Писклюкова Елена Владимировна, — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Писклюкова Елена Владимировна,

2018-01-13 446
Писклюкова Елена Владимировна, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Кафедра финансов

Писклюкова Елена Владимировна,

Канд. экон. наук

учебное пособие ПО дисциплине:

«государственный и муниципальный финансовый контроль»

для студентов специальности «Финансы и кредит», специализации «Государственные и муниципальные финансы» 5 курса дневной формы обучения и 4 курса заочной 4-годичной формы обучения

Санкт-Петербург


Рекомендовано научно-методическим советом университета

 

Писклюкова Е.В. Учебное пособие по дисциплине «Государственный и муниципальный финансовый контроль» для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» специализации «Государственные и муниципальные финансы» 5 курса дневной формы обучения и 4 курса заочной 4-годичной формы обучения - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

 

Дисциплина «Государственный и муниципальный финансовый контроль» является одной из специализированных дисциплин специализации «Государственные и муниципальные финансы». Она направлена на изучение теории, законодательства и практики функционирования органов государственного и муниципального финансового контроля.

Издание предназначено для студентов V курса факультета финансово-кредитных и международных экономических отношений и вечернего факультета, обучающихся по специализации «Государственный и муниципальные финансы», а также для студентов заочного факультета, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит».

Данное учебное пособие, подготовленное в краткой и наглядной форме, позволит студентам овладеть основными вопросами дисциплины «Государственный и муниципальный финансовый контроль». Для успешной сдачи экзамена студентам рекомендуется также самостоятельно ознакомиться с литературой, указанной в издании.

 

Рецензенты:

Лабудин А.В. – д.э.н., профессор кафедры экономической истории СПбГУЭФ

Самодуров А.А. – к.т.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Северо-Западного Института РАНХиГС

 

 

© Издательство СПбГУЭФ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ.. 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (ГМФК) 4

1.1 Понятие, цели и функции ГМФК.. 4

1.2 Классификация ГМФК.. 12

2. СИСТЕМА ГМФК И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.. 14

2.1 Понятие и элементы системы ГМФК.. 14

2.2 Принципы функционирования системы ГМФК.. 17

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГМФК В РФ.. 19

3.1 Организационные основы осуществления ГМФК в РФ.. 19

3.2 Правовые основы осуществления ГМФК в РФ.. 32

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГМФК. 36

4.1 Понятие вида, формы и метода ГМФК.. 36

4.2 Ревизия как ведущая форма ГМФК.. 41

4.3 Аудит эффективности. 55

5. НАРУШЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ.. 63

6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГМФК В РФ.. 73

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ.. 78

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 79

ГЛОССАРИЙ.. 81

 


ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (ГМФК)

Классификация ГМФК

 

В отечественной литературе, посвященной вопросам государственных (муниципальных) финансов и государственного (муниципального) управления можно встретить значительное количество различных классификаций ГМФК, основанных на использовании различных критериев. В рамках настоящего параграфа будут приведены наиболее распространенные из них.

Первая классификация основывается на отношении финансового контроля к уровням власти. С этой точки зрения он разделяется на:

- государственный финансовый контроль, осуществляемый федеральными органами государственной власти и государственного управления;

- государственный финансовый контроль, осуществляемый государственной власти и государственного управления субъектов РФ;

- муниципальный финансовый контроль, осуществляемый органами местного самоуправления.

Основой следующей классификации является отношение ГМФК к ветвям власти. По данному признаку он разделяется на контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти (представительными органами местного самоуправления) и контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (местными администрациями).

В рамках третьей классификации ГМФК разделяется по времени осуществления. Выделяют предварительный, текущий и последующий контроль, однако границы такого контроля для различных субъектов контроля бюджетным законодательством РФ устанавливаются по-разному. Так, в случае, если финансовый контроль осуществляется непосредственно законодательными (представительными) органами государственной власти, то его разделение на предварительный, текущий и последующий осуществляется относительно этапов бюджетного процесса. Ст. 265 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что законодательные (представительные) органы осуществляют:

- предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

- текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

В случае, если финансовый контроль осуществляется иными уполномоченными субъектами, то его разделение на предварительный, текущий и последующий Бюджетным кодексом декларируется, но не разъясняется[11], а на практике осуществляется относительно конкретной финансовой операции, являющейся предметом проверки. На этапе ее санкционирования осуществляется предварительный контроль, в момент ее проведения по соответствующим счетам осуществляется текущий контроль, после ее завершения наступает стадия последующего контроля.

