IV. метод комментирования литературного произведения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

IV. метод комментирования литературного произведения

2018-01-30 589
IV. метод комментирования литературного произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внетекстовыми материалами и его приемы

Иногда понять авторский текст становится легче, если мы обратимся к биографии автора, к истории создания и бытования произведения – к внетекстовым материалам. Это мемуары, свидетельства современников; дневники и письма автора и его знакомых; критические ста­тьи и отзывы о произведении; произведения других деятелей ис­кусства, близкие по теме и созданные в то же время или произведения, повлиявшие на творчество пи­сателя; исторические документы.

Метод активно используется на уроках литературы в средней и старшей школе. Однако и в началь­ной школе мы обращаемся к нему на этапе подготовки младших школьников к восприятию литературного произведения.

Этот метод в начальной школе реализуется в следующих прие­мах: работа с книгами писателя (организация выставки книг пи­сателя), рассказ о писателе и его книгах, заочная экскурсия.

 

Прием «рассказ о писателе».

Рассказ о писателе выполняет несколько функций:

1) вызвать у ребенка интерес к книгам писателя;

2) расширить кругозор ребенка, вводя в него имена тех, кто так или иначе заботился о детях, думал об их воспитании и раз­витии;

3) воспитать у детей уважение к писательскому труду, раскрыв его сложность и показав возможности влиять на читателей;

4) воспитывать любовь к литературе как искусству слова;

5) вызвать интерес к писательскому творчеству и желание по­пробовать себя в литературном творчестве.

 

Знание элементов биографии писателя на этом этапе обуче­ния прежде всего играет роль стимула к чтению его книг. Изуче­ние произведения — толчок, вызывающий у ребенка желание познакомиться с автором поближе, а знакомство, в свою оче­редь, рождает интерес к другим книгам писателя. Знакомить де­тей с полной биографией писателя в начальной школе не имеет смысла, так как в этом случае рассказ сведется только к пере­числению дат и событий, которые он не в силах осмыслить. Заучивание дат тоже не принесет пользы — важ­но, чтобы ученик знал, где и в какое время жил и работал тот или иной писатель, что это было за время; чем он интересовался, что любил, почему адресовал свои произведения детям. Рассказ учителя о писателе не может сводиться к формальной передаче информации, состоящей из дат рождения, учения и смерти и общих слов о любви к Родине, природе, музыке и т.п. Первая встреча ребенка с новым для него человеком должна запомниться ему, поразить его, вызвать у него положительные эмоции.

При подготовке рассказа о писателе важно знать, что о нем уже известно ученикам, чтобы не повторять каждый год одно и то же, а расширять круг знаний о писателе, о его творчестве.

 

Рассказ о писателе целесообразно сопровождать наглядно­стьюпортретами, видами мест, где он жил или бывал, не формализуя прием, лишь показывая детям фотографии и репро­дукции, а работать с этими изображениями. Если учитель собира­ет продемонстрировать ученикам портрет писателя, то следует четко представлять, для чего это будет делаться: создать зритель­ное представление об авторе произведения необходимо, но еще полезнее привлечь внимание ребенка к чертам характера челове­ка, которые обязательно отражены на его портрете или фотогра­фии. Иначе эффект от демонстрации портрета может быть неадек­ватным намерениям учителя. Так, ученик первого класса, увидев портрет немолодого Льва Толстого, испугался и решил, что это очень страшный старик. Мальчика никакими силами не удалось уговорить прочитать хоть один его рассказ.

В начальной школе мы не сталкиваем разные читательские и критические мнения о произведении или творчестве писателя, не предлагаем детям выбрать то, к которому они склоняются, так как у детей еще нет достаточных знаний для подобных оценок, но можно познакомить детей с тем, как отзывались о писателе или его произведениях уже знакомые им авторы.

Не обязательно, чтобы каждая встреча с писателем и его произведением начиналась с рассказа учителя. Можно спрашивать детей о том, что они знают, помнят из прошлых уроков, выстра­ивая новую встречу иначе, чем предыдущую, заостряя внимание на книгах, а не на личности автора.

