Тема 16. Административно-правовая организация управления социально-культурной сферой ( 7 часов ) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 16. Административно-правовая организация управления социально-культурной сферой ( 7 часов )

2018-01-13 249
Тема 16. Административно-правовая организация управления социально-культурной сферой ( 7 часов ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вопросы:

1.Понятие и структура социально-культурной сферы.

2.Организационно-правовая система управления составными частями социально-культурной сферы (основы организации управления, органы государственного управления, социально-культурные учреждения, их виды и статус):

-управление образованием и наукой;

-управление здравоохранением и социальной защитой граждан.

-управление культурой и средствами массовой информации;

 

Упражнения:

1. Что представляет собой социально-культурная сфера и каково ее значение в жизни общества?

2. Какова структура социально-культурной сферы?

3. В чем заключаются особенности управления социально-культурной сферой в современных условиях?

4. Что включает в себя законодательство РФ в области образования? Что такое образование? Какое образование является сегодня в РФ общедоступным и бесплатным? Что вы понимаете под системой образования?

5. Как законодательство РФ регулирует вопросы охраны здоровья граждан?

6. Что такое государственная, муниципальная и частная система здравоохранения?

7. Какие федеральные органы исполнительной власти осуществляют управление наукой в РФ?

8. Какова в РФ система органов исполнительной власти, осуществляющих управление культурой и средствами массовой информации?

9. Кем и по каким направлениям осуществляется социальная защита граждан РФ и управление ею?

Тема 17. Административно-правовая организация управления административно-политической сферой (7 часов)

Вопросы:

1. Понятие и составные части административно-политической сферы.

2. Организационно-правовая система управления составными частями административно-политической сферы:

-управление обороной;

-управление безопасностью;

-управление внутренними делами;

-управление юстицией;

-управление иностранными делами

3. Специальные административно-правовые режимы (режимы чрезвычайного и военного положения).

 

Упражнения:

1. Что такое административно-политическая сфера, каковы ее составные элементы?

2. Какие особенности накладывает современная обстановка на организацию управления административно-политической сферой?

3. Что понимается под обороной РФ, что включает ее организация?

4. Кто осуществляет руководство и управление Вооруженными силами РФ?

5. Каковы полномочия Федерального Собрания в области обороны?

6. Что такое безопасность, чем она достигается?

7. Каковы основные элементы системы безопасности в РФ?

8. Как осуществляется охрана Государственной границы РФ.

9. Понятие и виды государственной тайны.

10. Какие органы формируют систему внутренних дел РФ?

11. Чем отличается криминальная милиция от милиции общественной безопасности?

12. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

13. Какие задачи разрешают органы юстиции? Каковы их функции?

14. Каковы основные задачи МИД РФ по реализации внешнеполитической деятельности РФ?

15. Каков порядок въезда в РФ и выезда из РФ?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Изучение дисциплины «Административное право» предполагает проведение лекционных занятий в соответствии с тематическим планом. При изложении лекционного материала преподавателю рекомендуется использовать презентации в программе PowerPoint, электронный планшет и фрагменты видеоматериалов по теме лекции.

Закрепление полученных теоретических знаний осуществляется на практических занятиях в завершающей части учебного курса. Форму проведения практических занятий (деловые игры, решение ситуационных задач (кейс-стадии), применение проектного метода, «круглые столы») определяет преподаватель.

Формы и методы организации обучения (ФОО)

ФОО Методы Лекции Практические занятия СРС
IT-методы +    
Игра   +  
Методы проблемного обучения +   +
Исследовательский метод     +
Анализ конкретных ситуаций   +  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Список источников, необходимых для подготовки к практическим занятиям, контрольным работам, для выполнения заданий по самостоятельной работе указан после каждого модуля. Весь материалы, указанные в списке источников и литературы, представлены либо в библиотеке НФ БашГУ, либо в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс», информационно-правовой системе «Гарант».

