Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц

2018-01-29 191
Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении:

1) всех граждан;

2) организаций;

3) государственных органов;

4) объединений.

Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.

Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

1) по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;

2) немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;

3) по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:

1) нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;

2) по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:

1) территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;

2) экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

 

Понятие правовой нормы

Правовая норма – это система общеобязательных, формально-определенных государственных правил поведения, выражающих суждения о возможном и запрещенном поведении.

Признаки правовой нормы:

1. Формально-определенный характер (форма выражение правовой нормы – статья нормативного правового акта, ее содержание).

2. Общеобязательный характер правовой нормы.

3. Возможность обеспечения государственным принуждением.

4. Сознательно-волевой характер.

5. Правовая норм имеет представительно - обязательный характер, т.е. прямо или косвенно одной стороне предоставляет право, а на другую возлагает обязанность

6. Правовая норм имеет общий характер – она распространяется на неопределенное число случаев, ситуаций, действует непрерывно, адресаты норм обозначаются общими родовыми признаками.

Структура правовой нормы

В юридической науке выделяют:

- внутреннюю (логическую) составляющую

- внешнюю составляющую

1. Внутренняя структура правовой нормы строится по формуле:

«Если…», «То…», «Иначе…»

Она состоит из трех элементов:

1. Гипотеза – это часть правовой нормы, указывающая на условия обстоятельства, при наступлении которых норма права начинает действовать.

2. Диспозиция – это часть правовой нормы, определяющая правила поведения, по которым должны или могут действовать нормы права.

3. Санкция – это часть правовой нормы, определяющая карающие последствия за нарушение диспозиции.

2. Внешняя структура правовой нормы зависит от типа норм:

1. Регулятивные правовые нормы, состоят из 2-х элементов:

Гипотеза

Диспозиция

2. Охранительные правовые нормы:

Гипотеза

Санкция

Виды правовых норм:

1. По отраслям права:

- Конституционные нормы

- Уголовно-правовые нормы

- Гражданско-процессуальные нормы

2. По характеру регулирующего действия:

- Регулятивные

- Охранительные

- Специализированные правовые нормы – действуют опосредовано, через регулятивные и хранительные правовые нормы:

а) Дефинитивные правовые нормы – нормы определения, устанавливают юридические понятия.

б) Оперативные нормы – устанавливают временные пределы действия НПА.

в) Коллизионные нормы – призваны устранять юридические коллизии.

г) Учредительные нормы – закрепляют основные начала, цели и принципы правового регулирования.

3. В зависимости от способа регулирования принято выделять:

Запрещающие правовые нормы

Обязывающие правовые нормы

Управляющие правовые нормы

4. В зависимости от метода правового регулирования:

1) Императивные правовые нормы – безусловно-обязательные.

2) Диспозитивные правовые нормы – лишь условно обязательные, применяются, когда договором не обусловлено иное.

 

12) Правотворчество: понятие, принципы, виды. Стадии законотворческого процесса.

 

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Признаки правотворчества:

1) осуществляется уполномоченными субъектами,

2) осуществляется на основе норм права,

3) осуществляется в порядке, предусмотренном нормами права,

4) выражается в установлении, изменении или отмене норм права,

5) является видом юридической деятельности,

6) представляет собой деятельность активную, творческую,

7) является важнейшим средством управления обществом,

8) является важнейшим показателем уровня правовой культуры общества.

Виды правотворчества:

1) по субъектам правотворчества:

а) непосредственное правотворчество народа,

б) правотворчество государственных органов,

в) правотворчество негосударственных органов,

г) правотворчество должностных лиц.

2) по принципу федерализма:

а) федеральное правотворчество,

б) правотворчество субъектов федерации.

3) по юридической силе принимаемых актов:

а) законотворчество,

б) подзаконное правотворчество.

Принято выделять два основных этапа в процессе правотворчества, - этап подготовки нормативного правового акта и этап его принятия. Каждый из этапов в свою очередь делится на стадии.

Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма условно.

Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым экспертам. Наиболее важные законопроекты могут публиковаться в средствах массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения.

Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган.

Второй этап - официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного правового акта в правотворческом органе строго регламентирована законодательством и в регламенте этого органа.

Начинается второй этап со стадии реализации права законодательной инициативы. Данная стадия заканчивается официальным включением проекта в повестку дня правотворческого органа.

Вторая стадия - обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания (по каждой идет голосование). При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта.

Третья стадия - голосование. При голосовании применяется либо принцип простого большинства (50% голосов плюс один голос от списочного состава правотворческого органа), либо квалифицированного большинства, т.е. заранее установленного особого большинства (например, в российской Государственной Думе такое квалифицированное большинство составляет 2/3 от общего числа депутатов).

Далее следует так называемая внепарламентская стадия правотворческого процесса, когда принятый нормативный правовой акт направляется главе государства для подписания и обнародования. Глава государства может отклонить принятый акт (наложить вето). Отклоненный акт можно вновь принять, но в прежней редакции и только квалифицированным большинством, и преодолеть вето. Тогда глава государства обязан подписать нормативный правовой акт и обнародовать его.

Официальное опубликование - заключительная стадия процесса правотворчества. Она необходима, поскольку в большинстве стран мира, в том числе в России, существует правило, что не опубликованные законы не имеют действия. Публикация нормативного правового акта осуществляется в специальных официальных изданиях. Одним из них в России является "Российская газета".


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.