Оценка ситуации в области рынка консалтинговых услуг — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Оценка ситуации в области рынка консалтинговых услуг

2018-01-29 188
Оценка ситуации в области рынка консалтинговых услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проведенные опросы показывают, что отношение к консультированию у представителей малых предприятий в целом достаточно сдержанное. Так, по опросам ИСАРП, как уже отмечалось, потребность в государственной поддержке в форме консультаций по управлению предприятием есть только у 10,6% респондентов. Правда, эта потребность не сильно различается в зависимости от финансового состояния малых предприятий: она всего на 1/3 выше у предприятий с плохим финансовым положением по отношению к предприятиям с хорошим финансовым положением[11].

Сдержанность в отношении к консалтингу подтверждается и тем, что при ранговой оценке влияния на успех фирмы специальные профессиональные знания заняли последнее место после таких факторов, как деловая активность, размеры накопленного капитала и связи в органах власти[12].

Как показывают обследования, межрегиональные различия в ожиданиях на получение консультаций как формы государственной поддержки весьма велики, например, в Иванове на консалтинг реально рассчитывает почти 75% малых предприятий, в Сыктывкаре же — только 25%[13].

Еще в ходе опроса Института экономики РАН 1993 г. выяснилось, что руководители малых предприятий не испытывали острой потребности в консультациях экспертов - квалифицированных специалистов по конкретным проблемам. На вопрос о том, ощущают ли МП сейчас в решении своих проблем неудовлетворенную потребность в помощи экспертов - специалистов с высшим образованием, - более половины респондентов заявили, что не нуждаются в этом. Потребность в советах экспертов отметил лишь каждый четвертый (остальные затруднились ответить). Лишь 22% руководителей МП смогли ответить, в какой же именно области им необходимы консультации (вопрос задавался в открытой форме)[14].С тех пор ситуация хотя и изменилась, но не сильно.

В отношении областей консультаций по результатам опроса 1993 г. во всех ответах упоминались 16 групп различных специалистов-экспертов (2 руководителя ответили, что помощь им нужна во всех областях). Бесспорными лидерами по спросу были юристы - в них нуждались 37% ответивших на этот вопрос (или каждый пятнадцатый из всей совокупности). На втором месте - финансисты (16% ответивших), затем экономисты широкого профиля (14,5%), бухгалтеры и производственники (по 11,5%), специалисты по налогообложению и внешнеэкономической деятельности (почти по 10%). Нужда в экспертах по прочим областям не превышала 1-2 предприятий. Были названы следующие сферы консультационных услуг: аудит, ценообразование, маркетинг, перспективное планирование деятельности, менеджмент, заключение контрактов, сбор данных, обработка информации, реклама[15].

По опросам РНИСиНП в финансовых консультациях от коммерческих банков в 1996 г. больше всего нуждались малые фирмы в сфере транспорта и туризма (30% против 17% по выборке), в инвестиционном консалтинге — производители средств производства (15,2%). Наконец, контакты с «нужными людьми» - посредниками заботили в основном МП, занимающиеся оказанием финансовых услуг (18,4% при 10,6% в среднем по выборке). Опрос РНИСиНП показал, что с 1995 по 1997 гг. произошло падение потребности МП в консультациях по инвестиционным проектам от коммерческих банков, зато почти удвоилась их потребность в финансовых консультациях[16].

К началу 1997 г. среди малых предприятий, самую большую потребность в финансовых консультациях (20,8% при 14,6% по выборке) испытывали предприятия в жилищном строительстве. Это объясняется сокращением первоначального спроса со стороны высокодоходных групп населения и переходом к строительству жилья для слоев населения со средним доходом, что требует применения более тонких финансовых технологий по мобилизации средств населения на цели финансирования жилищного строительства (приобретение жилья). В инвестиционном консалтинге по-прежнему были наиболее заинтересованы производители средств производства (9,4%) и фирмы, занимающиеся информатикой и интеллектуальными услугами (10,0% — при 4,3% в среднем по выборке) [17].

