Семантика временных форм глагола — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семантика временных форм глагола

2018-01-29 1380
Семантика временных форм глагола 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПРОШЕДШЕЕ НЕСОВЕРШЕННОЕ

Общее значение: предшествование действия моменту речи, незавершенность действия

Частные значения:

· Прошедшее НСВ единичного факта: Однажды утром они выходили их дома…

· Прошедшее НСВ повторяющегося и обычного действия: Часто они выходили из дома и ….

· Прошедшее НСВ обобщенного факта: Ты ловил ли рыбу-то?

ПРОШЕДШЕЕ СОВЕРШЕННОЕ

Общее значение: предшествование действия моменту речи, завершенность, локализованность во времени

Частные значения:

· Перфектное (действие в прошлом, результат актуален для настоящего): цветок расцвел (и стоит на подоконнике); Озяб? – Надень шубу.

· Плюсквамперфектное (действие в прошлом, результат актуален для более позднего времени в прошлом): цветок расцвел и его срезали

· Аористическое – факт действия в прошлом, нет признака актуальности для настоящего: Он вздохнул и умолк.

НАСТОЯЩЕЕ НЕСОВЕРШЕННОЕ

Основное значение: Одновременность действия с моментом речи

Частные значения:

  1. Настоящее актуальное (конкр. действие, локализ. во времени, протекает в момент речи):
    • Конкретное момента речи (действие протекает в момент речи и продолжается после, но это не выражено, основное внимание – на моменте речи): Что вы тут делаете? Спите? – Нет, пишем.
    • Расширенное настоящее (действие протекает в настоящем и охватывает опред. период в прошлом): Я давно уже живу не сердцем, а головою (Лерм.). У меня хранятся его стихи.
    • Настоящее постоянного действия (но действие не становится абстрактным, а заполняет опред. период в настоящем): Река течет широко и медленно. Жизнь быстро движется вперед.
  2. Настоящее неактуальное (отсутствует указание на отнесенность действия к моменту речи):

· Абстрактное настоящее (лексич. показатели – всегда, обычно, часто, никогда): У меня никогда не получается то, о чем рассказываю заранее.

· Настоящее потенциальное (оттенок способности, умения, долженствования): Вы отлично поёте. Он сносно играет в футбол. Собрав сведения, дежурный заносит их в журнал.

· Сценическое настоящее (в ремарках): - Хотите чаю? (Генерал хохочет и протягивает чашку…)

· Настоящее изложения (в киносценариях и дибретто): Туман рассеивается. Руслан видит годову. Голова гонит витязя прочь.

· Настоящее заглавий: Запорожцы пишут письмо турецкому султану.

БУДУЩЕЕ СОВЕРШЕННОЕ

Основное значение: Действие следует за моментом речи + завершенность, результативность

Частные значения:

  • Будущее СВ единичного действия: Брат увез «Онегина» в Петербург и там его напечатают.
  • Будущее абстрактного (повторяющегося, обычного) действия: Может, он иногда и поможет по дому.

 

БУДУЩЕЕ НЕСОВЕРШЕННОЕ

Основное значение: Действие следует за моментом речи + завершенность, результативность

Частные значения (как у прошедшего несов.):

  • Будущее НСВ конкр. единичного действия: Вы тут работайте, а мы будем чай пить.
  • Будущее НСВ повторяющегося действия: Каждую неделю буду писать тебе.
  • Будущее НСВ обобщенного факта (подчеркивается факт действия, а не его характер): А писать министру мы будем. Так это нельзя оставлять.

 

ПЕРЕНОСНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ВРЕМЕН

Прошедшее СВ

  • В контексте будущего: Если не выучим, мы ПРОПАЛИ; поест – глядишь – и ОЖИЛ
  • В контексте абстрактного настоящего: Хорошо летом! Встал утром, поел и снова лёг – в универ идти не надо.

 

Прошедшее НСВ

  • В контексте абстрактного настоящего: Да ну! Боялась я его! (т.е. не боюсь)

 

Настоящее НСВ

  • В знач. прошедшего - «Наст. историческое»: Давеча задремал я в канаве. СЛЫШУ – идут. ДУМАЮ, значит, часть ИДЕТ. ЛЕЖУ. ОНИ ИДУТ. (А.Толстой)
  • В знач. будущего - «Наст. намеченного действия»: Завтра ЕДУ в Париж: - «Наст воображаемого действия»: Ну, допустим, ПРИХОЖУ я на экзамен, ДОСТАЮ шпаргалку

 

Будущее СВ

  • В зач. прошлого: Так я ему ответил, а он как ЗАХОХОЧЕТ!

 

Будущее НСВ – редко встречается в перен. значении.

