Приемы изложения и объяснения содержания речи — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Приемы изложения и объяснения содержания речи

2018-01-30 263
Приемы изложения и объяснения содержания речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Оратор может использовать различные формы изложения, в числе которых важнейшее – анализ и синтез. Анализ (греч. analysis – разложение, расчленение, разбор) позволяет путем расчленения понятия, явления глубже проникнуть в его сущность. Например, разъясняя, что такое репрессивные меры против писателя, можно сказать о его замалчивании, об отказе публикаций его произведений, об увольнении с работы без уважительных причин, об аресте, необоснованном обвинении, ссылке и т.д.

Синтез – это мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа. Так, рассказав о репрессивных мерах против неугодного писателя, его биограф может сделать вывод о том, что власти преследовали цель исключить из литературного процесса эту творческую личность.

Репрессии направлены на уничтожение непокорных. Это умозаключение является следствием индукции – логического метода, состоящего в обобщении частных, единичных случаев, в получении общего вывода, сделанного на основании изучения отдельных фактов.

Другой логический метод, противоположный индукции – дедукция. Это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. Например, в тоталитарном государстве личность не защищена от необоснованных обвинений, поэтому каждому свободомыслящему гражданину угрожают репрессией.

Оратор избирает индуктивный или дедуктивный метод объяснения в зависимости от состава слушателей. Подготовленная и доброжелательная аудитория дает возможность оратору сразу приступить к главному тезису в его речи и затем, используя дедуктивный метод, продвигаться от общего к частному. Если же перед выступающим стоит задача завоевать доверие слушателя, преодолеть атмосферу предубеждения, он прибегнет к индуктивному методу. Например, в заводском клубе выступает юрист с лекцией «О борьбе с преступностью», а на памяти у слушателей недавние криминальное убийство, совершенное в их микрорайоне. Оратору следует начать выступление с анализа трагического случая. Слушатели, в начале не склонные благожелательно принимать выступающего, настроенные скептически к теме выступления, станут внимательно слушать его суждения о происшедшем, и он постепенно подведет их к главному тезису своей речи, который он хочет отстоять. Индуктивный метод в этом случае наиболее оправдан. Оратор также может использовать весьма распространенный прием изложения – аналогию (греч. analogia – сходный, соответственный), если вспомнит ряд других подобных эпизодов, что позволит ему сделать умозаключение по аналогии: криминальные убийства в наше время не редкость, поэтому расследование таких преступлений особенно важно.

 

Аргументация в ораторской речи

 

Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства. Истинность аргументов проверена и доказана практикой, поэтому аргументация – приведение таких доводов в пользу того или иного утверждения – убеждает слушателей в истинности высказанных оратором положений.

 

 

Виды аргументов

 

I. Аргументы к существу дела. Такими аргументами являются факты, полученные в результате наблюдения, а также документы, статистический и цифровой материал и т.д.

II. Аргументы к человеку:

- аргумент к авторитету (в этом случае оратор ссылается на мнение видных деятелей, ученых, писателей, чья позиция совпадает с позицией выступающего);

- аргумент к публике (оратор старается привлечь слушателей на свою сторону и таким образом противостоять оппонентам, что часто бывает на митингах, в суде);

- аргумент к личности (подменяя предмет дискуссией, оратор старается настроить аудиторию против оппонентов, выставляя их в негативном свете);

- аргумент к тщеславию (похвалы оппонентам с целью смягчить их противостояние);

- аргумент к жалости (стремление вызвать у оппонентов чувство жалости и этим склонить их на свою сторону).

Аргументы к человеку далеко не всегда корректны, поэтому не рекомендуется пользоваться ими. Исключение представляет аргумент к авторитету, нередко используемый в научных докладах, академических речах.

 

Монолог и диалог в публичных выступлениях

 

Все виды публичных выступлений отличает специфика ораторского монолога. Выступающий не просто обращается к слушателям, он словно беседует с ними. Они могут мысленно соглашаться с оратором или возражать ему. Выступающий чувствует эту реакцию публики и делает для себя выводы. Происходит подобие диалога, только вторая сторона при этом не произносит вслух своих реплик, но это не мешает двустороннему общению. Все это дает основание назвать ораторский монолог особым, адресованным слушателям и рассчитанным на их живую реакцию. В этом смысле говорят о диалогичности ораторских речей.

Подлинно диалогическим всегда были и остаются споры, дискуссии, беседы.

 

Контакт оратора с аудиторией

 

Известны риторические приемы, помогающие оратору достичь эффекта общения со слушателями. Выступающий старается придать своей речи «разговорность», используя для этого различные способы: непосредственное обращение к слушателям; эмоциональность, экспрессивность высказываний; особый разговорный синтаксис – вопросы, восклицания, неполные предложения, вводные слова, вставные и присоединительные конструкции, прямую речь, короткие односоставные предложения.

