Ранний период человеческой истории — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Ранний период человеческой истории

2018-01-29 165
Ранний период человеческой истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

КНИГА БЫТИЯ, ГЛАВА 4

 

1 Aдaм познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. 2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец

19 И взял себе Ламех две жены; имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. 20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. 21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. 22 Цилла также родила Тувалкаина, который был кузнецом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

Строго говоря, период, начавшийся вслед за шестью днями творения, выходит за пределы тематики этой книги. Стоит, тем не менее, включить в нее некоторые моменты из следующей главы Книги Бытия, дабы показать, что соответствие между современной наукой и библейским текстом не ограничивается шестью днями творения.

 

ВОПРОСЫ

 

По завершении шести дней творения. Книга Бытия продолжает рассказ о раннем периоде истории человека. Археологические события, описанные в четвертой главе Бытия, представляются в высшей степени проблематичными.

Сыновья Адама, читаем мы, занимались земледелием и скотоводством (4:2), что, по-видимому, должно означать, будто бы оба эти вида деятельности зародились одновременно и именно в этот период. Далее мы читаем, что сыновья Ламеха были зачинателями обработки металлов и изготовления музыкальных инструментов (4:21-22). Хорошо известно, что к этим важнейшим технологическим и культурным достижениям человек шел постепенно, на протяжении десятков тысяч лет. Утверждение, будто бы эти сложные изменения произошли в человеческом обществе внезапно, всего несколько тысяч лет назад, полностью противоречит данным, накопленным археологией.

Таков распространенный взгляд на вещи. А теперь обратимся к научным данным, которые дают библейскому тексту объяснение, вполне отвечающее требованиям современной науки.

 

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И СКОТОВОДСТВО

 

В предыдущей главе мы подробно описали "культурный переворот", который совершился десять тысяч лет назад и который археологи называют "Сельскохозяйственной Революцией".1 Любопытно, что зачатки земледелия тесно связаны с зачатками скотоводства.2

Найденные при раскопках предметы и анализ пыльцы растений... из Турции, Сирии, Ирака и Ирана показывают, что человек начал приручать животных и культивировать зерновые примерно в одно время.3

Наряду с посадками диких зерновых, имеется множество указаний на то, что человек приручал диких коз и овец, а также ослов и собак. Таким образом, первобытное сельское хозяйство было, скорее всего, смешанным.4

Тесная связь земледелия со скотоводством явилась неожиданностью. "Не один видный ученый задавался вопросом, что означает одновременное зарождение культивации зерновых и скотоводства с самого начала Сельскохозяйственной Революции - было ли то случайное совпадение, или на то были фундаментальные причины".5

Причины по-прежнему остаются спорными, однако факты очевидны: археологическая летопись показывает, что земледелие и скотоводство зародились одновременно, положив начало Сельскохозяйственной Революции.

 

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

 

Древнейшие признаки обработки металлов, найденные при раскопках, относятся к так называемому Медному веку, наступившему после Сельскохозяйственной Революции.6 В то время человек ковал и обрабатывал самородные металлы - в основном, медь.

Древнейшее изображение струнного музыкального инструмента - лютни - найдено было на двух цилиндрических глиняных печатях, относящихся к Аккадской династии в Мессопотамии (ок. 5000 лет назад).7

Хотя духовые инструменты появились очень давно, первые флейты были очень примитивны и представляли собой попросту полую трубку. Со временем в них начали делать отверстия для пальцев, позволявшие извлекать из инструмента различные ноты. Такие усовершенствованные флейты появились впервые после Сельскохозяйственной Революции.8

Иными словами, и обработка металлов, и изобретение струнных инструментов, и появление менее примитивных духовых инструментов - все это относится к одному и тому же времени, а именно, после начала Сельскохозяйственной Революции.

 

БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ

 

Итак, мы описали некоторые из новейших открытий в археологии. Теперь мы имеем возможность сопоставить библейский текст с данными современной науки.