Также студентом для подготовки может быть использована информация с официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993 (с послед. изм.).

2. Конституция Республики Башкортостан. – Уфа, 2004 (с послед. изм.)

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М., 2005 (с послед. изм.).

4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. (с послед. изм.) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации (далее СЗ РФ), 1997, № 9.

5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (с послед. изм.) "О Правительстве Российской Федерации"//СЗ РФ, 1997, № 51.

6. Федеральный закон от 11 мая 2002 г. (с послед. изм.) "О гражданстве Российской Федерации"// СЗ РФ, 2002, № 22.

7. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. (с послед. изм.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»//СЗ РФ, 2006, № 19.

8. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. (с послед. изм.) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"// СЗ РФ, 1996, № 34.

9. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. (с послед. изм.) "Об актах гражданского состояния"// СЗ РФ, 1997, № 47.

10. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. (с послед. изм.) "Об общественных объединениях"// СЗ РФ, 1995, № 21.

11. Федеральный закон от 12 января 1996 г. (с послед. изм.) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"// СЗ РФ, 1996, № 3.

12. Федеральный закон от 11июля 2001 г. (с послед. изм.) "О политических партиях"// СЗ РФ, 2001, № 29.

13. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. (с послед. изм.) "О свободе совести и о религиозных объединениях"// СЗ РФ, 1997, № 39.

14. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. (с послед. изм.) "О воинской обязанности и военной службе"// СЗ РФ, 1998, № 13.

15. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. (с послед. изм.) "О статусе военнослужащих"// СЗ РФ, 1998, № 22.

16. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. (с послед. изм.) "Об альтернативной гражданской службе в Российской Федерации"// СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3030.

17. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"// СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3032.

18. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (с послед. изм.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// СЗ РФ, 1999, № 42.

19. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. (с послед. изм.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// СЗ РФ, 2003, №40, ст. 3822.

20. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации"// СЗ РФ, 2007, № 10, ст. 1152.

21. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. (с послед. изм.) "Об акционерных обществах"// СЗ РФ, 1996, № 1.

22. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (с послед. изм.) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"// СЗ РФ, 1997, № 30.

23. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. (с послед. изм.) "О лицензировании отдельных видов деятельности"// СЗ РФ, 2001, № 33.

24. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. (с послед. изм.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"//СЗ РФ, 2001, № 33 (часть
1).

25. Федеральный закон от 12 января 1996 г. (с послед. изм.) "О некоммерческих организациях"// СЗ РФ, 1996, № 3.

26. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. (с послед. изм.) "О противодействии экстремистской деятельности"// СЗ РФ, 2002, № 30.

27. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. (с послед. изм.) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"// СЗ РФ, 1995, № 33.

28. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. (с послед. изм.) "О системе государственной службы Российской Федерации"// СЗ РФ, 2003, № 22, ст. 2063, № 46 (часть 1).

29. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. (с послед. изм.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»//СЗ РФ, 2004, № 31.

30. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. (в ред. ФЗ от 20 декабря 1995 г.) (с послед. изм.) "О вынужденных переселенцах"// СЗ РФ, 1995, № 52.

31. Закон РФ от 07.02.1992г (с послед. изм.) "О защите прав потребителей". //СЗ РФ, 1992, №3.

32. Закон РФ от 27 апреля 1993 г (с послед. изм.). "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"// ВВС РФ, 1993, № 19.

33. Закон РФ в редакции ФЗ от 13 января 1996 г. (с послед. изм.) "Об образовании" // СЗ РФ, 1996, № 3.

34. Закон РФ от 25 июня 1993 г. (с послед. изм.) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"// ВВС РФ, 1993, № 32.

35. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. (с послед. изм.) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"// Ведомости Верховного Совета РСФСР (далее ВВС РСФСР), 1991, № 16, ст. 449; ВВС РФ, 1992, № 32, ст. 1882; № 34, ст. 1966; СЗ РФ, 1995, № 22.