Как и в случае с информационным обеспечением малых предприятий, пока невелика доля предпринимателей, пользующихся услугами специализированных консалтинговых фирм (10-15%).Это связано, в первую очередь, с ограниченностью собственных финансовых средств малых предприятий.

Из оценок ситуации в сфере консалтинга, полученной из проведенных опросов, прямо следует, что необходимо законодательное закрепление финансовых источников развития сети общедоступных консультационных услуг для малых предприятий. При этом, в перечень льготных консультационных услуг (которые также следует закрепить законодательно, во всяком случае, на уровне субъектов Федерации) необходимо включить самые распространенные, наиболее нужные малым предприятиям виды консультаций и формы их предоставления.

4. Оценка ситуации в области услуг по обучению и переподготовке кадров для малого предпринимательства

Потребность в кадрах

По различным опросам, сегодня почти 70% предпринимателей в возрасте до З5 лет считают, что им необходимы дополнительные знания в области бизнеса [18]. Проблема совершенствования менеджмента, рассматриваемая в контексте других проблем предприятия, важна менее чем для 1/5 малых предприятий, причем эта оценка справедлива для всех групп МП[19].

Различные опросы руководителей малых предприятий показывают особую актуальность всех основных форм и источников формирования управленческих кадров для МП. Так, собственно управленческой деятельностью ранее занималась лишь 1/3 нынешних руководителей, примерно столько же были инженерно-техническими специалистами. Каждый десятый руководитель МП — в прошлом рабочий, учащийся или студент. Таким образом, управленческая деятельность стала новой для значительного числа предпринимателей, при этом подавляющему большинству пришлось осваивать ее практически с нуля либо методом проб и ошибок, либо через системы соответствующего обучения. Отрицательно влияет на эффективность менеджмента в сфере МП и то, что лишь 1/5 руководителей имели предыдущий опыт работы в частном секторе — кооперативах, частных фирмах[20].

Отсутствие соответствующей подготовки и необходимого опыта в области менеджмента приводит к тому, что более 1/3 руководителей предприятий МП не в состоянии сформировать эффективную структу­ру управления, контроля за выполнением поставленных задач и стимулировать продуктивную работу подчиненных. Не случайно, каждому пятому предпринимателю и менеджеру не хватает времени на решение стратегических вопросов. Руководителей, серьезно разрабатывающих стратегию бизнеса, меньшинство, что хорошо видно при углубленном интервьюировании менеджеров сферы малого бизнеса.

Убедительным примером недостаточного уровня квалификации менеджеров в малом бизнесе является то, что даже такие основополагающие понятия менеджмента, как бизнес-план проекта, знакомы далеко не всем. Так, по данным опроса по программам поддержки предпринимательства, только каждый шестой предприниматель в Республике Коми, каждый пятый — в Ивановской области и каждый третий — в Тульской области хорошо знали требования, предъявляемые к разработке бизнес-проектов[21].

Более четкое представление о реальной потребности в совершенствовании подготовки управленческих кадров малых предприятий через соответствующие образовательные программы дают косвенные оценки нехватки знаний в кон­кретных областях управленческой деятельности. Так, в опросе, проведенном по заказу Национального Фонда подготовки кадров (НФПК), от 40 до 52% руководителей МП считают необходимым повысить уровень профессионализма в таких областях, как управление финансами, сбыт продукции, маркетинг; от 23% до 29% — в управлении производственным процессом, стратегическом управлении, управлении кадрами, построении эффективной системы управления[22].

В структурном плане потребности МП в получении нужных знаний (т.е. потребности в обучении) прямо зависят от политики этой категории предприятий в области воспроизводства кадров, в том числе средней и высшей квалификации. Анализ ситуации в этой области (в том числе, и через систему мониторингов) как бы позволяет прогнозировать перспективный уровень образовательных услуг для малого бизнеса.

