Художественная речь. Поэзия и проза. Стилистика. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Художественная речь. Поэзия и проза. Стилистика.

2018-01-13 483
Художественная речь. Поэзия и проза. Стилистика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфика художественной речи. Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие стиля в лингвистической и литературоведческой трактовке. Стилевые доминанты. Фигуры поэтического синтаксиса. Тропы.

Автор. Герой. Читатель.

 

Субъектная организация художественного произведения. Проблема автора. Традиционная «демиургическая концепция» авторства, диалогический подход Я. Мукаржовского, «смерть автора» и «рождение читателя» (Р. Барт). Повествовательные инстанции в эпосе и лирике. Повествователь и рассказчик. Лирическое «я», лирический герой. Автор в драматическом произведении. Литературный герой. Автор и герой в эстетической деятельности (концепция М.М. Бахтина). Рецептивная эстетика. Литературная герменевтика.

 

Художественный образ.

 

Знак и образ. Классификация знаков (индексальные, символические, иконические). Образ как междисциплинарное понятие. Художественный образ и его специфика. Возможна ли без-образность в искусстве? Типы образов а) по соотношению означающего и означаемого (Автологические. Тропы. Метафоризм как принцип человеческого мышления. Метафора в литературе и других видах искусства. Аллегория. Символ); б) по степени универсализма (индивидуальные, типические, топосы, архетипы). Художественная деталь. Внутренняя структура образа, его идиоматичность (концепция П. Палиевского). Художественный образ в живописи, кино, архитектуре, скульптуре, кинематографе, музыке. Специфика словесного образа. Слово как форма образа (концепция В. Кожинова).

 

Сюжетно-композиционная организация художественного произведения. Хронотоп.

Конфликт как бинарное представление идеи произведения. Универсальность конфликта. Типы конфликтов; конфликты локальные и субстанциональные. Сюжет как форма существования конфликта. Сюжет и фабула. Проблемы теории сюжетосложения. Вопрос о лирическом сюжете. Попытки построения универсальных моделей сюжета. Вопрос о единицах сюжета (подходы Б.В. Томашевского, Р. Барта). Событие.

Композиция как системная категория. Принципы организации внутриуровнегого и межуровневого взаимодействия в художественном произведении. Внешняя и внутренняя композиция. Понятие точки зрения (по Б. Успенскому). Композиционные структуры в эпосе, лирике, драме. Время и пространство в литературе и искусстве.

 

 

8. Основные термины и понятия теории литературного процесса.

Теория литературного процесса: предмет изучения, цели и задачи. Понятия художественной системы, эпистемы (М. Фуко), литературного течения, направления, школы, художественного метода. Метод и стиль. Основные закономерности в развитии европейской культуры. Первичные и вторичные (аполлонические и дионисийские) стили. Вопрос о цикличности/направленности культурного процесса. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм как художественные системы.

Анализ литературного произведения.

 

Основные задачи литературоведческого анализа; границы его применимости. Анализ и интерпретация. Виды и способы анализа литературного произведения. Проблема целостного анализа.

 

Подготовка к зачету

 

 

Практические занятия

Поэтический мир художественного произведения

 

1. Поэтический мир, его составляющие. Внутренний мира автора, внешняя реальность и поэтический мир произведения.

2. Формализованные подходы к определению термина (А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов).

3. Проанализировать в аспекте рассматриваемой темы стихотворный цикл Б.Л. Пастернака «Весна» (из 5 стихотворений).

 

Основная литература

 

1. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. К понятиям «тема» и «поэтический мир» // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 365. – Тарту, 1975.

2. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. – М., 1996.

3. Лихачев Д.С. Борис Леонидович Пастернак // Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. – Л., 1987.

4. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. – 1968. – № 8.

5. Чернец Л. В. Мир литературного произведения // Художественная литература в социокультурном контексте. – М., 1997.

 

 

Литературные роды и жанры.

 

1. Аристотель, Гегель, Белинский о родо-видовых дифференциациях в литературе.

2. Типология литературных жанров. Принципы их выделения.

3. Роман как «эпос частной жизни».

4. Межродовые и внеродовые формы. Эссе.

5. «Наджанровые» образования: цикл, лирическая книга, сборник, антология и т.п.

 

Основная литература

 

1. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996.

2. Аристотель Поэтика. – Любое издание.

3. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. – Любое издание.

4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 3 т. – М., 1968-1971.

5. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

6. Мирошникова О.В. Анализ лирического цикла и книги стихов. – Омск, 2001.

7. Чернец Л.В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики). – М., 1982.

8. Эпштейн М. Законы свободного жанра: Эссеистика и эссеизм в культуре нового времени // Вопросы литературы. 1987. –N 7.

9. Эсалнек А. Типология романа. – М., 1991.

 

Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996.

2. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968.

3. Гинзбург Л. О лирике. – М., 1999.

4. Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирических произведений. – Кемерово, 1997.

5. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. – СПб, 1999.

6. Поспелов Г.Н. Лирика. – М., 1976.

7. Сильман Т.И. Заметки о лирике. – Л., 1977.

8. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Кн. 2. – М., 1964.

9. Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М., 1986.

10. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986.

 

 

Метрика и ритмика

 

1. Стихотворная речь, ее отличия от прозаической. Переходные явления.

2. Ритм и метр. Основные метро- и ритмообразующие факторы.

3. Системы стихосложения в мировой литературе.

4. Силлабо-тоническое стихосложение в русской поэзии (история его возникновения, основные принципы).

5. Смешанные размеры. Дольник, тактовик.

6. Акцентный стих. Верлибр.

7. Ритм и смысл. Сделать метрический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Земля и небо» (1831).

 

Основная литература

1. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. М., 1974.

2. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1978.

3. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. М., 1991.

4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1997.

5. Холшевников В.Е. Основы стихосложения. Л., 1972.

 

Дополнительная литература

1. Баевский В.С. Стих русской советской поэзии. – Смоленск, 1972.

2. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. – М., 1989.

3. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. – М., 2000.

4. Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966.

5. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

6. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

7. Осипов Б. И. Русские стиховые системы. – Омск, 2005.

8. Холшевников В.Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмами. – Л., 1987 (см. также предисловия к разделам).

9. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. – Л., 1991.

10. Шенгели Г. Техника стиха. – М., 1960.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.