Сельскохозяйственная Революция выражалась в том, что человек начал выращивать съедобные растения и, одновременно, разводить домашних животных. ("Земледелие и скотоводство появились примерно в одно время."9) Одной из самых поразительных черт этой революции была быстрота, с которой происходили эти коренные культурные изменения. ("Нельзя не поражаться тому, как быстро совершился переход."10) Эти события вполне сопоставимы с библейским описанием (Бытие, 4:2) семьи Адама, занимавшейся как земледелием, так и скотоводством ("И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец").

Вслед за Сельскохозяйственной Революцией чрезвычайно быстро, одно за другим, появились многочисленные важнейшие технологические нововведения. Среди них и обработка металлов, и изготовление музыкальных инструментов, струнных и духовых. Нетрудно увидеть соответствие этих новых изобретений и приемов, выработанных почти в одно и то же время, библейскому описанию (4:21-22) семьи Ламеха, которая ввела в употребление струнные и духовые музыкальные инструменты ("...Иувал... был отец всех играющих на гуслях и свирели") и обработку металлов ("Цилла также родила Тувалкаина, который был кузнецом всех орудий из меди и железа").

ПРИМЕЧАНИЯ

1. R.J. Braidwood, Scientific American, т. 203, сентябрь 1960,стр. 130-148.

2. В. Gunda, Tools and Tillage, т. 5, 1986, стр. 156.

3. H.H. Lamb, Climate, History and the Modem World (London:Methuen, 1982), стр. 112.

4. R. Pearson, Anthropology (New York: Holt, Rinehart & Winston,1974), стр. 348.

5. J. Troels-Smith, Tools and Tillage, т. 5, 1984, стр. 14.

6. S.L. Semiatin and G.D. Lahoti, Scientific American, т. 245, август 1981, стр. 82; A. Shen-att, ed., The Cambridge Encyclopedia of Archaeology (Cambridge University Press, 1980), стр. 11; J. Dayton, Minerals, Metals, Glaring and Man (London: George Harrap, 1978), стр. 136; N.H. Gale and Z. Stos-Gale, Scientific American, т. 244, июнь 1981, стр.142.

7. D. Collon and A. D. Kilmer, in Music and Civilisation, ed. by T.C. MitcheU (British Museum Publications, 1980), стр. 13.

8. К. Geiringer, Instruments in the History of Western Music (London: George Alien & Unwin, 1978), стр. 29-30.

9. S.L. Washbum, Scientific American, т. 239, сентябрь 1978,стр. 154.

10. E.A. Hoebel and T. Weaver, Anthropology and the Human Experience (New York: McGraw-Hill, 1979), стр. 195.

 

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

В этой главе, заключающей книгу, мы рассмотрим несколько тем, связанных с нашим анализом первой главы Книги Бытия.

 

НАУКА И КНИГА БЫТИЯ

 

Целью настоящей книги было показать соответствие, которое существует между современной наукой и буквальным прочтением первой главы Книги Бытия. Приведенный здесь анализ наглядно демонстрирует, что многие строфы Библии могут быть поняты в контексте современной научной мысли. Разумеется, мы не беремся утверждать, что всему уже дано объяснение. Мы скорее рассматриваем данную работу как еще один шаг к пониманию той гармонии, что существует между библейским текстом и наукой двадцатого века. Хотя сделать остается еще очень много, результаты этого шага обнадеживают.

На протяжении всей нашей работы мы тщательно следили за тем, чтобы производимый нами анализ подкреплялся научными идеями, прочно обоснованными и подтвержденными в процессе многочисленных изысканий. Тем не менее, отдельные части этого анализа неизбежно потребуют пересмотра по мере того, как будут накапливаться новые научные сведения. И все же мы полагаем, что целостность основной модели сохранится. А научные познания будущего лишь помогут более четкому и глубокому пониманию тех мест в Библии, которые пока еще не вполне ясны.

