в наиболее подходящем случае. Ей свойствен­на придворная ловкость и быстрота ума, она умеет поддержать легкий, светский, «приличный» разго­вор, умеет «вовремя войти в салон» и в «нужный мо­мент незаметно выйти». Анна Павловна прекраснопонимает, с кем из гостей она может говорить на­смешливо, с кем можно допустить снисходитель­ный тон, с кем нужно быть подобострастной и поч­тительной. Почти по-родственному обращается она с князем Василием, предлагая свою помощь в устройстве судьбы его младшего сына Анатоля.

Другая «порядочная» женщина на вечере Ше­рер — княгиня Друбецкая. Она приехала на этот светский раут лишь затем, чтобы «выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну». Она мило улыбается окружающим, при­ветлива и любезна со всеми, заинтересованно слу­шает историю виконта, но все ее поведение — не более чем притворство. В действительности же Анна Михайловна думает лишь о своем деле. Ког­да же разговор с князем Василием состоялся, она возвращается к своему кружку в гостиной и дела­ет вид, что слушает, «дожидаясь времени», когда можно будет уехать домой.

Манерность, «светский такт», преувеличенная любезность в беседах и совершенная противопо­ложность в мыслях — таковы «нормы» поведения в этом обществе. Толстой все время подчеркивает искусственность светской жизни, ее фальшивость. Пустые, бессодержательные разговоры, интриги, сплетни, устройство личных дел — таковы основ­ные занятия светских львов, важных чиновных князей, приближенных к императору особ.

Одним из таких важных князей в романе являет­ся Василий Курагин. Как замечает М.Б. Храпченко, основное в этом герое — «устроительство», «по­стоянная жажда преуспевания», которая сделалась второй натурой его[73]. «Князь Василий не обдумывал своих планов... У него постоянно, смотря по обсто­ятельствам, по сближению с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые со­ставляли весь интерес его жизни... Что-то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми».

Князя Василия влечет к людям не жажда челове­ческого общения, а обычная корысть. Здесь возни­кает тема Наполеона, с образом которого в романе соотносится практически каждый из персонажей. Князь Василий в своем поведении комически сни­жает, даже где-то опошляет образ «великого полко­водца». Он (князь Василий), подобно Наполеону, умело маневрирует, строит планы, использует лю­дей в своих целях. Однако цели эти, по Толстому, мелки, ничтожны, в основе их — та же «жажда пре­успевания».

Так, в ближайших планах князя Василия — устройство судеб его детей. Красавицу Элен он выдает замуж за «богатого» Пьера, «беспокойного дурака» Анатоля мечтает женить на состоятель­ной княжне Болконской. Все это создает иллюзиюзаботливости героя по отношению к семье. Одна­ко в действительности в отношении князя Василия к детям нет подлинной любви и сердечности — он просто не способен на это. Равнодушие его к лю­дям простирается и на семейные отношения. Так, со своей дочерью Элен он разговаривает «тем не­брежным тоном привычной нежности, который усваивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Василием был только угадан посредством подражания другим ро­дителям».

1812 год совершенно не меняет образ жизни пе­тербургской аристократии. Анна Павловна Шерер по-прежнему принимает гостей в своем шикарном салоне. Большим успехом пользуется и салон Элен Безуховой, претендующий на некую интеллекту­альную элитарность. Французов здесь считают ве­ликой нацией и восхищаются Бонапартом.

Посетители и того и другого салона, в сущности, равнодушны к судьбе России. Жизнь их течет спо­койно и неторопливо, и нашествие французов, по­хоже, не слишком заботит их. С горькой иронией Толстой отмечает это равнодушие, внутреннюю пу­стоту петербургской знати: «С 1805 года мы мири­лись и ссорились с Бонапартом, мы делали консти­туции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад».

Обитателям салонов, государственным мужам старшего поколения, вполне соответствует в романе и золотая молодежь, бесцельно прожигающая жизнь в карточных играх, сомнительных развлече­ниях, кутежах.

Среди этих людей и сын князя Василия, Ана- толь, циничный, пустой и никчемный молодой че­ловек. Именно Анатоль расстраивает брак Наташи с Андреем Болконским. В этом кругу и Долохов. Он почти открыто ухаживает за женой Пьера, Элен, цинично рассказывает о своих победах. Он прак­тически вынуждает Пьера устроить дуэль. Считая Николая Ростова своим счастливым соперником и желая отомстить, Долохов втягивает его в карточ­ную игру, которая буквально разоряет Николая.

Таким образом, изображая большой свет в рома­не, Толстой обнажает фальшь и неестественность поведения аристократии, мелочность, узость инте­ресов и «чаяний» этих людей, пошлость их образа жизни, деградацию их человеческих качеств и се­мейных отношений, их безразличие к судьбам Рос­сии. Этому миру разобщенности, индивидуализма автор противопоставляет мир народной жизни, где в основе всего лежит человеческое единение, и мир старого патриархального дворянства, где понятия «честь» и «благородство» не подменяются условно­стями.

 

«Горе тому обществу, где порок не ищет темных углов, но горделиво разгуливает при дневном свете но улицам и но площадям»(С. Соловьев)

Социальные проблемы всегда были в центре внимания русских писателей-классиков. Так, на­пример, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» насыщен социальной проблемати­кой. В романе Ф.М. Достоевский представляет нам общество, «где порок не ищет темных углов, но горделиво разгуливает при дневном свете...». Резкое социальное расслоение, нищета, пьянство, разврат — таковы картины русской жизни в романе.

