Методика(и) исследования— (если есть): нет. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методика(и) исследования— (если есть): нет.

2018-01-29 146
Методика(и) исследования— (если есть): нет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.17. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: нет.

 

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.


РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Тема 1. Понятие гражданского и патриотического воспитания, его актуальность на современном этапе развития российского общества

План

1. Понятие и сущность патриотизма. Патриотизм и гражданственность.

2. Теоретические основы и практика гражданского и патриотического воспитания молодежи. Его актуальность на современном этапе развития российского общества.

3. Принципы гражданско-патриотического воспитания

4. Особенности гражданского и патриотического воспитания в современных условиях.

 

Тезисы

Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Актуальность и объективная необходимость гражданского и патриотического воспитания на современном этапе вызвана, на наш взгляд, рядом обстоятельств, в их числе следующие:

– необходимость гражданского и патриотического воспитания определяется задачами дальнейшей демократизации российского общества, строительства и совершенствования гражданского общества, его социальных институтов;

– требуется консолидировать российское общество для решения задач экономической, социальной и политической стабильности общества, его дальнейшего развития. Идеей консолидации должна стать идея патриотизма и гражданской ответственности каждого человека;

– в стране сменился государственный строй, и именно это событие поделило россиян на людей советского времени и новое поколение, которое уже выросло почти за 20 лет, через 1–2 года придут к избирательным урнам люди, родившиеся и выросшие в постсоветское время;

– утрачены многие традиции, в том числе гражданские и патриотические, во многом прервалась связь поколений; в этом отношении «постарались» «новые реформаторы» с подачи зарубежных «консультантов», выбрав один из путей дезориентации молодежи в современном мире. Произошла переоценка ценностей, девальвация традиций вследствие недооценки утверждения в обществе принципов нравственности, гражданственности и патриотизма. Молодежь во многом перестала верить старшему поколению. «Идеи патриотизма и гражданственности были подвергнуты тщательной ревизии, вплоть до полной замены их смысла». Сложившаяся ранее система гражданского и прежде всего патриотического воспитания была разрушена. В сознание людей, особенно молодежи, стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному флагу, гимну и гербу; – свою негативную роль играют СМИ, которые сделали героями не честных людей, не тружеников, не патриотов, а воров, проституток, пьяниц, убийц; – отличились некоторые политики, разрушая, сводя все к руинам, что было создано и накоплено в советское время, искажая исторические факты, предавая историческую память и патриотические чувства народа; – «кашу» в молодых головах породило и беспринципное преподавание истории России, очернительское толкование исторических фактов и событий того или иного периода.

 

Принципы гражданско-патриотического воспитания:

1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма, альтруистического отношения к окружающим.

2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам.

3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок).

4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире. Коллективообразующий результат (эффект) нравственного и культурно-исторического воспитания – интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.

 

Основная литература

1. Гаврилюк В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // СОЦИС. 2007. №4. С. 44 - 50.

2. Гасанов З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005. №6. С. 59 - 63.

3. Лесняк В. И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения // Педагогика. 2006. №5. С. 110 - 114.

4. Луговинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. №3. С.52-56.

5. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. 2006. № 5. С. 52–59.

6. Наумов С.Ю., Чернышкина Н.Я. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: Учебное пособие. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2007. – 172 с.

7. Патриотическое воспитание школьников: метод. пособие: [Вып. 2] / [сост. Л. В. Воронкова]. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.

8. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 97-103.

9. Пятикоп А. И. Воспитание патриота // Педагогика. 2000. №4. С.34-37.

10. Самсонова Т. Н. Проблемы гражданского образования в России / Самсонова Т. Н. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2007. № 4. С. 47-56.

Дополнительная литература

1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе / Агапова И. А., Давыдова М. А. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 224 с.

2. Дубинина Н. Н. Патриотизм как системное качество личности // Семья в России. 2008. № 1. С. 44-54.

3. Кузнецова Л.В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России // Педагогика. 2006. № 10.

4. Лутовинов Т. И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика. 2008. № 7. С. 50-53.

5. Мазыкина Н. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков // Воспитание школьников. 2003. №6. С.13-17.

6. Патриотическое воспитание студентов ссузов / сост. Т. М. Скобелева; Федер. агентство по образованию. - М.: Новый учебник, 2004. - 192 с.

7. Патриотическое воспитание школьников: метод. пособие: [Вып. 2] / [сост. Л. В. Воронкова]. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.

