Использование лексического материала темы «Масленица» как средства развития грамматического строя и связной речи дошкольника с ОНР. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Использование лексического материала темы «Масленица» как средства развития грамматического строя и связной речи дошкольника с ОНР.

2018-01-29 496
Использование лексического материала темы «Масленица» как средства развития грамматического строя и связной речи дошкольника с ОНР. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Использование лексического материала темы «Масленица» как средства развития грамматического строя и связной речи дошкольника с ОНР.

Баронова Вероника Вячеславовна,

Учитель - логопед ГБОУ Школа №1482

Ключевые слова: дошкольники, ОНР, познавательно – речевое развитие, истоки русской народной культуры.

Краткая аннотация: Использование материала лексической темы «Масленица» достаточно необычно. Однако, позволит учителю - логопеду не только познакомить детей с истоками русской народной культуры, но и закрепить грамматические категории, развить связную речь дошкольника с ОНР.

В современном мире развитие высоких информационных технологий во многом заслонило культуру наших предков. Как мало знают современные дети о народных традициях, праздниках, предметах старины, произведениях устного народного творчества, народных промыслах! А ведь именно с этого начинает складываться для ребёнка образ Родины,и начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет.

Однако обновление содержания образовательных программ дошкольного воспитания повлекло за собой некоторый пробел в разделе «Нравственно – патриотическое воспитание». Не всегда понятно, к какой образовательной области, познавательной или социальной, отнести знакомство дошкольников с истоками русской народной культуры, каким образом включить материал при планировании работы в дошкольном учреждении. Поэтому педагоги находятся в поиске новых форм и технологий работы по знакомству дошкольников с историей и культурой родной страны.

Надо заметить, что традиции и обычаи национальной культуры, устный народный фольклор, народные игры, танцы, пляски, песни, потешки, прибаутки- благоприятная почва и для развития различных видов детской деятельности: и творческо – эстетической, и двигательной, и познавательно – речевой, и игровой. Также это позволяет сделать деятельность интегрированной и привлечь для ее осуществления педагогов различного профиля.

С другой стороны, фольклорный материал – это источник не только для нравственно – патриотического воспитания, но и речевого развития ребенка, ведь наряду с традиционными и привычными лексическими темами появляется весьма обширный, а главное чрезвычайно познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка с речевыми проблемами. На его основе можно формировать различные компоненты речевой системы.

Кроме того, будучи практикующим логопедом, понимаю, чем обширнее и разнообразнее активный словарь дошкольника с ОНР, тем больше база, на которой формируются грамматические конструкции и связная речь. Поэтому использование лексического материала темы «Масленица» не только приобщит детей к народной культуре, обычаям, но и поможет решить сугубо логопедические проблемы, оживляя и разнообразя педагогический процесс.

С целью иллюстрации использования фольклорного материала в логопедической практике предлагаю конспект НОД по теме «Масленица» в старшей группе для детей с ОНР.

Конспект комплексной НОД «Масленица пришла!»

Ход НОД.

Звучит народная музыка. Дети входят в группу.

Организационный момент.

Логопед. Ребята, сегодня к нам пожаловал гость. А вот кто это, вы сейчас догадаетесь.

На доску помещают картинки или на слайде презентации Страшила из сказки «Волшебник изумрудного города», пугало огородное, чучело Масленицы.

Рис.1

Логопед. Этот гость НЕ из сказки, НЕ охраняет огород, НЕ одет в мужскую одежду, а только в женскую. Кто это?

Дети. Это чучело Масленицы!

Логопед. Правильно, это она в гости пришла! А как вы думаете, зачем? Символом какого праздника она является?

Дети. Это Масленица!

Логопед. Да, действительно. А что означает это чучело?

Дети. Это чучелозимы.

Логопед. Вы правы. И сегодня мы с вами побываем на празднике Масленицы. А почему так назван праздник? На какое слово похоже название?

Дети. На слово «масло».

Логопед. Да, действительно, потому что именно в Масленицу полагалось есть все жирное, масляное перед постом.

Подбор родственных слов.

Логопед. Подберите семейку родственных слов к слову «масло».

