Профилактика возможных проявлений экстремизма и терроризма в молодёжной среде и формирование миролюбивого сознания — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Профилактика возможных проявлений экстремизма и терроризма в молодёжной среде и формирование миролюбивого сознания

2018-01-30 233
Профилактика возможных проявлений экстремизма и терроризма в молодёжной среде и формирование миролюбивого сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В школе

 

Что характеризует «Урок миролюбия» в условиях признания того, что процесс формирования миролюбивой личности длительный и повседневный? Иными словами, каковы характеристики «Урока миролюбия»?

Во-первых, речь идет о концентрации внимания к проблеме. Повседневная работа по воспитанию миролюбия проводится учителями ежедневно, часто без специальных размышлений на эту тему. Ведь невозможно представить, что в прежние годы педагоги, не пользовавшиеся термином «миролюбие», не стремились воспитать у учащихся те качества личности, которые мы сегодня обозначаем этим словом. Происходит погружение в него. Это приводит к двум важным следствиям:

  • размышление и осознание проблемы (первичное или более глубокое) учащимися;
  • некоторое подведение итогов и планирование продолжения работы по воспитанию миролюбия педагогами.

Во-вторых, «Урок миролюбия» позволяет эффективно объединять усилия различных субъектов процесса воспитания: учащихся, которые через канал самосоциализации во многом определяют успех работы, педагогов, родителей школьников, представителей государственной власти, общественных организаций, религиозных конфессий, научных работников и др.

В-третьих, логическим продолжением предыдущих размышлений является вывод о том, что в ходе «Урока» происходит развитие системности в воспитании учащихся, когда эта тема становится объектом прямого рассмотрения классными руководителями, учителями-предметниками (причём, не только теми, кому заниматься вопросами миролюбия предписывает своим содержание сама преподаваемая ими дисциплина).

Мир понимается как единство, целостность природной, социальной и духовной среды обитания человека, как плодотворное сотрудничество народов и государств при отсутствии войны и вражды между ними, как гармония межличностных отношений и гармония в душе человека.

Миролюбие – это готовность любую ситуацию, и жизненную, и политическую, разрешать без применения насилия.

Миролюбие – это способность спокойно принимать существование других точек зрения.

Миролюбие – это качество характера человека, которое помогает выстраивать добрые отношения с людьми разных возрастов, взглядов, социальных слоев и национальностей.

Миролюбие – готовность поступиться личными интересами ради сохранения всеобщего мира

 

При определении содержания урока целесообразно обратить внимание на следующие принципиальные позиции:

· рассмотрение мероприятий в качестве этапа воспитательной работы с учащимися, выдвижение на первый план именно воспитательных её целей;

· опора на предшествующий учебный опыт школьников, изучение ими вопросов, поднимаемых в курсах истории, обществознания, литературы и в других школьных дисциплинах, на классных часах и иных мероприятиях;

· учёт тех знаний по теме, которые учащиеся получают через различные каналы социализации, в т.ч. семью, СМИ;

· необходимость опираться на социальный опыт школьников, на те общественные процессы, которые оказывают влияние на формирование их мнения по рассматриваемым проблемам;

· разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике;

· акцент на личное участие школьников в тех процессах, которые служат укреплению нашего российского единства, единства в регионе, развитию многообразия культур и противоборства негативным явлениям во взаимоотношениях людей разного этнического происхождения, конфессий, культур;

· превращение школьника в активного участника урока, в его соавтора через реализацию деятельностного подхода к подготовке и проведению урока.

При выборе содержания и форм урока педагогу необходимо учитывать:

· особенности детского коллектива, в котором пройдет то или иное мероприятие: возраст учащихся; индивидуальные особенности школьников; этнический состав класса, школы; его состав по социальному и имущественному положению; отношение ребят к религии; сложившиеся традиции в ученическом и школьном коллективе; наличие и степень конфликтных отношений в нём;

· предшествующую уроку работу с данными учащимися по воспитанию у них миролюбия на уроках и в ходе внеклассных мероприятий;

· культурно-исторический контекст места, где расположена школа и живут ученики, историю их семей и сограждан;

· собственные возможности в раскрытии содержания темы, выбора, отбора вопросов для рассмотрения из предложенного перечня или формулирования иных тем для обсуждения, отбора содержания.

