Анализ внешней среды развития предпринимательства — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Анализ внешней среды развития предпринимательства

2018-01-29 299
Анализ внешней среды развития предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ внешней среды развития предпринимательства

 

август 1998

 

Данное исследование выполнено Ресурсным
центром малого предпринимательства совместно
c Euroconsultants S.A. - European Profiles S.A. Consortium (Greece)

 

 

 

август 1998 года

Ó1998 Служба Тасис Генерального Директората IA, Европейская Комиссия

Все права защищены

Репродуцирование (воспроизведение) любым способом, распространение или

передача данного издания могут быть осуществлены только с предварительного

письменного согласия Европейской Комиссии, Генеральный директорат IА Тасис.

Заявки на репродуцирование данного издания направлять по адресу:

 

Ресурсный центр малого предпринимательства,

Москва 101000 Центральный почтамт, а/я 381

 

Сведения, выводы и толкования, содержащиеся в настоящем издании, не могут рассматриваться как отражающие официальную позицию Европейской Комиссии

 


Проект Тасис SMERUS9501 Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства  

 

Проект Tасис SMERUS 9501:

"Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства"

Основные направления деятельности Ресурсного центра малого предпринимательства

 

Информация:   Ресурсным центром разработаны и доступны через Интернет следующие базы данных:   - Описание имеющейся информации по МП (базы данных, информация в Internet, проведенные исследования). - Лучшая практика структур поддержки малого предпринимательства в России. - Лучшая практика малых предприятий. - Лучшая практика Европейского Союза в области МП. - Адреса и функции структур поддержки малого предпринимательства в России, а также описание их информационных ресурсов. - Статистические показатели по МП, рассчитываемые Ресурсным центром.
Исследования, рекомендации, консалтинг:   Исследования проводятся в шести областях:   1. Анализ динамики малого предпринимательства и эффективности малого бизнеса как сектора экономики на основе существующих статистических показателей. Сравнение систем статистического учета малых предприятий России и промышленно развитых стран. 2. Участие малых предприятий в системе государственных заказов 3. Анализ внешней среды развития малого предпринимательства. 4. Законодательное регулирование развития малого предпринимательства 5. Инновационные процессы в малом предпринимательстве 6. Новые финансовые технологии в малом предпринимательстве На основе проведенных исследований вырабатываются рекомендации по совершенствованию политики в сфере малого предпринимательства.
Обучение: Проведение конференций, семинаров и учебных программ по вопросам малого предпринимательства.
Публикации: Разработка, печать и распространение материалов по различным тематикам в области малого предпринимательства.
Координация проекта: Координация работы осуществляется Координационным Советом, в состав которого входят представители ЕС, федеральных структур поддержки малого предпринимательства России и иностранных фирм.
Реализация проекта: EUROCONSULTANTS S.A. (Греция) – EUROPEAN PROFILES S.A Consortium (Греция) – техническое руководство и координация "Institut fur Gewerbe und Handwerksforschung" (Австрия) London Business School (Великобритания)

 

 


 

Что такое Тасис

Тасис - это программа, разработанная Европейским Союзом для Новых Независимых Государств и Монголии в целях содействия развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей между Европейским Союзом и этими странами-партнерами. Цель Программы состоит в поддержке усилий стран-партнеров по созданию обществ, основанных на политических свободах и экономическом процветании.

Тасис идет к этой цели путем предоставления субсидий (безвозмездного финансирования) для передачи ноу-хау, оказывая поддержку процессу перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.

В течении первых шести лет своей деятельности, т.е. с 1991 по 1997 гг., Тасис безвозмездно предоставил своим партнерам 3 млрд. 390 млн. ЭКЮ, что позволило приступить к осуществлению более 2 500 проектов.

В тесном взаимодействии со странами-партнерами Тасис определяет, каким образом должны расходоваться средства. Это позволяет Тасис осуществлять финансирование в соответствии с политикой реформ и первоочередными задачами каждой конкретной страны. В контексте более широких международных усилий Тасис работает в тесном взаимодействии также с другими донорами и международными организациями.

