Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-29 | 695 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Милославский Г.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. – М.: Либроком, 2010.
5. Проблемы функциональной грамматики: Категоризация семантики / Ред. А.В.Бондарко, С.А.Шубик. – М.: Наука, 2008.
6. Шелякин М.А. Очерки по прагматике русского языка. М.: Русский язык-Медиа, Дрофа, 2010.
7. Шелякин М.А. Категория аспектуальности русского глагола. – М.: ЛКИ, 2008.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЗНАЧЕНИЯ ПАДЕЖЕЙ
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
1. Субъекта действия, состояния, существования: Вася читает. Коля спит. Это дом. В лесу есть грибы.
2. Объекта действия, отношения, обладания: Дом строится рабочими. Мне нравится этот фильм. У меня есть деньги.
3. Адресата речи: Вася, иди сюда.
4. Определительное: Москва – столица России. Его зовут Андрей. Студент- заочник. Город- герой.
5. Императивное: Тишина! Внимание!
6. Темы: Москва! Как много в этом слове для….
РОДИТЕЛЬНЫЙ
1. Объектадействия (при отрицании): не сказать правды.
2. Объекта действия (родительный части, неполноты охвата объекта): выпить чаю, поесть каши, глоток свободы, кусок хлеба.
3. Объекта лишения, удаления, боязни: лишиться покоя, уйти от мужа, бояться темноты.
4. Объекта желания, достижения: хочу молока, желаю славы.
5. Определительное (принадлежности): дом отца.
6. Определительное (качественной характеристики): слезы радости, человек чести.
7. Сравнения: слаще меда, белее снега.
8. Исчисляемого предмета: десяток арбузов.
ДАТЕЛЬНЫЙ
1. Объектное (адресата): писать брату, письмо брату.
2. Субъекта состояния: Саше нездоровится; студенту грусттно.
3. Обстоятельственное (пространственное): гулять по лесу.
ВИНИТЕЛЬНЫЙ
1. Объекта действия (физического, интеллектуального): рубить дрова, читать книгу.
|
2. Объекта речи, мысли: рассказывать сказку, говорить ерунду, думать про Машу.
3. Обстоятельственное (пространственное): приехать в Москву; пробежать километр.
4. Обстоятельственное (количественно-временное): лето целое всё пела; ждали час.
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ
1. Объектное (орудия или средства действия): писать карандашом; удар ногой.
2. Обстоятельственное (временное): это случилось летним вечером.
3. Обстоятельственное (пространственное): дорога вела лесом; шли берегом реки.
4. Обстоятельственное образа и способа действия: петь басом, пение басом, нестись вихрем.
5. Субъекта действия: Дом строится рабочими; охрана склада сторожем.
6. Определительное (предикативное): он стал химиком, он был инженером.
ПРЕДЛОЖНЫЙ
1. Объектное (предмет речи, мысли): думать о работе, говорить об отдыхе.
2. Обстоятельственное (пространственное): на юге России, лежать на спине, учиться в институте.
3. Определительное (состояния, внешнего вида: яблони в цвету.
КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА
Основные значения ЕД.Ч.
1/ единичности (в противостав. множественности): студент пришел к декану и говорит:..
2/ обобщенное значение (без указания на единичность): студент должен знать правила внутреннего распорядка (любой); сумма углов треугольника … (вид геометрич. фигуры); рыба дышит жабрами (вид позвоночных)
Частные значения ед. ч.
Основные значения МН.Ч.
1/ раздельное множество предметов: на столе лежали тетради, книги …
2/ абстрактное множество: книги – источник знаний
Частные значения мн.ч.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Полные прилагательные (значение): постоянный, вневременной признак: больной человек (слабый здоровьем)
|
Краткие прилагательные (значение): непостоянный признак, актуальный для определенного случая, ситуации, отрезка времени: он болен (в настоящий момент)
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (ЗНАЧЕНИЯ)
Сравнительная степень:
Превосходная степень:
ВИД ГЛАГОЛА
Справочные материалы
ОБЩИЕ ЗНАЧЕНИЯ СВ и НСВ
СВ: завершенность, результативность, предельность
НСВ: незавершенность, нерезультативность, непредельность
ЧАСТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СВ и НСВ
СВ:
НСВ:
|
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
1) —Да, хорошо!—так же тихо отвечала она, не смотря на меня.— Если б мы с вами были птицы — как бы мы взвились, как бы полетели... (И. Тургенев.) 2) Сердце Григория Иваныча остановилось и вдруг с такой силой заработало, что на висках напряглись жилы. (В. Шишков.) 3) Маленькая бирюзовая ящеричка, выскочившая из бурьяна погреть на солнце бисерную спину, висела, схватившись лапкой за камень. (В. Катаев.) 4) Мы поговорили с ним полчаса, он приветливо проводил меня до дверей, и там мы расстались. (А. Герцен.) 5) Афанасий Иванович съедал еще несколько груш и отправлялся погулять по саду вместе с Пульхерией Ивановной. (Н. Гоголь.) 6) Если б была хорошая погода, я бы прогулял там всю ночь. (Ф. Достоевский.) 7) Зима была малоснежная, шел февраль, а снег едва припорошил землю. (В. Кожевников.) 8) Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше пи о ком. (С. Есенин.) 9) Щеки Софьи побледнели, но она не обернулась ко мне, доиграла ноктюрн до конца, встала и закрыла крышку рояля. (И. Тургенев.) 10) Владек осторожно приоткрыл дверь погреба — никого. (Н. Островский.) 11) Деревенские гуси потолкли у нас на огороде капусту. (А. Чехов.) 12) Удивляюсь, чего это полиция смотрит?.. Пускают в сад больных детей... Какое безобразие! Еще других перезаразят. (А. Куприн.) 13) За полтора года гражданской войны семеновцы и казаки перекололи на мясо весь скот. (К.Седых.) 14) Мы накупили вина, фруктов, всяческих закусок. (Г. Паустовский.) 15) Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. (И. Тургенев.)