36. Закон Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года (с послед. изм.) «О Правительстве Республики Башкортостан»//Республика Башкортостан, 2003, 19 марта, № 54.

37. Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. (с послед. изм.) "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования"// ВВС РФ, 1992, № 22.

38. Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. (с послед. изм.) "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"// СЗ РФ, 1997, № 11.

39. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. (с послед. изм.) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// СЗ РФ, 2004, №11.

40. Указ Президента РФ от 20 мая 2004г. (с послед. изм.) "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"// Российская газета, 22 мая 2004 г.

41. Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. (с послед. изм.) "Об Администрации Президента Российской Федерации"// СЗ РФ, 2004, №13.

42. Указ Президента РФ от 7 февраля 1995 г. (с послед. изм.) "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих"// СЗ РФ, 1995, № 7.

43. Указ Президента РФ от 3 сентября 1997(с послед. изм.) "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы"//СЗ РФ, 1997, № 36.

44. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. (с послед. изм.) "О полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации"// СЗ РФ, 2000, № 6.

45. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. (с послед. изм.) "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации"// СЗ РФ, 2000, № 17.

46. Положение о паспорте гражданина Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 т.II СЗ РФ, 1997, № 28,.

47. Положение об Администрации Президента Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 Г.//СЗ РФ, 2004, №15.

48. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Утверждено Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г.// СЗ РФ, 2000, № 20.

49. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 октября 2000 г.//СЗ РФ, 2000, № 41.

50. Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения. Утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г.//СЗ РФ, 2001, № 28.

51. Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций. Утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г.// СЗ РФ, 1998, № 6.

52. Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего. Утверждено Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г.// СЗ РФ, 1996, № 11, ст. 1034; 1999, № 46.

53. Положение о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы. Утверждено Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.// СЗ РФ, 1996,№ 18.

54. Положение о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим. Утверждено Указом Президента РФ от 22 апреля 1996 г.// СЗ РФ, 1996, № 17, ст.1963; 1998, №49.

55. Положение о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2001 г.// СЗ РФ, 2001, № 8.

56. Структура Аппарата Правительства Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2004 г.//Российская газета, 28 апреля 2004 г.

57. Регламент Правительства Российской Федерации. Утвержден постановлением Правительства РФ от 5 октября 2000 г.// СЗ РФ, 2000, №41.

58. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ. Утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.// СЗ РФ, 1995, № 30.

59. Общие принципы служебного поведения государственных служащих. Утверждены Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г.// СЗ РФ, 2002, № 33.

60. Указ Президента Республики Башкортостан от 29 января 2004 г. «О структуре органов исполнительной власти Республики Башкортостан» (в ред. Указа Президента РБ от 6 июля 2005 г.)//Республика Башкортостан, 2004, 30 января, № 19.

а) Основная литература по дисциплине:

1. Агапов А.Б. Административное право: учебник/ А.Б. Агапов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 820 с.

2. Бахрах, Д.Н. Административное право: учеб./ Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2011. - 816 с.

  1. Административное право: учебник/ под. ред. Л.Л. Попова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 703 с.

4. Административная ответственность: учеб. пособие/ под ред. И.Ш. Килясханова, А.И. Стахова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. - 176 с.

  1. Административное право России: учеб. для вузов/ под ред. П.И. Конопова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. - 560 с.

6. Административное право Российской Федерации/ отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 553 с.

  1. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004.

 

б) Дополнительная литература:

8. Габричидзе, Б.Н. Административное право России: учеб./ Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский, С.М. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 688 с.

9. Дмитриев, Ю.А. Административное право РФ: учеб. для юридических вузов/ Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 461 с. - (Высшее образование).

  1. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/ Под. ред. Е.Н. Сидоренко. – 4. изд. – М.: Проспект, 2004.
  2. Конин Н.М. Административное право России. – М.: Юристъ, 2004.

