Предложение, закон предложения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Предложение, закон предложения

2018-01-29 337
Предложение, закон предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предложение товара — это количество произведенных к продаже товаров, которые продавец согласен продать по определенным ценам в данный момент времени.

Цена предложения представляет собой минимальную цену, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Кривая предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Кривая предложения является возрастающей, т.к. владельцам ресурсов нужно предложить более высокие цены, чтобы убедить их в возможности пожертвовать своей предыдущей деятельностью.

Закон предложения: при росте цены величиав предложения растет и наоборот: Qs = f (P), где Qs — величина предложения. В соответствии с законом предложения, с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях, а со снижением цен сокращается также и предложение. Таким образом, закон предложения отражает прямую связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Он показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

 
 

Рис. 9.3.1. Кривая предложения

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияния на него различных факторов: Qs = f (P, Pr, K, T, N, B).

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

1. Цены факторов производства (ресурсов) Pr.

2. Характер применяемой технологии K.

3. Налоги и субсидии T.

4. Количество продавцов N.

5. Прочие факторы B.

Если изменение цены обусловливает изменение величины предложения и движение по кривой предложения, то изменение неценовых параметров предложения ведет к изменению самого предложения и сдвигу кривой предложения вверх (предложение сокращается, например, при росте цен факторов производства) или вниз (предложение расширяется, например, при снижении налогов).

На предложение существенное воздействие оказывает фактор времени — кратчайший, краткосрочный и долгосрочный рыночные периоды. В условиях кратчайшего рыночного периода, когда все факторы производства постоянны, изменение спроса приводит к изменению цен, но не отражается на величине предложения (рис. а). В условиях краткосрочного периода, когда некоторые факторы являются переменными, повышение спроса обусловливает не только повышение цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. б). В условиях долгосрочного периода, когда все факторы переменны, увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис. в).

Как и для спроса, осуществляется оценка эластичности предложения. Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является также коэффициент эластичности предложения.

,

где EPS — коэффициент эластичности предложения по цене, Q 1 — первоначальная величина предложения, Q 2 — измененная величина предложения.

Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены данного блага.

Она зависит от периода времени (в долгосрочном периоде эластичность предложения будет выше, что вызвано приспособлением производителей к более высокой цене) и меняется под воздействием научно-технического прогресса.

9.4. Рыночное равновесие, равновесная цена

 
 

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена в точке пересечения кривых спроса и предложения. Эта точка называется точкой рыночного равновесия, ацена, сформированная в результате этого взаимодействия, — равновесной ценой.

Рис. 9.4.1. Рыночное равновесие

 

Установленная равновесная цена на рынке отражает достижение оптимального состояния, при котором товаров произведено и предложено на рынке столько, сколько требует и способен купить покупатель. Такое равновесие демонстрирует оптимальное состояние рынка, при котором достигается максимальная эффективность. В этих условиях и покупатель, и продавец достигают намеченных целей, в полном объеме реализуют свои интересы.

Таким образом, равновесие — это ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, так что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Избыточный спрос (дефицит) при данной цене Р 1возникает, когда величина спроса при цене Р 2превосходит величину предложения. В условиях существования избытка, наоборот, величина предложения превосходит величину спроса. Конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к их равенству по объемам.

Виды равновесия:

1. Устойчивое равновесие, при котором отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. Устойчивое равновесие может быть абсолютным и относительным:

- абсолютное равновесие, когда формируется единая равновесная цена;

- относительное (условное) равновесие характерно для небольших отклонений от равновесной цены.

2. Локальная устойчивость равновесия характеризует рынок, на котором имеются колебания цены в определенных пределах, например, в рамках определенного интервала Р 1, Р 2.

3. Глобальная устойчивость равновесия характеризует рынок, на котором равновесие устанавливается при любых колебаниях цены.

Таким образом, установление равновесия спроса и предложения на различных рынках может происходить в результате циклических колебаний: затухающих, равномерных и взрывных. Паутинообразная модель рынка также характеризует устойчивое, неустойчивое равновесие и регулярные колебания вокруг него.

По теореме нобелевского лауреата М. Алле ситуация рыночного равновесия является самой эффективной ситуацией рыночной экономики и, наоборот, самой эффективной ситуацией рыночной экономики является ситуация рыночного равновесия.

Интересы производителей и потребителей совпадают в точке пересечения кривых спроса и предложения Е (рис.9.4.1). Поскольку при равновесном состоянии рынка достигается наилучший объем производства и продаж, равный оптимальной величине покупок и потребления, то рыночная цена становится ценой равновесия. Поэтому равновесная цена — это денежное выражение соотношения общественной полезности товара, общественных затрат на его производство и общественной потребности в нем.

Функции равновесной цены:

- регулирующая (уравновешивающая), обеспечивающая установление равновесия спроса и предложения;

- информационная — равновесная цена характеризует состояние (возможности и ресурсы) рынка и позволяет определять наиболее эффективное поведение;

- распределительная — через цены осуществляется распределение основных факторов производства в те отрасли, где устанавливаются более высокие цены, идет перелив капитала;

- стимулирующая развитие НТП — снижение затрат на основе научно-технических новшеств обеспечивает фирме получение дополнительной прибыли;

- дифференцирующая доходы субъектов рынка — вытекает их предыдущих: те товаропроизводители, издержки которых ниже, становятся богаче, в чем и проявляется действие «невидимой руки» рынка по А.Смиту.