1) Долго Авилов спутал эти страстные, отчаянные жалобы... и вдруг неожиданно, сразу заснул крепким здоровым сном. (А. Куприн.) 2) Девочка, которую звали Эвелиной, приходила ежедневно в усадьбу... (В. Короленко.) 3) Другой провожатый, молодой «подручный», спит сном здорового, но крепко утомленного человека. Временами он что-то непонятно бормочет. (В. Короленко.) 4) (Маша) села под окошко и до глубокой ночи сидела не раздеваясь. (А. Пушкин.) 5) Чтобы многомиллионный город-труженик мог жить, двигаться, работать,— днем и ночью, не умолкая, гудело пламя в топках, шли эшелоны с торфом, углем.. (Д. Гранин.) 6) Когда орех полежит несколько дней, молоко согревается и густеет. (И. Гончаров.) 7) Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с. неба Сокол с разбитой грудью. (М. Горький.) 8) Я получал от отца ежемесячно по короткому письму. (И. Тургенев.) 9) Я разбудил Дерсу, и мы оба принялись раздувать угли. (В. Арсеньев.) 10) Кузьмичов только что кончил считать деньги и клал их обратно в мешок. (А. Чехов.) 11) Анна не хотела оставаться ужинать, но хозяин стал просить ее. (Л. Толстой.) 12) Документ продолжал жить старой жизнью Ознобишина, тогда как он сам эту старую жизнь хотел бы считать несуществовавшей. (К. Федин.)
|
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
Как и другие служебные ЧР – не имеет номинативной функции, его семантическая функция – выражение определенных логико-грамматических отношений:
· пространственных: у, вне, под, до, от, из, через и др.; - через лес
· временных: за, в через, с, до… до обеда
· образа действия: с, без – с увлечением
· причины: из-за, по, из, от … от смеха
· цели: для, к … - для смеха
· объектных отношений: а/ предмет речи – о про; б/ орудие – в бинокль, через очки … в/материала -– из шерсти …
СОЮЗ
Как и другие служебные ЧР – не имеет номинативной функции, его семантическая функция – выражение определенных логико-грамматических отношений:
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ (отсюда и названия типов союзов):
· соединительные – и, да
· противительные – а, но, да, однако, зато, же
· сопоставительные – не только…, но и; как…, так и
|
· разделительные – или…или, либо… либо
· присоединительные – да и, также, тоже
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ союзы выражают подчинительные логико-грамматические отношения:
· времени – когда, пока, с тех пор… как, до тех пор… как
· причины – потому что, т.к., вследствие того, что
· цели – чтобы, для того, чтобы
· следствия – так что
· условия – если, коли, ежели
· уступки – хотя, пускай
· сравнительные – как, словно, будто
· изъяснительные (объектные) – что
ЧАСТИЦА
Типы частиц по функции
1/ Грамматические – образуют формы слов: бы – сослаг. накл., пусть, да – повел. накл. – т.е. частицы – элементы аналитических форм слов (не частицы, а аффиксальные морфемы: - ся, -то, -либо, -нибудь, кое -)
2/ Оттеночно-смысловые – доп. смысл. оттенки:
а/ без модальных и экспрессивных оттенков –
· указат. – вон, вот
· опред.-уточняющ. – именно, почти
· выделительно-ограничит. – только, хоть, единственно
б/ с модальным оттенком –
· модально-волевые – пусть, ну, пускай
· собственно модальные – пожалуй, авось
· утвердит. – да, так
· отриц. – не, ни, нет
· вопросит. – разве, неужели, ли
· сравнит. – как бы, будто, словно
в/ эмоционально-экспрессивные – что за, куда уж, ишь
МЕЖДОМЕТИЕ
Типы междометий по функции
а/ эмотивно-экспрессивные; выражают следующ. чувства, эмоции:
· радость, восторг, восхищ. (+) – Ах!, Ура! О!
· сожал., разочар. (-) – Увы!, Эх! Ах!
· протест, негодование (-) – Ни хрена! Черта с два!