8. Селиванова Н. Л. Современные проблемы воспитания: поиски и решения // Семья в России. 2008. № 1. С. 25-29.

9. Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников. 2011. № 1. С. 23-26.

Тема 2. Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России

 

План

1. Система патриотического воспитания в дореволюционной России

2. Советская система гражданского и патриотического воспитания молодежи

3. Современные системы гражданского и патриотического воспитания в России

4. Актуальные проблемы патриотического воспитания в России и пути их решения.

 

Тезисы

 

В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.

 

В советское время централизованная система патриотического воспитания тесно перекликалась с идеологической составляющей политического режима, а также имела ряд отличий от царской системы. В целом можно выделить следующие системообразующие элементы: воспитание в рамках октябрятского – пионерского – комсомольского движений; ДОСААФ СССР; Суворовские и Нахимовские военные училища; молодежные военно-патриотические объединения и клубы.

 

В настоящий момент в Российской Федерации действует около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи. Эти организации, по самым скромным подсчетам, охватывают более 100 тысяч юношей и девушек. В различной форме сохранились все способы военно-патриотического воспитания, существовавшие с советских времен, — такие как Суворовские и Нахимовские военные училища, ДОСААФ, военно-патриотические клубы, — а также появилось множество новых.

 

Основная литература

1. Баранов А. В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи // Среднее профессиональное образование: Журнал. 2011. № 2. С. 28.

2. Система патриотического воспитания в Советской России // Национальный институт развития современной идеологии Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи: Материал к заседанию государственного-патриотического клуба ВПП «Единая Россия». — М.: Единая Россия, 2010.

3. Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание в России: проблема, ее понимание и подход к решению: концептуально-аналитическая записка // Молодежь и общество: Журнал. 2008. № 3. С. 104–113.

4. Баранов А. В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодёжи // Среднее профессиональное образование. 2011. № 1.

5. Беляев А. В. Кадетские корпуса в современной России / Беляев А. В. // Педагогика. - 2009. - № 7. - С. 48-57.

 

 

Дополнительная литература

1. Аурова Н.Н. Кадетские корпуса в России (XVIII середина XIX в.) // Педагогика. - 1998. № 5. С. 91 - 98.

2. Беленчук JI.H. Концепция национального воспитания на рубеже XIX -XX вв. // Педагогика. 1999. № 5. С. 89 - 93.

3. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. - № 3. - С. 30 - 35.

4. Бескровный Л.Г. Военные школы России в первой половине XVIII в. // Исторические записки.- М., 1954.-Т.42. С. 285 - 300.

5. Быков А. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла //Воспитание школьников 2005. № 10. С. 2-6.

6. Гликман И.З. Воспитание и образование // Педагогика. 1999. № 2. С. 110-115.

7. Кондакова Н. Патриотизм: из прошлого в будущее // Патриот Отечества. 2004. № 7. С. 10- 12.

8. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание верноподданническое или гражданское? // Педагогика. 2003. № 9. С. 77 - 82.

9. Мирский Р.Я. Советский патриотизм патриотизм новой исторической общности / Автореф. дисс. д-ра филос. наук. М, 1987. 35 с.

10. Шинкаренко А.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи в 80-е гг.: опыт, проблемы / Автореферат дисс. канд. ист. наук. М., 1990. - 24 с.

11. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения (материалы круглого стола) // Педагогика. 1999. №3. C.3-36.

 

 

Интернет-ресурсы

1. www.dosaaf.ru - Официальный сайт ДОСААФ РОССИИ

2. www.stjag.ru – учебно-методический, информационный и организационный портал военно-патриотического воспитания

 

Тема 3. Социальные институты гражданского и патриотического воспитания молодежи

План

1. Понятие социального института

2. Типы социальных институтов. Их значение в гражданском и патриотическом воспитании молодежи.

3. Институциональный и неинституциональный уровни системы гражданского и патриотического воспитания молодежи

Тезисы

Термин «институт» в европейские языки пришел из латинского: istitutum – установление, устройство. Он имеет два значения: первое – название специализированных научных учреждений (например: институт геологии, институт трансплантологии и др.) и учебных заведений (институт – вуз); второе (социальное) – совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Социальные институты различаются по типу потребностей, на которые они ориентированы. Так, доктор философских наук А.Г. Эфендиев выделяет следующие типы социальных институтов: экономические, политические, институты культуры и социализации. Доктор философских наук А.А. Горелов называет четыре типа социальных институтов: политические, юридические, экономические, культурные.

