Основные положения теории М. Боуэна. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основные положения теории М. Боуэна.

2018-01-30 495
Основные положения теории М. Боуэна. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Боуэн выразил основные понятия своей теории в двух глав­ных работах: «Использование семейной теории в клинической практике» (1966) и «Теория в практике психотерапии» (1976).

Мюррей Боуэн был одним из первых терапевтов, кто работал с семьей. Акцент делался на семью, а не на методы, тщательно разрабатывал теорию системного семейного мышления.

Базой тории Боуэна изначально была биологическая концепция: различение функций ствола мозга и коры. Он считал, что нижние слои мозга отвечают за эмоциональную деятельность, верхние – за интеллектуальную. Каждому человеку свойственна определенного уровня дифференциация интеллектуальных и эмоциональных реакций.

Интрапсихическая дифференциация — это способность отделять чувства от мысли.

Низкий уровень дифференциации приводит к тому, что стресс резко снижает возможность действовать на основе интеллектуальной реакции, человек начинает действовать под влиянием эмоциональных импульсов, не контролируемых интеллектуально. Отсутствие дифференциации между мышлением и чувством сопровождается отсутствием дифференциации между собой и другими. Низкая дифференциация в отношениях приводит к слиянию с партнером, несамостоятельности, вовлеченности в иррациональные отношения. Низкая дифференциация эволюционировала от материнско-детского симбиоза. Чтобы привести личность к дифференциации, следует разрешать неразрешенную эмоциональную привязанность к семье, а не пассивно принимать или реактивно отвергать.

Высокий уровень дифференциации дает способность к автономному функцио­нированию. Он позволяет уравновешивать мышление и чувства: человек способен к сильной эмоциональности и спонтанности. Но он также способен и к объективности, которая приходит с умением сопротивляться прессу эмоциональных импульсов.

Для определения системы семьи Боуэн использовал понятие треугольников. Фактически все эмоционально значимые отношения сопровождаются третьими лицами — род­ственниками, друзьями и даже воспоминаниями.

Триангуляция – вовлечение одного в отношения двух других (вовлечение в треугольник). Часто это вовлечение ребенка в отреагирование проблем родителей. Триангуляция выпускает пар, но сохраняет конфликт. Проблема треугольников не в том, что плохо жаловаться или ис­кать утешений, а в том, что большинство треугольников отвлека­ют, подрывая отношения.

Большинство проблем семьи являются треугольными, и имен­но поэтому при работе только с парами результаты бывают огра­ниченными. Обучение матери более приемлемым техникам дисциплинирования сына не решит проблему, если она чрезмерно увлечена мальчиком вследствие эмоционального дистанцирования ее мужа. Понятие «процесс семейного проецирования» обозначает, что родители переносят свои проблемы на детей. Родители должны обеспечить возможность сепарации ребенка. Если ребенок выполняет лишние функции, то сепарация затруднена. Выходом для ребенка может быть разрыв (Эмоциональное отсечение). Это не означает отсутствия любви к родителям, это показатель высокого напряжения из-за невозможности конструктивного построения отношений с родителями.

Разрыв – показатель дисфункциональности в семейной системе, какими бы ни были его рациональные убеждения.

Процесс мультигенеративной передачи: с емейные эмоциональные процессы — уровни дифферен­циации, взаимосвязанные треугольники, слияния и эмоциональ­ные отсечения — переходят от поколения к поколению. Переда­ча дифференциации, например, происходит аналогично передаче симптомов через мультигенеративную взаимосвязанность эмо­циональных полей между родителями и детьми. В каждом поко­лении ребенок, сильнее всех вовлеченный в слияние семьи, при­ходит к более низкому уровню дифференциации, а наименее во­влеченный достигает наиболее высокого уровня.

Когда женится человек (второе поколение), дифференциро­ванный меньше своих родителей, он, как и его родители, выби­рает партнера, имеющего примерно тот же уровень дифферен­циации. Затем эта пара устанавливает эмоциональную атмосфе­ру новой семьи и включает в эту атмосферу своих детей. Если супруг дифференцирован меньше своих родителей, уровень его тревоги в новой семье, вероятно, будет выше. А раз тревога ин­тенсивна, ее связывающие механизмы (супружеский конфликт, супружеская или детская дисфункция) будут более активными в этом поколении по сравнению с предыдущим.

Чем больше тревоги сосредоточи­вается на одном из детей, тем меньше этот ребенок будет спосо­бен регулировать свою эмоциональность и вырасти в зрелого и счастливого человека. Чем меньше тревоги фокусируется на де­тях, тем более вероятно, что они вырастут с большей дифферен­циацией, чем их родители. Таким образом, теория Боуэна идет дальше положения, что прошлое влияет на настоящее; оно опре­деляет пути, по которым передаются эмоциональные процессы от поколения к поколению.

