Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий)

2018-01-13 166
Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Авторитаризм (от лат.auctor – зачинатель, основатель, творец и auctoritas – суждение, решение власть, влияние) – политический режим, при котором монополия на власть принадлежит одному лицу, комитету, партии либо иному органу, не допускающему участия в управлении других группировок.

Адаптация социальная – процесс результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Агенты социализации – социальные субъекты, оказывающие влияние на становление человека.

Аномия – кризисное состояние общества, характеризующееся разрушением системы норм и ценностей, его социальных институтов, противоречием между провозглашаемыми социальными целями и возможностями их достижения.

Активность социальная – совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированная на решение задач, стоящих перед обществом, социальной группой коллективом в данный исторический период.

Апатия – безразличное, безучастное отношение к окружающим.

Бихевиоризм – научное направление, рассматривающее поведение людей как совокупность реакций организма на воздействие внешней среды.

Бюрократия – форма организации современного общества, его управленческих структур, характеризующаяся жесткой регламентацией отношений между социальными институтами, группами и людьми, строгой иерархии власти, безличностью административной деятельности, существованием привилегированного слоя служащих, осуществляющих функции управления в обществе.

Взаимодействие социальное – способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации.

Власть – возможность и способность навязывать свою волю другим и мобилизовать ресурсы для достижения цели.

Власть – свойство общественных отношений, проявляющееся в навязывании каким-либо социальным субъектом своей воли другим социальным общностям.

Гражданское общество – совокупность социальных образований: групп, коллективов, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, религиозными и т.п. интересами, реализуемых вне сферы деятельности государства.

Группа социальная – совокупность взаимодействующих людей. имеющих общий социальный признак, выполняющих общественно необходимую функцию в общественном разделении труда, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемых другими как некое сообщество.

Группа референтная – реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном.

Девиация – отклонение в поведении человека от общепринятых норм.

Действие социальное – совокупность социально значимых поступков индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее и будущее поведение других людей.

Депривация – состояние, при котором люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются.

Деятельность социальная – совокупность социально значимых действий, осуществляемых личностью, группой в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы, использующих во имя их достижения различные средства.

Демократия (от греч. «демос» - народ и «кратия» - власть) – буквально власть народа или народовластие. Термин «демократия» имеет два значения: 1) государство, где власть принадлежит народу, либо выражает народные интересы и 2) движение, борющееся за осуществление интересов народа.

Диктатура – неограниченная власть в государстве одного лица или небольшой группы.

Дифференциация социальная – процесс деления общества на различные социальные группы по многим основаниям, ведущий к формированию новых видов деятельности, специализированных функций, типов организаций и институтов, возникновению новых социальных ролей.

Закономерность социальная – объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, характеризующая содержание и направление социального развития на любом уровне социальной организации.

Законы социальные – относительно устойчивые, систематически воспроизводимые отношения между людьми, социальными группами, человеком и обществом и другими элементами социальной системы.

Идентификация – процесс самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом или идеалом.

Идеология – система взглядов, идей, выражающих отношения людей к социальной реальности, друг к другу и перспективам развития общества.

Иерархия – система последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему, характеризующая различные многоуровневые системы.

Изучение общественного мнения – исследование отношения различных социальных групп людей к актуальным проблемам социальной реальности с помощью социологических методов.

Индивид – всякий конкретный представитель человеческого рода, являющийся вместе с тем общественным индивидом, связанным с социальными условиями.

Индивидуальность – неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида.

Институт социальный – относительно устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, основанных на совокупности норм, ценностей, которые регулируют общественные отношения, обеспечивают устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Институционализация – процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов.

Интеграция социальная – процесс формирования социальных систем путем структурирования, упорядочения социальных общностей, институтов, организаций в направлении установления в них оптимальных связей. Соединение различных социальных групп, индивидов, разнородных взаимодействующих элементов социальной системы на основе совпадения целей и интересов.

Интеракция – взаимодействие людей в группе, обществе.