12. Овчарова Е.В. Российское административное право: Учеб.-метод. пособие/ Е.В. Овчарова. - М.: Статут, 2007. - 252 с.

13. Словарь терминов и определений по административному праву, финансовому праву, информационному праву и административной деятельности органов внутренних дел/ авт.-сост. В.В. Кардашевский, Ю.В. Кивич, А.Н. Кокорев, А.М. Низаметдинов. - М.: КНОРУС, 2009. - 208 с.

14. Стахов, А.И. Административная ответственность: учеб. пособие для вузов/ А.И. Стахов, В.П. Иванов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2006. - 112 с.

15. Хапаев, А.О. Административное право в вопросах и ответах: учеб. пособие/ А.О. Хапаев, Е.С. Мирошниченко. - М.: Флинта: МПСИ, 2007. - 520 с. - ISBN 978-5-9765-0021-1 (в пер.).

  1. Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2004.

17. Административно-правовой статус гражданина. – М.: Институт государства и права РАН, 2004.

18. Административно- процессуальное право: Курс лекций/ Под ред. Килясханова И.Ш. – М.: Юнити, 2004.

19. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации/Под ред.д.ю.н., проф.Н.М.Конина. – М.: Норма, 2005.

20. Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть / Агапов А.Б. // Государство и право. 2008. N4. С.19-25.

21. Административно-правовое регулирование в сфере экономики / Подгот. материал В.Н.Антонова // Государство и право. 2009. N12. С.18-44.

22. Административно-правовой статус человека и гражданина // Государство и право. 2003. №12. С. 5.

23. Алиуллов Р.Р. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии) // Государство и право. 2005. № 3. С. 97.

24. Бабелюк Е.Г. О видах государственной службы Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. правоведение: Научно-теоретический журнал. Спб.-2004.- № 1.- С.26-36.

25. Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс // Государство и право. 2005. № 2. С.19-25.

26. Бахрах Д.Н. О предмете административного права России // Государство и право. 2003. №10. С. 31.

27. Бельский К.С. Полицейское право как подотрасль административного права / Бельский К.С., Елисеев, Б.П. Кучеров, И.И. // Государство и право.- Б.м.-2011.-N12.-С.45-53.

28. Виговский, Е.В. Субъекты административных правонарушений // Трудовое право. -М., 2003. -N 5. - С. 45-50.

29. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. - М.: Проспект, 2003. - 480с.

30. Горохов С.М. Законный представитель юридического лица по делам об административных правонарушениях // Журнал российского права. 2004. № 6. С.132-139.

31. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право. 2004.-№ 1.-С.24-36.

32. Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права / Демин А.В. // Государство и право.-Б.м...-2008.-N2.-С.15-21.

33. Ермакова О. М. Социальный статус государственного служащего: сущность, структура, функции // Образование и общество.-Б.м.-2004.-N3.- С. 14-19.

34. Калмыкова А.В. Совершенствование правового статуса федеральных контрольно-надзорных органов в условиях административной реформы // Журнал российского права. 2004. N8. С.23-33.

35. Кантор Н. Цели и принципы создания юридических лиц публично-правовыми образованиями // Хозяйство и право. 2004. N5. С.36-43.

36. Князев С.Д. Административно-правовой статус гражданина: состояние и проблемы совершенствования // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2003.-№ 5.-С.75-82.

37. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - Изд.2, перераб.- М.: Юристъ, 2003. – 318 с.

38. Лупарев Е.Б. Понятие и признаки административно-правового спора // Журнал российского права. 2010. N2. С.44-51.

39. Масленников, М.Я. Потерпевший по делу об административном правонарушении // Закон и право. -М., 2005. -N 2. - С. 49-52..

40. Попова Ю.А. Административное судопроизводство в системе судов общей юрисдикции // Государство и право. 2009. № 5. С.30-34.

41. Сорокина Е. Административная ответственность юридических лиц / Е. Сорокина // Законность. 2005. № 1. С. 45-47.