Боуэн полагал, что у детей образуются некоторые ус­тойчивые качества личности, основанные на сиблинговых пози­циях в их семьях. Важность порядка рождения: первенцы – более ответственные, нормативные, более реализуют ожидания, более стремятся к власти и доминированию; младшие – более креативные, спонтанные, менее ответственные, ставят под сомнение существующее положение вещей.

Боуэновская теория предлагает интересную перспективу на известное мнение о конкуренции сиблингов, отмечая треуголь­ные осложнения отношений между сиблингами с их родителя­ми. (Мать тревожится, как бы дети не почувствовали не равного её к ним отношения, делает его как можно более равномерным, дети чувствуют, что для матери важно показать их равенство перед ней и становятся очень чувствительны к тому объему внимания, который им уделяется. Отсюда ревность и конкуренция.)

Социальный эмоциональный процесс: э то понятие обращается к факту, что эмоциональный про­цесс в обществе влияет на эмоциональный процесс в семьях — подобно фоновому влиянию, воздействующему на семьи вооб­ще. Концепция социального эмоционального процесса описы­вает, как длительное возрастание социальной тревоги может привести к постепенному снижению функционального уровня дифференциации в семьях.

 

6. Основные элементы семьи как системы и их характеристика: семейные правила, границы семьи, семейные мифы и семейная история, паттерны взаимодействия, семейные стабилизаторы.
Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой. Исходя из этого, следует, что поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. семья выполняет ряд функций:
• воспитательная функция; • хозяйственно-бытовая функция; • эмоциональная функция;
• функция духовного (культурного) общения; • функция первичного социального контроля; • сексуально-эротическая функция;
Если семья выполняет все выше вышеперечисленные функции - то она функциональна, если одна или несколько функций нарушены или отсутствуют, то семья дисфункциональна.
Семья – это исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определённой экономической деятельности.
1. Семейные правила
семейные правила – основания на которых строится жизнь семьи. Они позволяют ориентироваться в реальности, позволяют составить устойчивость личности и семьи в целом, благодаря тому, что каждый знает свои права и обязанности. Дефицит правил может стать источником конфликта. Правила показывают, что в семье можно, а что нет, что считается хорошим, а что плохим. Правила: - гласные (проговариваются); негласные (известны всем членам семьи, но не проговариваются). Не все правила являются осознанными, но позволяют регулировать; возникают на разных этапах жизненного цикла; требуется смена – культурно-заданные (разделяются многими семьями); - уникальные. Дисфункции семьи: перегруженность правилами; слишком ригидные, жестко-заданные правила; отсутствие семейных правил – риск различных вариантов делинквентного поведения, различные варианты психических расстройств; нечеткость правил (противоречивость, негласность) – повышает семейную тревогу, нестабильность личности и семьи в целом. Семейные правила (В каждой семье существуют свои правила жизни. Они делятся на гласные и негласные, о которых все знают, по которым все живут, но которые не озвучиваются либо не сознаются. Если речь идёт о гласных правилах, то по ним договориться легко. Если они не озвучены, подчинения негласны, люди делают вид, что правил нет. Важно выявить не только гласные, но негласные правила.)
2. Термин граница используют при описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи (например, индивидуальностью, диадами, триадами).
Граница – это видимые и невидимые связи, отношения в семье, которые одновременно объединяют всех членов семьи и автономизируют их друг от друга, оставляя каждому определенное личное пространство.
Семейные границы выражены через правила, которые определяют, кто принадлежит данной системе или подсистеме и каким образом. Любая система имеет свои границы, задающие ее структуру и динамику функционирования.
Разделяют внешние и внутренние границы. Внешние границы – это границы между семьей и социальным окружением. Внутренние границы выстраиваются между подсистемами внутри семьи. Межличностные границы ограничивают личное психологическое пространство каждого индивида. Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые. К дисфункции семьи приводят крайние варианты. Плохо, если границы слишком жесткие, или слишком размытые. Если внешние границы слишком жесткие, то в системе наступает застой, происходит мало обменов между семьей и социальным окружением. Семья живет очень замкнуто, гости приходят редко и только по приглашению. В результате у членов семьи не формируются навыки общения с другими людьми, а внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями становятся размытыми. Энергия людей сфокусирована в основном внутри семьи или отдельной подсистемы
3. Семейные мифы, отличие семейного мифа от «Образа семьи».
Семейные мифы — это сложные семейные знания, неосознаваемое взаимное соглашение между близкими. Синонимами семейного мифа являются понятия: «образ семьи», «образ мы», «верование», «убеждение», «семейное кредо», «согласованные ожидания», «наивная семейная психология».
«Образ семьи» представляет собой семейное самосознание как целостное интегрированное образование (Мишина Т. М., 1983). Функцией семейного самосознания является регуляция поведения семьи. «Образ семьи» может быть адекватным и неадекватным. Если позиции родственников согласованы, дифференцированы и динамичны — это выражается в адекватном понятии «мы» и способствует регуляции жизни семьи, как в целом, так и на уровне ее отдельных элементов (стиль супружеских и детско-родительских отношений, характер и правила индивидуального и группового поведения). Неадекватный образ «мы» имеет форму семейного мифа. Его функция заключается в том, чтобы скрыть от сознания отвергаемую информацию о семье и о каждом ее члене. Таким образом, семейные мифы можно понимать как своеобразные защитные механизмы для поддержания единства в семьях (Ferreira A. J. et.al., 1966). Семейный миф включает в себя согласованные селективные идеализированные представления о характере взаимоотношений в семье, которые камуфлируют имеющиеся у ее членов конфликты и неудовлетворенные потребности и создают наблюдаемый публичный образ семьи. Т.е. важным является не то, что человек действительно представляет собой и чувствует, а каким его должны представить себе окружающие.
4. семейная история – специфическая, несущая эмоциональную нагрузку проблема вокруг которой формируются периодически повторяющиеся в семье конфликты. Понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни семьи в течение нескольких поколений. Э. Г. Эйдемиллер (1993) для работы с семейной историей вводит термин «тема», под которым он понимает специфическую, несущую эмоциональную нагрузку проблему, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. Тема определяет способ организации жизненных событий и внешне проявляется в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколение. Изучение феномена дрейфа поведенческих стереотипов было начато М. Боуэном, установившим, что в семье от поколения к поколению наблюдается накопление и передача дисфункциональных паттернов, что может явиться причиной индивидуальных затруднений у членов семьи. Эти наблюдения были развиты и зафиксированы в его концепции трансмиссии.
5.Стереотипы взаимодействия (Под ними понимают сообщения, которыми члены семьи обмениваются друг с другом (муж улыбается жене, а она в ответ показывает язык – преамбула к скандалу или сексу и пр.). Сообщением в семье является любое событие.