Тасис передает ноу-хау, которым располагают государственные и частные организации самого широкого спектра, что позволяет сочетать опыт рыночной экономики и демократии с профессиональными навыками и знаниями на местах. Ноу-хау передается в форме консультирования по вопросам политики, направления групп экспертов, проведения исследований и профессиональной подготовки, путем создания и реформирования правовой и нормативной базы, институтов и организаций, установления партнерских отношений, создания сетевых структур, породнения, реализации пилотных проектов. Тасис выполняет также роль катализатора, поскольку открывает доступ к средствам основных кредиторов благодаря проведению прединвестиционных исследований и подготовке технико-экономических обоснований.

Тасис содействует пониманию и должной оценке демократии и социально-экономической системы, ориентированной на рынок, путем поощрения связей и прочных отношений между организациями в странах-партнерах и их коллегами Европейском Союзе.

Основными приоритетными областями, финансируемыми Тасис являются: реформирование системы государственного управления, реструктуризация государственных предприятий и развитие частного сектора, развитие инфраструктур транспорта и связи, энергетика, ядерная безопасность и охрана окружающей среды, создание эффективной системы производства, переработки и распределения продуктов питания, развитие социальных услуг и образования. Каждая страна выбирает приоритетные сектора, исходя из своих потребностей.

 


Данное исследование проведено в рамках проекта технического содействия Европейского Союза экономическим преобразованиям в Российской Федерации (программа Тасис) – SMERUS9501 «Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства».

 

Исследование проведено следующими специалистами:

 

Харалампос Панориос – консультант – экономист;

Димитрис Кардасис – Руководитель группы экспертов по проекту Тасис SMERUS9501 «Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства»;

к.э.н. Александр Виленский – директор Института проблем малого предпринимательства Высшей школы экономики;

д.э.н. Евгений Бухвальд - заместитель директора Института проблем малого предпринимательства Высшей школы экономики;

к.э.н. Татьяна Алимова - ведущий эксперт по исследованиям в области малого предпринимательства Ресурсного центра малого предпринимательства;

Галина Ермилова - эксперт по исследованиям в области малого предпринимательства Ресурсного центра малого предпринимательства.

 

В ходе работы над исследованием были проведены консультации с представителями следующих организаций, осуществляющих практическую и экспертную деятельность в области лизинговых, информационных, консалтинговых и обучающих услуг в сфере малого предпринимательства:

 

1. Московское агентство по развитию предпринимательства (МАРП):

Директор регистрационного центра - г-н Лабудько В.А.

Менеджер по трейнингу - г-жа Бровко О.А.

 

2. Московская лизинговая компания:

Зам. Генерального директора - г-н Коломейцев В.А.

 

3. ОАО "Национальный лизинговый центр":

Начальник юридического отдела - г-жа Филатова Т.В.

Специалист отдела активных операций и финансового лизинга - г-н Рагозин И.В.

 

4. Московский центр деловой информации "БИНЕК":

Генеральный директор - г-н Бондарев А.С.

 

5. Российский независимый институт социальных и национальных проблем:

Зам. директора Института, Директор Центра социально-экономических исследований - д.э.н., проф. Чепуренко А.Ю.

 

6. Институт экономики Российской Академии наук:

Руководитель научного Центра экономической социологии - г-н Радаев В.В.

 

7. "Морозовский проект"

Руководитель обученческих программ - г-н Кушель А.А.

г-н Еримихин Б.М. (лизинговые проблемы)

 

8. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса

Президент - Ермаков В.П.

 

9. Корпорация "Российская информационная сеть делового сотрудничества"

Эксперт Дирекции информационных ресурсов - г-н Лиховайдо В.

 

Благодарим Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства за любезно предоставленную информацию по теме исследования.

