Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту

2018-01-13 317
Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Моя работа называется «Великий печальник за Родину» Патриарх Гермоге́н —известный церковный общественный деятель эпохи Смутного времени. Тема преданного человека, патриота всегда актуальна, тем более сейчас, когда мы говорим об упадке такой добродетели как любовь к Родине. В наши дни изменился фон и декорации исторических событий, но суть притязаний чужеземцев на «русское наследство» с использованием антирусских сил в самой России не изменилась.

Мне кажется не даром образ Гермогена всегда волновал художников, живописцев, историков.

Гермогену посвящали свои труды многие историки. О Гермогене и его роли в борьбе против Лжедмитрия и изгнании поляков из Москвы рассказывается в общих курсах русской истории С. М. Соловьева и В. О. Ключевского в трудах Р. Г. Скрынникова посвященных этому времени, в трудах Н. И. Костомарова. Заслуживает внимания монография
C. Ф. Платонова «Очерки по истории Смуты в Московском государстве...» автор которой немало места уделяет личности патриарха, характеру его противоборства с московскими боярами, шедшими на поводу у поляков. Освещаются здесь также положение Гермогена при Шуйском и во временном правительстве 1610 г., значение выступлений Гермогена против польского короля Сигизмунда, роль патриарха в идейной борьбе с интервентами.

Великие художники обращались к подвигу Гермогена: Василий Иванович Суриков

Патриарх Гермоген в молении о низвержении тушинского вора

Художник Павел Чистяков Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту

Патриарх Гермоген изображен на монументе Тысячилетия России Памятник открыт в 1862 году открыт в центре Кремля в честь празднования тысячелетия Российского государства, в ознаменование огромного вклада Новгорода в дело культурного и государственного строительства России. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник расположен в новгородском кремле, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест. Памятник представляет собой огромный шар-державу на постаменте в форму колокола. Державу окружают шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота креста на державе — 3 м; высота фигур — 3,3 м;).На данном монументе изображено 129 человеческих фигур.

И конечно же православная церковь помнит и чтит Гермогена
Первый храм в честь нового святого был освящён митрополитом Макарием (Невским) 13 мая 1913 года — устроен Русским монархическим собранием и Русским монархическим союзом в подземелье Чудова монастыря.

11 и 12 мая 1914 года в Московском Кремле состоялось торжественное открытие и переложение мощей святителя в новую раку, сооружённую иждивением императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны; торжества возглавил митрополит Московский Макарий (Невский), присутствовали великая княгиня Елисавета Феодоровна и обер-прокурор святейшего синода В. К. Саблер

В 1916 году в № 9 «Богословского вестника» (печатного органа Московской духовной академии) были опубликованы служба и акафист святителю Гермогену (автор, предположительно, — протоиерей Илия Гумилевский)..

Я поставила цель выяснить какую роль сыграл Гермоген в истории страны, за что получил такой титул как печальник земли русской, почему к его образу постоянно обращаются.

Для этого необходимо решить следующие задачи

1. Изучить биографию героя

2. Изучить исторический период в котором герой жил и действовал

3. Выяснить позицию героя

Основными методами работы стали работа с литературой, работа с интернет источниками, интервьюирование

Я познакомилась с работами великих русских историков Костомарова Н. И., Платонова С. Ф., Соловьева С.М.

Костомаров Н. И.

«Гермоген был человек чрезвычайно упрямый, жесткий, грубый, неуживчивый, притом слушал наушников и доверял им. Подчиненные его не любили: он был человек чересчур строгий. Но при всем том, это был человек прямой, честный, непоколебимый, свято служивший своим убеждениям, а не личным видам».

Платонов С. Ф.

«Не видя... вождей и не имея их практического руководства, русские люди тем охотнее и внимательнее прислушивались ко всякому голосу, который давал им сведения, совет и указания, предлагал некоторым образом программу действия. Таких голосов было много: в каждой городской грамоте давались указания и советы стать заодин на „разорителей" государства. Но все эти голоса повторяли, в сущности, лишь то, что писали в своих посланиях заточенный поляками Гермоген и освобожденная от тушинской осады братия Троицкого монастыря. За недостатком боевых вождей, которым мог бы верить народ, народным движением начинали руководить духовные отцы, которым народ не мог не верить. В патриархе он видел привычного им руководителя, высокий образец мужества и стойкости, борца „единым словом", второго Златоуста. Братия троицкая собственным страданием в долгой осаде от „воров" стяжала право на всеобщее уважение и внимание».