Возможными формами проведения такого занятия могут быть:

- урок традиционного типа с рассказом учителя, постановкой вопросов учащимся и совместным обсуждением их ответов;

- урок-конференция, на котором заслушиваются и обсуждаются мини-доклады учащихся (это целесообразно делать, если по тематике занятия уже проводилась соответствующая работа);

- урок – дискуссия, применимый в хорошо подготовленных классах;

- урок – встреча с представителями власти, работниками СМИ, учеными, представителями религиозных конфессий, этнокультурных сообществ и др.;

- урок – практикум с анализом документов, статистических данных и др. материалов;

- урок – викторина;

- урок – устный журнал;

- урок – диалоговая площадка.

Примерные вопросы для рассмотрения:

  • Сущность миролюбия
  • Миролюбивая и конфликтная личность.
  • Миролюбие и нетерпимость в истории человечества.
  • Миролюбие – ключевая задача современного мира.
  • Система международного права и ценности миролюбия.
  • Взаимопонимание культурного многообразия народов.
  • Миролюбие и культура мира.
  • Проявления нетерпимости и миролюбие в России и в нашем городе.
  • Политика Российского государства по развитию духа патриотизма и миролюбия в стране.
  • В чем проявляется нетерпимость?
  • Как противостоять нетерпимости.
  • Миролюбие и нетерпимость вокруг меня.
  • Насколько я миролюбивая личность.
  • Миролюбие и Мы.
  • Можно ли научиться миролюбию?
  • Стратегия поведения в конфликте.
  • Мы разные, но мы вместе.
  • Все свои.
  • Жить в мире с собой и с другими.

Особо можно выделить темы, которые в явном виде предполагают дискуссионную работу школьников и ориентированы на хорошо подготовленных учащихся, или учащихся старших классов, например такие:

  • Миролюбие без границ или границы миролюбия?
  • А судьи кто? Кто определяет, что миролюбиво, а что нет?
  • Все ли свои?

Организация Дня Миролюбия

Возможные тематические аспекты Дня Миролюбия:

- миролюбие по отношению друг к другу (бесконфликтное общение, терпимое отношение к непохожему на тебя, эмпатия, доброта, милосердие, забота, культура общения);

- миролюбие в семье (уважение родителей, этика семейных отношений и т.д.);

- культурно-национальное пространство России (фольклорные традиции, менталитет, традиции, народные игры);

-национальные культуры и традиции (этнографические знания о происхождении народов, своеобразие национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства художественных промыслов, праздников, история религий, диалог культур и пр..

Формами проведения Дня миролюбия могут быть (целевая аудитория – учащиеся):

- уроки/учебные занятия (урок традиционного типа, урок-конференция, урок-дискуссия и др.);

- тематические классные часы («Мы разные, но мы вместе», «Миролюбие и мы», «Миролюбие к себе и другим», «Миролюбие – это…», «Ключ к миролюбию», «Традиции и обычаи моей страны», «Дети разных народов, мы, мечтою о мире живем!», «Движение к взаимопониманию», «О неформальных подростковых объединениях экстремистского направления» и др.);

- практикумы;

- круглые столы, в т.ч. с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами («Жить в мире с собой и с другими», «Миролюбие – гармония многообразия», «К чему приводит национальная и религиозная нетерпимость?», «Что значит уважать другого», «Законы миролюбия» и др.);

- конференции;

- диспуты;

- конкурсы творческих работ обучающихся: сочинений-эссе, стенгазет, плакатов, журналов, видеоматериалов и др., посвящённых вопросам миролюбия;

- викторины;

- самодеятельные концерты, на которых могут быть показаны образцы искусства разных народов;