РЕЗЮМЕ

Российский опыт

В порядке анализа и обобщения российского опыта в докладе рассмотрены нормативно-правовые материалы федерального и, частично, регионального уровня - как общего регулирующего плана для отдельных сфер деятельности, так и специально адресованные практике развития и государственной поддержки МП по таким направлениям, как лизинговые операции, информационное обеспечение деятельности МП, консалтинг МП и обучение предпринимательских кадров для МП.

Информационная поддержка МП

Опыт стран ЕС показывает, что обеспечение МП информацией является необходимым условием для их развития и интеграции на европейском и международном уровнях. Доступ к информационному рынку, создание сетей делового сотрудничества, программ партнерства составляет главный инструмент для европейских МП по освоению ими широкого рынка как внутри ЕС, так и вне его. «Directorate General XXIII» как специализированное подразделение ЕС вело практические действия в направлении распространения информации для МП, занималось координированием этого направления политики в отношении МП в рамках ЕС.

В информационной сфере практическую помощь европейским МП оказывают такие институты, как Евро-Инфо-Центры (EICs)(возможности европейского и мирового рынка), а также две сети для поиска партнерских связей (BC-NET) и Бюро обслуживания компаний (BRE). Членами этих сетей являются частные и общественные организации, работающие на местном уровне, такие как ТПП, профессиональные организации, агентства регионального развития, центры инноваций, консалтинговые фирмы, банки и т.д.

Существуют два официальных мероприятия в области информационно-деловой поддержки МП, которые для расширения своих хозяйственных связей не ищут вмешательства особого посредника - это такие программы, как «Европартенариат» (Europartenariat) и «Интерприза» (Interprise).

Консалтинг для МП

Поддержка с помощью внешних экспертов является очень важной для развития европейских МП, т к. многим из них не хватает необходимых навыков для успешной конкуренции на рынке. Хотя существует несколько различных барьеров, которые ограничивают использование услуг по внешнему консалтингу для МП, наиболее существенным из них, как показывает опыт стран ЕС, является стоимость услуг. В этой связи проводимая в ЕС политика ориентируется на обеспечение МП экспертными советами и услугами консалтинга при пониженных гонорарах.

Подразделение ЕК DG XVI по региональной политике разработало концепцию Центров Бизнеса и инноваций (Business and Innovation Centres (BIСs). BICs стали консультантом по бизнесу и инновациям для МП как для EC, так и для стран третьего мира. BICs являются местной или региональной партнерской структурой, которая обеспечивает МП всем диапазоном необходимых услуг, делая акцент на инновациях для индустрии или услугах для индустрии. BICs включают команду экспертов с высокими знаниями в области бизнеса, способных организовать персональный консалтинг для МП или направлять их в сети профессиональных консультантов, расположенных в данном регионе. Однако несколько таких центров в дальнейшем развились в систему бизнес-инкубаторов, а некоторые даже предоставляют МП необходимый им стартовый капитал.

Действуют также программы, которые нацелены на обеспечение МП теми услугами по консалтингу, которые сделают более легкими международное сотрудничество МП и создание ими совместных предприятий.

Обучение для МП

В соответствии с исследованиями, поведенными в ЕС, главными проблемами развития систем обучения для МП является:

· недостаточное внимание к обучению со стороны самих МП. Обучение чаще проводится в больших компаниях, частично потому что имеющиеся программы обучения не адаптированы под нужды МСП;

· наличие препятствий в отношении занятости в секторе МП, поскольку количество создаваемых рабочих мест не всегда создает достаточно стимулов к масштабному обучению персонала.

Деятельность по обучению, направленная на нужды МП, финансируется в рамках нескольких программ ЕС, а также специализированных фондов, включая Европейский Социальный фонд или Фонд Леонардо да Винчи.

Европейский социальный фонд финансирует системы обучения для МП по развитию персонала. Фонд Леонардо да Винчи, используя европейский опыт, осуществляет обучение для МП, направленное на повышение профессионального уровня персонала, в т.ч. и с помощью финансирования пилотных проектов.

