Тема 3: Особенности содержания и организации коррекционно- развивающей работы с детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 3: Особенности содержания и организации коррекционно- развивающей работы с детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении.

2018-01-30 2503
Тема 3: Особенности содержания и организации коррекционно- развивающей работы с детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении. 5.00 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

План 1: Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении.

 

  1. Организационные формы коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с трудностями в обучении.
  2. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития.
  3. Диагностика как основа построения коррекционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении.

План 2: Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении.

  1. Направления коррекционной работы с дошкольниками с трудностями в обучении.
  2. Комплексный подход в системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР.
  3. Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с трудностями в обучении.
  4. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
  5. Формирование предметной деятельности.
  6. Формирование коммуникативных навыков.
  7. Развитие речи детей дошкольного возраста с трудностями в обучении.

Литература:

  1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г.Шевченко. – М.:АРКТИ, 2001.
  2. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина [и др.]; под общ. ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001.
  3. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2001. – 136 с.
  4. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск: Изд-во ТОО «Россиянка», 1994. – 130 с.
  5. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: кн. для учителя. – Минск: Нар. асвета, 1989. – 64 с.

6. Лещинская, Т.Л. Дидактическое обеспечение занятий по сенсомоторному обучению /Т.Л. Лещинская // Дэфекталогiя. – 2006. – №1.

  1. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учеб.-метод. пособие / Н.Ю. Борякова. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 56 с.
  2. Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов / В.В. Гладкая. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 112 с.

9. «Инструкция о порядке открытия и функционирования спе­циальных классов (групп), клас­сов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспита­ния» (постановление Министерства об­разования РБ от 28августа 2006 г.).

 

 

Вопрос

Организационные формы коррекционно-развивающей помощи

дошкольникам с трудностями в обучении.

 

Вопросы организации коррекционных занятий с детьми с трудностями в обучении дошкольного и школьного возрастов регламентированы в Республике Беларусь следующими нормативными документами:

- «Инструкция о порядке открытия и функционирования спе­циальных классов (групп), клас­сов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспита­ния» (2006).

- «Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи» (2004).

Согласно « Положению о пункте коррекционно-педагогической помощи » показаниями к приему детей с трудностями в обучении на ПКПП являются нарушения психического развития, обусловленные задержкой или расстройством психического развития: смешанное расстройство учебных навыков (ЗПР психогенного происхождения), другие общие расстройства развития (ЗПР соматогенного происхождения)

Основной целью деятельности пункта является организация коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.

На пункт принимаются дети после проведения психолого-педагогического обследования учителем-дефектологом пункта совместно со специалистами государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и выявления необходимости оказания им коррекционно-педагогической помощи.

Прием детей на пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Наполняемость групп детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) - 5-6 человек.

Комплектование групп пункта осуществляется в начале учебного года с 1 по 15 сентября. Выпуск детей из пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директоромгосударственного ЦКРОиР, после выполнения перспективных планов работы и исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР.

Занятия по коррекции индивидуальных нарушений развития проводятся в период с 16 сентября по 20 мая. Организация работы с детьми осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Продолжительность занятий с группой - от 25 до 45 минут; с подгруппой - от 20 до 35 минут; индивидуальных - от 15 до 40 минут. Периодичность посещения занятий детьми 2-4 раза в неделю.

Содержание занятий с детьми на пункте определяется перспективными планами работы, которые разрабатываются учителем-дефектологом в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования, утверждаются руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт.

Организация коррекционных занятий в группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания осуществляется согласно «Инструкция о порядке открытия и функционирования спе­циальных классов (групп), клас­сов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспита­ния».

Комплектование специальных групп, групп интегрированного (совместного) обучения и воспитания осуществляется с учетом основных показаний и противопоказаний, определенных к приему в специальные дошкольные учреждения (группы).