 

 

Электронные ресурсы:

1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.cons-plus.ru.

2. ГАРАНТ: [Информационно-правовой портал]. – URL: http://www.garant.ru.

3. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации: [Сайт]. – URL: http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html.

4. Государственная Дума: [Сайт]. – URL: http://www.duma.gov.ru.

5. Верховный Суд Российской Федерации: [Официальный сайт]. – URL: http://www.vsrf.ru.

6. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации: [Официальный сайт]. – URL: http://www.arbitr.ru.

7. Конституционный Суд Российской Федерации: [Официальный сайт]. – URL:www.ksrf.ru и др.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Административное право».

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя: наличие учебно-методического кабинета, зала судебных заседаний; мультимедийные классы; портативные и стационарные компьютеры с периферией (принтерами, сканерами), расходными материалами, канцелярскими принадлежностями, средствами связи.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Учебная программа по курсу «Административное право» для студентов включает: лекционные часы и самостоятельную работу над материалом курса.

1. В организации учебного процесса должно предусматриваться не менее (и даже более) 50% времени для самостоятельной работы студентов (СРС). Наряду с обсуждением теоретических проблем, эти занятия должны включать практикум: решение проблемных задач, обсуждение проблемных вопросов, выполнение упражнений и прочие активные формы обучения.

2. Особый компонент методики преподавания студентам курса «Административное право» - индивидуальная работа со студентами. Эта работа планируется преподавателем и предполагает контроль за самостоятельной работой студентов. В процессе самостоятельной работы студенты работают над текстами важных юридических документов, а также выполняют творческие задания, нацеленные на развитие самостоятельного овладения системой правовых категорий, умения работать с ними, выстраивая логичные умозаключения и выводы.

3. В процессе преподавания курса «Административное право» студентам следует уделять как можно большее место и время проблемам взаимоотношений права и морали, охране прав человека и личности, основным гражданским правам и свободам в сфере государственного управления. Не следует забывать, что именно права и свободы человека и гражданина - это то, что может быть полезно и интересно каждому студенту, вне зависимости от избранной им специальности.

4. Студентам особое внимание следует уделить таким формам работы, как:

- конспектирование первоисточников (нормативных и ненормативных актов);

-подготовке терминологического словаря по правовым терминам (самостоятельная работа с юридическими словарями и энциклопедиями, ресурсами Интернет);

- сравнительный анализ философско-правовых учений отдельных мыслителей (с построением таблиц);

- контрольные работы по источникам.

5. Рекомендуется использовать материалы периодики, журналов, а также INTERNET – ресурсы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.

 

Студенту НФ БашГУ необходимо помнить, что качество полученного образования в немалой степени зависит от активной роли самого студента в учебном процессе. Студент должен быть нацелен на максимальное усвоение подаваемого лектором материала, после лекции и во время специально организуемых индивидуальных встреч студент может задать лектору интересующие его вопросы.

Важным является приобщение к научно-исследовательской деятельности. Процесс становления молодых ученых находится в прямой зависимости от степени их участия в ней, т.е. от предшествующего развития творческих способностей и исследовательских навыков. Большую пользу студенту может принести участие в проводимых научно-практических конференциях, поскольку они обеспечивают доступ к обсуждению наиболее актуальных проблем науки. Приветствуется и поощряется подготовка и публикация студентами научных статей.

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям.

Семинарские занятия наряду с лекциями являются формой аудиторных занятий. Во время семинарского занятия преподаватель опрашивает студентов по вопросам, заданным на данное занятие. Вопросы объявляются преподавателем на предыдущем семинарском занятии и, как правило, они должны совпадать с вопросами, содержащимися в данном учебно-методическом комплексе, но преподаватель может дать и некоторые другие вопросы, относящиеся к теме семинара и указать: на что студентам следует обратить особое внимание при подготовке к следующему занятию.

Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, изучения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов и т.п.