- встречи со специалистами, работающими в сфере изучения вопросов этно-конфессиональных отношений;

- беседы, проводимые с представителями власти, СМИ, религиозных конфессий, этнокультурных сообществ;

- выезд в музеи, в культурные центры, на выставки, исторический парк «Россия – моя история» и т.д.;

- организация в библиотеках образовательных организаций тематических книжных выставок;

-познавательно-игровые программы;

- диалоговые площадки;

-кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;

- праздники, фестивали национальных культур, фестивали дружбы народов;

- акции милосердия;

- десант добра;

- проведение различных конкурсов.

Участниками проведения Дня миролюбия могут быть: педагогический коллектив, родители, привлеченные специалисты.

Формами проведения Дня миролюбия для взрослых могут быть:

- педагогические советы;

- педагогические семинары;

- круглые столы,

- конференции;

- диалоговые площадки;

- педагогические чтения;

- конкурсы воспитательных проектов и программ;

- анкетирование обучающихся, педагогов, родителей по определению уровня конфликтности, уровня воспитанности;

- проведение родительских собраний, семинаров родительского всеобуча по теме миролюбия.

Профилактика возможных проявлений экстремизма и терроризма в молодёжной среде и формирование миролюбивого сознания

 

Методические рекомендации

для образовательных организаций

(подготовлены при финансовой поддержке Правительства Омской области, Главного управления внутренней политики Омской области в рамках реализации Омским региональным отделением общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира» социально значимого проекта «Единство во имя мира»)

 

город Омск

2017 г.

Составитель:

Баранцева Светлана Петровна, заместитель председателя Омского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира», отличник народного образования РФ

Руководитель проекта:

Ерёменко Виктор Иванович, председатель Омского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира»

Рецензенты:

Гам Владимир Иванович, ректор АНО ПОО «Многопрофильная академия непрерывного образования», доктор педагогических наук, профессор, Академик РАЕ;

протоиерей Димитрий Олихов, ректор Омского епархиального Духовного училища, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии, кандидат богословия, кандидат исторических наук;

Мишуткина Ирина Владимировна, начальник отдела общего образования департамента образования Администрации города Омска

«Профилактика возможных проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде и формирование миролюбивого сознания»: методические рекомендации

для образовательных организаций. – Омск, 2017. – 48 с.

Предназначены для заместителей по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов дополнительного образования образовательных организаций.

Подготовлены сотрудниками Омского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира».

© С.П.Баранцева, составление, 2017


Методические рекомендации «Профилактика возможных проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде и формирование миролюбивого сознания» разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», в котором предусматривается осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера.

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.

Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.

В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Реализовать сценарий разделения России на несколько подконтрольных национальных государств наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.

 

Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества. Экстремизм (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование миролюбия, компромиссов. Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Терроризм – законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Исследуя и обобщая деяния и признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в Уголовных кодексах государств – участников СНГ, В.П.Емельянов конструирует следующее определение терроризма: терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

Слова «терроризм», «террорист», «теракт» представляют собой кальки с английского (terrorism, terrorist, act of terrorism). По своему исходному смыслу, все они связаны с террором, как политикой устрашения.

Организация и проведение профилактической деятельности по данной проблеме требует специальных компетентностей от педагогов.