 

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ВРЕМЕН

Абс. употребление: время определяется относительно момента речи: мы встретимся (буд.). Относ. употребление: время определяется с точки зрения другого действия: УЗНАВ эту новость (Предшествование основному действию), он поспешил в Москву (Основное действие).

Относительное употребление времен: в СПП, причастных и деепричастных оборотах: одновременности, предшествования, следования.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

270. Укажите вид глаголов. Определите форму и значе­ние времени глаголов. Отметьте случаи употребления форм одного времени в значении другого. Какие лексиче­ские средства свидетельствуют в контексте о значении форм времени?

1) Журча еще бежит на мельницу ручей, Но пруд уже застыл. (А. Пушкин.) 2) Правильно и невозмутимо совер­шается там годовой круг. Наступит в марте весна, побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля и задымится теп­лым паром. (И. Гончаров.) 3) Добрые и глубокие чувства меньше всего нуждаются в яркой расцветке. (Гулиа.) 4) Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю. (Н. Островский.) 5) Вчера в полночь прохожу через столовую, а там свеча горит. (А. Чехов.) 6) — Се­годня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина,— говорит учитель Пустяков. (А. Чехов.) 7) Олег усмехнулся; одна­ко чело И взор омрачилися думой. (А. Пушкин.) 8) Толь­ко с матерью своею он и отводил душу и по целым часам сиживал в ее низких покоях. (И. Тургенев.) 9) Перегляну-лися тут наши мужички, стоят, молчат, потупились. (Н. Не­красов.) 10) Я видел небо... Ты не увидишь его так близ­ко! (М. Горький.) 11) Она быстро мигнула, совсем про­буждаясь, и глаза ее с удивлением остановились на во­шедшем. (А. Толстой.) 12) Встанет заинтересовавшийся со скамейки, подойдет к дому—и секрет открылся: в стене ниже тротуара широкая дверь, куда ведут ступеньки лест-ницы. (В. Гиляровский.) 13) Каждый день являлся кто-либо из запоздавших. (М. Шолохов.) 14) Сидят, как преж­де за столом, и смолкли. Каждый о своем. (А. Твардовс­кий.) 15) Между заброшенной избушкой и этим домом стоят три старые могучие березы, великолепно украшаю­щие усадьбу. (В. Солоухин.) 16) И нет претензий никаких у нас ни у кого. Невеста потчует двоих, а любит одного. (А. Твардовский.) 17) Последний из вошедших прикрыл за собой дверь, и сени осветились прожектором сильного электрического фонаря. (А. Фадеев.) 18) Да ведь как угораздить-то!., один и говорит: полезай, говорит, на кры­шу... Тот и полез... по лестнице-то... Да и сорвись — об земь! (Г. Успенский.) 19) Воздух круто завивая, С недале­кой огневой Ахнет, ахнет полковая, Запоет над головой. (А. Твардовский.) 20) Звезды только и делают что смотрят на влюбленных людей,— оттого они так прелестны. (И. Тургенев.) 21) Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая. Даже отец засмеялся. (Л. Толстой.) 22) Окунь сорвался с крючка, запрыгал по травке к родной стихии и — бултых в воду. (А. Чехов.)

23) Наступило лето: он возьмет, бывало, ружье, наденет ягдташ и отправится, будто на охоту; зайдет к отставному поручику — да и засидится у него до вечера. (И. Тургенев.)

24) Ходит по гальке глухарь, выбирает крепкие камешки. Не шелохнется прозрачное озеро. Выше и выше поднима­ется над лесом осеннее солнце. (И. Соколов-Микитов.)

25) Он говорил — ему покорялись; сила всегда свое возь­мет. (И. Тургенев.)

271. Определите формы времени глаголов и установите их значение. Отметьте глагольные формы, не имеющие морфологической категории времени. Каким компонентом выражается время в составном сказуемом? Укажите, где словоформа будет входит в аналитическую форму буду­щего времени глаголов, а где является связкой. С какими частями речи сочетается связка в приведенных примерах?

1. 1) Я пошутила, а ты и плакать сейчас же. (А. Толс­той.) 2) От выдавшегося угла отмерили шесть шагов и ре­шили, что тот, кому придется первому встретить неприя­тельский огонь, станет на самом углу спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами. (М. Лермонтов.) 3) Я хочу, чтоб к штыку приравняли пе­ро. (В. Маяковский.) 4) Хотя Сабуров прекрасно понимал, что главная опасность начнется именно с рассветом, ему все-таки хотелось, чтобы поскорее начался этот рассвет. (К. Симонов.) 5) Красуйся, град Петров, и стой Неколе­бимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны фин­ские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить веч­ный сон Петра! (А. Пушкин.) 6) Простишь ли мне ревни­вые мечты... (А. Пушкин.) 8. Исполнен долг, завещанный от бога мне грешному. (А. Пушкин.)