Студенты должны заранее дома, в библиотеке подготовить ответы на все заданные вопросы семинарского занятия, сформулировать интересующие их проблемные моменты. Следует вести специальную тетрадь с записями ответов на вопросы семинаров. Желательно при подготовке ответа не ограничиваться материалом одного учебника, а использовать научные статьи из журналов, сборников статей, монографии.

В процессе организации работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы.

Студент, отвечающий на вопрос семинарского занятия, должен делать это, как правило, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Ответ должен быть настолько полным, насколько это требуется, чтобы достаточно полно раскрыть данный вопрос.

Помимо устных опросов студентов на семинарских занятиях преподаватель проводит письменные контрольные работы, тестирование и использовать другие формы контроля и оценки знаний студентов, в том числе и в рамках самостоятельной работы.

Ответы студентов на семинарских занятиях, выполнение контрольных, подготовка докладов, рефератов учитываются преподавателем при подведении итогового количества баллов за определенный период.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. В соответствии с государственным стандартом специальности «Государственное и муниципальное управление» на самостоятельную работу отводится более 60% объема часов, предусмотренного по дисциплине. Безусловно, от того, насколько студент подойдет к саморазвитию, чтению учебной и научной литературы, настолько будет зависеть уровень его профессиональной подготовки – профессиональной пригодности.

Критерии оценки самостоятельной работы в рамках балло-рейтинговой системы направлены, прежде всего, на активизацию самостоятельного изучения дисциплины в дополнение к лекционным и семинарским занятиям. Количество баллов по каждой дисциплине устанавливается в соответствии с технологическими картами.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В рамках выполнения самостоятельной работы студент выполняет следующие виды заданий:

1. Анализ научных статей по обозначенной теме (форма отчетности – письменный доклад).

2. Выполнение схем и таблиц.

3. Деловые игры.

4. Подготовка докладов и рефератов.

5. Подготовка научных статей.

Конкретные виды заданий для самостоятельного выполнения по каждому модулю определяются в технологической карте дисциплины.

Все обозначенные виды работ (кроме подготовки деловых игр) выполняются обучающимся в отдельной тетради и представляются на проверку преподавателю в течение семестра, но не позднее заключительного практического занятия.

В целях лучшего усвоения материала, выполнять указанные задания рекомендуется после рассмотрения соответствующей темы на лекционных и практических занятиях. Для выполнения заданий рекомендуется использовать нормативные правовые акты, а также основную и дополнительную литературу.

Контроль выполнения письменных заданий осуществляется путем проверки преподавателем представленных студентами конспектов по обозначенным выше вопросам.

1) Первая часть самостоятельной работы предусматривает подготовку и проведение деловой игры на семинарском занятии №9.

Целью проведения деловой игры является практическое закрепление полученных студентами знаний по вопросу «Понятие и структура административно-правовых отношений». Понимание сущности административно-правовых отношений (административных правоотношений) и характеристика их составляющих элементов являются основополагающими не только в исследовании теоретических вопросов в науке административного права, посвященных изучению механизма административно-правового регулирования, но и определяющими уровень усвоения курса учебной дисциплины «Административное право».

Сюжет игры основан на имитационном моделировании административно-правовых отношений. Участниками деловой игры являются все студенты, пришедшие на семинарское занятие. Студентам предлагается разбиться на группы в 3–4 человека и предложить разобрать по структурным элементам различные виды административно-правовых отношений, классификация которых дается в учебниках по административному праву.

Например, необходимо выявить элементы структуры административного правоотношения внутриорганизационного характера в сфере деятельности государственных служащих.

Государственный служащий А. не справляется с должностными обязанностями, самовольно без уважительных причин покидает рабочее место, зафиксированы случаи прогулов. Госслужащего А. вызывает на прием его руководитель и после выяснения обстоятельств дела издает приказ об объявлении этому госслужащему строгого выговора. Необходимо указать элементы структуры (состава) данного административного правоотношения.