2.5 Общие выводы и рекомендации по европейскому опыту

Обобщение опыта стран ЕС показывает существование в РФ нескольких критических факторов для расширения участия МП в сфере лизинговых отношений.

В контексте благоприятной макроэкономической среды предполагается бюджетная и ценовая стабильность, неизменные цены на капитал и обмен валюты (валютный курс), конкурентоспособный рынок и доступность долгосрочного и текущего финансирования на местном уровне. В числе специальных условий следует обратить внимание на следующее:

· четкое определение в рамках лизинговой сделки прав и обязанностей арендующих сторон и арендодателя;

· автоматическое право вступление в права собственника лизинговой компанией, если МП потерпело крах;

· право МП эксплуатировать полученное по лизингу оборудование без ограничений.

· возможность вычитать лизинговые платежи из налога, уплачиваемого МП.

Совершенствование мер содействия МП через системы информации, консалтинга и обучения должно, как показывает опыт ЕС, ориентироваться на специфические нужды различных категорий МП.С этой целью эксперты ЕС предлагают провести дифференциацию по следующим группам МП:

· стартовые и медленно растущие МП;

· быстро растущие МП;

· МП, ориентированные на субконтрактные отношения с крупными иностранными и отечественными компаниями, прежде всего, ориентированными на экспорт;

· МП, занятые торговлей.

Для каждой из этих групп МП в докладе предлагаются особые подходы и целевые установки в области информационного обеспечения, предоставления услуг консалтинга и обучения, что в целом позволяет добиться большей действенности мер поддержки всей среды малого предпринимательства в целом.


Содержание

 

Введение_ 4

Часть 1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 6

II. Оценка ситуации представителями малого предпринимательства, а также организаций, оказывающих лизинговые, информационные, консалтинговые услуги и ведущих подготовку кадров для малых предприятий_ 6

1. Оценка ситуации в области рынка услуг финансового лизинга. 6

1.1 Потребность в лизинге. 6

2. Оценка ситуации в области рынка информационных услуг. 10

2.1 Потребность в информационном обслуживании МП.. 10

2.2 Проблемы информационного обеспечения. 11

3. Оценка ситуации в области рынка консалтинговых услуг. 13

4. Оценка ситуации в области услуг по обучению и переподготовке кадров для малого предпринимательства 15

4.1 Потребность в кадрах. 15

4.2 Проблемы и трудности обучения кадров для малых предприятий. 17

III. Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление «узких мест», препятствующих формированию благоприятной «внешней среды» развития российского малого предпринимательства_ 19

1. Нормативно-правовое обеспечение рынка услуг в области финансового лизинга. 19

1.1 Лизинг: особенности лизинга как формы хозяйственных отношений и тенденции его развития в российских условиях. 19

1.2 Действующая нормативно-правовая база в области лизинговых услуг: формирование, состояние, недостатки 24

1.3 Новый Федеральный закон «О лизинге» и проблемы учета интересов малого предпринимательства в сфере лизинговых услуг. 29

1.4 Формирование региональной нормативно-правовой базы по лизинговым отношениям.. 30

2. Нормативно-правовое обеспечение в области информационных услуг. 37

2.1 Развитие систем информационного обеспечения российского малого предпринимательства. 37

2.2 Нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения российского малого предпринимательства 41

2.3 Формирование региональной нормативно-правовой базы по информационному обеспечению.. 43

3. Нормативно-правовое обеспечение рынка консалтинговых услуг. 47

3.1 Особенности консалтинговых услуг как элемента внешней среды малого предпринимательства. 47

3.2 Нормативно-правовое регулирование консалтинговых услуг для российского малого предпринимательства 49

4. Нормативно-правовое обеспечение деятельности систем обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства. 52

4.1 Текущее состояние систем обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства. 52

4.2 Нормативно-правовое регулирование бизнес - обучения для российского малого предпринимательства 52