II. 1) Он будет заниматься музыкой. 2) Он станет за­ниматься музыкой. 3) Ребенок скоро будет умыт и приче­сан. 4) Мне надо будет уйти. 5) Он должен будет регуляр­но работать. 6) Он будет ежедневно приходить занимать­ся. 7) Ему стоит заняться этой темой всерьез.

 

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДЛОГ

Как и другие служебные ЧР – не имеет номинативной функции, его семантическая функция – выражение определенных логико-грамматических отношений:

· пространственных: у, вне, под, до, от, из, через и др.; - через лес

· временных: за, в через, с, до… до обеда

· образа действия: с, без – с увлечением

· причины: из-за, по, из, от … от смеха

· цели: для, к … - для смеха

· объектных отношений: а/ предмет речи – о про; б/ орудие – в бинокль, через очки в/материала -– из шерсти

СОЮЗ

Как и другие служебные ЧР – не имеет номинативной функции, его семантическая функция – выражение определенных логико-грамматических отношений:

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ (отсюда и названия типов союзов):

· соединительные – и, да

· противительные – а, но, да, однако, зато, же

· сопоставительные – не только…, но и; как…, так и

· разделительные – или…или, либо… либо

· присоединительные – да и, также, тоже

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ союзы выражают подчинительные логико-грамматические отношения:

· времени – когда, пока, с тех пор… как, до тех пор… как

· причины – потому что, т.к., вследствие того, что

· цели – чтобы, для того, чтобы

· следствия – так что

· условия – если, коли, ежели

· уступки – хотя, пускай

· сравнительные – как, словно, будто

· изъяснительные (объектные) – что

 

ЧАСТИЦА

Типы частиц по функции

1/ Грамматические – образуют формы слов: бы – сослаг. накл., пусть, да – повел. накл. – т.е. частицы – элементы аналитических форм слов (не частицы, а аффиксальные морфемы: - ся, -то, -либо, -нибудь, кое -)

2/ Оттеночно-смысловые – доп. смысл. оттенки:

а/ без модальных и экспрессивных оттенков –

· указат. – вон, вот

· опред.-уточняющ. – именно, почти

· выделительно-ограничит. – только, хоть, единственно

б/ с модальным оттенком –

· модально-волевые – пусть, ну, пускай

· собственно модальные – пожалуй, авось

· утвердит. – да, так

· отриц. – не, ни, нет

· вопросит. – разве, неужели, ли

· сравнит. – как бы, будто, словно

в/ эмоционально-экспрессивные – что за, куда уж, ишь

МЕЖДОМЕТИЕ

Типы междометий по функции

а/ эмотивно-экспрессивные; выражают следующ. чувства, эмоции:

· радость, восторг, восхищ. (+) – Ах!, Ура! О!

· сожал., разочар. (-) – Увы!, Эх! Ах!

· протест, негодование (-) – Ни хрена! Черта с два!

· пренебр., ирония (-) – Фи! Тьфу!

· удивл., недоумение (+ -) – Ба! Ну и ну! Ни фига себе! Батюшки!

б/ побудительные:

· привлеч. внимания – Эй! ау! Алло!

· приказ – марш! Айда! Цыц!

в/ этикетные – Здравствуй! Привет! Пока! Спасибо!

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

(иногда относят к междометиям - А.Н.Гвоздев).

Функция звукоподражаний: они воспроизводят -

а/ звуки природы – крики животных – гага, ку-ка-ре-ку; шумы природы – буль-буль

б/ звуки как результат деятельности людей – жах! тук-тук!

МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА

Их семантическая функция, т.е. они выражают:

- реальность сообщения – верно, конечно, безусловно

- вероятность, возможность – м.б., вероятно, по-видимому, пожалуй (некоторая уверенность), едва ли, вряд ли (неувер.)

Особый тип – МС логического характера – итак, во-первых, следовательно, вообще (логические отношения между высказываниями, их порядок следования).

 

IV. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

(формирование ПКВ-1: способность строить процесс языкового образования и речевого развития учащихся-инофонов с учётом их возрастных и личностных особенностей, а также социокультурных условий обучения (российская общеобразовательная школа, зарубежная школа, другие образовательные учреждения).

 

· Разработайте функционально-грамматический практикум для бакалавров педагогического образования по теме «служебные части речи», используя материалы учебников: Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях: Морфология [Электронная библиотека ТиМГО]; И.Б.Игнатова, С.М.Андреева и др. Практическая грамматика русского языка [Электронная библиотека ТиМГО]; Аникина М.Н. Лестница. Книга-практикум. Начинаем изучать русский язык. – М., 2007; Изучаем виды глагола: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык / Л. В. Архипова, Т. В. Губанова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010; Овсиенко Ю.Г. Русский язык для начинающих. Учебник для говорящих на английском языке. – М.: РЯ. Курсы, 2008.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.