Социолог А.И. Кравченко отмечает следующие пять:

– потребности в воспроизводстве рода удовлетворяет институт семьи и брака;

– потребности в безопасности и социальном порядке – политические институты, государство;

– потребности в добывании средств существования – экономические институты, производство;

– потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров удовлетворяют институты образования в широком смысле, то есть включая науку и культуру;

– потребности в решении духовных проблем, смысла жизни – институт религии.

 

Необходимым условием включения молодежи в общественную жизнь является развитие самоорганизации молодежи, молодежного самоуправления. В наибольшей мере этому соответствует создание и деятельность детских и молодежных общественных объединений, участие в них широкого круга социально активных молодых людей. Актуальность этой проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в детской, подростковой и молодежной среде, ориентацией на приоритеты общечеловеческих ценностей, демократические принципы правового государства, определенные Конституцией Российской Федерации.

Основная литература

 

1. Баранов А.В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодежи // Среднее профессиональное образование. 2011. № 1. С. 21-22.

2. Вежевич Т. Е. Патриотизм и религия: взаимодействие социальных институтов по патриотическому воспитанию граждан / Вежевич Т. Е. // Среднее профессиональное образование. 2009. № 7. С. 23-25.

3. Возьмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы // Социс. 2007. № 2. С. 110–117.

4. Выжутович В. Трудно быть с Богом: Угрожает ли России усиление религиозного влияния? // Российская газета. 2007. 31 июля.

5. Добреньков В. Слабая семья – слабое государство // Российская Федерация сегодня. 2005. № 17.

6. Добреньков В.И., Кравченко А.Н. Социология: Учебник. М., 2001.

7. Зубок Ю.А, Чупров В.И О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси // Социологическое исследование. 2006. №6. С.71 - 77.

8. Копцева О.А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся // Социс. 2005. № 2. С. 113.

9. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург, 1999.

10. Мазыкина Н. В. Равнение на победу: метод. рек. организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков / Мазыкина Н. В.; Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов; М-во образования РФ, Упр. воспитания и доп. образования детей и подростков. - М.: ЦГЛ, 2004. - 192 с.

11. Михайлова О.А, Ганичкина М.П Участие молодежи в выборах по –молодежному // Журнал о выборах. 2002. №4. С.35 -36.

12. Мозговой С.А. «Основы православной культуры» в российской светской школе: социально-правовой анализ // Вопросы образования. 2006. № 4. С. 274-293.

13. Наумов С.Ю., Чернышкина Н.Я. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: Учебное пособие. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2007. – 172 с.

14. Патриотическое воспитание студентов ссузов / сост. Т. М. Скобелева; Федер. агентство по образованию. - М.: Новый учебник, 2004. - 192 с.

15. Фришман И. Воспитание патриота и гражданина в детском общественном объединении / Фришман И. // Народное образование. 2005. № 2. С. 145-151.

 

Дополнительная литература

1. Ачкасов В. А. Политология – М.: Высшее образование, 2007. – 692с.

2. Безрядина С. М. Религия и патриотическое воспитание // Социальная политика и социология. 2010. № 5. С. 344-351.

3. Бороноев А. О. Основы социологии и политологии – М.: Гардарики, 2001. – 408с.

4. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Буторина Т. С., Овчинникова Н. П. - СПб.: КАРО, 2004. - 224 с.

5. Быков А. К. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся // Воспитание школьников. 2011. № 4. С. 13-18.

6. Ветров Ю.П. Состояние и проблемы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних // Педагогика. 2005. № 2. С. 101.

7. Волков Ю.Г. Социология молодежи – Ростов – н/Д.:Феникс, 2001. – 576с.

8. Гладилина И. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе // Воспитание школьников. 2007. № 9. С. 2 - 6.

9. Голоднова С. В. Физическое и патриотическое воспитание в колледже // Физическая культура в школе. 2010. № 3. С. 54-56.

10. Даниленко В. И. Современный политологический словарь - М.: NOTA BENE, 2000. – 1024с.

11. Куделина Е. Спорт против наркотиков // Власть. 2005. № 5. С. 80.

12. Микрюков В. Ю. Научно-практические основы организации военно-патриотической работы в школе // Образование в современной школе. 2006. №5. С. 27 - 32.