Россия впервые столкнулась с масштабными проявлениями терроризма в первой половине 90-х годов прошлого века, когда Северо-Кавказские республики были вовлечены в «пояс нестабильности», захвативший территории от Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и до Азербайджана (с его Карабахским конфликтом), Грузии и Молдавии. Вы помните нападение террористов на Дагестан (в их попытке продвижения идеи о Всемирном Халифате), террористические акты в Москве в 1999 году и в 2002 году (на Дубровке), в Беслане в 2004 году. Уже тогда руководство России и правоохранительных органов стали задумываться о том, что несмотря на определенные положительные результаты в области противодействия терроризму, террористическая угроза продолжает оставаться реальным фактором, влияющим на безопасность граждан Российской Федерации. Тогда стало ясно, что силовые методы борьбы с терроризмом, снижая в определенной степени остроту террористической угрозы, не могут устранить ее в полной мере. Она будет сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма, ключевыми звеньями которой являются идеология терроризма, вдохновители и носители террористической идеи, а также каналы ее распространения. Подавить деятельность террористических структур сложно, но еще сложнее победить терроризм идеологически. Конечная цель этой работы – изменить правовую психологию людей, добиться отторжения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий, то есть необходимо формировать антитеррористическую идеологию.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, одним из направлений профилактики терроризма определено: противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации; совершенствование системы информационного противодействия терроризму. Вместе с тем, необходимо отметить, что единственное, на данные момент определение идеологии терроризма дано в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы, утвержденном Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013 года (№ Пр-1069). Под идеологией терроризма (террористическая идеология) в данном плане понимаются совокупность идей, концепций, верований, догматов, целевых установок, лозунгов, обосновывающих необходимость террористической деятельности и направленных на мобилизацию людей для участия в этой деятельности. Идеология насилия (терроризма) универсальна, а элементы насилия в разное время обнаруживали себя в различных традиционных идеологиях: левых (например, «Красных бригад» в Германии), национальных (организации ЭТА в Испании), правых (террора периода Великой Французской буржуазной революции) и т. д. В настоящее время террористами для создания идеологической платформы своей деятельности используется преимущественно идеология исламизма (так называемого радикального ислама), но при этом не следует забывать о том, что терроризм используется и многими другими течениями: неофашистскими, национал-сепаратистскими, религиозными. Учитывая, что молодежи свойственны протестные настроения, молодежь быстрее других впитывает информацию и позитивную и отрицательную (пример – Украина), то именно среди молодежи, в первую очередь, вербуются новые участники экстремистских и террористических организаций. Противодействие идеологии терроризма в России организовано на федеральном и региональном уровнях государственного управления с задействованием возможностей местного самоуправления. Решением Президента Российской Федерации главным координатором деятельности по противодействию идеологии терроризма в стране определен Национальный антитеррористический комитет (далее - НАК, Комитет). В повседневном режиме функции координации обеспечивает его постоянно действующая структура — аппарат Комитета. В субъектах Российской Федерации работа по координации возложена на региональные антитеррористические комиссии (АТК), а на местном уровне — на антитеррористические комиссии в муниципальных образованиях. В текущем году Федеральным законом от 05.05.2014 г. в Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» внесены дополнения и определены полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области противодействия терроризму. Так, правительство субъекта Российской Федерации «организует в субъекте Российской Федерации принятие мер по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма». В целом деятельность в Российской Федерации по противодействию идеологии терроризма направлена на решение следующих основных задач противодействия идеологии терроризма: разъяснение сущности терроризма и его крайней общественной опасности, а также проведение активных мероприятий по формированию стойкого неприятия обществом идеологии терроризма в различных ее проявлениях, в том числе в форме религиозно-политического экстремизма; создание и задействование механизмов защиты информационного пространства Российской Федерации от проникновения в него любых идей, оправдывающих террористическую деятельность; формирование и совершенствование законодательных, нормативных, организационных и иных механизмов, способствующих эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. Особый статус молодежи в обществе рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи. Одной из приоритетных задач, определенных Стратегией государственной национальной политики, является развитие системы духовно-нравственного образования, патриотического и гражданского воспитания, формирования культуры межнационального общения и установок миролюбивого сознания у подрастающего поколения.