Интернализация (интериоризация) – процесс принятия и усвоения норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом и различными социальными группами.

Консерватизм (от лат. сonservare – сохранять, охранять, заботиться о сохранении) – идейно-политическое течение. Консервативное мировоззрение представляет собой комплекс принципов, главные из которых – традиция, религиозность, авторитет, свобода и ответственность,естественное неравенство людей, скептицизм. В конце XIX – начале XX вв. консерватизм интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции. После II Мировой войны консерваторы стали руководствоваться принципами, которые раньше отвергали: разделение властей, парламентаризм, всеобщее избирательное право.

Консенсус (от лат. consensus – согласие, единодушие) – состояние согласия основных социальных сил относительно распределения власти, ценностей, статусов, прав и доходов в обществе, а также поиск и принятие взаимоприемлемого решения, удовлетворяющего все заинтересованные стороны.

Контроль социальный – способ регуляции социального поведения индивидов, социальных групп, институтов и организаций с помощью совокупности санкций, норм и ценностей общества.

Конфликт социальный – способ взаимодействия индивидов, социальных групп, институтов и организаций, вызванный столкновением противоречивых социальных интересов.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности и выживания.

Легитимность (от лат. legitimus – согласный с законами, законный, правомерный). Смысл понятия «легитимность» переводится на русский язык как правомочность власти.

Легитимность – признанность, правомерность, законность социального порядка, выражающаяся в «значимости» его норм как требований и образцов поведения индивидов.

Либерализм – одно из самых влиятельных идейно-политических течений. В центре внимания либерализма – проблема свободы. Свобода трактуется в негативном смысле как «свобода от…», как освобождение человека от социально-политических форм контроля со стороны государства. Свобода человека предполагает незыблемость таких принципов, как достоинство личности, ее автономность, терпимость. Идея индивидуальной свободы связывалась с частной собственностью, которая рассматривалась в виде гаранта и меры свободы.

Кризис социальный – нарушение стабильности социальной системы, вызванное обострением ее внутренних противоречий.

Культура – система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях и передаваемых последующими поколениям.

Латентность – скрытые, непреднамеренные неожиданные последствия социальных явлений и процессов.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, являющихся продуктом социализации и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Лоббизм – это специфическая политическая деятельность частных и общественных органзаций (групп давления), направленная на то, чтобы с помощью определенных средств и методов добиться от законодательной и исполнительной власти одобрения или отклонения тех или иных законопроектов или административных актов.

Либертаризм – (от англ. Liberty – свобода) – идейно-политическое течение, заявляющее о себе как о наследнике классической либеральной традиции, как о «единственно подлинном либерализме современности», которая «совершенно незаслуженно расценивается как консерватизм». Либертаризм – это «философия личной свободы», «твердый индивидуализм». По вопросам, касающимся государственно-политической системы, соотношения экономических, социальных и политических аспектов, взаимоотношений индивида, государства и обществ либертаристы занимают позиции не только правее либералов, но и консерваторов. Они являются правыми радикалами, т.к. ратуют за изменение основ государственно-монополистического капитализма и восстановления принципов индивидуализма, свободно-рыночных отношений, неограниченной конкуренции во всех сферах жизни общества.

Либертарный социализм – современная форма анархо-социализма. В отличие от других направлений социализма, подчеркивающих значение таких ценностей, как коллективизм, социальная справедливость, равенство, гуманизм, свободное развитие личности, теория либертарного социализма формируется вокруг одной центральной идеи (ценности) – индивидуальной свободы (в ее индивидуалистическом, негативном понимании). Теоретические основы либертарного социализма были заложены в трудах М. Бакунина, П. Прудона, П. Кропоткина. Либертарный социализм характеризуется недоверием к любой власти и любому авторитету, отрицанием позитивной роли государства и политических партий. Социально-политический идеал либертарного социализма – общество полностью добровольных, автономных мелких коммун, не имеющих акого-либо руководящего и планирующего центра. Сторонники либертарного социализма исходят из бакунинского принципа: свобода без социализма – это несправедливость, а социализм без свободы – рабство.