13. Микрюков В. Ю. Педагогическое взаимодействие в военно-патриотическом образовании учащихся // Инновации в образовании. 2007. №1. С. 99 - 106.

14. Никандров Н. Д. Школа и церковь: традиции и реформы образования // Высшее образование сегодня. 2006. №2. C. 31 - 36.

15. Нужна ли подготовка учащихся к военной службе? // Основы Безопасности Жизни. 2007. №8. С. 25 - 27.

16. Рахимова Р. Молодежная политика и социальное развитие студентов // Высшее образование в России. 2005. №2. С. 60-66.

17. Рыманова Е. Детское движение как фактор гражданско-патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. 2007. №6. С. 45 - 49.

18. Сапронова З. В. Спортивно-патриотическое воспитание студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 2007. № 6. С. 66-68.

19. Селиванова О.А., Щепина Ю.А. О неформальных объединениях безнадзорных подростков // Педагогика. 2005. № 10. С. 50.

20. Сысоев Ю. В. Актуальные проблемы патриотического воспитания молодежи в сфере физической культуры и спорта // Инновации в образовании. 2007. № 9. С. 26-42.

21. Сысоев Ю. В. Задачи и направления патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта // Инновации в образовании. 2007. № 12. С. 22-29.

22. Сысоев Ю. В. Состояние патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации // Инновации в образовании. 2007. № 11. С. 118-129.

23. Циулина М. В. Модель патриотического воспитания молодежи в современной школе // Личность. Культура. Общество. 2010. Т.XII, Вып.3 (57-58). С.339-343.

24. Яшкова Т. В. Патриотическое воспитание молодежи в условиях поисковой деятельности // Педагогика. 2009. № 10. С. 50-54.

 

Интернет-ресурсы

 

1. www.nashi.su/ideology/manifest - молодежное демократическое антифашистское движение «Наши»

2. http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4492/ - Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб»

 

Тема 4. Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания

План

1. Нормативно-правовое обеспечение гражданского и патриотического воспитания молодежи в России.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

 

Тезисы

К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Имеются постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов) от 9 апреля 1997 года, обновленный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная в марте 1998 года Концепция военно-патриотического воспитания и постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 де­кабря 1999 года.

Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (от 05.10.2010г. №795), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Основная литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

2. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»

3. Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России»

4. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы

5. Постановление «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР»

6. Постановление Правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»

7. Постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»

8. Распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов)

9. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»

10. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»

11. Федеральная целевая программа «Молодежь России»

 

Интернет-ресурсы

1. http://base.garant.ru – информационно-правовой портал «Гарант»

2. www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант Плюс»

Тема 5. Тематические занятия, экскурсии, беседы и дискуссии как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи

План

1. Методы проведения тематических занятий и бесед.

2. Дискуссия как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи

3. Правила ведения дискуссии.

4. Понятие экскурсии. Принципы и методы экскурсионного процесса.

Тезисы

Одной из наиболее часто используемых форм работы по историко-патриотическому просвещению являются тематические занятия. Они служат расширению кругозора и культурных интересов молодежи, получению ими разносторонних, более полных представлений о России и ее истории.

Тематические занятия проводятся с использованием эвристического и аналитического метода беседы. Содержание таких занятий приурочено, как правило, к знаменательным датам и событиям, происходившим в нашей стране, ее истории.

 

Дискуссией (от лат. discussio - исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целями которого являются выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Правила ведения дискуссии.

• Дискуссия - это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее.

Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами.

• В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.

• Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены всеми участниками дискуссии.

• Необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда появляется уверенность в том, что каждое ваше слово будет сказано по делу.

• в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», «навешивать ярлыки», допускать уничижительные высказывания и т.д.

• Отстаивайте свои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая при этом достоинство лица, высказавшего противоположное мнение.

• При высказывании другими участниками дискуссии мнений, не совпадающих с вашим, сохраняйте спокойствие, исходя из того, что каждый человек имеет право на собственное мнение.

• Любое выступление должно иметь целью разъяснение разных точек зрения и примирение спорящих.

• Говорите только по заданной теме, избегая любых бесполезных уклонений в сторону.

• Сразу же следует начинать говорить по существу, лаконично придерживаясь четкой логики, воздерживаясь от пространных вступлений. Остроту дискуссии придают точные высказывания.

• Следует вести себя корректно. Не используйте отведенное для выступления время для высказывания недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующим.

 

Экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.

