Следовательно, качественная классификация фирм позволяет раскрыть их внутреннюю сущность, а количественная – выделить абсолютную величину какого-либо показателя или группы показателей. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Следовательно, качественная классификация фирм позволяет раскрыть их внутреннюю сущность, а количественная – выделить абсолютную величину какого-либо показателя или группы показателей.

2018-01-29 227
Следовательно, качественная классификация фирм позволяет раскрыть их внутреннюю сущность, а количественная – выделить абсолютную величину какого-либо показателя или группы показателей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существуют организационно-экономические формы, которые различаются по деятельностному знаку:

1. Картель - соглашение о ценах, рынках, квотах.

2. Синдикат - объединение сбыта.

3. Консорциум - объединение для крупных инвестиций.

4. Концерн - многоотраслевое объединение на основе системы участия.

5. Холдинг – объединение на основе участия материнского предприятия в капитале дочерних.

6. Трест - объединение для любой деятельности, но с общей прибылью, распределяемой по квотам.

7. Пул – объединение для любой деятельности с общей прибылью, распределяемой по квотам.

Основной формой организации предпринимательской деятель­ности являются фирмы или де­ловые предприятия. В зависимости от преобладающей формы собственности и источника образования капитала выделяют пять типов фирм.

Единоличная фирма предполагает самостоятельное ведение дел единственным собственником.

Партнерство - фирма, находящаяся в собственности группы лиц (до 50 чел.).

Кооператив - фирма, образованная путем объединения части ресурсов членов с целью извлечения взаимной выгоды.

Корпорация – крупная фирма, основанная на акционерной собствен­ности.

Государственное предприятие функционирует на основе государственной собственности и осуществляет, в основном, производство общественных благ.

Оптимальный размер фирмы определяется минимизацией совокупности производственных и непроизводственных (не связанных непосредственно с производством, а возникающих по мере ведения дел) затрат, вложенных в выпускаемую единицу продукции. Количественный метод встречается весьма часто. Так, Администрацией малого бизнеса США используется двухступенчатая структура: вначале определяются границы размера фирмы по отраслевому принципу, а затем дается разбивка по величине торгового оборота или количеству занятых.

Отметим, что в современных исследованиях распространены качественные определения размера анализируемых субъектов. В частности, в 1965 г. американским экономистом-маркетологом Т.Левиттом разработана теория жизненного цикла (или этапов роста), делающий акцент на стратегии развития продукта.

Классификация фирм по размеру:

- мельчайшие, основанные на личном труде товаропро­изводителя (семейные, 2-3 человека).

- малые (с 1 июля 1995 г. в РФ): в производстве - до 100 чел., в науке - до 60 чел, в непроизводственной сфе­ре - до 50 чел., в торговле - до 15 чел.

- средние - от 50 до 500 чел.

- крупные - более 500 чел.

В Европе более 80% фирм относятся к малым. SME - малый и средний бизнес (small and middle enrepreneurship) - до 499 чел.

Информация Федеральной службы государственной статистики свидетельствует, что количество малых предприятий в России на 1 октября 2004 г. составляло 952,5 тыс. против 892 тыс. на 1 октября 2003 г., рост за рассматриваемый год составил 6,8%.

Общая численность занятых на малых предприятиях в январе-сентябре 2004 г. составляла 8 млн. 525,9 тыс., что на 4,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2003 г.

В таблице 2 представлены показатели деятельности крупнейших фирм Российской Федерации в 2004 г., свидетельствующие о преобладании их в нефтяной и газовой промышленности, металлургии и ряде других отраслей.

Таблица 2. Показатели деятельности крупнейших фирм в России в 2004 г.[5]

    Выручка за 2004 г, млн. руб. Выручка за 2004 г, млн. долл. Выручка за 2003 г, млн. руб Изменение выручки, % отрасль
  Газпром 976 776.0 33 904.1 819 753.0 19.2 Нефтяная и нефтегазовая промышленность
  Нефтяная компания ЛУКойл 975 074.4 33 845.0 593 698.1 64.2 Нефтяная и нефтегазовая промышленность
  РАО ЕЭС России 679 657.0 23 591.0 593 149.0 14.6 Электроэнергетика
  РЖД 652 800.0 22 658.8 567 400.0 15.1 Транспорт
  ЮКОС 636 701.0 22 100.0 416 355.3 52.9 Нефтяная и нефтегазовая промышленность
  ТНК-BP 492 564.6 17 097.0 318 531.5 54.6 Нефтяная и нефтегазовая промышленность
  Сургутнефтегаз 288 128.8 10 001.0 235 145.3 22.5 Нефтяная и нефтегазовая промышленность
  Сибнефть 256 120.9 8 890.0 190 436.6 34.5 Нефтяная и нефтегазовая промышленность
  ГМК Норильский никель 202 620.7 7 033.0 151 547.2 33.7 Металлургия
  Евразхолдинг 170 687.7 5 924.6 70 853.8 140.9 Металлургия
  АФК Система 164 505.1 5 710.0 115 391.8 42.6 Телекоммуникации и связь
  АВТОВАЗ 160 536.0 5 572.2 130 836.2 22.7 Машиностроение
  Русал 155 574.0 5 400.0 138 381.2 12.4 Металлургия
  Роснефть 151 972.8 5 275.0 98 374.9 54.5 Нефтяная и нефтегазовая промышленность
  Татнефть 150 793.0 5 234.1 116 631.7 29.3 Нефтяная и нефтегазовая промышленность

Мировая хозяйственная практика показывает, что, например, в Дании или Ирландии пороговые значения критерия количества занятых ниже, чем в США или России, что свидетельствует о необходимости учета особенностей конкретной страны.