Маргинализация – предсталяет собой процесс распада социальных групп, разрыва традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности (напр.: безработица, миграция и т.п.), чувства причастности к определенной профессиональной, этнической группе, разрушения культурных и профессиональных норм и ценностей, превращения большинства в духовных люмпенов.

Менталитет – дословно это умственное устройство общества. Специфика мышления народа, социальной группы; стереотипы мышления, умственное направление. Понятие «менталитет» или «ментальность» было введено историческими психологами Л. Леви-Брюлем, Л. Февром, М. Блоком. Оно означает «наличие у людей того или иного общества, принадлежащих к одной культуре, определенного общего «умственного инструментария», психологической оснастки», которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя…»

Мобильность социальная – изменение места индивида, социальной группы в социальной структуре общества.

Мобильность горизонтальная – изменение положения индивида или социальной группы в социальном пространстве, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Мобильность вертикальная – изменение положения индивида или социальной группы в социальном пространстве, которое сопровождается повышением или понижением социального статуса.

Мобильность индивидуальная – изменение положения индивида в социальном пространстве.

Мобильность групповая – изменение положения социальной группы в социальном пространстве.

Муниципалитет – выборный орган местного самоуправления.

Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках различных социальных групп или населения в целом явлений и процессов, происходящих в обществе.

Общество – объединение взаимодействующих людей, имеющее совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) ее членов.

Общество современное (индустриальное) – определенное состояние общества, характеризующееся высоким уровнем разделения труда, при сильной ее специализации, развитой промышленностью, транспортной и коммуникативной системой, высокой мобильностью, урбанизацией, массовым производством товаров на рынок, нормативным регулирование общественной жизни.

Общество традиционное – состояние общества, основанное на аграрном производстве, не способное порождать технические новшества, характеризующееся отсутствием специализации и дифференциации производственных и общественных функций, традиционным регулированием общественной жизни.

Общество постиндустриальное – состояние общества, наблюдаемое на Западе с конца 60-х годов XX века, характеризующееся возникновением наряду с аграрной и промышленной сферами, новой сферы – сферы услуг, повышением роли науки и образования.

Общество информационное – состояние общества, наблюдаемое на Западе с середины 80-х годов, характеризующееся расширением сферы услуг, возникновением новой подсистемы общества - информационной, появлением «разумной среды» вокруг человека, новой системы коммуникаций, новых параметров общественной жизни (децентрализации, деурбанизации, демассификации, «блиповой культуры» и т.д.).

Охлократия (в переводе с греческого – господство черни, толпы). Понятие охлократия возникло в Древней Греции. По учению Полибия, охлократия – это государственная форма, представляющая собой выродившуюся демократию. Он рисует охлократию как царство толпы, руководствующуюся низменными страстями, толпы, где господствуют насилие и беззаконие. Существование охлократии весьма непродолжительно и чаще всего она появляется в «смутное время», когда старые нормы, ценности, институты, уклад жизни разрушены, а новые еще не созданы. В современной политологии сопряженными с охлократией понятиями являются маргинализация и аномия.

Организация социальная – объединение людей, предназначенное для достижения определенных целей, основанное на системе норм и ценностей, имеющее иерархическую структуру и систему управления.

Отношения социальные – определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Парламент – важнейший государственный институт, носитель законодательной власти

Партийные системы. Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – многообразие интересов, ценностей, концепций, взглядов, социальных и политических институтов в демократическом обществе.

Популизм (от лат. populus – народ) – переходный тип политического сознания. Мировой опыт свидетельствует, что популистское движение активизировалось в периоды, когда страны переживали переломные этапы своей истории. При резких социально-экономических сдвигах, особенно тогда, когда ломались старые устои, а новые еще не вычерчивались четко и определенно, на политическую арену выходят популистские деятели. Характерная особенность популизма – прямой контакт между лидерами, обладающими способностями воздействовать на умы и чувства людей, и массами без посредства политических институтов. Популизм – это скорее комплекс непосредственных политических реакций индивидов на развитие событий, систематически ущемляющее их ближайшие интересы, чем целенаправленное практическое воплощение определенной идеологии. Популизм характеризуется упрощенными взглядами на причинно-следственные связи и отношения в общественной жизни, предложением облегченных, часто бунтарских путей выхода из сложных ситуаций.