Писатель часто рисует уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников, в глубокой задумчивости стоя на мосту, видит женщину «с желтым, продол­говатым испитым лицом и красноватыми впавши­ми глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышатся крики другой женщины: «До черти­ков допилась, батюшки, до чертиков, анамнясь удавиться тоже хотела, с веревки сняли». Словно на мгновение здесь приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности и отчаяния.

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ве­дет нас в дома, где живут его герои. Мы входим в грязные, пропитанные неприятным запахом дво­ры-колодцы, поднимаемся по темным лестницам.Вот одна из них — «узенькая, крутая и вся в помо­ях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти це­лый день. Оттого была страшная духота». Комнаты изображаются Достоевским в полутьме, слабо ос­вещенными тусклым огарком свечи... Все эти кар­тины неотделимы от человеческих судеб. Герои по­падают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть[74].

«Понимаете ли вы, понимаете ли вы, милости­вый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — с горечью восклицает Мармеладов. Не­смотря на свою пагубную привычку, он способен на истинные, глубокие чувства. При встрече с Марме- ладовым Раскольникова поразила его «болезнен­ная любовь к жене, к семье». «Разве я не чувствую? И чем более пью, тем более и чувствую. Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу...» — признается Семен Захарович. Он казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, а старшая дочь Соня ради спасения семьи вынуждена прода­вать себя.

Мармеладов, втайне гордившийся своей женой, мечтал дать Катерине Ивановне ту жизнь, которой она достойна, устроить детей, возвратить Соню «в лоно семьи»... Однако мечтам его не суждено сбыться — смутно обозначившееся впереди относи­тельное семейное благополучие в виде зачисления Семена Захаровича на службу принесено в жертву его пагубной страсти. Многочисленные питейные заведения, пренебрежительное отношение людей, болезненное пристрастие героя — все это встает неодолимым препятствием на пути к счастливой и благополучной жизни. Борьба с обстоятельствами оказывается не под силу бедному чиновнику. Мар­меладов задавлен богатым экипажем, от чахотки умерла Катерина Ивановна.

Так судьба одной семьи приобретает в романе широчайший и общечеловеческий характер. Это рассказ обо всех «пьяненьких, слабеньких, соромниках», всех замученных и обездоленных.

Встреча с Мармеладовым производит большое впечатление на Раскольникова. Но подобные по­трясения ждут его практически на каждом шагу.

Вот герой идет по К-му бульвару. Вдруг он заме­чает пьяную молоденькую девушку, «простоволо­сую, без зонтика и перчаток», в разорванном пла­тье. Ее преследует неизвестный господин. Вместе с городовым Родион пытается спасти ее, однако вскоре он понимает бесплодность своих попыток.

Вот Раскольников идет на Садовую. По дороге он встречает «увеселительные заведения», компанию проституток «с сиплыми голосами» и «подбитыми глазами». Один «оборванец» громко ругается с дру­гим, поперек улицы валяется «какой-то мертвец­ки пьяный». Всюду шум, хохот, визг. Как замечает Ю. Карякин, Петербург у Достоевского «насыщен шумом» — гудящие улицы, крики оборванцев, дре­безжание шарманки, громкие скандалы в домах ина лестницах[75]. Город в романе Достоевского — это настоящее скопище людских пороков. Именно поэтому он близок и понятен самому «демониче­скому» герою романа — Свидригайлову: «Народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях; откуда-то жиды понаехали, прячут деньги, а все остальное развратничает. Так и пахнул на меня этот город с первых же часов знакомым запахом».

Люди в этом городе жестоки, лишены жалости, сострадания. Так, рассерженный кучер, кричавший Раскольникову, чтобы тот посторонился, хлестнул его кнутом, и сцена эта вызвала одобрение окру­жающих, их насмешки. В распивочной все громко смеются над рассказом пьяного Мармеладова. Для посетителей «заведения» он — «забавник». Такой же «забавой» для окружающих становится и сама смерть его, и горе Катерины Ивановны. Когда уми­рающего Мармеладова посещает священник, то двери из внутренних комнат начинают постепенно отворяться «любопытными», в сенях все плотнее и плотнее теснятся «зрители». Исповедь и причаще­ние Семена Захаровича для жильцов не что иное, как спектакль. И в этом у Достоевского оскорбле­ние самого таинства смерти. Наконец, идею убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, боль­ную, никому не нужную, а напротив, всем вред­ную старушонку» (так сходную с его собственнымимыслями) Раскольников подслушивает в петер­бургском трактире, в разговоре студента с офи­цером.

Уродливость жизни приводит к нарушению всех норм внутрисемейных отношений. Алена Иванов­на и Лизавета — родные сестры. Между тем в от­ношении Алены Ивановны к сестре не заметно не только проявления любви, но и хоть каких-то родственных чувств. Лизавета пребывает «в пол­ном рабстве у сестры своей», работает на нее «день и ночь» и терпит от нее побои. Другая «рассуди­тельная дама» в романе думает о том, как подоро­же продать собственную дочь, шестнадцатилетнюю девочку-гимназистку. Подворачивается богатый помещик, и «рассудительная дама», не смущаясь возрастом жениха, тут же благословляет «молодых».

Таков мир, в котором живут герои Достоевско­го. Он так бесчеловечно устроен, что жизнь кажет­ся его героям сном, порок здесь торжествует, люди гибнут, а порядок жизни этому лишь способствует.

 

«Они сошлись: волна и камень,


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.