Наряду с равновесной (рыночной) ценой, отражающей равновесие спроса и предложения данного товара, существуют и другие виды цен:

1. оптовая, по которой продаются и покупаются большие партии товаров;

2. розничная, по которой товар продается покупателям;

3. договорная (контрактная) — количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен уплатить покупатель продавцу за единицу товара на согласованных базисных условиях контракта;

в зависимости от способа фиксации договорная цена может быть:

- твердой — устанавливается в момент подписания контракта и не изменяется в течение срока его действия;

- подвижной — зафиксирована при заключении контракта, но может пересматриваться при изменении рыночной цены данного товара;

- скользящей — исчисляется в момент исполнения контракта с учетом изменений в издержках производства за период исполнения контракта;

4. публикуемая — цена, сообщаемая в специальных нормативных источниках, которая, как правило, отражает уровень мировых цен;

5. мировая — цена, по которой производятся крупные экспортно-импортные операции с платежом в свободно конвертируемой валюте.

9.5. Излишки потребителя и производителя

Различные потребители оценивают покупаемый товар по-разному и готовы заплатить за него различную цену, хотя на рынке устанавливается единая цена на конкретный товар. Для объяснения потребительского излишка предположим, что товар продается всем покупателям по одной и той же цене. Если покупатель готов заплатить за изделие 15 руб., а его цена равна 12 руб., то разница в 3 руб. образует потребительский излишек или дополнительную выгоду, получаемую при покупке товара.

Один из покупателей дает самую высокую оценку товара и готов заплатить за него цену P 1. В действительности же товар будет куплен по цене Pn. Чистая выгода, или излишек, получаемый первым потребителем от покупки первого товара, составит (P 1 –Pn). Другой покупатель готов заплатить цену P 2, но фактически покупает товара по цене Pn, и его потребительский излишек составляет (P 2 –Pn), и т.д. На рынке товар в объеме Qn будет продан по цене Pn. Тогда излишек всех покупателей составит (P 1 –Pn)+(P 2 –Pn)+...+(Pn –1 –Pn).

 

Графически величина потребительского излишка равна площади, ограниченной сверху ступенчатой линией, снизу – линией цены. Если продукт делим, то, рассматривая в качестве единицы товара его малые части, ступенчатая линия превращается в плавную кривую спроса. Потребительский излишек покупателей станет равным площади PnP 1 A, ограниченной сверху кривой спроса. Из курса математического анализа известно, что такая площадь измеряется интегралом. Пусть функция спроса Qd=f (P), цена изменяется в пределах от Pn до P 1, тогда чистый излишек равен: . Фактические расходы потребителей составят PnQn. Общий потребительский излишек составит S=PnQn+Sn. С изменением цены товара и объема покупок изменяются чистый и общий потребительский излишек.

Потребительский излишек измеряет совокупную выгоду, которую получают потребители, приобретая товары на рынке. Потребительский излишек оказывает влияние на поведение потребителя, на индивидуальный и совокупный спрос.

Для анализа излишка производителя предположим, что предприятие выпускает продукцию в объеме Q 1и реализует ее по цене P 1. Издержки производства первого изделия меньше цены и разность (P–MC 1) образует излишек производителя. Аналогично от производства второго изделия фирма получает чистый излишек, равный (P 1 –MC 2). Здесь MC 1, MC 2— затраты на производство первого и второго изделия. Чистый избыток от производства и реализации Q 1изделий составит: . Общие издержки на производство Q 1изделий равны . Графически их величина равна площади, ограниченной сверху линией MC, снизу — отрезком OQ 1. Такая площадь измеряется интегралом от функции MC. Пусть , тогда . Поэтому чистый избыток производителя можно записать в виде: .

Возникает вопрос: совпадает ли величина чистого излишка производителя с экономической прибылью? Известно, что кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, расположенной выше точки минимума средних переменных издержек. При цене, равной минимальному значению средних переменных издержек P4= min AVС, фирма закрывается, так как ее убытки равны общим постоянным издержкам и, следовательно, ее излишек окажется нулевым.

При цене P 3 и выпуске Q 3излишек составляет P 4 P 3 CD, и часть постоянных издержек будет возмещена, но фирма будет иметь убытки. При цене, равной минимальным средним общим издержкам P2= min ATC, экономическая прибыль фирмы равна нулю, а излишек производителя — площади P 4 P 2 BD. При цене P1> min ATC экономическая прибыль равна площади P 2 P 1 AB, а излишек производителя P 4 P 1 AD. Если задана функция предложения, то названные площади можно определить интегралом от этой функции в соответствующих интервалах изменения цены.

Очевидно, что при цене P 4 >P> min MC производить продукцию нецелесообразно. Но излишек производителя в таком диапазоне цен существует и равен сумме, которую производители готовы заплатить за саму возможность производить и продавать товар по цене в названном интервале.

Сумма излишков потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, существующую в связи с производством и реализацией товара. Излишки учитываются в определении ставок налогов и размеров субсидий, в государственном регулировании цен, установлении пошлин и в других случаях.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.