СоловьевС.М.
«...Гермоген, бывший митрополит казанский, известный своим сопротивлением неправославным поступкам Лжедимитрия. Это сопротивление показывало уже в Гермогене человека с твердым характером, готового страдать за свои убеждения, за правду и неприкосновенность вверенного ему дела; таким образом, новый патриарх по природе своей был совершенно в уровень своему высокому положению в бурное Смутное время, но современники жалуются, что с этой твердостию Гермоген соединял жестокость нрава, непривлекательность в обращении, неумеренную строгость; жалуются также, что он охотно слушат наветы, худо отличал истинное от ложного, верил всему».

Они все говорят о его жестком бескомпромиссном характере (чрезвычайно упрямый, жесткий, грубый, неуживчивый характер, жестокость нрава, непривлекательность в обращении, неумеренную строгость но при этом все отмечают такие добродетели человек прямой, честный, непоколебимый, свято служивший своим убеждениям, а не личным видам».
Но в то же время оценивают его поведение как высокий образец мужества и стойкости, борца „единым словом", второго Златоуста твердым характером, готового страдать за свои убеждения, за правду и неприкосновенность вверенного ему дела;)

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Биография

Начало пути

Родился около 1530 года. Происхождение Гермогена остаётся предметом споров. Есть мнения, что он из рода Шуйских, либо из Голицыных, либо незнатного происхождения. Возможно, он происходил из Донских казаков. Ещё подростком ушёл в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь, где его религиозные взгляды укрепились. В 1580-х годах был священником в Казани при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи ещё священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником. В 1587 году, после смерти жены, имя которой история не сохранила, постригся в монахи в Чудовом монастыре в Москве.

Митрополит Казанский

13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн, плененный татарами, а двое других, Стефан и Пётр, новообращенные татары. Святитель просил разрешения вписать их в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и петь им вечную память. В ответ Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января среднею памятью. Святитель Ермоген сохранял твёрдость в вопросах веры, активно занимался христианизацией татар и других народов бывшего Казанского ханства. Практиковалась и такая мера: новокрещёные народы переселяли в русские слободы, изолируя от общения с мусульманами. В сентябре 1592 года участвовал в перенесении мощей Казанского архиепископа Германа (Садырева-Полева) из Москвы в свияжский Успенский монастырь.Около 1594 года в Казани на месте явления Казанской иконы был сооружён каменный храм; тогда им была составлена «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». В октябре 1595 года участвовал в открытии мощей святителей Гурия и Варсонофия, обретённых в ходе перестройки собора в казанском Спасо-Преображенском монастыре, и составил их первое краткое житие. Митрополита Гермогена хорошо знали в Москве. Присутствовал он во время избрания на царство Бориса Годунова; участвовал во всенародном молении при Борисе под Новодевичьим монастырем. В 1595 г. он ездил в Углич для открытия мощей удельного Угличского князя Романа Владимировича. Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Гермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго Закона и Новыя Благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В XVII веке «Воскресенскую летопись» называют летописцем Святейшего Патриарха Ермогена. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. Церковная деятельность характеризовалась внимательным и строгим отношением к богослужению.При нём были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь (1607), октябрь (1609), ноябрь (1610) и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. Патриарх тщательно наблюдал за исправно­стью текстов. По его благословению с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) и восстановлено празднование памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении благочиния, Гермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб: многогласии, а мирян — в неблагоговейном отношении к богослужению.Среди его сочинений: Сказание о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594), посла­ние Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591), сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения (1598),

Как видим с самого начала своего служения Гермоген проявил себя твердый охранитель православной веры, преданный делу человека. Но наступили суровые времена: Смутное время.

Смутное время

Это время глубокого духовного, экономического, социального, и внешнеполитического кризиса, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения. Причины Смуты коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве иностранных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Эти события привели к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова. Хронологические рамки Смуты определяются, с одной стороны, смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой – избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613, последующими годами борьбы с польскими и шведскими захватчиками (1616–1618), возвращением в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619). В развитии смуты в Московском государстве различают три периода: династический, во время которого происходит борьба за московский престол между различными претендентами (до 19 мая 1606 г.); социальный — время классовой борьбы в Московском государстве осложненной вмешательством в русские дела иностранных государств (до июля 1610 г.); национальный — борьба с иноземными элементами и выбор национального государя (до 21 февраля 1613 г.).

Патриаршество

3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским.

Оставался сторонником Василия Шуйского, поддерживал его в подавлении восстания южных городов, отчаянно противился его свержению.

