Тема 10. Семиотический, системный и деятельностный подходы к социальным коммуникациям — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 10. Семиотический, системный и деятельностный подходы к социальным коммуникациям

2018-01-30 137
Тема 10. Семиотический, системный и деятельностный подходы к социальным коммуникациям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие знака. Типологии знаков. Знак как средство передачи информации различного рода: компоненты значения знака. Символьная коммуникация. Социальные символы (с позитивным знаком - рождение, свобода, истина, справедливость, добро, любовь; с негативным знаком - смерть, рабство, ложь, несправедливость, зло, ненависть).

Содержание и средства речевой коммуникации. Вариативность языка (лингвистическое, информационно-содержательное, коммуникативное). Синтактика, семантика, прагматика как основные отношения знаков. Семиотические особенности различных коммуникативных систем. Семиосоциологическая концепция коммуникации.

Понятие системности. Система языка и коммуникативные системы. Виды коммуникативных систем.

Кодирование действительности в онтогенезе и филогенезе. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Гуманистический, ритуальный, манипулятивный подход к коммуникационной деятельности: цели, социально-психологические механизмы. Индивидуальное и социальное в общении.

Тема 11. Информационная культура. Этика и культура в социальных коммуникациях

Коммуникационные аспекты эволюции культуры.

Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной культуры.

Культура восприятия, потребления и распространения информации. Лингвокультурологические аспекты коммуникации.

Этические аспекты социальной коммуникации. Совместимость партнеров как коммуникативных личностей, адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, воздействие через убеждение.

Межкультурная коммуникация. Коммуникация как культурно обусловленный процесс. Национальный характер и его отражение в коммуникации. Сохранение и передача социально-культурного наследия. Специфика коммуникации в изобразительном искусстве, архитектуре, танце, музыке, театральном искусстве, литературе. Коммуникативные системы кино и телевидения. Мифологическая и художественная коммуникации. Возможности воздействия на аудиторию через синтетические виды коммуникации.

Тема 12. Коммуникативная компетентность. Социально-психологические основы общения в социальных коммуникациях

Репрезентативная система в социальной коммуникации. Виды сенсорных каналов. Формирование раппорта (отношений взаимопонимания)

Общие требования к коммуникатору и адресату (аудитории): минимум общих (базовых) знаний; владение общими вербальными и невербальными коммуникативными единицами; владение общим кодом; совместная мотивация коммуникации. Умение говорить. Умение слушать.

Социально-психологические сценарии поведения в социальных коммуникациях. Психологическая подстройка к партнеру. Приемы психологического присоединения.

Тема 13. Электронная коммуникация и Интернет в социальных коммуникациях

Возникновение электронной коммуникации. Электронная коммуникация, основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи. Функции электронной коммуникации. Глобальная коммуникационная система Интернет.

 

VI. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

План семинара по теме 2 «Возникновение и развитие коммуникационных каналов и коммуникационных средств в обществе».

I. Генезис массовых коммуникаций.

II. Истоки и основные парадигмы социальных коммуникаций.

III. Рационалистский подход (концепция технологического детерминизма).

IV. Иррационалистский подход (понимающая социология).

V. Различные концепции изучения социальных коммуникаций (классическая позитивистская методология субъектно-объектных диспозиций; когнитивная модель субъектно-объектных отношений; постнеклассический подход).

Литература

Основная

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 13-16, 18-36.

Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2003. С. 63-91.

Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX в. М., Киев, 1999. С. 6-46.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990 (статьи по теме).

Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.С.229-257.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Учебник. М.: Изд. Дом “Социальные отношения”, изд-во “Перспектива”, 2003. С.8-23.

Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). М.: “РИП-Холдинг”, 2004. С.9-39.

 

Энциклопедический социологический словарь. М., 1995 (статьи по теме).

Дополнительная

Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000. С. 148-155.

Серегина И. И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2000. № 2. С. 77-84.

План семинара по теме 4 «Развитие теорий информации и коммуникации»

I. Классическая парадигма коммуникации (Г. Лассуэл).

II. Новая коммуникативная стратегия.

III. Функциональный подход в исследовании сущности массовой информации.

IV. Современное развитие теорий массового общества, гегемонии массовой коммуникации, эгалитарной массовой коммуникации, коммуникативной компетентности, минимального познания.

 

Литература

Основная

Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2003.С. 116-124.

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

С. 208-217.

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001. С. 38-127.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990 (статьи по теме).

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Учебник. М.: Изд. Дом “Социальные отношения”, изд-во “Перспектива”, 2003. С.23-37.

Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М.: Изд. Дом “Социальные отношения”, изд-во “Перспектива”, 2002. С.21-32.

Энциклопедический социологический словарь. М., 1995 (статьи по теме).

Дополнительная

 

Василькова В. В., Демидова И. Д. Социология коммуникаций - дисциплинарный статус и методологические очертания // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология:новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 348-349.

Дридзе Т. М. Экоантропоцентристская и семиосоциопсихологическая парадигмы для интеграции социогуманитарного научного знания в исследовательскую, социально-диагностическую и социально-проектную практику // Мир психологии. 2000. № 2. С. 10-25.

Серегина И. И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2000. № 2. С. 77-84.

Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX в. М., Киев, 1999. С. 78-96.

Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000. С. 122-147.

Шарков Ф.И. Интегрированные PR-коммуникации. М.: “РИП-Холдинг”, 2004. С.32-50.

 

 

План семинара по теме 6 «Информационная основа социальных коммуникаций. Информационный процесс как сущностная основа социальных коммуникаций»

I. Производство, распознавание информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации.

II. Информационная основа социальной коммуникации.

III. Прохождение информации по элементам коммуникативной системы.

IV. Обеспечение процесса социальной коммуникации. Общение как обмен информацией.

V. Понятие информационной доминанты коммуникации. Виды доминант.

 

Литература

Основная

Бориснев С.В. Социология коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 147-160.

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 178-198.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX в. М., Киев, 1999. С. 64-82.

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М. 2001. - С. 14-24.

Резаев А.В. Социология коммуникативных процессов, систем, отношений // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 349-350.

Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. С.319-351.

Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000. С. 18-45.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990 (статьи по теме).

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Учебник. М.: Изд. Дом “Социальные отношения”, изд-во “Перспектива”, 2003. С. 128-155.

Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). М.: “РИП-Холдинг”, 2004. С.172-196.

Энциклопедический социологический словарь. М., 1995 (статьи по теме).

 

Дополнительная

 

Герберт А. Саймон, Дональд У. Смитбург, Виктор А. Томпсон. Менеджмент в организациях. М., 1995. С.169-210.

Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Рекламное дело. М., 1999. С. 202-211.

 

План семинара по теме 10 «Семиотический, системный и деятельностный подходы к социальным коммуникациям»

 

I. Понятие знака. Знак как средство передачи информации различного рода: компоненты значения знака. Символьная коммуникация.

II. Содержание и средства речевой коммуникации. Вариативность языка.

III. Семиотические особенности различных коммуникативных систем. Синтактика, семантика, прагматика.

IV. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

Литература

Основная

Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2003. С. 260-284.

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 120-142.

Плахова А. В. Символ и социальность // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 351-352.

Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации: от речей президентов до переговоров с террористами. М., 1998. С. 18-48.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990 (статьи по теме).

Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. С.287-315.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Учебник. М.: Изд. Дом “Социальные отношения”, изд-во “Перспектива”, 2003. С. 104-113.

Шарков Ф.И. Интегрированные бренд-коммуникации. М.: “РИП-Холдинг”, 2004. С.7-22.

Энциклопедический социологический словарь. М., 1995 (статьи по теме).

 

Дополнительная

Логика.Логические основы общения. М., 1994. С. 17-24.

Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Рекламное дело. М., 1999. С. 202-211.

Логика.Логические основы общения. М., 1994. С. 17-24.

Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. С.259-280.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

7.1. Рекомендуемая литература (основная)

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1998.

2. Бориснев С.В. Социология коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 27 с.

3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.

4. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.

3. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.,1989.

4. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М. 1995.

5. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб пособие. М., 1999.

6. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.. 1998.

7. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб., 1997.

8. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

9. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М. - Киев, 2000.

10. Логика. Логические основы общения. М., 1994

10. Львов М. Р. Основы теории речи: Учеб. Пособие. М, 2000.

11. Маркетинг: Учеб. / Н.Д. Эриавили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд. перераб. и доп. М, 2000.

12. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. М.: Едиториал УРСС, 2003. 280 с.,

12. Менеджмент: Учеб / Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. М.. 1998.

13. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз: Теория и практика. Киев, 1999.

14. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие. М., 2000.

15. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2003. 615 с.

16. Панкратов Ф. Г. Рекламная деятельность: Учеб - М. 2000.

17. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Спб.: Знание, ИВЭСП, 2001. 496.

18. Проблемы эффективности речевой коммуникации. М., 1989.

19. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М., 1999.

19. Саймон Г.А и др. Менеджмент в организациях: Учеб.: Сокр. пер с английского / Под общ. ред. А.С. Емельянова. М., 1995.