5. Перечень использованных нормативных документов. 59

5.1 Базовые нормативно-правовые документы.. 59

5.2 Федеральные законы.. 61

5.3 Указы Президента Российской Федерации. 61

5.4 Постановления Правительства Российской Федерации. 61

5.5 Прочие нормативные акты федерального уровня. 62

5.6 Нормативные акты регионального уровня. 63

5.7 Прочие документы.. 64

6. Рекомендации по совершенствованию нормативно-правового обеспечения, регулирующего формирование и функционирование благоприятной «внешней среды» развития российского малого предпринимательства 64

6.1 Общие рекомендации в области нормативно-правового обеспечения. 65

6.2 В области нормативно-правового обеспечения рынка услуг финансового лизинга. 66

6.3 В области нормативно-правового обеспечения информационных услуг. 70

6.4 В области нормативно-правового обеспечения рынка консалтинговых услуг. 71

6.5 В области нормативно-правового обеспечения деятельности систем обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства. 72

Часть 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕС_ 75

III. Лизинг как метод финансовой инженерии_ 75

III.1. Общая часть. 75

III.2. Роль ЕС в финансировании малых предприятий.. 75

III.3. Политика ЕС по облегчению доступа МП к частным финансовым ресурсам.. 77

III.4. Лизинг для малых предприятий.. 81

IV. Информация_ 84

IV.1. Общая часть. 84

IV.2. Распространение информации посредством информационных центров. 86

IV.2.1. Евро-Инфо-Центры (EIC) 86

IV.2.2. Бизнес - Поисковые Сети (BC-NET & BRE) 91

IV.2.3. Содействие прямым контактам через программы партнерства. 94

IV.2.4. Развитие субподряда. 96

V. Консалтинг_ 97

V.1. Общие положения. 97

V.2. Политика ЕС.. 98

V.2.1. Бизнес- и Инновационные Центры (BIC) 98

V.2.2. Консалтинговые услуги для содействия доступу МП на новые рынки. 100

VI. Обучение_ 102

VI.1. Общая часть. 102

VI.2. Политика ЕС.. 104

VII. Рекомендации_ 106

VII.1. Лизинг 106

VII.2. Информация и консалтинг. 107

VII.3. Обучение 108

VII.4. Общие рекомендации по видам МП.. 111

VIII. Приложение: Лизинговое законодательство в странах Западной Европы 114

IX. ЛИТЕРАТУРА_ 116

Заключение 117

 

Введение

Современный этап государственной политики развития и поддержки российского малого предпринимательства отмечен понимаем комплексного характера названной задачи, успешно решаемой только на основе тесной взаимоувязки всех составляющих этой политики, т.е. практических мер, охватывающих вопросы финансовой и имущественной поддержки, формирования целевых институциональных и рыночных структур, ликвидации бюрократических препонов и обеспечения безопасности предпринимательства и пр. Органичным элементом названной политики выступают усилия по формированию целостной внешней среды развития российского малого бизнеса, важным элементом которой является нормативно-правовое обеспечение, составляющее юридическую основу или рамки как развития самого малого бизнеса, так и осуществления мер его государственной поддержки. Последнее охватывает как общие вопросы государственной политики в отношении малого предпринимательства в целом, так и более детально - отдельные сферы внешней среды развития малого предпринимательства и осуществления мер его государственной поддержки (финансовая поддержка, имущественная поддержка, информационное обеспечение и пр.).

Объектом данного исследования являются следующие составляющие внешней среды малого предпринимательства: сфера финансового лизинга, информационные услуги, консалтинговые услуги, услуги по обучению и переподготовке кадров для малого предпринимательства. Цель данного исследования в том, чтобы на основе анализа и обобщения фактически сложившейся ситуации определить направления дальнейшего совершенствования нормативно-правового обеспечения как одной из ключевых составляющих внешней среды развития российского малого предпринимательства и осуществления мер егогосударственной поддержки. Сказанное касается как федерального, так и в еще большей мере - регионального уровня нормативно-правового регулирования сферы малого предпринимательства.