Стандарты (стереотипы) взаимодействия — это устойчивые способы поведения членов семьи, их поступки и сообщения, которые часто повторяются. Примерами стандартов взаимодействия может выступать подшучивание членов семьи друг над другом, подчеркнутое уважение, постоянное выражение недовольства и пр. В таких стереотипах, как правило, доминирует определенное эмоциональное отношение к члену (членам) семьи: обвинение, раздражение, принятие, восхищение, презрение, отчуждение, страдание, тревога и пр. При этом стандарт поведения одного члена семьи нередко тесно связан со стандартом другого и даже управляет им (циркулирование информации). В семье происходит много повторяющихся событий, и каждое из них является определенным сообщением для всех ее членов. Последовательность стандартов взаимодействия в ряде случаев имеет форму круга.
6. Семейные стабилизаторы общее место проживания, общие материальные и духовные ценности, традиции и ритуалы, совместные занятия и развлечения, эмоциональные отношения между членами семьи. Стабилизатор - то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. Все вышеописанное является стабилизаторами, особенно семейный миф. В разные периоды жизни семьи существуют разные стабилизаторы, общие дела, хозяйство, распределение функций, общий бюджет, общие дети, страх одиночества - это обычные стабилизаторы, которые естественно присутствуют в каждой семье.
Функциональные стабилизаторы это - общее место проживания, общие деньги, общие дела, общие развлечения. Дети, болезни, нарушения поведения - дисфункциональные стабилизаторы. Дети не должны быть стабилизаторами, потому что они растут, развиваются и должны жить своей, отдельной от родителей жизнью.


7. Характеристика семейных подсистем.

Подсистемы — это структурный элемент семейной системы, и их динамика тесно связана с жизненным циклом семьи. Первая — это подсистема супругов. Данная подсистема образуется с заключением брака. Одновременно начинается процесс адаптации, принимаются и уточняются роли мужа и жены. На этот процесс существенное влияние оказывает опыт, приобретенный в родительских семьях. Вторая — это подсистема родителей. Появляется после рождения ребенка. Родительская подсистема изменяется, приспосабливается к возрастным особенностям детей. Она должна учитывать потребности всех растущих в семье детей. Третья — подсистема детей. Данная подсистема предоставляет возможность ребенку быть только ребенком; позволяет изучать отношения сверстников; формировать необходимые коммуникативные навыки для общения со сверстниками и со взрослыми. Поэтому хорошо, когда больше одного ребенка в семье. Основные подсистемы семейной системы: Нуклеарная семья - максимум 2 поколения. Отсутствует поколение прародительское (бабушки, дедушки).