Омская область занимает 28-е место по размерам территории и 25-е место по численности населения среди субъектов Российской Федерации. В то же время, город Омск по числу жителей находится на седьмом месте и входит в число самых крупных городов-миллионников России. Одной из особенностей региона является доминирование областного центра над остальной территорией по многим параметрам, в том числе и демографическим. Если в целом по Сибирскому Федеральному округу Омская область находится на шестом месте по численности населения (после Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской, Кемеровской и Иркутской областей), то сам Омск является вторым городом Сибири после столицы Сибирского Федерального округа — Новосибирска. Численность населения Омской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., составляет 1 млн. 977,6 тыс. человек (на 1.01.2017г. – 1972682 тыс. чел.); численность жителей г. Омска –1 млн. 154 тыс. чел. Численность городского населения в регионе – 1 млн. 413 тыс. чел. (71,5%). Население региона проживает в 6 городах, 21 рабочем поселке, 1517 сельских населенных пунктах. В состав Омской области входят:

- 1 городской округ,

- 32 муниципальных района, включающих:

- 26 городских поселений,

- 365 сельских округов.

Омская область по своему этническому составу – один из ярких и самобытных субъектов Российской Федерации. На территории Омской области проживают представители более 120 этносов. Наиболее многочисленными из них, по данным Росстата на 01.01.2017 г., являются:

- русские – 1 648 097 чел. (85,8 %);

- казахи – 78 303 чел. (4,1 %);

- украинцы – 51 841 чел. (2,7 %);

- немцы – 50 055 чел. (2,6 %);

- татары – 41 870 чел. (2,2 %);

- армяне – 7 300 чел. (0,37 %);

- белорусы – 6 051 чел. (0,31 %).

Доля других национальностей суммарно равняется

1,9 %.

Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к этнокультурной самобытности многонационального народа России – стратегическая задача современного общества и государства.

Правительством Омской области и Администрацией города Омска уделяется большое внимание развитию национальных культур, языков, укреплению межнациональных отношений в регионе, поскольку многонациональный состав Омской области подразумевает необходимость проведения постоянной кропотливой работы по гармонизации межнациональных отношений, по предотвращению межэтнических конфликтов и снижению уровня межэтнической напряженности. Так, согласно экспертному мнению, уровень межэтнической напряженности в регионе можно оценить как «ниже среднего».

Как уже отмечалось, более 85,8% населения в Омской области – это русские. Подавляющее большинство представителей других национальностей (казахи, татары, украинцы, немцы, поляки, белорусы и др.) проживает на территории области исторически давно и взаимоотношения между ними складываются бесконфликтно. Доля недавних мигрантов не превышает 2%, поэтому сама этническая структура населения не предполагает какой-либо этнической напряженности. В регионе отсутствует и какая-либо значительная конкуренция за рабочие места между мигрантами и местным населением.

При этом культурная самобытность и культурное разнообразие народов, населяющих Омское Прииртышье, создают необходимость взаимодействия множества субкультур, диалога, обмена мнениями и опытом, постижения ценностей и традиций других. Следует отметить, что диалог и взаимодействие различных культур, возможность контакта и взаимодействия представителей многочисленных национально-культурных и религиозных общественных объединений с органами исполнительной власти – актуальное и реализуемое на практике направление.

Вопросы урегулирования межнациональных отношений в регионе находится в ведении Главного управления внутренней политики Омской области, созданного в феврале 2014 г. (до этого времени они находилась в ведении Министерства культуры Омской области).

Этнополитизация различных сфер жизнедеятельности является фактором, непосредственно усиливающим конфликтный потенциал межнациональных отношений, что создает угрозу дезинтеграции страны. В условиях размывания и разрушения смыслов и ценностей культуры русского и других народов России, проникновения в культурно-информационную систему чуждых идей возникла опасность принижения роли традиций и культуры как главной основы в воспитании высокой духовности и патриотизма личности.

Культурная самобытность и культурное разнообразие народов, населяющих Омское Прииртышье, создают необходимость изучения мнения молодежи в целях предупреждения возможных проявлений экстремизма и ксенофобии, просвещение и взаимодействие множества субкультур, диалога, обмена мнениями и опытом, постижения ценностей и традиций народов, проживающих на территории области. Причем, эту работу надо начинать еще с детского сада.