Группа студентов распределяет между собой роли – участников правоотношения и разыгрывают (моделируют) конкретное административное правоотношение, после чего дают ответ на задание. В приведенном примере можно выделить следующие структурные элементы:

субъекты правоотношения, т.е. его участники – руководитель с одной стороны, госслужащий А. – с другой;

объектом является круг охраняемых административным правом общественных отношений в сфере государственного управления по поводу государственной службы; непосредственным объектом является установленный режим государственной службы;

содержание – фактическая сторона (поведение субъектов при беседе, то есть госслужащего А. с руководителем) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности – права руководителя по наложению дисциплинарного взыскания государственному служащему А., не выполнившего свои должностные обязанности).

В качестве юридического факта, явившегося условием возникновения данного административно-правового отношения, выступили неправомерные действия госслужащего А. (не справляется с должностными обязанностями, самовольно без уважительных причин покидает рабочее место, зафиксированы случаи прогулов). Юридическим фактом, прекратившим данное правоотношение, выступил приказ руководителя. Последний (юридический факт) в полной мере следует отнести к самостоятельному элементу состава (структуры) административно-правового отношения.

 

2) Вторая часть самостоятельной работы предусматривает подготовку и разработку терминологического словаря.

Словарь правовых терминов ведется студентом в отдельной тетради, собственноручно. Ведение данного словаря значительно упростит процедуру сдачи контрольных работ. Словарь ведется поэтапно, в него вносятся основные термины, рассматриваемые на лекционных и практических занятиях. Он предоставляется студентом перед началом контрольной работы, соответственно на семинарском занятии (темы№7, №16).

 

Приложение №1.

Минимальный перечень терминов для словаря:

 

1. административное право

2. административная ответственность

3. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

4. административное правонарушение

5. административное приостановление деятельности.

6. административно-правовая норма

7. Административно-правовой договор

8. административно-правовой статус гражданина

9. административный арест;

10. административный штраф;

11. военная служба

12. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

13. государственная должность

14. государственная служба

15. государственное управление

16. дисквалификация;

17. дисциплинарная ответственность

18. дисциплины

19. жалоба

20. законность

21. заявление

22. исполнительная власть

23. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

24. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

25. материальная ответственность

26. метод правового регулирования

27. метод управляющего воздействия

28. муниципального управления

29. некоммерческих организаций

30. неправовые формы деятельности

31. обращения граждан

32. общественные объединения граждан

33. орган исполнительной власти

34. организационно-технические действия

35. Правовые акты управления

36. Правовые формы деятельности

37. Правоохранительная служба

38. предложение

39. предприятие

40. предупреждение

41. принуждение

42. профсоюзные организации

43. религиозные объединения

44. социальное управление

45. субъект административно-правовых отношений

46. убеждение

47. управление

48. учреждение

49. фонды

50. ходатайство

51. целесообразность

52. юридически значимые действия

53. юридические действия

Задания для самостоятельной работы

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ДОКЛАДОВ

Студентами в рамках самостоятельной работы могут быть подготовлены доклады по нижеуказанным темам:

1. Правовые основы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти.

2. Современное состояние и тенденции развития государственного управления в России.

3. Административное право в условиях рыночной экономики.

4. Граждане как субъекты административного права.

5. Понятие о негосударственной службе. Административно-правовая характеристика предпринимательской деятельности.

6. Подготовка, издание, вступление в силу и действие актов государственного управления.

7. Основания юридической ответственности по административному праву.

8. Государственная служба в Российской Федерации.

9. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.

10. Материальная ответственность государственных служащих.

11. Субъекты административного процесса.

12. Сущность и система способов обеспечения законности в государственном управлении.

13. Правовое положение министерств и ведомств.

14. Государственный контроль и его виды.

15. Административно-правовой статус предприятий, организаций, учреждений.

 

 

  1. КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Административное право».

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.171 с.