Иногда высказывается мнение, что оратор должен перейти на разговорный стиль речи, но с этим согласиться нельзя. Искусство публичного выступления в том и заключается, что оратор имитирует разговорность, создавая у слушателей впечатление живого общения. Для этого он обращается к аудитории, задает вопросы, на которые сам же и отвечает, сталкивая мнения, показывая несостоятельность своих оппонентов.

Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Во время выступления необходимо научиться контролировать свой взгляд, чтобы не смотреть на потолок, или в пространство, или на одного из присутствующих в зале, делая при этом лишь его своим собеседником. Необходимо смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько, чтобы ощутить зрительный контакт с тем, на кого смотрит оратор, его ответный взгляд. Оратор должен читать реакцию по глазам, следить за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории.

Если появились признаки утомления и ослабления внимания слушателей, то оратор может вспомнить какой-нибудь смешной случай из жизни, парадокс, афоризм, относящиеся к теме, рассказывает веселый анекдот, достигая эмоциональной разрядки. Это помогает поддержать затухавшую было коммуникативность и продолжать речь.

 

Как готовиться к выступлению

 

В начале необходимо определить и точно сформулировать тему, она должна быть актуальной и интересной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать и название выступления, оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей.

Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее поведение. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.

Большое значение имеет предварительное знакомство с составом аудитории. Готовясь к выступлению, оратор должен знать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, направление образования – гуманитарное или техническое; преимущественно женский или мужской состав аудитории, ее национальные или религиозные особенности). Это важно для определения содержательной стороны выступления, его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.

Главная составляющая подготовки к выступлению – поиск и подбор материала. Даже если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления, он все равно готовится к нему: просматривает специальную литературу и периодическую печать, чтобы связать тему с современностью, узнать свежие факты, имеющие отношение к содержанию выступления. При этом оратор обращается к различным справочникам за статистическими данными, к учебным пособиям, энциклопедическим словарям, таблицам, картам. Изучая конкретный материал, необходимо делать выписки и составлять конспект прочитанного, готовить слайды и фотографии для показа в аудитории.

Изучив материал, обычно пишут либо полный текст выступления, либо конспект, либо тезисы или план, который лучше сделать предельно полным. Некоторые ораторы не берут с собой написанные тексты выступления, но держат в руках «шпаргалку», в которой можно найти необходимый справочный материал (цифры, цитаты, примеры, доводы). Аудитория простит, если оратор будет подглядывать в такую шпаргалку, но сразу невзлюбит докладчика, который станет читать свое выступление от начала до конца «по бумажке».

В процессе подготовки к выступлению рекомендуется прорепетировать его, посмотрев на себя в зеркало, обратив внимание на привычные для вас непроизвольные движения, сопровождающие речь. Насколько серьезно следует оратору относиться к мимике и жестам, можно судить по тому, что еще Петр Первый в «Духовном регламенте» (1721 г.) подчеркивал: «Не надобно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гребет. Не надобно руками вплескивать, в боки упираться, подскакивать, смеяться, да не надобе и рыдать». Оцепенение оратора во время речи недопустимо, но и чрезмерная жестикуляция, гримасы пагубно влияют на выступление, отвлекая слушателей.

Позы, жесты, выражения лица оратора должны усиливать эмоциональность речи и иметь собственный смысл. Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное – они должны быть мотивированы содержанием речи.

На заключительном этапе подготовки к выступлению нужно еще раз проанализировать его, учесть сильные и слабые стороны речи и опираться на позитивное.

Мастерство публичного выступления приходит с опытом. И все же надо знать главные секреты ораторского искусства и учиться применять их в аудитории.

 

Из книги Ли Якокка «Карьера менеджера». Пер. С англ. М.: Прогресс, 1991.

 

...Я прошёл курс ораторского искусства в Институте Карнеги. Меня тогда только назначили в компании «Форд» руководителем отдела производственного обучения по разделу грузовых машин. Компания создала при этом институте группу из своих менеджеров для обучения их приёмам ораторского искусства.

Курс начался с обучения искусства держаться перед публикой непринуждённо. Есть люди – и я отношусь к их числу, – которые способны целый день говорить, когда их слушают один или два человека, но выступление перед большой группой приводит их в состояние нервозности. Помню, что одно из упражнений заключалось в том, чтобы в течение двух минут говорить экспромтом о чём-то совершенно нам неизвестном, например, о буддийском веровании «дзэн». Можно было начать с заявления, что ты ничего об этом не знаешь, но так как приходилось для заполнения установленного времени продолжать выступление, то вскоре обнаруживалось, что всё же находилась возможность сказать хоть что-нибудь. Задача состояла в том, чтобы научиться думать, стоя перед слушателями. Мы усвоили некоторые основные приёмы публичных выступлений, которые я до сих пор применяю на деле. Например, вы хорошо знаете предмет вашего выступления, но должны помнить, что аудитория может оказаться недостаточно внимательной. Поэтому начинайте свою речь с сообщения о том, что вы намерены сказать. Затем скажите именно это. В заключение повторите то, что вы уже сказали. Я никогда не отступал от этого бесспорного правила.