Был ярым противником семибоярщины, несмотря ни на что, пытался организовать выборы нового царя из русского рода (первым предложил эту должность Михаилу Романову). Скрепя сердце, согласился признать русским царём Владислава Сигизмундовича при условии его православного крещения и вывода польских войск из России.

После отказа поляков от выполнения этих условий, стал писать воззвания к Русскому народу, призывая его на борьбу.

С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов. Особое внимание уделял патриарх мятежникам, восставшим против власти: казакам, самозванцам.

Когда Лжедмитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушино, Патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с двумя посланиями. Патриарх писал к мятежникам: «Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам, всякого чина и возраста. Вы отпали от Бога, от правды и Апостольской Церкви. Я плачу, помилуйте свои души. Забыли вы обеты Православной веры вашей, в которой родились, крестились, воспитались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви как проливается и вопиет к Богу кровь невинных. На кого вы поднимаете оружие? Не на Богу ли сотворившего вас, не на своих ли братьев, не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания пока есть время чтобы не погибнуть. А мы прием вас кающихся».

.Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр поляки насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. 17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, умер от голода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда мы говорим об освобождении Москвы от поляков, о преодолении Смутного времени, то вспоминаем имена Минина и Пожарского. Но мне кажется, что к этим двум выдающимся героям русской истории, конечно же, должен быть причислен Патриарх Гермоген. Патриарх Гемоген показал, каким должен быть Священнослужитель Русской Церкви - и молитвенником за Русь, и активным участником жизни нашего Отечества, особенно в сложные, смутные для него времена. Патриарх Гермоген в самый тяжелый период смутного времени призывал народ к освобождению страны от иноземцев и иноверцев. Благодаря Святителю Гермогену было образовано Народное Ополчение во главе с Мининым и Пожарским. Велико общенациональное значение святого Гермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единства Русской земли.

В 2013 году ему будет установлен памятник в Александровском саду у стен московского Кремля.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Валишевский К. Ф. Смутное время / К. Ф. Валишевский. — М.: ТЕРРА — Кн. клуб, 2003.
2. Великая Смута // История государства Российского: жизнеописания, XVII в. / авт.-сост. А. В. Шевцов [и др.]. — М., 1997.
3. Греков Н. В. Смутное время в России в начале XVII века / Н. В. Греков; Ом. гос. ун-т путей сообщ. — Омск: ОмГУПС, 2002.
4. Дмитрий Михайлович Пожарский // Родина. — 2005. — № 11. — С. 112–3

4. Ильина Н. А. Патриарх священномученик // Рус. Дом. — 2007. — № 3.

5. Ключевский В. О. Лекции XLI–XLIV // Избранные лекции «Курса рус-ской истории» / В. О. Ключевский; сост. Н. А. Мининков. — Ростов н/Д, 2002.

6. Платонов С. Ф. Смутное время: учеб. пособие / С. Ф. Платонов. — СПб.: Лань, 2001.

7. Скрынников Р. Г. Россия в начале XVII века. «Смута» / Р. Г. Скрынни-ков. — М.: Мысль, 1988.

8. Соловьев Е. А. Иоанн Грозный / Е. А. Соловьев. Петр Великий / И. М.

 

ВЕЛИКИЙ ПЕЧАЛЬНИК ЗА РОДИНУ

Автор: Сурусина Дарья, 9А класс МБОУ СОШ № 7

Научный руководитель: Ганеева Лариса Михайловна,

учитель истории МБОУ Школа № 7

 

Саров

2015-2016

ПРИЛОЖЕНИЯ

Па вел Чистяков

Василий Иванович Суриков

ВВЕДЕНИЕ

Моя работа называется «Великий печальник за Родину» Патриарх Гермоге́н —известный церковный общественный деятель эпохи Смутного времени. Тема преданного человека, патриота всегда актуальна, тем более сейчас, когда мы говорим об упадке такой добродетели как любовь к Родине. В наши дни изменился фон и декорации исторических событий, но суть притязаний чужеземцев на «русское наследство» с использованием антирусских сил в самой России не изменилась.

Мне кажется не даром образ Гермогена всегда волновал художников, живописцев, историков.

Гермогену посвящали свои труды многие историки. О Гермогене и его роли в борьбе против Лжедмитрия и изгнании поляков из Москвы рассказывается в общих курсах русской истории С. М. Соловьева и В. О. Ключевского в трудах Р. Г. Скрынникова посвященных этому времени, в трудах Н. И. Костомарова. Заслуживает внимания монография
C. Ф. Платонова «Очерки по истории Смуты в Московском государстве...» автор которой немало места уделяет личности патриарха, характеру его противоборства с московскими боярами, шедшими на поводу у поляков. Освещаются здесь также положение Гермогена при Шуйском и во временном правительстве 1610 г., значение выступлений Гермогена против польского короля Сигизмунда, роль патриарха в идейной борьбе с интервентами.