 

Выставка книг

Известно, что маленькому ребенку необходима нагляд­ность при изучении новых явлений. Сколько бы мы ни рассказы­вали о книгах, сколько их названий ни произнесли бы на уроке, это не вызовет у младшего школьника такого интереса, как кни­га, которую можно рассмотреть, подержать в руках, прочитать в ней хотя бы несколько предложений.

Суть приема заключается в визуальном и кинестетическом зна­комстве детей с книгами писателя, что, в свою очередь, вызыва­ет к ним интерес школьников и создает мотивацию на чтение произведения.

 

Выставка книг может быть монографической, когда представ­лены книги одного писателя, или тематической, знакомящей. Организация выставки книг, подбор экспонатов для нее опре­деляются целями:

- познакомить учеников с писателем и его книгами; В этом случае на выставке должны быть представлены главные про­изведения автора. Учитель останавливает внимание детей на на­звании книги, рассматривает ее вместе с учениками, аннотирует ее.

- заинтересоватьконкретнойкнигой, вызвать желание ее прочитать; На выставке могут быть представлены раз­ные издания одного и того же произведения: книги будут одно­временно похожи и не похожи одна на другую. Рассматривая их, дети могут строить предположения об их содержании, заду­мываться над тем, почему они по-разному оформлены, и т.п. Все это способ активизации детского интереса к книге, ее со­держанию.

- познакомить детей с книгамиразных авторов на одну тему (природа, детство, приключения, война и т.п.); Тематические выставки показывают детям сходства и раз­личия произведений разных авторов, или сходных по теме, или созданных в одном жанре.

- познакомить детей с литературными произведениями одного жанра (напри­мер, книги сказок, сборники лирической или игровой поэзии, книги с рассказами);

- познакомить детей с книгами, созданными в одну историческую эпоху.

- проверить знания детей; На выставке книги экспонируется в раскрытом виде: по фрагментам текста и иллюстрациям ученики определяют имя писателя. Знают ли дети книги писателя, можно проверить, поместив на выставке книги разных авторов, предварительно закрыв их фамилии: по названиям дети должны выбрать те, которые написаны одним и тем же писателем, и назвать его имя.

 

Фрагмент урока с использованием выставки книг во II классе « Сказки А. С. Пушкина »:

Этап подготовки к восприятию

— Ребята, я приглашаю вас на выставку. Ее экспонатами се­годня стали книги. Во всех этих книгах напечатаны сказки, кото­рые сочинил один человек. Думаю, что многие из вас уже с ним знакомы. Поэтому предлагаю вам внимательно рассмотреть книги и установить, кто же является их автором?

На выставке от пяти до девяти разных изданий сказок Пушки­на, это и отдельные сказки, и сборники, в которых несколько сказок. Имя автора на обложках аккуратно закрыто.

— Я открываю имя автора на наших экспонатах. Совершенно верно, все эти сказки сочинил Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, какие сказки вы уже знаете? Может быть, вы их прочли сами или их вам читали ваши близкие.

Ребята называют сказки о рыбаке и рыбке, о попе и его работ­нике Балде.

— Среди наших экспонатов есть те, которые оказались вам незнакомы. Прочтите их названия.

Дети читают: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке».

— Ребята, обратите внимание на то, что на нашей вставке есть книги, называющиеся одинаково, написанные одним и тем же автором, но оформлены они по-разному. Давайте рассмотрим их внимательнее и установим, что можно узнать о книге по ее об­ложке. Я раздам каждой группе по одной книге, а потом мы вы­слушаем представителей групп. Итак, что рассказала вам о книге ее обложка?

Работают с книгами, в которых напечатаны незнакомые детям сказки.

— А теперь мы оставим только две книги. Как вы думаете, почему остались именно эти книги?

— Верно, в этих книгах напечатана сказка, с которой мы бу­дем подробно знакомиться на уроках. Это «Сказка о царе Салта­не...». У нее необычное, очень длинное название. Художники-ил­люстраторы по-разному оформили эту сказку. А можете ли вы ска­зать, чей вариант оформления вам больше нравится и почему?

Ребята говорят, что на этот вопрос нельзя ответить, не прочи­тав сказку.

— Молодцы! Конечно, сначала надо прочитать сказку, понять ее смысл, а потом уже сравнивать оформление книги с ее содер­жанием. Это мы и будем с вами делать в ходе наших уроков.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.