По направлениям деятельности органов ГМФК контрольная деятельность может быть разделена на контрольно-ревизионную и экспертно-аналитическую. Контрольно-ревизионная деятельность реализуется путем осуществления традиционных контрольных мероприятий, таких как ревизия, проверка и др. Это направление контроля реализуется всеми без исключения органами ГМФК. Что же касается экспертно-аналитической деятельности, то ее осуществление является прерогативой контрольно-счетных органов[12] и заключается в экспертизе проектов законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров, долгосрочных программ и иных документов, затрагивающих вопросы бюджета, бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов, государственной (муниципальной) собственности и финансов публично-правовых образований. Также к экспертно-аналитической деятельности можно отнести также новый вид проводимых контрольно-счетными органами мероприятий – аудит эффективности[13].

С точки зрения предметов контрольной деятельности ГМФК может быть разделен на контроль за контроль за законностью, контроль эффективностью, контроль за результативностью и контроль за целесообразностью. Важно, что каждый из этих видов контроля имеет ярко выраженные методические особенности своего осуществления.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Какую функцию в процессе управления выполняет контроль?

2. Перечислите этапы контрольного мероприятия.

3. Что представляет собой государственный (муниципальный) контроль? Каким нормативным правовым актом в определяются данные понятия?

4. Поясните, насколько корректным с Вашей точки зрения является использование термина «государственный (муниципальный) финансовый контроль» в Бюджетном кодексе РФ.

5. В чем заключается цель ГМФК?

6. Каково практическое значение корректной формулировки цели ГМФК?

7.Раскройте функции ГМФК.

8. Сформулируйте наиболее корректное с Вашей точки зрения определение ГМФК. Поясните свою точку зрения

9. Перечислите классификации ГМФК. Раскройте их содержание.

10. Как определяется предварительный, текущий и последующий контроль применительно к деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления и применительно к деятельности иных субъектов контроля?

 

Вопросы для самопроверки.

1. Дайте определение понятия «система».

2. Какие свойства присущи любой системе?

3. Каким образом можно определить понятие «система государственного и муниципального финансового контроля»?

4. Перечислите основные элементы системы ГМФК.

5. Что представляет собой информационно-коммуникационная инфраструктура?

6. В каком документе содержится перечень принципов функционирования системы ГМФК?

7. Перечислите основные принципы функционирования системы ГМФК.

8. Что подразумевает принцип независимости?

9. Назовите механизмы, обеспечивающие практическое соблюдения принципа объективности.

10. Что означает принцип системности?

 

Вопросы для самопроверки.

1. Укажите, какие органы (организации) осуществляют ГМФК в РФ.

2. Что представляет собой внутренний и внешний контроль?

3. Перечислите права контрольно-счетных органов, установленные Бюджетным кодексом РФ.

4. Дайте обзор системы правового регулирования деятельности контрольно-счетных органов в РФ

5. Перечислите контрольные полномочия Счетной палаты РФ и субъекты, на которые эти полномочия распространяются.

6. Раскройте основные положения Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований»

7. Какими органами реализуется внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль?

8. Перечислите контрольные полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

9. Что является предметом контроля со стороны Федерального казначейства?

10. Раскройте систему правового регулирования ГМФК в РФ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГМФК.

Аудит эффективности

Аудит эффективности представляет собой одно из важнейших направлений деятельности органов финансового контроля, зарождение которого неразрывно связано с возникновением в середине прошлого века системы бюджетирования ориентированного на результат. С этого момента аудит эффективности начал постепенно внедряться в практику работы контрольно-счетных органов зарубежных стран, и уже во второй половине 70-х годов необходимость его осуществления была признана на международном уровне. В Лимской декларации руководящих принципов контроля принятой в 1977 году подчеркивалось, что в дополнение к финансовому аудиту, «важность которого неоспорима, имеется также другой вид контроля, который направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе, организационную и административные системы»[43].

В соответствии с ревизионными стандартами ИНТОСАИ[44] аудит эффективности представляет собой проверку экономичности, продуктивности и результативности и включает:

- проверку экономичности административной деятельности в соответствии с ее основными принципами и практикой, а также политикой управления;

- проверку продуктивности использования трудовых, финансовых и других ресурсов, включая исследование информационных систем, состояния внутреннего контроля, а также процедур устранения проверяемыми объектами выявленных недостатков;

- проверку результативности выполнения задач, поставленных перед проверяемой организацией, проверку фактических последствий ее деятельности в сравнении с запланированными.