Наполняемость группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания составляет: в возрасте до 3-х лет – 8-10 детей, в возрасте от 3 до 7 лет – 10-12 детей: 3-4 ребенка с нарушениями однородного характера (с психического развития (трудности в обучении)) или 2-3 ребенка с различными (не более двух) нарушениями развития: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) и нарушения психического развития (трудности в обучении); нарушения психического развития (трудности в обучении) и тяжелые нарушения речи и другими.

В группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания организуются коррекционно-педагогические занятия, которые проводит учитель-дефектолог:

- коррекционные занятия,

- занятия по отдельным образовательным областям государственного компонента специального учебного плана.

Коррекционно-педагогические занятия могут проводиться в форме индивидуальных и групповых занятий.

На проведение коррекционно-педагогических занятий в группе интегрированного (совместного) обучения и воспитания на одного ребенка с нарушениями психического развития 2,5 ч. в неделю.

Как путь решения проблемы организации коррекционно-педагогической помощи детям с трудностями в обучении дошкольного возраста в РБ рассматривается создание диагностико-коррекционных групп на пунктах коррекционно-педагогической помощи (Шинкаренко В.А.). Своевременно оказанная коррекционно-педагогическая помощь может позволить предупредить неуспеваемость детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР и включить их в обучение с нормально развивающимися сверстниками. Показанием для зачисления в диагностико-коррекционные группы, по мнению белорусского исследователя В. А. Шинкаренко, могли бы быть стойкие трудности в усвоении программного материала при наличии установленных педагогами и психологами недостатков познавательной деятельности.

В РФ имеется опыт организации обучения и воспитания дошкольников с ЗПР в диагностико-коррекционных группах. Ведущим специалистом, осуществляющим коррекционную работу, является учитель-дефектолог, имеющий высшее дефектологическое образование. Помимо этого, в каждой группе работают два воспитателя, име­ющие среднее или высшее педагогическое образование. Занятия организуются в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных. Детей, слабо усваивающих программу, отличающихся резким снижением работоспособности, можно не включать в подгруппы и на начальных этапах обучения работать с ними индивидуально. Дефектолог проводит с детьми занятия по ознаком­лению с окружающим миром и развитию речи, обучению грамоте и формированию элементарных математичес­ких представлений. Воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно, занимаясь каждый день. Также дефектолог проводит индивидуаль­ную работу с детьми, а остальные дети с воспитателем находятся на прогулке до подготовки к обеду. Воспитатель в вечерний отрезок времени осуществля­ет индивидуальную работу по заданиям дефектолога и логопеда: работает над развитием внимания, памяти, восприятия, мышления, фонематического слуха, а так­же закрепляет умения и навыки детей, связанные с ус­воением учебной программы.

Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от четкой организа­ции жизни и деятельности детей в период их пребыва­ния в детском саду. Следует помнить о значительной нервно-психической нагрузке, которую желательно рав­номерно распределить в течение дня. Необходима пре­емственность в работе всех педагогов, работающих с детьми.

 

Вопрос

Принципы организации коррекционно-педагогической работы

с дошкольниками с задержкой психического развития.

Организация коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР базируется на следующих прин­ципиальных позициях:

Ø Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях специ­ального типа является принцип единства диагностики и коррекции. Наблюдения за динамикой развития ребенка в услови­ях целенаправленной коррекционной работы имеет важ­нейшее значение для определения путей, методов конк­ретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

Ø При анализе нарушений на первый план выступает этиопатогенетический подход к анализу нарушений. Не­обходимо определить этиологию и механизмы, опреде­ляющие структуру дефекта при том или ином варианте задержки психического развития. Глубокое всесторон­нее изучение ребенка является основой для выбора оп­тимального варианта коррекционной работы.

Ø Дифференциальная диагностика выстраивается с по­зиции системного подхода. Сложность структуры дефек­та всегда определяется взаимодействием внутрисистем­ных и межсистемных нарушений. Так, недостатки в раз­витии сенсорной сферы у детей с ЗПР проявляются не только в недостатках сенсорно-перцептивной деятельности. Трудности усвоения эталонных представлений о цвете, форме, величине, недостаточность пространствен­ных и временных ориентировок не обеспечивают долж­ной чувственной базы для развития мышления и речи. С другой стороны, незрелость внутриречевых механиз­мов, слабость словесной регуляции не позволяют ребен­ку на должном уровне обобщать сенсорный опыт, исполь­зовать его в деятельности.