Великие художники обращались к подвигу Гермогена: Василий Иванович Суриков

Патриарх Гермоген в молении о низвержении тушинского вора

Художник Павел Чистяков Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту

Патриарх Гермоген изображен на монументе Тысячилетия России Памятник открыт в 1862 году открыт в центре Кремля в честь празднования тысячелетия Российского государства, в ознаменование огромного вклада Новгорода в дело культурного и государственного строительства России. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник расположен в новгородском кремле, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест. Памятник представляет собой огромный шар-державу на постаменте в форму колокола. Державу окружают шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота креста на державе — 3 м; высота фигур — 3,3 м;).На данном монументе изображено 129 человеческих фигур.

И конечно же православная церковь помнит и чтит Гермогена
Первый храм в честь нового святого был освящён митрополитом Макарием (Невским) 13 мая 1913 года — устроен Русским монархическим собранием и Русским монархическим союзом в подземелье Чудова монастыря.

11 и 12 мая 1914 года в Московском Кремле состоялось торжественное открытие и переложение мощей святителя в новую раку, сооружённую иждивением императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны; торжества возглавил митрополит Московский Макарий (Невский), присутствовали великая княгиня Елисавета Феодоровна и обер-прокурор святейшего синода В. К. Саблер

В 1916 году в № 9 «Богословского вестника» (печатного органа Московской духовной академии) были опубликованы служба и акафист святителю Гермогену (автор, предположительно, — протоиерей Илия Гумилевский)..

Я поставила цель выяснить какую роль сыграл Гермоген в истории страны, за что получил такой титул как печальник земли русской, почему к его образу постоянно обращаются.

Для этого необходимо решить следующие задачи

1. Изучить биографию героя

2. Изучить исторический период в котором герой жил и действовал

3. Выяснить позицию героя

Основными методами работы стали работа с литературой, работа с интернет источниками, интервьюирование

Я познакомилась с работами великих русских историков Костомарова Н. И., Платонова С. Ф., Соловьева С.М.

Костомаров Н. И.

«Гермоген был человек чрезвычайно упрямый, жесткий, грубый, неуживчивый, притом слушал наушников и доверял им. Подчиненные его не любили: он был человек чересчур строгий. Но при всем том, это был человек прямой, честный, непоколебимый, свято служивший своим убеждениям, а не личным видам».

Платонов С. Ф.

«Не видя... вождей и не имея их практического руководства, русские люди тем охотнее и внимательнее прислушивались ко всякому голосу, который давал им сведения, совет и указания, предлагал некоторым образом программу действия. Таких голосов было много: в каждой городской грамоте давались указания и советы стать заодин на „разорителей" государства. Но все эти голоса повторяли, в сущности, лишь то, что писали в своих посланиях заточенный поляками Гермоген и освобожденная от тушинской осады братия Троицкого монастыря. За недостатком боевых вождей, которым мог бы верить народ, народным движением начинали руководить духовные отцы, которым народ не мог не верить. В патриархе он видел привычного им руководителя, высокий образец мужества и стойкости, борца „единым словом", второго Златоуста. Братия троицкая собственным страданием в долгой осаде от „воров" стяжала право на всеобщее уважение и внимание».

СоловьевС.М.
«...Гермоген, бывший митрополит казанский, известный своим сопротивлением неправославным поступкам Лжедимитрия. Это сопротивление показывало уже в Гермогене человека с твердым характером, готового страдать за свои убеждения, за правду и неприкосновенность вверенного ему дела; таким образом, новый патриарх по природе своей был совершенно в уровень своему высокому положению в бурное Смутное время, но современники жалуются, что с этой твердостию Гермоген соединял жестокость нрава, непривлекательность в обращении, неумеренную строгость; жалуются также, что он охотно слушат наветы, худо отличал истинное от ложного, верил всему».