В настоящем исследовании рассматриваются в основном нормативно-правовые материалы[2] федерального уровня. В ряде случаев привлечены нормативно-правовые материалы регионального уровня (т.е. уровня субъектов Российской Федерации) с целью выявить наиболее позитивный опыт и показать существенные различия, имеющиеся в области нормативно-правовой базы развития и государственной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.

Специфика рассматриваемой проблемы в том, что одни элементы внешней среды развития и поддержки малого предпринимательства имеют формально весьма объемное, хотя в действительности достаточно противоречивое нормативно-правовое регулирование (это касается, например, вопросов налогового режима для малых предприятий). Напротив, другие элементы внешней среды охвачены нормативно-правовым регулированием (особенно на региональном уровне) лишь частично, зачастую в минимальном объеме. Последнее в полной мере касается тех сфер, которые затронуты в данном исследовании (лизинговые отношения, информационное обеспечение, консалтинг и образовательные услуги для МП).

В соответствии с поставленной задачей, анализируются как нормативно-правовые документы, целевым образом адресованные практике развития и государственной поддержкималого предпринимательства, так и документы, целостно регулирующие тот или иной вид деятельности вне специфики малого предпринимательства как особого слоя участников данных хозяйственныхотношений (например, сферы лизинговых отношений, процессов информационного обеспечения, обучения и пр.). Это связано с тем, что в большинстве случаев те или иные системы предоставления деловых услуг, составляющих важный компонент внешней среды развития российского бизнеса (лизинговых, информационных, консалтинговых и - в меньшей мере - образовательных услуг), ориентированы скорее на всю предпринимательскую среду, нежели специально на сферу малого предпринимательства.

Рассматриваемые нормативно-правовые материалы анализируются с точки зрения, во-первых, полноты охвата основных проблем развития лизинговых отношений, систем информационного обслуживания, консалтинговых и образовательных услуг как важных элементов, формирующих внешнюю среду развития российского малого предпринимательства. Во-вторых, с точки зрения взаимной дополняемости и согласованности отдельных нормативно-правовых документов, гибкости и соответствия реалиям быстро меняющейся ситуации с развитием российского малого предпринимательства. В-третьих, с позиции основных факторов эффективности действия тех или иных нормативно-правовых документов или причин их ограниченной действенности.

Анализ состояния и перспектив развития нормативно-правовой базы по тому или иному вопросу развития малого предпринимательства и систем его государственной поддержки не может рассматриваться в отрыве от реального положения дел в той или иной области удовлетворения запросов малого предпринимательства, а также иных (помимо сугубо правовых) причин, сдерживающих возможности оказания эффективной многосторонней поддержки малому бизнесу как на федеральном, так и на региональном уровне. Это обусловило необходимость исследовать выбранные сферы внешней среды малого предпринимательства не только с точки зрения их нормативно-правового регулирования, но и с позиции оценок собственно предпринимателей. На основе результатов ряда опросов руководителей малых предприятий и представителей организаций, предоставляющих лизинговые, информационные, консалтинговые услуги, ведущих подготовку кадров для малых предприятий, в исследовании дана оценка текущего состояния и динамики развития указанных выше рынков, выявлены основные барьеры, препятствующие эффективному доступу к перечисленным услугам для субъектов малого предпринимательства.

Наряду с анализов нормативно-правового регулирования составных частей внешней среды российского малого предпринимательства в исследовании дан развернутый анализ законодательного регулирования отношений финансового лизинга, рынков информационных, консультационных, обучающих услуг применительно к странам с развитой рыночной экономикой на примере ЕС. Это позволило усилить рекомендации по совершенствованию российского законодательства с учетом адаптации опыта государственного регулирования в рыночной экономике.

Исследование состоит из двух частей. В первой части дан анализ внешней среды развития малого предпринимательства в России. Во второй части – анализ внешней среды развития предпринимательства в странах – участницах ЕС. Каждая из них содержит как констатирующую часть, отражающую текущее состояние внешней среды, так и блок рекомендаций, направленных на ее совершенствование.