Ø Важным принципом диагностики и коррек­ции является принцип комплексного подхода. Специфи­ка развития психики в дошкольном возрасте такова, что при различной локализации нарушений могут наблюдать­ся сходные проявления. К примеру, "безречевым", него­ворящим в возрасте 3-х лет может оказаться ребенок с на­рушенным слухом, умственной отсталостью, ребёнок-ала-лик, ребёнок с задержкой психического развития цереб­рально-органического генеза. Только всестороннее ком­плексное изучение соматического состояния, слуховых и зрительных функций, двигательной сферы, познаватель­ной деятельности, личности, выявление уровня развития речи, сформированности знаний, умений и навыков по­зволяют правильно квалифицировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адек­ватной педагогической коррекции.

Ø Диагностика в свою очередь опирается на принцип ди­намического изучения (согласно концепции Л. С. Выгот­ского о двух уровнях умственного развития ребенка — актуальном и потенциальном, т. е. о зонах актуального и ближайшего развития). Характер сотрудничества ребен­ка со взрослым при усвоении новых способов действий по­зволяет определить зону ближайшего развития, а значит, и обучаемость ребенка. Именно обучаемость выступает в качестве основного дифференциально-диагностического критерия при разграничении задержки психического раз­вития и сходных состояний (умственной отсталости, пер­вичной речевой патологии, "чистой" педагогической за­пущенности).

Ø Важнейшим диагностическим принципом является принцип качественного анализа результатов обследова­ния. Качественный анализ включает в себя особенности отношения ребенка к заданию (т. е. особенности моти­вации деятельности), способы ориентировки в условиях задания, понимание и осознание инструкции, способ­ность действовать в соответствии с определенным образ­цом или инструкцией, особенности программирования деятельности, способы решения предложенной задачи, особенности операционального компонента деятельнос­ти, умение контролировать себя, замечать и исправлять ошибки, оценивать результат (особенности саморегуляции), характер сотрудничества со взрослым (обучае­мость).

Коррекционная работа базируется на следующих принципах:

ü Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление про­блем ребенка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки. В этот период закладывается чувственная база познания, развивается ориентировочно-исследова­тельская деятельность, формируются механизмы памя­ти и наглядного мышления. Это период формирования коммуникативных навыков и развития речи. При более позднем начале коррекционной работы сензитивный период в какой-то мере оказывается упущенным, услож­няется структура дефекта, и возможности компенсации задержки психического развития значительно снижают­ся. До сегодняшнего дня дошкольные диагностико-коррекционные группы открываются для детей 6-7лет. При таком подходе многие проблем ребенка не удается пре­одолеть, с ними он приходит в школу.

ü Ребенок с ЗПР проходит в своем развитии те же эта­пы, что и нормально развивающийся ребенок, поэтому необходим учет закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционной работы. Важ­но выявить качественное своеобразие психического раз­вития ребенка с ЗПР, определить его уровень, который можно зафиксировать как стартовый, исходный.

ü Принцип коммуникативной направленности обуче­ния и воспитания означает необходимость специально­го внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирова­ния навыков общения со взрослыми и со сверстниками.

ü Припцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития следует рассматривать в трёх аспектах:

— Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста Для дошкольников это предметно-операциональная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэто­му учить и воспитывать детей с задержкой психическо­го развития следует, играя с ними. Особое место в систе­ме коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

— Научные исследования и практика пока­зывают, что у детей рассматриваемой группы наблюда­ется специфика в формировании и смене ведущих видов деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленно­го педагогического воздействия, обеспечения условий для формирования предметной и игровой деятельности, а позднее - предпосылок к овладению учебной деятель­ностью.

