Вопрос 5: Проблема маргинальности в трудах социологов Чикагской школы — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Вопрос 5: Проблема маргинальности в трудах социологов Чикагской школы

2018-01-13 314
Вопрос 5: Проблема маргинальности в трудах социологов Чикагской школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еще одни важным кладом Чикагской школы стал анализ феномена культурной маргинальности, представленный в статьях Р. Парка «Культурный конфликт и маргинальный человек», «Личность и культурный конфликт», «Человеческая миграция и маргинальный человек» «Ментальность расовых гибридов», «по ту сторону наших масок», «Понятие социальной дистанции», а также в исследования У. Томаса «Неустроенная девушка» (1923) и монографии Э.Стоунквиста «Маргинальный человек» (1937).

Базовые идеи относительно природы и причин маргинальности принадлежали Р. Парку, который рассматривал это явление в контексте расовых отношений.

Суть маргинальности Р. Парк определяет следующим образом. Личность человека всегда складывается в определенной культурной среде и социальном окружении, где формируется его представление о себе самом, поддерживаемое другими людьми. Это представление о себе всегда оказывается неразрывно связано со статусом, который он занимает в родной мы-группе, и соответственно с ролью, которую он в ней выполняет. Роль – своего рода маска, которая постепенно прирастает к человеку и становится как бы второй натурой.

Когда мобильность и миграция отрывают человека от родной мы-группы и переносят его в культурные среды, отличающиеся от той, которую он покинул, возникает целый ряд последствий.

В новых средах индивид становится чужаком: его прежние роли, которые закреплены на уровне привычек, оказываются более или менее недействительны в новых условиях, а его поведение – непонятным и странным для окружающих. Человек оказывается живущим в двух мирах: в старом, из которого вышел, и в новом, в который вошел и в котором вынужден взаимодействовать с учетом новых образцов мышления, поведения и чувствования.

Современный тип общества, для которого характерна максимальная интенсификация мобильности и миграции, в массовом масштабе отрывает людей от родных локальных традиций и помещает в промежуточное (маргинальное) положение между двумя культурными мирами, ни к одному из которых они не принадлежат целиком.

Естественной средой, в которой человек попадает в такую ситуацию и оказывается на пересечении разных культур, является город. Следовательно, формирование особого маргинального типа личности можно рассматривать как один из продуктов урбанизации. Маргинальный человек – это все более и более доминирующий тип городского жителя.

Анализируя тип маргинальной личности, Л. Вирт выделяет положительный черты – маргинальный человек – это человек, который образует фундамент секулярной и рациональной цивилизации. Однако, при всей ее свободе, разумности и рациональности – это человек, который в условиях города становится источником проблем для себя и для окружающих. Его рациональность всегда может перерасти в цинизм, свобода от предрассудков – в потерю всяких нравственных ориентиров, интеллектуальное освобождение – в полное обособление от общества, одиночество и душевные расстройства.

 

Причины кризиса Чикагской школы:

1. Появление сильных теоретиков, среди которых П.А. Сорокин, Т. Парсонс, П. Лазарсфельд, Р. Мертон;

2. Уход неформального лидера. В 1933 году р. Парк оставляет преподавательскую деятельность и читает лекции только по приглашению. В 1936 году Р. Парк умирает;

3. Период экономической депрессии, обострения проблем общенационального характера снизили значение региональных исследований в целом. Изучение проблем стали смещаться в сторону изучения общенациональных проблем.

Вклад Чикагской школы:

1. Ориентировала социологию и общество на социально-политические реформы;

2. Возрос авторитет социологической науки4

3. Инновацией оказалась идея социальной экологии, экологии человека как социальной проблемы;

4. В русле Чикагской школы произошло становление новой отрасли – социологии города;

5. Произошел переворот социологии к изучению нужд человека, его потребностей и интересов;

6. Исследования Чикагской школы совмещали в себе как объективное, так и субъективное начало, то есть мнения людей и объективные факторы;

7. Чикагская школа способствовала становлению и развитию профессионального социологического образования, где сочетались учебный процесс с эмпирическими исследованиями.

Введенные понятия Автор
Человеческий коэффициент – личностно значимый аспект человеческого опыта данного индивида Ф. Знанецкий
Социальная дистанция – показатель степени близости или отчуждения индивидов или социальных групп Р.Парк
Концепция маргинальной личности – характеризует индивида, находящегося в социальной структуре на стыке социальных групп Р.Парк
Методика «концентрических зон», с помощью которой выявляется социальная неоднородность пространства большого города Э.Берджесс
Выведение американской социологии на общенациональный уровень У.Огборн

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.