Они все говорят о его жестком бескомпромиссном характере (чрезвычайно упрямый, жесткий, грубый, неуживчивый характер, жестокость нрава, непривлекательность в обращении, неумеренную строгость но при этом все отмечают такие добродетели человек прямой, честный, непоколебимый, свято служивший своим убеждениям, а не личным видам».
Но в то же время оценивают его поведение как высокий образец мужества и стойкости, борца „единым словом", второго Златоуста твердым характером, готового страдать за свои убеждения, за правду и неприкосновенность вверенного ему дела;)

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Биография

Начало пути

Родился около 1530 года. Происхождение Гермогена остаётся предметом споров. Есть мнения, что он из рода Шуйских, либо из Голицыных, либо незнатного происхождения. Возможно, он происходил из Донских казаков. Ещё подростком ушёл в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь, где его религиозные взгляды укрепились. В 1580-х годах был священником в Казани при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи ещё священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником. В 1587 году, после смерти жены, имя которой история не сохранила, постригся в монахи в Чудовом монастыре в Москве.

Митрополит Казанский

13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн, плененный татарами, а двое других, Стефан и Пётр, новообращенные татары. Святитель просил разрешения вписать их в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и петь им вечную память. В ответ Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января среднею памятью. Святитель Ермоген сохранял твёрдость в вопросах веры, активно занимался христианизацией татар и других народов бывшего Казанского ханства. Практиковалась и такая мера: новокрещёные народы переселяли в русские слободы, изолируя от общения с мусульманами. В сентябре 1592 года участвовал в перенесении мощей Казанского архиепископа Германа (Садырева-Полева) из Москвы в свияжский Успенский монастырь.Около 1594 года в Казани на месте явления Казанской иконы был сооружён каменный храм; тогда им была составлена «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». В октябре 1595 года участвовал в открытии мощей святителей Гурия и Варсонофия, обретённых в ходе перестройки собора в казанском Спасо-Преображенском монастыре, и составил их первое краткое житие. Митрополита Гермогена хорошо знали в Москве. Присутствовал он во время избрания на царство Бориса Годунова; участвовал во всенародном молении при Борисе под Новодевичьим монастырем. В 1595 г. он ездил в Углич для открытия мощей удельного Угличского князя Романа Владимировича. Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Гермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго Закона и Новыя Благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В XVII веке «Воскресенскую летопись» называют летописцем Святейшего Патриарха Ермогена. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. Церковная деятельность характеризовалась внимательным и строгим отношением к богослужению.При нём были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь (1607), октябрь (1609), ноябрь (1610) и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. Патриарх тщательно наблюдал за исправно­стью текстов. По его благословению с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) и восстановлено празднование памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении благочиния, Гермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб: многогласии, а мирян — в неблагоговейном отношении к богослужению.Среди его сочинений: Сказание о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594), посла­ние Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591), сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения (1598),

Как видим с самого начала своего служения Гермоген проявил себя твердый охранитель православной веры, преданный делу человека. Но наступили суровые времена: Смутное время.

Смутное время

Это время глубокого духовного, экономического, социального, и внешнеполитического кризиса, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения. Причины Смуты коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве иностранных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Эти события привели к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова. Хронологические рамки Смуты определяются, с одной стороны, смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой – избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613, последующими годами борьбы с польскими и шведскими захватчиками (1616–1618), возвращением в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619). В развитии смуты в Московском государстве различают три периода: династический, во время которого происходит борьба за московский престол между различными претендентами (до 19 мая 1606 г.); социальный — время классовой борьбы в Московском государстве осложненной вмешательством в русские дела иностранных государств (до июля 1610 г.); национальный — борьба с иноземными элементами и выбор национального государя (до 21 февраля 1613 г.).

Патриаршество

3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским.

Оставался сторонником Василия Шуйского, поддерживал его в подавлении восстания южных городов, отчаянно противился его свержению.

Был ярым противником семибоярщины, несмотря ни на что, пытался организовать выборы нового царя из русского рода (первым предложил эту должность Михаилу Романову). Скрепя сердце, согласился признать русским царём Владислава Сигизмундовича при условии его православного крещения и вывода польских войск из России.

После отказа поляков от выполнения этих условий, стал писать воззвания к Русскому народу, призывая его на борьбу.

С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов. Особое внимание уделял патриарх мятежникам, восставшим против власти: казакам, самозванцам.

Когда Лжедмитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушино, Патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с двумя посланиями. Патриарх писал к мятежникам: «Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам, всякого чина и возраста. Вы отпали от Бога, от правды и Апостольской Церкви. Я плачу, помилуйте свои души. Забыли вы обеты Православной веры вашей, в которой родились, крестились, воспитались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви как проливается и вопиет к Богу кровь невинных. На кого вы поднимаете оружие? Не на Богу ли сотворившего вас, не на своих ли братьев, не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания пока есть время чтобы не погибнуть. А мы прием вас кающихся».

.Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр поляки насильно свели святого


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.