Отталкиваясь от этого подхода контрольно-счетные органы зарубежных стран формулируют собственные определения аудита эффективности. Так, например, Управление Генерального аудитора Канады рассматривает аудит эффективностирасходования государственных средств как систематическую, целенаправленную, организованную и объективную проверку деятельности органов государственной власти и включает аудит экономичности, продуктивности и результативности деятельности органов государственной власти, а также оценку воздействия этой деятельности на окружающую среду. В соответствии с определением, используемым Главным контрольным управлением США аудит эффективности расходования государственных средств представляет собой объективную и систематическую проверку фактических данных (документов) с целью независимой оценки работы государственной организации, выполнения функций или программ, информация о результатах которой предоставляется для усиления подотчетности обществу и способствует принятию соответствующими государственными органами решений, необходимых для повышения эффективности. Контрольная палата Польши к традиционной трактовке аудита эффективности каксистематического процесса получения информации о том, действует ли правительство наиболее эффективным, продуктивным и наименее затратным образом, добавляет также положение о том, что аудит эффективности представляет собой инструмент в руках ответственных за принятие решений лиц, помогающий им убедиться в том, что все функционирует согласно намерениям.

Как видно из приведенных определений, аудит эффективности представляет собой деятельность, которая выходит за рамки собственно финансовой сферы, поэтому в практике деятельности зарубежных контрольно-счетных органов установлены правила, ограничивающие возможность их прямого вмешательства в принятие политических решений (см. таб. 4.3.1).

Таблица 4.3.1

Вопросы для самопроверки.

1. Перечислите подходы к определению видов и форм финансового контроля.

2. Укажите основные методы проведения финансового контроля.

3. Дайте определение проверки и ревизии.

4. Перечислите и раскройте классификации ревизий.

5. Из каких процедур состоит ревизионный процесс?

6. Опишите основы планирования деятельности контрольных органов в РФ.

7. Каковы предельные сроки проведения ревизий различными органами ГМФК?

8. Что представляет собой программа проведения ревизии?

9. Какие вопросы изучаются при проведении ревизии?

10. В каких случаях составляется промежуточный акт ревизии?

11. Что включают в себя материалы ревизии?

12. Какова структура акта ревизии?

13. Перечислите требования, предъявляемые к составлению описательной части акта ревизии.

14. Каким образом оформляется акт ревизии?

15. Что представляет собой аудит эффективности?

 

 

Вопросы для самопроверки.

1. Дайте определение нарушения бюджетного законодательства.

2. Какие меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства предусмотрены Бюджетным кодексом РФ?

3. Что представляет собой предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса?

4. Раскройте понятие нецелевого расходования бюджетных средств.

5. Какие меры ответственности предусмотрены за нецелевое расходование бюджетных средств?

6. Чем затруднено применение положений Бюджетного кодекса РФ, касающихся нецелевого использования бюджетных средств?

7. Перечислите полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства.

8. Какими полномочиями в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства обладает Федеральное казначейство?

9. Какими полномочиями в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства обладает Счетная палата РФ?

10. Какими полномочиями в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства обладают контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований?

 

Вопросы для самопроверки.

1. Как могут быть систематизированы предпосылки реформирования ГМФК в РФ?

2. Что включают в себя так называемые накопленные предпосылки?

3. Какое влияние на систему ГМФК оказало проведение бюджетной реформы?

4. Каким документом описываются основные направления реформирования ГМФК в РФ?

5. Перечислите направления реформирования ГМФК в РФ.

 


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

1. Зарождение и развитие государственного финансового контроля досоветский период.

2. Развитие отечественного государственного финансового контроля в советский период

3. Лимская декларация руководящих принципов контроля.

4. ИНТОСАИ: история создания, цели и задачи, направления деятельности.

5. Стандарты финансового контроля ИНТОСАИ.

6. Зарубежный опыт деятельности высших органов финансового контроля.

7. Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных органов РФ: история создания, статус, основные положения, порядок контроля за соблюдением.

8. Декларация принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации.

9. Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации.

10. Союз муниципальных контрольно-счетных органов.

11. Проблемы правового регулирования государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации.

12. Обзор основных положений нормативных правовых актов, регулирующих основы организации государственного финансового контроля в субъектах РФ.

13. Организация государственного финансового контроля в субъекте Федерации (по выбору).

14. Планирование контрольной деятельности (на примере органа ГМФК).

15. Особенности и проблемы организации финансового контроля на муниципальном уровне.

16. Проблемы организации и осуществления контроля за деятельностью государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

17. Экономическое содержание аудита эффективности. Проблемы и перспективы его внедрения в РФ.

18. Понятие стратегического аудита.

19. Современные подходы к оценке эффективности государственного (муниципального) финансового контроля.