· пренебр., ирония (-) – Фи! Тьфу!
· удивл., недоумение (+ -) – Ба! Ну и ну! Ни фига себе! Батюшки!
б/ побудительные:
· привлеч. внимания – Эй! ау! Алло!
· приказ – марш! Айда! Цыц!
в/ этикетные – Здравствуй! Привет! Пока! Спасибо!
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
(иногда относят к междометиям - А.Н.Гвоздев).
Функция звукоподражаний: они воспроизводят -
а/ звуки природы – крики животных – гага, ку-ка-ре-ку; шумы природы – буль-буль
б/ звуки как результат деятельности людей – жах! тук-тук!
МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА
Их семантическая функция, т.е. они выражают:
- реальность сообщения – верно, конечно, безусловно
- вероятность, возможность – м.б., вероятно, по-видимому, пожалуй (некоторая уверенность), едва ли, вряд ли (неувер.)
Особый тип – МС логического характера – итак, во-первых, следовательно, вообще (логические отношения между высказываниями, их порядок следования).
IV. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
(формирование ПКВ-1: способность строить процесс языкового образования и речевого развития учащихся-инофонов с учётом их возрастных и личностных особенностей, а также социокультурных условий обучения (российская общеобразовательная школа, зарубежная школа, другие образовательные учреждения).
· Разработайте функционально-грамматический практикум для бакалавров педагогического образования по теме «служебные части речи», используя материалы учебников: Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях: Морфология [Электронная библиотека ТиМГО]; И.Б.Игнатова, С.М.Андреева и др. Практическая грамматика русского языка [Электронная библиотека ТиМГО]; Аникина М.Н. Лестница. Книга-практикум. Начинаем изучать русский язык. – М., 2007; Изучаем виды глагола: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык / Л. В. Архипова, Т. В. Губанова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010; Овсиенко Ю.Г. Русский язык для начинающих. Учебник для говорящих на английском языке. – М.: РЯ. Курсы, 2008.
Милославский Г.Г. Краткая практическая грамматика русского языка. – М.: Либроком, 2010.
5. Проблемы функциональной грамматики: Категоризация семантики / Ред. А.В.Бондарко, С.А.Шубик. – М.: Наука, 2008.
6. Шелякин М.А. Очерки по прагматике русского языка. М.: Русский язык-Медиа, Дрофа, 2010.
7. Шелякин М.А. Категория аспектуальности русского глагола. – М.: ЛКИ, 2008.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЗНАЧЕНИЯ ПАДЕЖЕЙ
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
1. Субъекта действия, состояния, существования: Вася читает. Коля спит. Это дом. В лесу есть грибы.
2. Объекта действия, отношения, обладания: Дом строится рабочими. Мне нравится этот фильм. У меня есть деньги.
3. Адресата речи: Вася, иди сюда.
4. Определительное: Москва – столица России. Его зовут Андрей. Студент- заочник. Город- герой.
5. Императивное: Тишина! Внимание!
6. Темы: Москва! Как много в этом слове для….
РОДИТЕЛЬНЫЙ
1. Объектадействия (при отрицании): не сказать правды.
2. Объекта действия (родительный части, неполноты охвата объекта): выпить чаю, поесть каши, глоток свободы, кусок хлеба.
3. Объекта лишения, удаления, боязни: лишиться покоя, уйти от мужа, бояться темноты.
4. Объекта желания, достижения: хочу молока, желаю славы.
5. Определительное (принадлежности): дом отца.
6. Определительное (качественной характеристики): слезы радости, человек чести.
7. Сравнения: слаще меда, белее снега.
8. Исчисляемого предмета: десяток арбузов.
ДАТЕЛЬНЫЙ
1. Объектное (адресата): писать брату, письмо брату.
2. Субъекта состояния: Саше нездоровится; студенту грусттно.
3. Обстоятельственное (пространственное): гулять по лесу.
ВИНИТЕЛЬНЫЙ
1. Объекта действия (физического, интеллектуального): рубить дрова, читать книгу.
2. Объекта речи, мысли: рассказывать сказку, говорить ерунду, думать про Машу.
3. Обстоятельственное (пространственное): приехать в Москву; пробежать километр.
4. Обстоятельственное (количественно-временное): лето целое всё пела; ждали час.
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ
1. Объектное (орудия или средства действия): писать карандашом; удар ногой.
2. Обстоятельственное (временное): это случилось летним вечером.
3. Обстоятельственное (пространственное): дорога вела лесом; шли берегом реки.
4. Обстоятельственное образа и способа действия: петь басом, пение басом, нестись вихрем.
5. Субъекта действия: Дом строится рабочими; охрана склада сторожем.
6. Определительное (предикативное): он стал химиком, он был инженером.
ПРЕДЛОЖНЫЙ
1. Объектное (предмет речи, мысли): думать о работе, говорить об отдыхе.
2. Обстоятельственное (пространственное): на юге России, лежать на спине, учиться в институте.
3. Определительное (состояния, внешнего вида: яблони в цвету.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!