 

Часть 1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

II. Оценка ситуации представителями малого предпринимательства, а также организаций, оказывающих лизинговые, информационные, консалтинговые услуги и ведущих подготовку кадров для малых предприятий

Степень важности, актуальности внесения изменений и дополнений в законодательно-нормативную среду развития и поддержки малого предпринимательства напрямую связано с реальной заинтересованностью самих малых предприятий в этих изменениях и дополнениях. С одной стороны, данная заинтересованность возникает тогда, когда малые предприятия понимают, осознают необходимость для самих себя в получении услуг по лизингу, информации, в получении консультаций, в повышении квалификации собственных кадров. С другой стороны, малые предприятия должны осознать и то, что действующие законы и нормативные акты не позволяют им в должной мере реализовать свою заинтересованность в соответствующих услугах. В услугах, являющихся, одновременно существенными ресурсами потенциального саморазвития малых предприятий.

Возможно и внесение изменений и дополнений в соответствующее законодательство по инициативе специалистов в области государственной поддержки малых предприятий, а также специалистов организаций, оказывающих соответствующие услуги малым предприятиям. Обоснованность их позиций должна опираться на профессиональное понимание ими тех дополнительных возможностей, которые их полновесные услуги открывают для малых предприятий. Всеобъемлющее осознание самими малыми предприятиями необходимости выдвигаемых специалистами законодательных изменений придет к ним позже, когда они на собственной практике, на примере соседних фирм увидят и убедятся в необходимости этих услуг для себя.

Рассмотрим выявляемую в ходе опросов номинальную потребность в этих услугах для малых предприятий и возможность их получения[3].

Потребность в лизинге

По результатам опросов, проведенных ИСАРП в период с сентября 1996 г. по февраль 1997 г. по проблемам государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне (Тульская область, г. Тула, Ивановская область, Республика Коми), выяснилось, что такую форму государственной поддержки как создание лизинговых компаний высоко оценивает менее 30% респондентов. По данным выборочных обследований по городам, проведенным Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИСиНП) в 1997 г. лизингом интересуются лишь менее 1/10 респондентов[4]. Все это свидетельствует не только о том, что данное направление поддержки малого бизнеса находится в начальной стадии своего существования, но и об отсутствии в среде предпринимателей должной информации о тех возможностях, которые оно в принципе открывает. Ведь именно лизинг может и должен служить главным способом создания и обновления основного капитала МП.

По результатам региональных опросов ИСАРП свою потенциальную потребность в государственном содействии в лизинге оборудования, как мере косвенной поддержки, предприниматели оценивали примерно в несколько раз ниже, чем в мерах прямой поддержки типа льготного целевого кредитования или снижения уровня местных налогов (11,1%, 46,7% и 62,8% респондентов соответственно). Потребность предпринимателей в государственной поддержке в форме содействия лизингу оборудования располагалась в рейтинге форм государственной поддержки малых предприятий между «обеспечением безопасности»(16,7% респондентов) и «консультации по управлению предприятиями» (10,8% респондентов)[5].

Более подробно об оценке представителями сферы малого бизнеса (в разрезе его отдельных отраслей) потребностей в государственной поддержке сферы лизинговых услуг свидетельствуют приведенные ниже данные табл.1.

Следует отметить, что поскольку вне государственной поддержки сфера лизинговых услуг для малого предпринимательства развита слабо, то мнение о необходимости государственного содействия в этой области в значительной степени отражает общую характеристику оценки малыми предприятиями своей потребности в лизинге.

Таблица 1 отражает произошедшее в 1997 г. падение интереса к государственной поддержке в области лизинга в ведущей сфере малого предпринимательства – в торговле и посреднической деятельности. В производстве средств производства, и промышленном строительстве, где лизинг мог бы играть очень важную роль, падение интереса к нему приблизилось к четырехразовому значению.