Основная литература

1. Мананикова Е. Н. Деловое общение - М.: Дашков и К, 2010.

2. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников // Воспитание школьников. 2010. № 8. С. 25-27.

3. Лебедева О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

 

Дополнительная литература

1. Злацен Н. Н., Курлат Ф. Л. Городские экскурсии по исторической и историко-революционной тематике. В кн.: «Вопросы экскурсионной работы музеев». М., 1965 (Министерство культуры РСФСР, НИИ музееведения).

 

Тема 6. Технология проведения массовых акций

 

План

1.Формы публичных мероприятий

2. Этапы подготовки массовых акций

3. Требования к организации массовых акций.

4. Информационное сопровождение акции.

 

Тезисы

Цель публичных мероприятий — сформировать четкую гражданскую позицию у каждого молодого человека. Как гражданин нашей страны он должен представлять ценности и этические императивы культуры нашего государства, как активный участник открытых мировых процессов он должен владеть ценностями и навыками современного гражданского общества и достаточным набором представлений для активного межкультурного взаимодействия. Это понимание основывается на видении мира как конкурентной площадки сообществ людей, объединенных общей деятельностью, ценностными ориентирами, а широта и успех конкретного сообщества определяется ничем иным как привлекательностью предлагаемых им ценностей для своих участников в масштабах всего мира.

В соответствии с 54 Федеральным Законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определены следующие формы публичных мероприятий:

 

Собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

 

Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

 

Демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

 

Шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

 

Пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

 

Порядок организации и проведения этих массовых акций регулируется не только Законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», но и теми законодательными актами субъектов РФ, которые приняты либо будут приниматься в соответствии с этим законом.

 

Основная литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

2. Русинов В.И. Право граждан России на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Университетское управление: практика и анализ. 1998. №3.

 

Интернет-ресурсы

1. http://base.garant.ru – информационно-правовой портал «Гарант»

2. www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант Плюс»

Тема 7. Проектная деятельность как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи

План

1. Понятие проекта.

2. Различные подходы к классификации проектов

3. Требования к оформлению и презентации проектов. Система оценки проектных работ.

4. Этапы подготовки проекта.

Тезисы

Учебно-исследовательская деятельность основана на ознакомлении слушателей с используемыми в «большой» науке методиками исследовательской работы в истории это самостоятельное проведении исследований и пытка представить себя в роли ученого. В этом учителю во внеклассной работе помогает проектная деятельность. Слово проект (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Учебный проект с точки зрения обучаемого – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

1) Классификация проектов по доминирующей деятельности участников.

v Практико-ориентированный проект

v Исследовательский проект

v Информационный проект

v Творческий проект

Ролевой проект.

2) Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности можно выделить два типа проектов;

v Монопроекты

v Межпредметные проекты

v

По характеру контактов между участниками:

· внутриклассными

· внутришкольными

· региональными

· межрегиональными

· международными

3) Классификация проектов по продолжительности

v Мини-проекты

v Недельные проекты

v Годичные проекты

 

Презентация имеет важное значение, обусловленное самим методом. Ограничиться только демонстрацией продукта проектной работы педагогически неверно. Продуктом может быть чертеж, или эскиз, или альбом всевозможных эссе на тему проекта, спектакль или концерт или анализ исторических документов. Каким способом будет предъявлен замысел решения проблемы или продукт, не столь важно – важен сам факт презентации результатов работы над проектом, которая является неотъемлемой частью учебного проекта. Продукт работы над проектом при этом помогает наглядно представить, каков был замысел решения проблемы проекта.

Презентуя продукт своей деятельности, участники должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как – это так называемая «рефлексия деятельности».

Виды презентаций проектов

Ø Воплощение

Ø Деловая игра

Ø Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий

Ø Диалог исторических или литературных персонажей

Ø Защита на Ученом Совете

Ø Игра с залом

Ø Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий эпох, цивилизаций

Ø Инсценировка реального или вымышленного исторического события

Ø Научная конференция

Ø Научный доклад

Ø Отчет исследовательской экспедиции

Ø Пресс-конференция

Ø Путешествие

Ø Реклама

Ø Ролевая игра

Ø Соревнования

Ø Спектакль

Ø Спортивная игра

Ø Телепередача

Ø Экскурсия

Система оценки проектных работ

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:

F Предлагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

F Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?

F Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям или «единым списком? Проблемными местами в оценке проектных работ обычно является:

F Предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции)

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.