Личность как психологическая категория — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Личность как психологическая категория

2018-01-29 354
Личность как психологическая категория 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Личность как психологическая категория. Структура личности

Личность – это человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Следует различать такие понятия, как индивид и личность. Индивид-человек, представитель Homo Sapiens, в то время как личность подразумевает процесс социализации человека в обществе.

Еще одно понятие-индивидуальность-подразумевает воплощение уникальных свойств человека, его неповторимость.

Структура личности.

В психологии существует множество различных классификаций личности, основанных на теориях как зарубежных, так и отечественных психологов. Например, по теории Фрейда личность состоит из трех структур: оно, я и сверх я. Каждая из структур отвечает за разные потребности человека, причем какие-то существуют у человека с рождения, другие он приобретает в процессе жизнедеятельности, взросления. По Леонтьеву личность производится деятельностью, а не потребностями.

Самосознание-ориентировка человека в собственном сознании и осознании своего собственного Я. Образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Три компонента образа «Я»:

когнитивный компонент (представление о своих способностях, внешности, соц.значимости);

эмоционально-оценочный компонент (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д);

Поведенческий (волевой) – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить статус.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная в психологии сторона самосознания личности

Если взять структуру самосознания по Леонтьеву, то она будет выглядеть следующим образом: сознание своей тождественности, сознание своего Я, сознание своих психических качеств и сознание своих нравственных оценок.

Потребность -– это только такая нужда живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения.

Свойства: предметность, служит источником активности, является побудителем, обладает способностью к удовлетворению и последующему возобновлению.

У каждого человека существуют свои потребности. Здесь можно выделить духовные, социальные и физиологические потребности.

Особенности потребностей: обычно носят общественный характер, человек сам производить предмет, удовлетворяющий потребности, часто потребности приобретают относительную стабильность, человек может расположить потребности в порядке важности (так называемая, иерархия потребностей).

 

59. Типология личности студента

Для преподавателя высшей школы важно хорошо знать психологические особенности обучения и воспитания студента, особенности развития и типологию его личности.

Типы студенческой молодежи можно анализировать с различными факторами: в связи с выбранной профессией, в зависимости от формы обучения - контрактной или бюджетной, за отношением к обучению и др.

Типология студентов по В.Т. Лисовским имеет следующий вид (табл. 4).

Таблица 4. Типология студентов по В.Т. Лисовским

Тип Характеристика
   
"Гармоничный" Специальность выбрал сознательно. Отлично учится. Занимается научной работой. Общественный активист. Глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, развит, культурный, коммуникабельный, занимается спортом. Честный, порядочный, нетерпимый к недостаткам. Добрый и надежный товарищ. Пользуется авторитетом в коллективе
"Разочарован" Как правило, способный, но выбранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако уверен, что обучение необходимо завершить. Старается хорошо учиться, хотя удовольствие от обучения не получает. Стремится утвердить себя в хобби, искусстве, спорте
"Лидер" Учится, как правило, слабо, по принципу "наименьшей затраты сил". Но полностью доволен собой. О свое профессиональное призвание всерьез не задумывается. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В студенческой группе к нему относятся как к "балласта". Иногда пытается слукавить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга
"Творческий" Ему присущ творческий подход к любой дела - обучение, общественной работы, досуга. Занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому учится, как правило, неровно, по принципу "мне это интересно" или "мне это неинтересно". Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет собственное оригинальное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов
"Богемный" Как правило, успешно учится на так называемых престижных факультетах, свысока относится к студентам, которые овладевают массовыми профессиями. Стремится к лидерству среди себе подобных, в других студентов относится пренебрежительно. "Про все" немного слышал, хотя знание его выборочные. В сфере искусства интересуется главным образом "модными" течениями. Всегда имеет "свое мнение", отличное от мнения массы. Завсегдатай кафе, модных дискоклубів

Определенный интерес представляют мнения студентов относительно самих себя, представленные в учебном пособии группы авторов (табл. 5).

 

Таблица 5. Типология студентов по их собственным оценкам

   
Отличники - зубрії Постоянно посещают занятия. Упорным трудом достигают хороших результатов, дисциплинированные. 3 них выбирают старост
Отличники - умники Обладают высоким интеллектом. Имеют сильную школьную базу. Могут своими вопросами поставить преподавателя в неловкое положение. Считают: "Зачем ходить на каждое занятие, мы и так умные". Учатся по принципу "всего понемножку"
"Трудяги" Постоянно учатся, но через слабые умственные способности имеют скромные успехи в учебе
"Случайные" Девушки, которые хотят стать дипломированными женами. Ребята, которые "косят" от призыва в армию. Бездельники, которых родители "устроили" в ВУЗАХ, чтобы они хоть чем занимались

Отдельные авторы приводят типологию современных студентов в шутливой форме (Лозница B.C. Психология и педагогика: основные положения. - К.: ЕксОб, 2003. - 304 с.) (рис. 4).

 

Рис. 4. Типология студентов (шутка)

В целом нынешняя модель идеального студента - это молодой человек с хорошими интеллектуальными, духовно-культурными и моральными способностями и возможностями, которая имеет склонность и интерес к науке и способна самостоятельно, творчески и продуктивно мыслить. К сожалению, нынешние реалии не всегда способствуют росту интеллектуальных возможностей студентов, развития чувственной сферы, диверсификации схем мышления. В результате снижения качества подготовки в секундарній звене образования значительная часть студентов недостаточно эрудированный, малоінтелігентна, с недостаточно сформированным чувством ответственности, трудолюбия и самовимогливості.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.