Таблица 1.

Оценка малыми предприятиями своих потребностей в государственной поддержке сферы лизинговых услуг (доля позитивно оценивающих потребность в государственной поддержке в общем числе опрошенных, в %)*

отрасли 1996 год 1997 год
     
Производство потребительских товаров 7,0 14,5
Производство средств производства 12,1 3,1
Торговля, посредническая деятельность 5,1 4,6
Финансовые услуги 2,0 -
Бытовые услуги 7,6 13,1
Транспортные перевозки, туризм 4,6 2,9
Информатика, интеллектуальные услуги 13,7 11,7
Промышленное строительство 13,3 3,3
Жилищное строительство   4,2
Инжиниринг, инновационная деятельность 3,7 14,3

Данные, приведенные в Таблице 1, также показывают, что в среде МП снизился интерес к государственному содействию по лизингу и в сфере информатики и интеллектуальных услугах.

Таблица 1 показывает, что в 1997 г. произошло удвоение интереса к лизингу в таких важных сферах как производство потребительских товаров и оказание бытовых услуг (почти удвоение). В сфере инжиниринга и инновационной деятельности интерес к лизингу увеличился почти в 3,5 раза. Все это очень перспективные отрасли малого предпринимательства и, соответственно, рост в них интереса к лизингу является положительным фактом.

Таблица 1 иллюстрирует и отраслевое ранжирование интереса к лизингу. По данным на 1997 г. ведущее место с точки зрения потребностей в лизинге занимали производство потребительских товаров, бытовые услуги и инжиниринг и инновационная деятельность. Наименьшей же интерес к ним проявляют МП сферы финансовых услуг, транспортных перевозок, туризма, промышленного строительства.

Отметим, что падение и без того малого интереса к лизингу наблюдается на фоне усиления тяги к прямым — бюджетным и административным — видам помощи малым предприятиям.

Обращает на себя внимание тот факт, что наибольший интерес к государственной поддержке в форме лизинга оборудования, по результатам регионального опроса ИСАРП, выразили предприятий, находящимся в плохом финансовом состоянии. Предприятия, имеющие хорошее финансовое состояние, вообще не проявили интереса к этой формой поддержки[6].

По данным регионального опроса РНИСиНП в 1997 г. по отношению к предыдущему из четырех обследуемых городов наибольшее падение интереса к государственной поддержке в области лизинга произошло в Москве (около - 80%). Это можно объяснить определенным насыщением Москвы «простыми» лизинговыми услугами, к тому же не имеющими необходимой «пакетной» поддержки. Требуется переход к системе лизинговых услуг более высокого уровня с качественно большим разнообразием типов оборудования, информационного оповещения о возможностях лизинга. Интерес к лизинговой поддержке упал и в Туле. В то же время, наблюдалось трехкратное увеличение интереса к лизингу со стороны МП в Волгограде, а также рост интереса в к нему в Сыктывкаре. Там в период опроса как раз происходило развертывание программ лизинговой поддержки малых предприятий, включающих пропаганду лизинга. Можно говорить об определенной эффективности предпринятых усилий в этих городах.

Что касается наиболее распространенных типов оборудования, на которые малые предприятия предъявляют спрос, то их перечень можно проследить на примере Московской лизинговой компании (МЛК), как наиболее «продвинутой» среди аналогичных российских институтов. Она является одной из не­многих лизинговых компаний, специализирующихся в сфере малого бизнеса. В этой связи в своей работе компания столкнулась с такой проблемой, как многообразие видов оборудования, используемого малыми предприятиями, и необходимость определения приоритетных направлений спроса МП на оборудование. Анализ более чем трехлетней деятельности МЛК выявил шесть основных групп оборудования, наиболее часто запрашиваемых МП в лизинг. В половине случаев клиентов интересовало пищевое и упаковочное технологическое оборудование. Повышенный интерес вызывали также деревообрабат


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.