Основным документом, выделяющим организационно-правовые формы в нашей стране, является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), принятый в 1995 г.

Признаки, отличающие одну форму от другой, включают:

- количество участников хозяйственного объединения;

- форма собственности применяемого капитала;

- способ распределения прибыли и убытков;

- форма управления;

- источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;

- пределы имущественной ответственности.

ГК РФ определяет, что предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица.

Основные организационно-правовые формы предпринимательских фирм включают:

1. Индивидуальное предпринимательство: предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ), в том числе и крестьянские (фермерские) хозяйства.

2. Совместное предпринимательство:

а) хозяйственные товарищества: полное, на вере (или коммандитное, или смешанное);

б) хозяйственные общества: с ограниченной ответственностью, с дополнительной (субсидиарной) ответственностью;

в) производственные кооперативы.

3. Корпоративное предпринимательство: акционерные общества (открытые, закрытые).

4. Государственное предпринимательство: унитарные предприятия (не наделенные правом собственности):

- казенные (федеральные) - на праве оперативного управления;

- муниципальные - на праве хозяйственного ведения.

Количественные параметры типов предприятий обусловлены их качественными характеристиками - типом собственности. Мелкие - индивидуальные предприятия и полные товарищества (партнерства, кооперативы), общество с ограниченной ответственностью; средние и крупные - АО.

Наибольший интерес для экономической науки представляет изучение фирмы как производственного субъекта, определяющего предложение товаров на рынке. Поэтому принято выделять следующие специфические черты фирм:

- самостоятельность принятия решений;

- стремление к максимизации прибыли;

- использование различных комбинаций ресурсов для производства товаров;

- определение предложения товаров при реализации своей продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству;

- формирование доходов собственников ресурсов;

- реализация предпринимательских подходов к решению производственных и организационных проблем;

- выполнение задач, связанных с управленческой структурой организации труда.

Таким образом, основная функция фирм состоит в привлечении, соединении и эффективном использовании ресурсов для производства и предложения товаров, удовлетворяющих общественные потребности, на рынке.

В экономической теории существует два основных подхода к рассмотрению природы фирмы и, следовательно, определению ее роли.

Технологическая концепция сформировалась на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. Она часто выступает в качестве функциональной, поскольку подчеркивает способ анализа поведения фирмы. Данное обстоятельство объясняет наличие в микроэкономическом анализе предпосылок о возможности определения производственных функций, выражающих максимальный объем выпуска при заданном уровне развития технологии и при всех имеющихся комбинациях факторов производства. Поэтому предметом анализа фирмы выступает проблема определения оптимального ее размера, основанного на эффекте экономии от масштаба.

Институциональная концепция (Р.Коуз, А.Алчиян, Х.Демсец, Д.Норт и др.) является альтернативой первого подхода, поскольку в качестве базовой проблемы рассматривает феномены возникновения, развития и исчезновения фирм, опираясь на терминологию трансакционных издержек, оппортунистического поведения, асимметрии информации, контрактов и пр.

Фирма в хозяйственной деятельности не обособлена. Она включена в совокупность многообразных связей и взаимодействий.

Исследователями часто делается акцент на наличие определенной среды у фирмы и за ее пределами, поэтому следует анализировать воздействие факторов внутренней (микро-) и внешней (макро) среда на функционирование производственных субъектов.

Среда фирмы – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за ее пределами и влияющих на разработку и реализацию комплекса принимаемых экономических решений.

Внутренняя среда, или микросреда – это совокупность факторов, имеющих непосредственное отношение к внутрифирменной структуре.

Внешняя среда, или макросреда – это многообразие факторов социального характера (экономические, демографические, политические, социокультурные), оказывающих воздействие на микросреду фирмы и воздействующих на ее решения.

Исследование внешней среды включает:

- оценку изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;

- определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;

- определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:

1. Экономические факторы: темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

2. Политические факторы: активное участие фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации.

3. Рыночные факторы: распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

4. Технологические факторы: изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи.

5. Факторы конкуренции: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

6. Факторы социального поведения: меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей.

7. Международные факторы: фирмы, действующие на международном рынке.

Т.о. анализ внешней среды позволяет фирме создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о ее внутренних потенциальных возможностях и недостатках.

Взаимодействие совокупности факторов среды обычно комплексное и имеет специфические отличия для отрасли и фирмы.

Как правило, стратегия не обеспечивает успеха, если не проведена граница между внутренней и внешней ситуацией, не обеспечено приобретение существенных конкурентных преимуществ и не улучшена деятельность хозяйствующего субъекта.

Рисунок 1 Факторы, определяющие стратегический выбор фирмы

В современной экономике большинство хозяйственных задач выполняется, как правило, на основе проекта или плана. Это означает, что сначала определяются конечные цели, а уже потом предпринимается попытка достичь их в соответствии с некоторыми временными, стоимостными и другими ограничениями.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.