В целях изучения мнения детей молодежи по вопросам отношения к этноконфессиональным вопросам Омским региональным отделением Комитета защиты мира был проведен мониторинг среди 2409 обучающихс я 6 – 11-х классов 14 школ города Омска и 5 школ муниципальных районов Омской области. В данных школах обучаются дети разных национальностей.

 

Проведенный мониторинг показал, что в целом обстановка в области в этноконфессиональном отношении среди школьников опасений не вызывает, хотя есть отдельные школы, в которых требуется разъяснение и обязательное включение в планы воспитательной работы мероприятий по формированию миролюбия.

На вопрос «Как Вы оцениваете состояние межнациональных отношений в Омской области?» 84 % респондентов ответили: «Положительно». Наиболее высокий процент в школах города Омска 101 (93%), 134 (92%), № 74 (99%), Пушкинской школе Омского района (100%), Розовской школе Омского района (100%), Могильно-Посельской школе Большереченского муниципального района (95%). Но есть школы, где этот показатель ниже 70% – Троицкая школа Омского района (61%), Ачаирская школа Омского района (69%).

Отношение к мигрантам положительное у 24% школьников, а в основном, нейтральное - 58% школьников считают «пусть работают, но не нарушают закон и наши порядки»; 41 % школьников считают, что в целом отношения с местными жителями и приезжими складываются хорошо. Хотя школы, где большое количество учащихся других национальностей (74 лицей, 73 школа, 132, Троицкая школа все же испытывают напряженность в отношениях и большинство детей отвечают, что «бывает по-разному», что является показателем того, что межнациональная напряженность все же существует и к старшим классам это осознание нарастает.

Наибольшую напряженность в отношениях вызывают люди цыганской национальности (18%).

На вопрос «Какизменятся отношения между людьми разных национальностей?» 44% опрошенных считают, что останутся без изменений, 23% считают, что они улучшаться значительно, 21 % – что улучшатся незначительно, а 11% ожидают ухудшение отношений.

79% детей не чувствуют враждебность к людям других национальностей, но в школах № 99 города Омска (51%), Могильно-Посельской школе Большереченского района (33%) сохраняется напряженность и необходимо выяснять причины этой напряженности. Возможно, следующий вопрос:«Сталкивались ли Вы или Ваши знакомые, родственники в Омской области со следующими проявлениями неприязни к людям тех или иных национальностей? » поясняет почему, т.к. и здесь большой процент в ответах детей в этих школах, показывает, что сталкивались со « Словесными оскорблениями из-за национальной принадлежности в общественных местах» и сталкивались с «Высказываниями, оскорбляющими национальные чувства, пропагандирующими враждебное отношение к людям других национальностей, призывами к насильственным действиям по отношению к людям тех или иных национальностей в Интернете (на сайтах, блогах, форумах Омской области)».

Основной причиной напряженности в отношениях между людьми разных национальностей в регионе школьники считают « Неуважение к языку, обычаям, культуре людей других национальностей» - 29%, «Исторически сложившиеся предрассудки и предубеждения в отношении людей других национальностей» - 18%, «экономический кризис» – 22% и «неравенство в доходах между людьми» – 16%.

26% школьников, считают, что «в ближайшее время в их городе/селе возможны насильственные столкновения на национальной или религиозной почве», а это одна третья часть учащихся. Данный показатель требует включения в планы воспитательной работы мероприятий по формированию миролюбивого сознания, мероприятий направленных на гармонизацию межнациональных отношений.

Как показали результаты проведенного исследования, большинству опрашиваемых присущ довольно высокий уровень религиозности – 70 процентов респондентов считают себя верующими.

На вопросы относительно религиозной веры 12% позиционируют себя как атеисты, 8% школьников к религии относятся безразлично, 9% детей еще не сделали выбор между верой и неверием, 10% считают себя верующими, но ни к какой конкретной религии себя не относят. 51 % обучающихся исповедуют православие и принадлежат к Русской Православной Церкви, 5% относят себя к мусульманам, 1% - к католикам, 2% - к протестантам (баптистам, лютеранам, пятидесятникам), 1% - к язычникам.