Дети. Маслице, масляный, масленка, маслобойка, маслить.

3.Образование относительных прилагательных.

Логопед. Давайте рассмотрим Масленицу.(Дети отвечают, образовывая относительные прилагательные)

Голова у нее сделана из глины, значит, она …(глиняная), лицо из бумаги - …(бумажное), волосы из соломы,значит, они…(соломенные), руки из камыша -…(камышовые), платок из ситца….(ситцевый), рубашка изо льна -…(льняная), юбка из шерсти -…(шерстяная), лента из шелка -…(шелковая), бусы из картона – … (картонные), подставка из дерева -… (деревянная).

Логопед. Молодцы!

Далее в процессе деятельности логопед выставляет на доску или на экране появляются слайды презентации с опорными символами-пиктограммами, опираясь на которые дети составляют рассказ о Масленице. (см.Приложение)

Психогимнастика.

Логопед. Ребята, а вы помните, когда приходит этот праздник?

Дети. Да, когда уходит зима, и приходит весна. (Смотрят на соответствующую пиктограмму)

Логопед. Представьте себе, что пригрело солнышко. Пахнет весной. Вдохните носом свежего воздуха. (Дети вдыхают носом, выдыхают через рот). Тает снег. Представьте себе, как тает снеговик. Каким он становится. Изобразите.

Работа по пиктограммам.

Логопед. Итак, сколько дней длилась Масленица?

Дети. Масленицу праздновали 7 дней, и каждый день назывался по – своему.(Смотрят на соответствующую пиктограмму)

Дети называют запомнившиеся названия дней праздника.

6.Образование Творительного падежа. (Смотрят на соответствующую пиктограмму)

Логопед. Чем же отмечали Масленицу, каким угощением?

Дети. Отмечали блинами, пирогами, баранками, калачами, сыром, маслом…

Логопед. А с чем ходили в гости?

Дети перечисляют угощение, используя предлог С.

Дети. В гости ходили С пирогами, С …

Рис.2

Пластический этюд «Силачи».

Логопед. Во время Масленицы мужчины устраивали соревнование, кто сильнее. Изобразите, как вы поднимаете тяжелые гири.

Дети вместе с логопедом изображают, как поднимают тяжелые гири. Сначала напрягают руку, поднимают вверх, изображая поднятую гирю, а затем расслабляют и опускают вниз.

Рисунок4

Логопед. Молодцы! Славно повеселились вместе со скоморохом!

Прыжки через костер».

Логопед. В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который заключался в сожжении чучела Масленицы. Но сначала устраивали прыжки через костер. Давайте и мы попрыгаем!

Дети прыгают через обруч, лежащий на полу.
14. Рассказ о Масленице по опорным схемам – пиктограммам.

Логопед. А теперь можно и рассказать о празднике.

Дети рассказывают, используя пиктограммы. См. Приложение №2

1.В какое время года бывает (в конце зимы и начале весны).

2.Сколько дней празднуют.

3.Что пекут.

4.Кто главная гостья Масленицы.

5.Как развлекаются люди во время Масленицы.

Ходят в гости с блинами.

6.Катаются с гор, играют в снежки, строят снежные крепости, веселятся в балаганах.

7.Катаются на лошадях.

8.Прыгают через костер.

9. В конце праздника сжигают чучело Масленицы.

Приложение №1

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7. 8. 9.

Рис.5.

1. 2.

Итог НОД.Сюрпризный момент.

Логопед. Молодцы, хорошо повеселились, рассказали о Масленице. А теперь и отдохнуть пора!

Детей угощают пирожками.

Список литературы.

1.АлешинаН.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий.- М.: УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2008.

2.АлешинаН.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий.- М.: УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2009.

3.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).СПб.: СОЮЗ,1999.

4.Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей. Наглядно- практическое пособие. - М.:

«Издательство ГНОМ и Д»,2007.

5.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/Под ред. Л.А.Кондрыкинской. -М.:ТЦ Сфера, 2003.

6.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

 

 

Использование лексического материала темы «Масленица» как средства развития грамматического строя и связной речи дошкольника с ОНР.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.