Классификация и свойства знаний — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Классификация и свойства знаний

2018-01-29 198
Классификация и свойства знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Несмотря на многообразие и некоторую расплывчатость в определении столь сложного понятия, как «знание», многие исследователи единодушны в том, что вся совокупность знаний может быть разделена на следующие классы:

• эмпирические знания;

• теоретические знания;

• личностные знания;

• организационные знания;

• неявные знания;

• явные знания.

К эмпирическим знаниям относятся наблюдения, наблюдаемые явления.

К теоретическим знаниям относятся законы, теории, абстракции, обобщения.

По существу, наличие этих двух классов вытекает из теории познания. Гносеологическая цепочка, как известно, включает:

 

Факт – обобщенный факт – эмпирический закон – теоретический закон.

Теория – это не только стройная система обобщения научного знания, это также способ производства новых знаний. Основными методологическими критериями научности знания являются: внутренняя согласованность, объективность, системность, историзм.

К личностным профессиональным знаниям относятся:

знания познавательного плана («знаю, что») – глубокое владение предметом и сферой деятельности, достигаемое профессиональным путем интенсивного обучения (теоретического, эмпирического) и сертификации;

прикладное мастерство («знаю, как») – способность применять правила и методы, относящиеся к предмету и сфере деятельности, для решения возникающих задач и проблем. Прикладное мастерство – наиболее распространенный профессионализм, создающий ценности;

системное представление («знание, почему») – глубокое понимание всей системы взаимосвязей и взаимоотношений, причин и следствия, лежащих в основе определенной сферы деятельности;

• личная мотивация творчества («хочу знать, почему») – активная настроенность, внутренняя заинтересованность и воля к достижению успеха. Организации, культивирующие у своих сотрудников мотивацию к творчеству, имеют лучшие предпосылки для оперативной реакции на изменения в бизнес-среде, успешнее конкурируют на рынках новых товаров, продуктов и услуг.

К организационным знаниям относятся стратегические доктрины и программы, теоретические знания конкретной сферы деятельности, технологические и производственные стандарты, правила и инструкции, коммерческие знания. Организационные знания являются совокупностью знаний каждого из сотрудников, но не простой суммой, а специально отобранной и тщательно проверенной в практике деятельности групп, подразделений, отделений и компании в целом.

Неявные знания

К неявным знаниям относятся опыт, мастерство, культура мышления, интуиция, хранящиеся в нейронных структурах головного мозга как результат генетической наследственности, образования и приобретенного жизненного опыта. Неявное знание – это способность человека к адаптации в меняющихся условиях.

Неявные знания существуют в умах специалистов, развиваясь во времени, через опыт, почерпнутый из профессиональной деятельности, книг, наставничества, а также обучения. Неявные знания зависят от жизненных ресурсов личности, от ее биофизических свойств и психологического потенциала.

Опыт (experience) и эксперт (expert) – связанные слова и понятия.

Оба они происходят от латинского глагола, означающего «подвергнуть проверке». Эксперты, люди с глубокими знаниями по предмету, были обучены и проверены опытом.

Одним из преимуществ опыта является его опора на историческую перспективу, с позиций которой рассматриваются и понимаются новые ситуации и события. Знание, рожденное опытом, распознает схожие ситуации и обнаруживает связь с тем, что было.

Применение опыта может быть таким простым, как выявление в бизнесе сезонных спадов в продажах, но может быть и таким сложным, как ощущение ученого, что новое направление исследований сулит полезные результаты.

Если знания специалиста и эксперта не пополняются на основе непрерывной научной и практической деятельности, если эксперт перестает проверять себя и развиваться, его опыт становится неким устоявшимся мнением или догмой.

Неявное знание работает через эвристики – некие гибкие руководства к действию, формирующиеся посредством проб и ошибок в результате наблюдений и эволюции мыслительной деятельности мозга.

Весьма часто с помощью эвристик специалист приходит к ответу интуитивно, не осознавая и не понимая, как это происходит.

Опыт, интуиция и культура мышления, передающиеся по наследству и будучи сформированными, отчасти образованием, обеспечивают знанию способность преодолевать сложность. Известное искушение – найти простые ответы на сложные вопросы, найти простые решения сложных проблем, работать с неопределенностью как будто ее не существует, – чаще всего не ведет к успеху. Применительно к данному контексту, здесь уместно привести известное определение такой современной науки в области оптимизации управления, как исследование операций, данное Томасом Саати: «Исследование операций – это наука о том, как в сложных случаях давать посредственные советы, когда иными способами могут быть даны советы заведомо более худшие».

Явные знания

К явным знаниям относятся описания теорий, методов, методик, технологий, механизмов и машин, конструкций, систем и т.п.

Явные знания хранятся на реальных физических носителях (в книгах, бумажных документах, рисунках, схемах, фильмах, аудио и видео записях, магнитных и электронных файлах и базах данных и т.п.).

То есть к явным знаниям относятся многочисленные компоненты информационных систем компании, такие, как:

данные ( файлы с данными, базы данных, базы инструкций и правил регламентного характера );

документы (файлы с текстами в разных форматах);

программы (расчетные, аналитические, управления данными, графические, экспертные), реализующие разнообразные алгоритмы решения задач;

адреса ресурсов и ссылки, фиксирующие местонахождение различных информационных ресурсов в архивах компании и в сетях интранет и Интернет.

К явным, четко структурированным и проверенным знаниям относятся и описания объектов интеллектуальной собственности (ИС). Применительно к научно-технической и производственной сфере патентуемыми объектами интеллектуальной собственности являются изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. К неохраняемым патентами объектам ИС относятся ноу-хау, техническая документация, результаты НИОКР. Объектами авторского права являются программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.