Политическая культура – совокупность стереотипов политического поведения и политического сознания.

Политическая система – совокупность политических институтов, субъектов власти, отношений между ними, политической культуры, складывающихся в процессе осуществления власти. В западной политологии под политической системой понимается совокупность общественных отношений, включающих в себя власть и руководство (Р. Даль) и посредством которых в обществе авторитарно распределяются ценности (Д. Истон); система ролей в обществе, тесно связанных с государством (Г. Алмонд); система, обеспечивающая достижение общих целей (Т. Парсонс). Большинство ученых сходятся в том, что в содержание политической системы входят политические институты(государство, партии, партийные системы), лоббистские организации, политические отношения, политический режим, легитимность, политическая культура, политическая деятельность, политический рынок. Главную роль в политической системе играет государство.

Политическая стабильность – состояние общества, характеризующееся относительным согласием основных социальных и политических сил по поводу распределения власти, целей и методов общественного развития. Политическая стабильность основывается на балансе совпадающих и противостоящих интересов действующих социальных групп и политических сил, решении возникающих противоречий и конфликтов на базе консенсуса.

Политические партии. Партия (от лат.pars – часть, группа) – важнейший социально-политический институт, посредством которого осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства. Политическая партия – инструмент в борьбе за достижение и осуществление власти.

Политическое лидерство. Функции политического лидера: «Во-первых, они осуществляют функцию оценки. Во-вторых, они должны выработать линию поведения, т.е. определить от имени группы направление ее действий для разрешения проблемы. В-третьих, лидерство выполняет мобилизующую функцию» Р. Такер.

Политическое поведение – деятельность социальных и политических субъектов в политическом процессе, их взаимоотношения друг с другом и с политической системой в целом.

Политология – наука о политике, власти и политических процессах.

Права человека – совокупность прав и свобод граждан, ограничивающих власть государства и обеспечивающих автономию личности.

Правительство исполнительный орган власти в правовом государстве, осуществляющий интересы общества в соответствии с законами и под контролем парламента. Формирование и деятельность правительства зависит от формы правления. В президентской республике правительство формируется президентом и потому почти не зависит от расстановки партий и партийной борьбы в парламенте. Для парламентарных форм правления характерно формирование исполнительного органа партийным большинством парламента. Деятельность правительства не ограничивается механическим исполнением законов. Правительство реализует интересы, возложенные на него законом, и опирается на него. Кроме того, правительство обладает законодательной инициативой, (в наибольшей степени это присуще парламентаризму), имеет право наложения вето на законы, принятые парламентом (характерно для президентской республики), составляет проект бюджета и реализует его после утверждения парламентом.

Правовое государство. Термин «правовое государство» (перевод с нем. Rectsstaat) впервые появился в нем. Юридической литературе в первой трети XIX века, благодаря работам К. Велькерта, Х. Зигварта и Р. Моля. В центре концепции правового государства – представления о верховенствующем положении права над государством. Право – это мера свободы, равенства и справедливости. Все законы, акты и действия государства производны от права и должны быть с ним согласованы – вот, первый принцип правового государства. Второй принцип правового государства – принцип законности – гласит, что «ни для одного человека, находящемся в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества» (Дж. Локк). Теория разделения властей стала третьим принципом правового государства. Суть теории разделения властей – разделение компетенций и функций между органами государственной власти. Три рода власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны быть разделены в государстве и, в результате, превратиться в систему «сдержек» и «противовесов» органов власти, уравновешивающих друг друга по силе и политическому весу.

Президент (от лат. presidens – сидящий впереди) – глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления. В президентских республиках президент является одновременно главой государства и главой правительства. В парламентских республиках президент связан с расстановкой партий в парламенте, он может назначить главой правительства лишь то лицо, которому обеспечено положительное голосование в парламенте, т.е., как правило, лидера партии большинства. Президент обладает правом законодательной инициативы, издания нормативных и ненормативных актов (декретов, указов и др.). Глава государства во многих странах провозглашается верховным главнокомандующим страны.