20. Методические основы оценки эффективности и результативности.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ОСНОВНОЙ

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ

2. О Счетной Палате РФ: Федеральный закон от 11.01.1995 №4-ФЗ

3. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: Федеральный закон от 7.02.2011 №6-ФЗ

4. Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора: Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 №278

5. Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 №1101-р

6. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности: Приказ Минфина РФ от 04.09.2007 №75н

7. Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля: Приказ Минфина РФ от 25.12.2008 №146н

8. Стандарт СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств»: утвержден Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 9.06.2009 №31К (668)

9. Стандарт СФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия»: утвержден Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 2.04.2010 №15К (717)

10. Иванюженко А.Б. Государственный и муниципальный финансовый контроль. – СПб.: Нестор-История, 2010

11. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль. – СПб.: Питер, 2004

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

1. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. – М.: Юридическая литература, 1973

2. Зубакин С.И. Бюджетный контроль. – М.: Дело АНХ, 2010

3. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. – М.: Ид ФБК-ПРЕСС, 2002

4. Рябухин С.Н. Аудит эффективности. Учебник. – М.: Экономика, 2009

5. Сазонов С. П., Сазонов А. С., Лукьянова А. В. Финансово-казначейский контроль в бюджетной политике региона и оценка его эффективности. - Волгоград: ВолгГТУ, 2010

6. Бунь А.В. Классификация видов, приемов и способов финансового контроля: оценка состояния и варианты модификации. - // Бухгалтерский учет и анализ, 2011, №4(172)

7. Бурцев В.В. Основные принципы организации государственного финансового контроля в современных условиях - // Финансовый менеджмент №2, 2001.

8. Гварлиани Т.Е., Черемшанов С.В. Налогообложение и финансовый контроль. Исследование методологии финансового контроля. – // Аудит и финансовый контроль, 2003, №4.

САЙТЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

www.rosfinnadzor.ru - официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

www.ach.gov.ru - официальный сайт Счетной палаты РФ

www.ach-fci.ru - официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов РФ

www.bujet.ru – ежемесячный финансово-экономический журнал «Бюджет»


ГЛОССАРИЙ

 

Аудит эффективности - тип финансового контроля, осуществляемого посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого является определение эффективности использования государственных средств, полученных проверяемыми организациями и учреждениями для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций;

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль - финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами и созданными ими органами государственного (муниципального) финансового контроля;

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль - финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти (местными администрациями);

Государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

Государственный (муниципальный) финансовый контроль - деятельность уполномоченных органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления (муниципальных органов), направленную на контроль:

- соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;

- экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;

Нарушение бюджетного законодательства - неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения;

Нецелевое расходование бюджетных средств - направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения;

Проверка - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации;

Ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление;

Система государственного (муниципального) финансового контроля - совокупность взаимосвязанных элементов, опосредующих проведение контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномоченными финансовым законодательством РФ на осуществление данной деятельности.

.

 


[1] Файоль А. Общее и промышленное управление. — Л.-М., 1924.

[2] Гварлиани Т.Е., Черемшанов С.В. Налогообложение и финансовый контроль. – // Аудит и финансовый контроль, 2003, №4.

[3] Лимская декларация руководящих принципов контроля – документ, принятый IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году и устанавливающий принципиальные основы осуществления финансового контроля так называемыми высшими контрольными органами приблизительными аналогами которых в РФ являются контрольно-счетные органы.

[4] Лимская декларация руководящих принципов контроля, ст. 1.

[5] Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ

[6] Там же, ст. 1.

[7] Следует учитывать, что валютный, банковский и налоговый контроль осуществляются лишь на федеральном уровне, в то время как бюджетный контроль за формированием и использованием средств федерального, региональных или местных бюджетов осуществляется, соответственно, контрольными органами федерального, регионального и муниципального уровня.

[8] Лимская декларация руководящих принципов контроля, ст. 1.

[9] Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: Распоряжение Правительства РФ №1101-р от 30.06.2010

[10] Опенышев С.В., Жуков В.А. Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля. - // Бюллетень Счетной палаты РФ, 1999, №12

[11] В ст. 157 Бюджетного кодекса указано, что «органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Разделение контроля по временному признаку в отношении органов государственного (муниципального) финансового контроля, созданных законодательными (представительными) органами государственной власти (представительными органами местного самоуправления), Бюджетным кодексом не установлено.

[12] Подробно о контрольно-счетных органах см. тему 3.

[13] Подробно см. п. 4.4.

[14] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002

[15] Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов РФ: принята IV конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов РФ. Информация в Интернете: http://www.ach.gov.ru/ru/kso/ksoabout/?id=534

[16] По данному вопросу см., например: Бурцев В.В. Основные принципы организации государственного финансового контроля в современных условиях - // Финансовый менеджмент №2, 2001.