В последнее время руководители МП приходят к выводу, что им лучше нанять на работу одного высококвалифицированного работника, чем платить зарплату нескольким средним специалистам. По прогнозам экспертов, стоит ожидать постепенного возрастания спроса на программы обучения типа МБА и со стороны представителей малого бизнеса. Для руководителя МП, который, как правило, выполня­ет несколько функций и не имеет свободного времени, особенно перспективным становится начинающее развиваться в последнее время дистанционное образование. По данным обследований обнаруживается дефицит кадров менеджеров и специалистов по маркетингу и рекламе на предприятиях производственной сферы. В торговле же дефицит этих специалистов в два раза ниже.

Такой высокий уровень дефицита кадров менеджеров и специалистов по маркетингу и рекламе для производственных МП может быть объяснен воздействием более высоких требований к специалистам, обусловленных спецификой данных отрасли, а также меньшей конкурентоспособностью промышленных предприятий с позиции оплаты труда работников и действием такого немаловажного фактора, как устойчивость предприятия в целом.

Что касается специалистов по оптимизации налогообложения, то здесь ситуация прямо противоположная: их дефицит в торговле в два раза выше, чем в производстве. Каждое второе торговое предприятие хотело бы иметь в управленческой команде такого специалиста для ослабления давления налоговых инспекций.

Юристы в равной степени стали необходимы каждому пятому предприятию независимо от его отраслевой принадлежности, что свидетельствует об усилении намерения малого бизнеса работать в правовом поле. Однако наем юристов на постоянной основе в МП в широких масштабах вряд ли возможен, так как услуги (найм) этой категории специалистов наиболее дорогостоящи.

Специфический фактор, оказывающий влияние на уровень квалификации кадров в малом бизнесе, и способ их отбора и найма. Найм персонала происходит преимущественно на неформальной основе. Опросы РНИСиНП, проводившиеся в четырех регионах в 1996-1997 гг.[23], показали, что в равной мере используются два неформальных источника комплектования персонала — обращение к родственникам и друзьям или к бывшим коллегам (примерно 37-38% МП). В опросе предпринимателей Краснодарского края и Удмуртии использование личных связей как способа найма персонала отметили подавляющее большинство руководителей — 89%, при этом 3/4 трудоустраивают на «свою» фирму ближайших родственников.

Популярность институциональных механизмов — государственных и коммерческих центров занятости, ярмарок вакансий во всех регионах остается низкой. Отмеченная тенденция является универсальной для малого бизнеса и не имеет ярко выраженных региональных различий. Подчеркнем ее устойчивость — в перспективе предприниматели не склонны менять свои установки в отношении способов подбора кадров. Так, по данным РНИСиНП, уровень квалификации учитывают при приеме на работу 59% руководителей, на втором месте — ответствен­ность работника (43%), на третьем — дисциплинированность и исполнительность (32%) и лишь на четвертом-пятом — образование и опыт работы в подобной фирме (24%). Однако принимая во внимание, что наем персонала идет преимущественно на неформальной основе, уровень квалификации как обязательное требование скорее декларируется, чем применяется на практике[24].

В региональном плане в ходе опросов РНИСиНП выяснилось, что разброс в отношении оценки подбора кадров среди текущих проблем деятельности МП не велик. По выборке из четырех городов – Москва, Тула, Волгоград и Сыктывкар – от 20% до 30% опрошенных называли проблему подбора кадров в числе важнейших.

Что касается выбора представителями малых предприятий конкретных обученческих структур, то как показывают обследования, большинство из них ориентируются на имя бизнес-школы (по данным опро­сов, каждого второго слушателя привлек именно авторитет учеб­ного заведения) и зарплату ее выпускников. В привлечении потенциальных слушателей (клиентов) в бизнес-школы активную роль стали играть консультационные фирмы[25].

По итогам обследований относительно высоко оценивается и возможность получения малым предприятием государственной поддержки в области подготовки кадров (чуть менее 44%)[26].


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.