 

БИБЛЕЙСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

 

Как уже упоминалось в главе "Введение", в настоящей работе мы придерживаемся того принципа, что шесть дней творения не представляют собой шесть отрезков времени по двадцать четыре часа каждый. Это скорее шесть фаз в развитии Вселенной — от первоначального сотворения мира и до появления человека. Более того, мы показали, что такой подход совпадает с точкой зрения многих традиционных комментаторов Библии. И все же остается вопрос: если под словом "день" не подразумевается отрезок времени в двадцать четыре часа, то почему в первой главе Книги Бытия везде употреблено именно это слово?

Понять это легче всего в контексте первых трех стихов второй главы, где говорится о седьмом дне — о Субботе. Этот день определен как священный, ибо он знаменовал окончание сотворения Вселенной.1 Связь Субботы с сотворением мира подчеркивается и в Десяти Заповедях. Там говорится, что седьмой день был освящен Богом как еженедельное напоминание о том, что Бог сотворил Вселенную (Исход 20:8-11). Суббота, однако, есть реальный день, состоящий из двадцати четырех часов. И поэтому о шести фазах творения тоже говорится, как о "днях", дабы укрепить связь между Субботой и сотворением мира.

 

"ШЕСТЬ ДНЕЙ"

 

Шесть фаз развития Вселенной — "шесть дней" — разделяются на два цикла. Первый цикл, включающий в себя четыре фазы, связан с образованием инфраструктуры мира, необходимой для существования и благополучия человека. Второй, состоящий из двух фаз, связан с возникновением животного мира и его кульминацией - появлением человека. Образование инфраструктуры Вселенной разделено в Книге Бытия на следующие четыре фазы:

День первый: сотворение мира;

День второй: образование Солнечной системы;

День третий: образование материков и океанов на Земле; появление зеленых растений;

День четвертый: установление времен года в знакомой нам форме.

Следует упомянуть, что библейский порядок этих четырех фаз соответствует той последовательности, в которой эти события происходили на самом деле.

Образование животного мира, завершившееся появлением человека, разделено в Книге Бытия на следующие две фазы:

День пятый: морские и крылатые животные;

День шестой: млекопитающие и другие обитатели суши; человек.

Интересно отметить, что библейский текст трактует образование растений совершенно иначе, нежели образование животного мира. Разумеется, с биологической точки зрения существенной разницы между растениями и животными нет. Но Книга Бытия — не учебник по биологии. Она рассматривает растения как объекты, призванные служить человеку, снабжая его пищей, одеждой (лен, хлопок), укрытием от непогоды (дерево) и т.д. Поэтому растительный мир относится к одной из четырех фаз образования инфраструктуры Вселенной, входящих в первый цикл. В отличие от растений, животные описываются в Книге Бытия как живые существа, разделяющие эту особенность с человеком. Поэтому животный мир принадлежит к одной из двух фаз второго цикла, связанного с человеком.

 

ТВОРЕНИЕ

 

Выражение "Бог сотворил" появляется в первой главе Книги Бытия три раза. Эти слова в библейском тексте описывают три различных акта творения:

сотворение Вселенной

сотворение животной жизни

сотворение человека

Фраза "В начале сотворил Бог" (1:1) означает сотворение мира посредством порождения первичного огненного шара ("Да будет свет"), с которого началось существование физического мира (большой взрыв). Это - единственный акт физического творения (творения ex nihilo}, упомянутый во всей первой главе.Фраза "И сотворил Бог большие существа морские..." (1:21) относится к первым живым существам.2 Глагол "сотворил" обозначает в этом контексте акт наделения жизнью неживой материи, т.е. превращения ее в нечто фундаментально новое.

Фраза "И сотворил Бог человека" (1:27) относится к Современному Человеку. В этом контексте глагол "сотворил" обозначает наделение Современного Человека уникальными интеллектуальными и творческими способностями, которые поставили его особняком среди всех прочих видов животного мира. Умственные способности человека неизмеримо превосходят умственные способности животных, качественно отличаются от них. В этом смысле человек является совершенно иным существом. Интеллектуальные способности человека позволили ему занять главенствующее место на нашей планете.