— В условиях задержки психического развития зат­руднен процесс формирования ребенка как субъекта де­ятельности (У. Б. Ульенкова, 1994), что проявляется в несформированности всех ее структурных компонентов: мотивационного, ориентировочно-операционального, регуляционного. Каждый из этих компонентов требует внимания педагога во всех ситуациях общения с ребен­ком и совместной работе при выполнении заданий учеб­ного типа.

Вопрос

Диагностика как основа построения коррекционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении.

В структуре деятельности коррекционных дошколь­ных групп можно выделить следующие блоки: диагностический, коррекционно-развивающий, образовательный, воспитательный, лечебно-профилактический. Каждая структурная единица имеет свои цели, зада­чи, методы.

Диагностический блок в ключает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение каждого ребенка.

Медицинское изучение осуществляется врачами-спе­циалистами. Педагоги тщательно изучают данные меди­цинского обследования, анализируют анамнестические сведения, самые важные из них заносятся в диагностическую карту ребенка.

Дефектолог изучает микросоциальные условия, производит всесто­роннее изучение психологических особенностей каждо­го ребенка: познавательной деятельности, эмоциональ­но-волевой сферы, ведущей деятельности возраста.

Дефектолог и воспитатель на основе анализа "Программы воспитания и обучения" в детском саду общего типа со­ставляют протоколы для исследования уровня обученности каждого ребенка. Анализируются основные разделы программы предыдущей возрастной группы, что позволя­ет выявить реальный объем знаний, умений и навыков.

Воспитатель исследует конструктивную, изобрази­тельную и игровую деятельность. Обследование по ос­тальным разделам программы проводит дефектолог.

Первичное обследование ребенка проходит на ПМПК. У заведующей ДОУ находится журнал регистрации детей и протоколы обследования детей. Родители знакомятся с решением комиссии и распи­сываются в соответствующей графе протокола.

При поступлении в группу диагностическое обследование проводится на протяжении трех этапов:

Первый этап (сентябрь) п роводится обследование с целью выявле­ния особенностей психического развития каждого вос­питанника (познавательной деятельности, эмоциональ­но-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сфор­мированности знаний, умений, навыков в объеме "Про­граммы детского сада" общего типа предыдущей возрас­тной группы.Помимо этого собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные усло­вия воспитания в семье. На основе медицинского обсле­дования выявляются особенности соматического состо­яния, функциональные нарушения со стороны ЦНС.

Анализ результатов позволяет сформировать под­группы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные "уровневые" программы обуче­ния, воспитания, развития.

Второй этап (две недели января). Основная цель обследования— выявить особенности динамики развития.Тревожным симптомом является отсутствие положи­тельной динамики. Такие дети могут быть вторично на­правлены на ПМПК с целью уточнения диагноза.На данном этапе дополняются сведения, полученные в начале учебного года. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбран­ных путей, методов, содержания коррекционной рабо­ты с каждым ребенком и с группой в целом. В програм­му вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем по­лугодии.

Третий этап (две педели мая) Цель — определить динамику и результаты работы за год, а также составить прогноз относительно дальней­шего развития ребенка. На основе результатов обследо­вания осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу. Возможны сле­дующие варианты:

¾ ребенок переводится в группу следующего года обучения для детей с задержкой психического развития;

¾ выводится в детский сад общего типа в следующую возрастную группу, если выявляется значительная ди­намика в развитии. Преимущественно это педагогичес­ки запущенные дети, у которых в процессе интенсивной коррекционной работы удается в значительной мере компенсировать недостатки и восполнить пробелы в знаниях;

¾ осуществляется перевод в другое дошкольное учреждение специального типа, если в ходе коррекционной работы выявляются показания (первичный харак­тер речевых нарушений, умственная отсталость, нару­шения со стороны анализаторов);

¾ может быть рекомендовано повторное прохожде­ние программы.

Решение о типе школы рекомендуемой каждому ребенку, принимается на ПМПК, родители получают соответствующее заключение.

 

 

Содержание коррекционно-развивающей работы


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.