20. Семиотика. М., 1983.

21. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 461 с.

22. Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000. 224 с.

23. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

24. Шарков Ф.И. Интегрированные бренд-коммуникации. М.: “РИП-Холдинг”, 2004. 244 с.

25. Шарков Ф.И. Интегрированные PR-коммуникации. М.: “РИП-Холдинг”, 2004. 272 с.

26. Шарков Ф.И. Интегрированные рекламные коммуникации. М.: “РИП-Холдинг”, 2004. 256 с.

27. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Учебник. М.: Изд. Дом “Социальные отношения”, изд-во “Перспектива”, 2003. 246 с.

28. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Словарь-справочник. М.: Изд. Дом “Социальные отношения”, 2003. 100 с.

29. Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). М.: “РИП-Холдинг”, 2004. 246 с.

30. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М.: Изд. Дом “Социальные отношения”, изд-во “Перспектива”, 2002. 262 с.

31. Язык и личность. М., 1989.

 

7.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. Пер. с англ. М., Советское радио. 1974.

2. Журналистика и социология / Под общей редакцией Фомичевой И.Д. М., 1995.

3. Межкультурная коммуникация. Нижний Новгород, 2001. 320 с.

4. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2002. 224 с.

5. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX в. М., Киев, 1999.

6. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.,1998.

7. Социология и пресса в период парламентских и президентских выборов 1995 и 1996 годов. Сб. Фонда гласности. М., 1996.

8. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

9. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. М.: Гардарики, 2002. 272 с.

10. Фомичева И.Д. Печать, телевидение, радио в жизни советского человека. М., 1987.

 


VIII. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Дайте определения понятий “коммуникация”, “социальная коммуникация”.

2. Охарактеризуйте основные этапы становления и развития теории коммуникации.

3. Как соотносится теория коммуникации и другие коммуникативные дисциплины?

4. Определите ключевые проблемы теорий массовой коммуникации.

5. Охарактеризуйте основные модели коммуникации.

6. Опишите эволюцию коммуникативных способностей человека в процессе антропогенеза.

7. Дайте определение коммуникативной компетентности и охарактеризуйте основные источники ее формирования.

8. Дайте определение и характеристики основных элементов коммуникационного процесса.

9. Назовите требования, предъявляемые к источнику сообщения.

10. Что такое коммуникационный барьер?

11. Какую роль играют шунты в каналах коммуникации?

12. Назовите отличительные признаки устной речи.

13. В чем заключается умение слушать?

14. Назовите свойства, виды и функции письменноречевой коммуникации.

15. Синтез каких речевых умений необходим для обработки полученной информации?

16. Можно ли отнести рекламу, связи с общественностью к видам деловых и социальных коммуникаций?

17. Каково соотношение понятий “вербальная коммуникация”, “невербальная коммуникация”?

18. Дайте определение межличностной коммуникации.

19. Опишите модели коммуникационной структуры малой группы.

20. Дайте определение массовой коммуникации.

21. Раскройте механизм превращения социальной информации в массовую информацию.

22. Какова роль средств массовой коммуникации в жизни индивида?

23. Охарактеризуйте содержание понятия “порлитическая коммуникация”.

24. Почему политическую рекламу можно назвать способом формирования общественного мнения?

25. Назовите основные характеристики публичной коммуникации.

26. Какую стратегию должен выбрать коммуникатор в условиях разветвленности информационной сети в современном обществе?

27. Дайте определение межкультурной коммуникации.

28. Почему Интернет можно назвать средством массовой информации?

29. Какие признаки позволяют отнести Интернет к средству формирования информационного пространства (медиапространства) межличностной, специальной и массовой коммуникации?

30. Какие виды коммуникаций используются в различных типах организаций?

31. Дайте определение маркетинговых коммуникаций.

32. Раскройте содержание понятия “интегрированные маркетинговые коммуникации.

 


IX. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

 

1. Категории и понятия науки о социальных коммуникациях.

2. Социальная коммуникация как объект и предмет научного познания.

3. Коммуникационная деятельность и общение.

4. Развитие социально-коммуникационных институтов в России и за рубежом.

5. Социальная память: вопросы теории и практики.

6. Особенности развития устной коммуникации.

7. Документная коммуникация как основа развития библиотечного дела.

8. Развитие электронной коммуникации в России.

9. Эволюция социальных коммуникаций.

10. Семиотика социальной коммуникации.

11. Концепции информации в современной науке.

12. Социальная информация в современном мире.

13. Движение социальной информации в обществе.