Другой проём, которому нас обучили, состоит в том, чтобы до того, как вы закончите выступление, внушить вашей аудитории, что она должна что-то реально сделать. Неважно, что именно – написать письмо конгрессмену, позвонить своему соседу или обдумать какое-то ваше предложение. Иными словами, не покидайте трибуну, не организовав аудиторию должным образом.

Шли недели, и я стал чувствовать себя более раскованно. Очень скоро я уже готов был подниматься с места и говорить, когда мне этого и не предлагали. Мне понравилась сама возможность преодолевать себя. Главная задача курса сводилась к тому, чтобы сделать нас менее замкнутыми, ослабить нашу заторможенность. Мне эти уроки пошли впрок. Начав говорить, я уже не мог остановиться (убеждён, что есть люди, которым хотелось бы, чтобы я не оказался таким речистым!).

Я знавал немало инженеров, обладавших глубокими идеями, но ясно изложить их другим людям затруднявшихся. Это же стыдно, когда человек больших способностей не в состоянии рассказать о своих замыслах, выступая перед советом директоров или соответствующим комитетом.

Конечно, не каждый менеджер обязан быть оратором или писателем. Но из школы выходит всё больше ребят, не обладающих элементарной способностью ясно излагать свои мысли. Я посылал за счёт компании десятки таких скованных в своей речи молодых людей в Институт Карнеги. Большинству из них это очень помогло.

Мне бы только хотелось найти также такой институт, который научил бы людей слушать. В конце концов хорошему менеджеру нужно уметь слушать по крайней мере так же, как уметь говорить. Слишком много людей не может уразуметь, что подлинное общение – процесс двусторонний.

 

УПРАЖНЕНИЯ

 

81. Составьте ораторскую речь на любую тему, интересующую Вас и Вашу аудиторию, занимающую объём времени не более 10 минут, и выступите с ней перед Вашей группой.

Предлагаемые темы

1. Психологический климат в Вашей группе.

Предлагается затронуть следующие вопросы: как Вы оцениваете сложившийся психологический климат в группе (позитивно-негативно), комфортно ли Вы чувствуете себя в этом коллективе; если есть дискомфорт, то чем он вызван, – вступление; влияют ли сложившиеся между студентами отношения на эффективность обучения, как влияют, почему; кто из студентов Вашей группы создаёт благоприятный, доброжелательный климат в группе; с кем и почему приятно общаться; кто ценен в деле создания сплочённого, дружелюбного коллектива; кто из студентов вносит напряжённость и негатив в отношения; с кем хочется избежать общения; выберите 5 человек из Вашей группы и назовите их положительные и отрицательные качества с точки зрения общения с другими людьми, работы в коллективе; кого Вы вообще не хотели бы видеть в Вашей группе; с кем хотели бы теснее общаться, почему – основная часть; какие меры Вы посоветовали бы принять для устранения недостатков в общении в Вашей группе – заключение (Жирным шрифтом выделен главный тезис Вашего выступления. Не будьте голословны: приводите примеры, факты, аргументы в защиту Вашей точки зрения).

2. Качество образования в ЮУрГУ.

Предлагается затронуть следующие вопросы: что Вы знаете о Вашей специальности, почему Вы её выбрали; знания по каким предметам, преподаваемым в вузе, (на Ваш взгляд) Вам необходимы, чтобы стать высококлассным специалистом – вступление; устраивает ли Вас уровень получаемых Вами знаний, почему; выберите несколько наиболее значимых, на Ваш взгляд, дисциплин и оцените следующие профессиональные качества преподавателей, читающих эти дисциплины, по пятибалльной системе: а) владение материалом; б) доступность объяснения учебного материала; в) компетентность в выставлении оценок; г) обаяние и доброжелательность в общении; д) объективно ровное отношение к студентам вне зависимости от личных симпатий и антипатий (свои оценки подтверждайте аргументами и фактами) – основная часть; зависит ли эффективность учебного процесса не только от профессиональных знаний, но и личностных качеств преподавателя, аргументируйте ответ; оцените качество образования в нашем вузе по пятибалльной системе – заключение.

3. Чего я хочу добиться в жизни и как собираюсь это осуществить?

4. Какие качества я больше всего ценю в людях?

5. Какие качества наиболее ценны в руководителе?

6. Что я думаю о своей Родине?

7. Что я понимаю под словом «счастье»?

8. Что такое любовь?

9. Как я отношусь к своим родителям?

Ваши публичные выступления, по Вашему желанию, могут быть анонимны. Если Вы не захотите объявлять своё имя, то, с Вашего разрешения, составленная Вами ораторская речь будет прочитана преподавателем перед Вашей группой. Это будет касаться только лучших выступлений, оцененных преподавателем на «отлично». Ораторская речь, написанная на «отлично», даёт право на автоматическое получение зачёта по предмету «Русский язык и культура речи». Преподаватель обещает полную конфиденциальность. Остальные выступления будут оценены, если авторство будет установлено (а это произойдёт только по желанию студента!).

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.