За исключением этих трех актов творения, все рассказанное в Библии о возникновении Вселенной может быть объяснено в свете известных нам законов природы. Но этим трем актам, по крайней мере на сегодняшний день, научного объяснения нет.

 

СИМВОЛ ВЕРЫ

 

Будучи верующим евреем, я испытываю потребность в заключение этой книги изложить свои взгляды по поводу проделанного в ней анализа. Как профессионального ученого, меня глубоко волнует - более того, вдохновляет - возможность установить соответствие между современной наукой и Книгой Бытия. Я хотел бы, однако, подчеркнуть, что религиозным евреем меня делает не это. Я принял на себя обязательство исполнять божественные заповеди в том виде, как они истолкованы традиционными еврейскими авторитетами. Даже если бы я обнаружил, что традиционный иудаизм представляется несовместимым с теми или иными аспектами современной науки, это никоим образом не ослабило бы моего внутреннего обязательства. Вопросы я считаю стимулом дальнейшего изучения — а не поводом к отчаянию, и уж, разумеется, не поводом к отречению от веры. А вот отсутствие всяких вопросов было бы, действительно, тревожным симптомом. Как при изучении библейского текста, так и при научном исследовании, постоянный поиск необходим для углубленного понимания предмета. Как подчеркивали наши мудрецы, "тот, кто боится задавать вопросы, ничему не учится".3

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Может возникнуть вопрос, почему три стиха, относящиеся к седьмому дню, т.е. к Субботе, помещены во второй главе? Эти стихи отмечают завершение библейского рассказа о сотворении мира, и следовало бы ожидать, что их место — в конце первой главы. На этот счет имеется интересное объяснение, гласящее, что в еврейском разделении Книги Бытия на главы (см., например, издание Корена) они были помещены в конце первой главы, именно там, где им и положено быть. Однако практически везде, в том числе и почти во всех современных текстах на иврите, уже очень давно принято пользоваться католической Vulgate.

2. Разумеется, библейский текст не упоминает микробов и простейшие организмы, не видимые невооруженным глазом.

3. Мишна, Авот, гл. 2, разд. 5.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭРЫ И ПЕРИОДЫ

 

КОММЕНТАТОРЫ БИБЛИИ

 

Краткие сведения о комментаторах Библии, упоминаемых в тексте.

МАЛЬБИМ (1809-1879)

Рабби Меир Лейб бен Йехиель Михаель (инициалы на иврите — Мальбим). Комментатор Библии. Был раввином в нескольких крупных еврейских общинах Восточной Европы. Писал комментарии к Торе с целью ослабить влияние реформистского иудаизма, которое весьма усилилось в то время.

ОНКЕЛОС (второй век н.э.)

Жил в Палестине при римлянах, в поздний период Второго Храма. Автор классического перевода Библии на арамейский язык.

РАДАК(1160-1235)

Рабби Давид Кимхи из Прованса, юг Франции. Один из величайших знатоков грамматики иврита и комментаторов Библии. В его комментариях особо подчеркивается буквальное значение текста и его грамматическая конструкция.

РАМБАН(1194-1270)

Рабби Моше бен Нахман из северной Испании. Талмудист, комментатор Библии и врач. Хотя деятельность его протекала в Каталонии, на севере Испании, был признанным духовным лидером среди еврейских общин всего мира. К концу жизни поселился на земле Израиля.

РАШИ(1040-1105)

Рабби Шломо бен Ицхак из северной Франции. Величайший комментатор Библии и Талмуда. Среди его учеников и последователей было немало крупных ученых, в том числе его знаменитые внуки Рашбам и Раббейну Там.

СААДИЯ ГАОН (882-942)

Рабби Саадия бен Йосеф, жил в Египте и Вавилоне. Величайший из ученых мужей позднего Вавилона. Руководитель вавилонской еврейской общины, философ и комментатор Библии. Пресек распространение влияния караимов в Вавилоне.

СФОРНО (ок. 1470-1550)

Рабби Овадия бен Яаков, жил в Италии. Комментатор Библии и врач. Его комментарии к Торе уделяют особое внимание вопросам нравственности и веры.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.