Для оценки уровня религиозности оценивалось посещают ли респонденты церковь или культовое здание по вероисповеданию и как часто они это делают. Результаты показали, что лишь 9% посещают церковь (мечеть) один раз в месяц, 29% посещают один-два раза в год, 19% - реже одного раза в год, а 27 % практически никогда не были. Таким образом, молодежь скорее является «захожанами», чем прихожанами. Из бесед со школьниками выяснено, что они редко посещают церковь в силу большой занятости в школе -6-7 часов, выполнения большого объема домашних заданий в старших классах (необходимо от 3 до 5 часов) ежедневно, занятости в кружках, секциях, на подготовительных курсах в выходные дни. Рабочий день добросовестного ребенка длится 10 – 12 часов и большую часть времени он проводит в школе.

73% респондентов хорошо относятся к православной конфессии, 24% безразлично. К остальным конфессиям от 60 до 83% респондентов отмечают свое отношение как безразличное. С ущемлением прав из-за религии сталкивались 7 % детей.

Как показали результаты исследования при формальном причислении себя к той или иной религиозной общности в действительности большинство респондентов не следуют религиозным предписаниям и не соблюдает религиозных норм в повседневной жизни.

Для большинства школьников не имеет значения национальность товарища по занятиям в секции (73%), соседа (76%), товарища по учебе (72%), друга (75%), а в качестве родственника этот процент – 59%. 38 процентов школьников хотят в качестве родственников видеть человека своей национальности.

Как свидетельствуют результаты опроса, этническая принадлежность является важным компонентом идентичности подавляющего большинства респондентов.

На вопрос: «В каких праздниках и обрядах Вы предпочитаете принимать участие?» – в большинстве выборов - 38% отметили « В общегосударственных праздниках», 32% школьников отмечают – «в национальных праздниках своего народа», что говорит о развитии народной культуры в образовательных организациях, 31% детей любят общешкольные праздники и праздники в классе; 24% любят участвовать в спортивных праздниках и мероприятиях, 25% нравится День города, а самый большой процент – 44% предпочитает праздновать лично-семейные праздники и обряды. Этот показатель говорит о том, что необходима большая педагогическая поддержка семьи в вопросах проведения этих праздников. Ни для кого не секрет, что семья играет наибольшую роль в воспитании подростка, но не всегда является для него образцом нравственности и духовности.

Для 52 процентов респондентов не имеет значения собственная национальность и национальность окружающих, причем, чем старше становится ребенок, тем больше идентифицирует себя по национальности. 29% никогда не забывают о своей национальности.

Основная идея российской гражданской нации заключается в том, что гражданская нация не заменяет национальности, она объединяет людей всех национальностей, она создается благодаря усилиям общества и поддержанию гражданского согласия. Идентичность российской гражданской нации – это чувство принадлежности к Российскому государству, народу, представление о стране, территории, этническом разнообразии, это наши символы и ценности, язык и культура, совместно пережитые горе и радости, наши достижения, это солидарность и готовность бороться за наши общие интересы.

В исследовании оценивались проблемы формирования гражданской, региональной, локальной (местной), этнической, религиозной идентичностей. Под идентификацией (идентичностью) подразумевается индивидуальное осознание собственной принадлежности к определенной общности. Идентификация выполняет очень важную социально-психологическую функцию, удовлетворяя изначально свойственные человеку потребности, с одной стороны, в самобытности и отличии от других, с другой, в защите, принадлежности к определенному коллективу. Идентичность является социальной по происхождению, так как формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения ими выработанного в процессе социального взаимодействия языка. Выделяются три аспекта развития идентификации, проявляющиеся в качестве тенденций: во-первых, подражание, когда индивид чаще всего бессознательно копирует и усваивает качества окружающей его культурной среды. Во-вторых, принуждение. Любая социальная система основана на определенных ограничениях и запретах. В-третьих, свободный выбор. Эти аспекты идентификации определяют существенные


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.