Применение, как особая форма реализации права. Стадии правоприменительной деятельности. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Применение, как особая форма реализации права. Стадии правоприменительной деятельности.

2018-01-29 161
Применение, как особая форма реализации права. Стадии правоприменительной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Применение - это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции.

Применять нормы права - значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты.

Признаки правоприменения:

1.это властно-императивная форма реализации права

2.осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами.

3.носит процессуальный характер

4.состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью

5.имеет под собой соответствующие юридических основания

6.связано с вынесением правоприменительных актов.

7.является разовым и индивидуально определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов

8.направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Стадии правоприменительного процесса:

1. Установление фактических обстоятельств дела. Главной целью является выяснение объективной истины по делу, проведение осмотра места происшествия (исследование вещдоков, экспертизы и т.д.), установления мотивов, выяснение причин, поиск истины.

2.Выбор нормы права и юридическая квалификация дела. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить какое преступление совершено умышлено или неосторожно, установить прямой или косвенный умысел, неосторожность (самонадеянность или небрежность)

3.Проверка и толкование нормы права. Данная стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение противоречий, коллизий, пробелов.

4.Решение дела. В результате проведенных вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (приговор по уголовному делу, решение по гр.делу)

5.Контрольно-исполнительная стадия. Заключительная стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения.

Пробелы в праве: понятие, причины возникновения, виды. Способы восполнения пробелов.

Пробел в праве — это отсутствие в праве нормы, при помощи которой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие правового регулирования.

Причины появления пробелов

Они могут быть объективные и субъективные.

Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании.

Примеры.

УК РСФСР 1960 г. не устанавливал ответственность за угон воздушного судна, так как Советское государство в то время не знало такого вида преступлений. То же самое можно сказать о компьютерной преступности, которая появилась позже УК 1960 г.

Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.

В некоторых случаях необходимость правового регулирования соответствующих отношений очевидна, но они, тем не менее, остаются неурегулированными. В этом случае отсутствие соответствующей нормы носит название «намеренные пробелы».

Они могут существовать:

- под влиянием экономических обстоятельств. Принятие любого закона связано с определенными затратами по его осуществлению. В силу этого «дорогие» законы могут быть отвергнуты;

- под влиянием политических факторов. Невозможность достигнуть консенсуса в законодательном органе может отдалить регулирование соответствующих отношений;

- под влиянием идеологического фактора. Это означает идеологическое неприятие значительной части населения соответствующего явления общественной жизни. Иногда приходится ждать, когда уровень правовой культуры народа позволит урегулировать соответствующие отношения.

В силу указанных выше экономических, политических или идеологических факторов законодатель намеренно не подвергает правовому регулированию соответствующие общественные отношения.

При этом законодатель:

- либо сознательно оставляет вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени,

- либо отдает его решение на усмотрение практических органов.

Следует отметить, что наличие пробелов не всегда является свидетельством «недостатков» права. Иногда их наличие является свидетельством динамичности права. Конечно, законодатель должен своевременно реагировать на вызовы времени и вносить соответствующие коррективы в законодательство.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.