14. Коммуникационные потребности: формирование и развитие.

15. Коммуникационная деятельность в библиотечной системе в современной России.

16. Механизмы взаимодействия коммуникантов и реципиентов в библиотечной среде.

17. Личностные коммуникационные потребности.

18. Групповые социально-коммуникационные потребности.

19. Развитие общественных информационно-коммуникационных потребностей.

20. Современные социально-коммуникационные институты.

21. Либерально-демократические модели социально-коммуникационных институтов.

22. Тоталитарные модели социально-коммуникационных институтов.

23. Межкультурная коммуникация.

24. Деловая коммуникация в библиотечной деятельности.

25. Электронная коммуникация и Интернет в социальных коммуникациях.

26. Информационный процесс как сущностная основа социальных коммуникаций.

27. Семиотический подход к социальным коммуникациям.

28. Информационная культура.

29. Социально-психологические отношения и коммуникативня компетентность.

30. Этика в социальных коммуникациях.

31. Этические аспекты организации коммуникаций в библиотечной сети.

32. Реклама в средствах массовой коммуникации: формы сосуществования.

33. Анализ содержания современных СМИ.

34. Пресса как клиент профессиональных институтов по изучению общественного мнения

35. Опрос общественного мнения как способ определения включенности индивида в информационные потоки.

36. Информационная инфраструктура России: современные очертания.

37. Гарантии плюрализма мнений в прессе в демократическом обществе.

38. Специфика функций СМК как следствие различных выразительных средств прессы (печати и электронной прессы).

X. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Предмет, структура, задачи курса “Социальные коммуникации”.

2. Категории и понятия науки о социальных коммуникациях.

3.Социальные коммуникации как система функционировании механизма взаимосвязей в современном обществе.

4. Движение социальной информации в обществе. Социальная память.

5. Механизмы взаимодействия коммуникантов и реципиентов в социальной среде.

6. Массовая коммуникация и ее отличия от межличностной и специальной коммуникации.

7. Ценности межличностной коммуникации.

8. Социальные функции массовой коммуникации.

9. Историческая ретроспектива возникновения и развития различных социальных коммуникаций.

10. Социально-коммуникационные институты.

11.Возникновение и развитие коммуникационных каналов и коммуникационных средств в обществе. Возможности коммуникационных каналов.

12.Роль документного канала в движении смыслов в социальном времени и пространстве.

13. Библиотеки и информационные службы в системе коммуникационных институтов.

14. Теория свободы прессы и ее социальной ответственности.

15. Научные, прагматические, идеологические факторы развития социальной коммуникации.

16. Коммуникационная деятельность.

17. Фигура коммуникатора в коммуникативном процессе.

18. Характеристики коммуникатора как факторы эффективности коммуникации.

19. Эмпирические свидетельства важности для отношения индивида к тексту коммуникатора доверия к этому коммуникатору, престижа коммуникатора.

20. Информационный подход к социальным коммуникациям.

21. Содержание информации и методика его анализа.

22. Развитие теорий и индустрии информации.

23. Массовая коммуникация и проблемы информированности аудитории.

24. Печатные средства массовой информации и другие источники информирования населения.

25. Информационный процесс как сущностная основа социальных коммуникаций.

26. Семиотический подход к социальным коммуникациям.

27.Системность в социальных коммуникациях.

28.Деятельностный подход к социальным коммуникациям.

29. Коммуникации в системе связей с общественностью

30. Политическая коммуникация в современном обществе: политическая деятельность партий и движений.

31. Способы вторжения рекламодателей в информационную политику современных средств массовой коммуникации.

32.Понятие об информационной культуре. Критерии оценки информационной культуры.

33. Общение в социальных коммуникациях.

34. Средства коммуникации.

35. Социально-психологические отношения и коммуникативная компетентность.

36. Эффекты и эффективность деятельности СМК.

37. Электронная коммуникация и Интернет в социальных коммуникациях.

38. Этика в социальных коммуникациях.

39. Интегрированные маркетинговые коммуникации.

40. Интегрированные рекламные коммуникации.

41. Интегрированные бренд-коммуникации.

42. Интегрированные PR-коммуникации.

43. Деловая коммуникация в библиотечной деятельности.

44. Политические коммуникации.

45. Офисные коммуникации.

46. Кризисные и конфликтные коммуникации.

 


 

Ф.И. Шарков

 

 

Социальные КОММУНИКАЦИИ

ПРОГРАММА

(Для студентов, обучающихся по специальности 052700

«Библиотечно-информационная деятельность»)

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.173 с.