 

[17] Подробнее о контрольно-счетных органах и их объединениях – см. параграф 3.1

[18] По данным официального сайта Счетной палаты РФ: http://www.ach.gov.ru/ru/revision/result/

[19] Лишь в нескольких субъектах РФ контрольно-счетные органы носят иные названия. Это Контрольно-бюджетный Комитет Законодательного Собрания Республики Карелия, Контрольный Комитет Государственного Собрания Республики Саха (Якутия), Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики, Контрольно-бюджетные палаты Хабаровского края и Астраханской области, Контрольно-счетная комиссия Липецкой области и Контрольная палата Законодательной Думы Томской области.

[20] Например, см.: Лагутин И.Б. Проблемы и особенности Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». - // Финансовое право, 2011, №8

[21] http://www.ach.gov.ru/ru/kso/ksoabout/?id=534

[22] Данные по состоянию на 1 января 2011 года (см.: http://www.ach-fci.ru/MKSO/Info/art2)

[23] Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора: Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 №278

[24] О модельном законе «О государственном финансовом контроле»: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 4.12.2004 № 24-11

[25] Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. – М.: Юридическая литература, 1973

[26] Гварлиани Т.Е., Черемшанов С.В. Налогообложение и финансовый контроль. Исследование методологии финансового контроля. - // Аудит и финансовый анализ, 2003, №4

[27] Более подробно об этом см.: Гварлиани Т.Е., Черемшанов С.В. Налогообложение и финансовый контроль. Исследование методологии финансового контроля. - // Аудит и финансовый анализ, 2003, №4; Бунь А.В. Классификация видов, приемов и способов финансового контроля: оценка состояния и варианты модификации. - //Бухгалтерский учет и анализ, 2011, №4(172).

[28] Отметим, что Э.А. Вознесенский отрицал понятие текущего контроля, фактически отождествляя его с предварительным и текущим. В частности он указывал, что предварительный и последующий контроль осуществляются «…в ходе текущей деятельности контролируемых объектов и выражают содержание текущей оперативной работы соответствующих органов» (см. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. – М.: Юридическая литература, 1973).

[29] Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. – М.: Юридическая литература, 1973

[30] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. – М.: Ид ФБК-ПРЕСС, 2002

[31] Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль. – СПб.: Питер, 2004.

[32] Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. – М.: Финансы и статистика, 1989

[33] Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация.— М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2000

[34] Большой энциклопедический словарь - //Ресурсы Интернет: http://www.big-enc-dic.ru

[35] Гварлиани Т.Е., Черемшанов С.В. Налогообложение и финансовый контроль. Исследование методологии финансового контроля. - // Аудит и финансовый анализ, 2003, №4

[36] Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности: Приказ Минфина РФ от 04.09.2007 № 75н

[37] Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением: Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 136н / 526

[38] См. ст.88 и 89 Налогового кодекса РФ.

[39] См.: О Счетной Палате РФ: Федеральный закон от 11.01.1995 №4-ФЗ.

[40] Далее в параграфе – Административный регламент ФСФБН.

[41] Регламент Счетной палаты РФ: утвержден Постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 4.042003 №8

[42] Стандарт финансового контроля СФК 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия": утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 2.04.2010 г. №15К (717))

 

[43] Лимская декларация руководящих принципов контроля, ст. 4.

[44] ИНТОСАИ (INTOSAI) - Международная организация высших органов финансового контроля (International Organisation of Supreme Audit Institutions). ИНТОСАИ является автономной, независимой, неполитической неправительственной организацией объединяющей высшие органы финансового контроля в странах ООН, созданной в качестве постоянного института для обмена идеями и опытом в сфере внешнего аудита между высшими органами финансового контроля государств мира. Организация имеет консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН. Она была создана в 1953 году представителями высших органов финансового контроля 34 государств на первом конгрессе, проведенном на Кубе. В настоящее время в её членах состоят более 180 национальных высших органов финансового контроля. Счетная палата России стала членом ИНТОСАИ с 1995 года.

 

[45] Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств: Решение Коллегии Счетной палаты РФ от 23.04.2004, протокол № 13 (383)

[46] Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств»: Решение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 9 июня 2009 года (протокол № 31К (668)

[47] О Счетной палате РФ: Федеральный закон от 11.01.1995 №4-ФЗ

[48]См.: Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст. 28.3, п.3.

[49] См. параграф 4.3

Российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Кафедра финансов

писклюкова Елена Владимировна,

Канд. экон. наук

учебное пособие ПО дисциплине:

«государственный и муниципальный финансовый контроль»

для студентов специальности «Финансы и кредит», специализации


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.