Социал-демократия – термин, которым с середины XIX в. стали обозначать движения и партии, ориентировавшиеся в своих целях на социализм и демократию.

Социализация – процесс усвоения индивидом на протяжении всей жизни социальный норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Суверенитет (от франц. Souverainete – верховная власть) – независимость и верховенство государственной власти. Понятие «суверенитет» было введено в политические науки франц. юристом Ж.Боденом, который определил суверенитет как полную и независимую власть государства. Это означало, что суверенной властью может быть только единая, не ограниченная какими-либо условиями и над которой нет другой власти. В современной политологии под суверенитетом понимается ни от кого не зависимая власть. В правовом государстве суверенитет реализуется через систему разделения властей.

Теория партисипаторной демократии (демократии участия) Сторонники теории партисипаторной демократии на Западе – единственные, кто защищает и обосновывает необходимость усиления роли государства в социально-экономической жизни общества. Они считают, что можно избежать парадокса свободы, когда большинство может выбрать тирана или же само стать новым тираном. Против тирании элиты необходима хорошо информированная общественность, которая могла бы осуществлять демократический контроль через всеобщие выборы и представительные учреждения. Теоретики партисипаторной демократии (Дж. Вольф, Ф. Грин, Б. Барбер) остаются верными центральной идее классической теории демократии о способности простых людей управлять собою; в отличие от плюралистов и элитистов, они полагают, что демократическая система политической власти еще не существует в полном объеме, что нельзя сохранять статус-кво, а необходимо добиваться всеобщего эффективного вовлечения масс в процесс принятия политических решений. В отличие от элитистов, они считают, что антидемократическая позиция масс – это не имманентно присущая им черта, а результат недостаточного воспитания, экономического неравенства, отсутствия у них возможности эффективного воздействия на политический процесс. Сторонники теории плебисцитарной демократии предлагают смешанную форму политической организации современного общества, при которой элементы прямой демократии сочетались бы с представительной. По мнению К. Макферсона, в больших обществах демократия участия должна быть организована как «пирамидальная система с прямой демократией в основании и демократией делегатов на каждом уровне выше основания». При этом избранные представители должны выступать в роли посредников в формировании общей воли и обслуживать интересы членов организации, выдвинувшей их, находиться под постоянным жестким контролем со стороны общественности.

Теория плебисцитарной демократии (от лат plebiscitum – решение народа). Основателем теории плебисцитарной демократии считается М. Вебер. Плебисцит рассматривается им как источник легитимности «вождя нации» - харизматического лидера, в задачу которого входит обеспечение национальной политической интеграции и верховный контроль над административной машиной государства. По убеждению М. Веберв, «лишь избранный непосредственно народом президент как глава исполнительной власти, верховный руководитель администрации, носитель прав отлагательного вето, роспуска парламента и организации референдума, является воплощением подлинной демократии, в которой нация подчиняется избранному ею вождю, а не произволу политических клик». В центре «плебисцитарной вождистской демократии» - харизматический лидер, избранный прямым голосованием народа, перед которым он несет ответственность. Это позволяет избежать «тирании бюрократов», т.к. граждане делегируют лидеру функцию контроля за бюрократией. Народу и отдельным индивидам в теории плебисцитарной демократии отводится роль пассивного участника политического процесса, преимущественно на выборах. Вебер полагал, что харизматический лидер, стоящий вне классов, статусов и демагогической политики, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи интегрирован в бюрократическую иерархическую структуру, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида перед лицом наступления бюрократа и «социалистического коллективизма». В 50 – 60 гг. ХХ в. теория плебисцитарной демократии получила развитие на базе политического опыта V республики во Франции голлистского периода. Идеальной моделью плебисцитарной демократии многие политологи считают политическую систему, созданную во Франции генералом Ш. Де Голлем.