Всякая нуклеарная система имеет 4 подсистемы: подсистема взаимоотношений отдельных членов семьи друг с другом; подсистема брачных отношений муж - жена.

Сиблинговые отношения (м/у братьями и сестрами). Детско - родительская система.

Подсистемы каждой группы имеют определённые границы, потребности и ожидания. Хорошо сбалансированная семейная система удовлетворяет потребности всех образующих ещё подсистем. Кроме того семейная система должна взаимодействовать с элементами суперсистемы: значимыми для неё внешними объектами (друзьями, родственниками и др. представителями социума).

Семейные подсистемы – это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность.
Супружеская подсистема влияет и на другие подсистемы. Главная ее функция – эмоциональная поддержка. Если один из супругов не получает эмоциональной поддержки, то это приводит к дисфункции – он ищет ее на стороне. Поддержку может оказывать другие. Например, в неполной семье – отсутствует супружеская подсистема и тогда поддержку женщине будут оказывать бабушка, друзья и сам ребенок.
Родительская подсистема объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей и может состоять из отца и матери, но может включать и только одного из родителей вместе со значимыми другими членами семьи, которые участвуют в воспитании. Главная ее функция – воспитание детей. Несмотря на то, что супружескую и родительскую подсистемы входят одни и те же люди, тем не менее, в этих подсистемах они выполняют совершенно разные функции. Причем каждой функции соответствуют свои модели-паттерны взаимодействия. Для родительской подсистемы характерны взаимодействия типа отец-мать. В норме в родительской подсистеме должны быть родители.
Детская подсистема или подсистема сиблингов в функциональных семьях включает только детей. В дисфункциональных семьях – могут еще включаться и родители (например, мама с ребенком будут относиться к детской подсистеме, а бабушка – выступать в родительской роли). Основная функция детской подсистемы – научиться общению со сверстниками, в том числе с учетом их авторитета (проявление сочувствия, умение постоять за себя, организация альянсов, умение договариваться и др.) Единственный ребенок в семье испытывает ту же потребность в общении, поэтому склонен заводить друзей из числа соседей и родственников. Правильное функционирование этой подсистемы подразумевает отсутствие препятствий для общения ребенка.

 

8. Типология современной семьи.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия – брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами.

Семья – социальный институт воспроизводства и развития социокультурного статуса, определенных ценностей, благополучия индивида и всего общества.

ТИПЫ СЕМЬИ:

1) тотемический клан – старая форма, все члены имеют общее имя. Они верят, что все они произошли от животного – их общего предка. Происхождение по материнской линии;

2) патриархальная домовая община. Все члены считают себя братьями и сестрами, потому что они имеют одного предка.

Выделяют материнскую домовую общину (здесь живут родственники по линии жены) и отцовскую (здесь кровные родственники), билатеральную общину (происхождение определяется по мужской и по женской линии).

1. Патриархальная семья: глава – мужчина, он распоряжается своим имуществом.

2. Индивидуальная – это самая распространенная в мире группа. У нее есть общественное и юридическое признание. Такая группа появляется в результате бракосочетания. Эта семья включает в себя ближайших родственников: мужа, жену, детей. Происхождение в этой группе определяется по мужской и по женской линии.

Существует также деление семей на такие типы, как: 1) нуклеарная (муж, жена, дети);

2) расширенная (муж, жена, дети и родственники мужа или жены).

По структуре распределения власти: 1) эгалитарные (решение по важным вопросам принимается совместно мужем и женой); 2) традиционные семьи (решение принимает муж).

По числу детей бывают: 1) многодетные; 2) среднедетные; 3) малодетные; 4) бездетные семьи.

По характеру воспитания детей: демократические и авторитарные.

По характеру распределения домашних обязанностей: традиционные (все обязанности выполняет женщина) и коллективистские (совместно).

По характеру проведения досуга – открытые (ориентированы на общение) и закрытые (домашний досуг).

За долгие годы существования такого института, как семья, роли в семье изменились и претерпели изменения. Если раньше основная власть в семье принадлежала мужу, а женщине была отведена роль матери и жены, то современные семьи характеризуются совместными принятиями решений, разделением обязанностей.

В настоящее время наблюдаются низкий уровень рождаемости, высокий процент разводов и увеличение лиц, вместе живущих, даже воспитывающих детей, но не состоящих в браке.

Государство должно проводить особую социальную политику для поддержания семьи: экономическое стимулирование рождаемости, помощь в разрешении конфликтов.

На сегодня существует государственная программа «Обеспечение жильем молодых семей с детьми», которая стимулирует рождаемость и одновременно подталкивает молодых людей к оформлению отношений.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.