Теория плюралистической демократии. Основная посылка теории плюралистической демократии (теории диффузии суверенитета, теории дисперсии государственной власти) о множестве субъектов власти была сформулирована еще в начале XIX в. А. Де Токвилем. По мнению основоположников теории А. Бентли и Г. Уоллеса, политический процесс представляет собой борьбу множества социальных, профессиональных, религиозных, политических, местных, национальных и иных группировок, каждая из которых обладает своими собственными групповыми интересами и целями, эти группировки в сфере осуществления государственной власти представлены различного рода «группами давления», «заинтересованными группами», каковыми являются политические партии и движения, профессиональные союзы, предпринимательские ассоциации, общественные организации и т.п.; т.к. государственная власть распылена, между различными центрами возникает соперничество, а это, в свою очередь, коренным образом меняет роль центральных органов власти; на государство возлагается функция арбитра и примирителя конфликтующих интересов. Впоследствии эти идеи получили развитие в трудах Д. Трумэна, Р. Для, Г. Ласки и др. Крупный вклад в теорию плюралистической демократии внес Дж. Шумпетер, подчеркнувший, что демократия – ни в коем случае не правление народа; народ имеет лишь право принять или отвергнуть людей, добивающихся политической власти; демократия – это свободная конкуренция за голоса избирателей между потенциальными руководителями; «демократия является правлением политика», меньшинства. Теория плюралистической демократии не смогла адекватно ответить на такие важнейшие вопросы как взаимоотношение между индивидуальными и групповыми правами, свобода и равенство, политическое участие, роль государства в жизнедеятельности общества. Именно поэтому с конца 60 годов ХХ в. начинается кризис теории плюралистической демократии. Одна часть ее сторонников приняла постулаты элитарной демократии (С. Липсет, Д. Белл), другая эволюционировала влево и разрабатывает идеи в рамках теории партисипаторной демократии (Р. Даль, Ч. Линдблом).

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – современная разновидность авторитаризма, при которой государство контролирует почти все аспекты жизни личности.

Традиционализм (от лат. traditio – передача, повествование) – тип консервативного политического сознания, выступающего в защиту сильной власти и государства, как средства обеспечения закона и порядка, сохранения традиций и национального начала. Традиционализм предполагает примат общества над личностью, неизменного над изменчивым, социального над индивидуальным и является средством закрепления определенных социальных отношений. Традиционализм реализуется в двух формах: консерватизм и архаизм. В консерватизме отсутствует характерное для архаизма противопоставление настоящего прошлому. Консерватор обращается к тому, что фактически сохранилось, что может быть сохранено и упрочено. Архаист же противопоставляет «актуальным ценностям» ценности древние, пробует отыскать в настоящем факты, которые подтверждали бы непрерывную актуальность идеализируемого им «когда-то». Характерными чертами традиционализма являются антирационализм и антииндивидуализм.

Трансформация (от позднелат. Transformatio – превращение) – совокупность экономических, социальных, политических процессов, приводящих в конечном итоге к новому качеству социальной системы. В политологии термином «трансформация» (синоним – модернизация) обозначается процесс перехода от тоталитаризма, авторитаризма к демократии, который включает в себя проводимые экономические и политические реформы. Исторический опыт показывает, что успех трансформации возможен только в случае одновременной реализации экономических и политических реформ.

Харизма (от греч. Charisma – божественный дар) – экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический тип господства впервые был описан Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнехристианских общин. Понятие «харизма» играет важнейшую роль в социологии М. Вебера. Если для Р. Зома харизма – это мистический дар религиозного пророка, то для М. Вебера – сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинить себе массы. Харизматический лидер современности, согласно М. Веберу, - это политик –демагог, который любыми путями добивается доверия масс, указывая им цели действия. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса.

Элитизм (от лат.eligere и франц.elite – лучшее, отборное, избранное) – совокупность социально-политических концепций, утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры являются высшие, привилегированные слои, правящее меньшинство, обладающее монополией на власть, на принятие решений относительно содержания и распределения основных ценностей в обществе (К. Мангейм)



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.