Проект, реализуемый ЧООО «ЖЕНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Проект, реализуемый ЧООО «ЖЕНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО»



Проблемы, касающиеся безопасности Интернета, существуют и обсуждаются столько же, сколько существует Интернет. Международная общественность уже давно начала борьбу с нарушениями этики и нравственности в Интернете, с агрессивным сексуальным воздействием на детей, подростков и молодежь (XI Конгресс ООН, 2005г).

В марте 2004 года в Варшаве была проведена конференция «Safer Internet», в которой я принимала участие. Позже я получила приглашение от Janice Richardson (janice.richardson@eun.org, www.saferinternet.org) на участие в проекте «Безопасный Интернет» в качестве национального представителя от России.

Проект предполагает осуществление деятельности по следующим направлениям:

1. Исследование различных аспектов проблемы

2. Проведение Информационной кампании

    1. Проведение просветительско-образовательной кампании
    2. Выпуск печатной продукции
    3. Организацию работы телефона горячей линии по нарушениям в Интернете
    4. Совершенствование законодательства в области защиты детей от вредной информации.

В ходе работы над проектом «Безопасный Интернет» в рамках Европейского проекта была получена информация о том, что были зафиксированы случаи детского и подросткового суицида в городе Челябинске и области вследствие болезненного состояния, вызванного Интернет-зависимостью. Детям доступны порносайты и сайты, пропагандирующие насилие, агрессию, наркоманию; челябинским девушкам предлагают зарабатывать большие деньги, предоставляя виртуальные секс-услуги зарубежным клиентам через веб-камеры и т.д.

За время участия в проекте организацией «Женское Содружество» была проделана следующая работа: переведены и распространены материалы проектов сайтов Европейских организаций: Insafe Portal, www.saferinternet.org, European Schoolnet, часть этих материалов размещена на сайте нашей организации www.womencw.ru. Проведены: пресс-конференция для СМИ «Международный День Безопасного Интернета» (8 февраля 2005 г); информационная кампания (две передачи на Восточном Экспрессе и ЧГТРК; участие в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», статьи в газетах и электронный СМИ); встречи с представителями: специального отдела УВД по преступлениям в Интернете, правительства области, городской администрации, ассоциации учителей города Челябинска, городской общественной организацией «Академия новых технологий», ВУЗов, НКО. Объявлен и подведен итог конкурса детских историй «Безопасный Интернет», проводимый в рамках Евросоюза; организован телефон горячей линии; собран материал по нарушениям этики и нравственности в Интернете. В Челябинске был подготовлен и лоббируется законопроект «О защите детей от информации, наносящей вред их физическому здоровью, психическому и нравственному развитию», аналог законопроекта, который был рассмотрен на Парламентских слушаниях в Государственной Думе 18 апреля 2005 г.



Необходимо продолжить несомненно важную работу по проекту «Безопасный Интернет», защитить детей от опасностей в Интернете; вооружить необходимыми знаниями, как самих детей, так и родителей, учителей школ, техникумов, ВУЗов; продолжить работу с властными структурами, объединить усилия правительственных и неправительственных организаций по совершенствованию законодательной базы для защиты детей от информации, наносящей вред их физическому, нравственному и психическому здоровью.

Мы не знаем о существовании подобных проектов в нашей стране, но мы имеем в качестве примера работу организаций и проектов за рубежом; поэтому цели, задачи, а также пути их достижения нам ясны и понятны.

 

 

Альварес Н.Л., исполнительный директор Южно-Уральского центра медиаобразования, доцент кафедры журналистики ЮУрГУ

(Материал подготовлен для участия в международной конференции

«ЮНЕСКО»)

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДИК

РОССИЙСКОГО МОДУЛЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИМ ЦЕНТРОМ

«Чтобы быть по-настоящему грамотным,

вы должны быть грамотным в мире медиа» Маршалл Маклюэн

 

ЮНЕСКО рассматривает медиаобразование как приоритетное направление педагогики XXI века, а информационный фактор - ведущим, в том числе и в процессе обучения.

Начиная с семидесятых годов XX века, практически ежегодно во всем
мире проводятся конференции и форумы по проблемам медиаобразования. На них поднимаются вопросы повсеместной организации курсов по медиаобразованию в рамках школьных и вузовских программ, так как в формирующемся сегодня информационно-психологическом (постиндустриальном) обществе медиаобразование является ключом к развитию критического и творческого мышления, восприятию и анализу медиамира.



В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно отмечалась важность развития медиаобразования и подчеркивалось, что «медиаобразование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в разных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, а также в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека».

Все это определяет особую актуальность и необходимость медиаобразования не только для детей, но и для различных групп россиян.

В 2003 году при поддержке ЮНЕСКО в МГУ им. М.В. Ломоносова был разработан всероссийский модуль медиаобразования, который представляет собой базовую универсальную программу с учетом региональных особенностей. Участниками научно-практической конференции «Медиаобразование в XXI веке» принята Декларация о совместной деятельности в области медиаобразования на 2004 - 2005 гг.

Южно-Уралъский центр, созданный в качестве модели открытой медиаобразовательной системына базе Южно-Уральского государственного университета в мае 2004 г., приступил к апробации моделей российского модуля медиаобразования.

Можно выделить следующие приоритетные направления деятельности Центра, которые определяются решением межрегионального Круглого стола «Медиаобразование: проблемы и перспективы» (октябрь 2004 г.).

1. Проект «Медиаобразование как фактор преодоления социально-культурных барьеров и противоречий в коммуникативной сфере и формирования информационной культуры»(модель 1 российского модуля - непрерывное образование для широкой общественности).

Необходимость проекта обусловливается важностью научить специалистов и всех заинтересованных лиц понимать, как массовая коммуникация используется в социуме, овладеть навыками использования медиа в коммуникации с другими людьми. А как итог - преодоление социально-культурных барьеров, предрассудков и противоречий, создание условий для налаживания коммуникации в «конфликтных точках», содействие развитию ее публичных форм, предполагающих свободное выражение мнений и конструктивный диалог. Все это способствует реализации прав каждого гражданина на свободу самовыражения и права на информацию.

Круглые столы как форма реализации данного проекта позволяют услышать мнения всех собравшихся. Это первый этап к диалогу, который дает возможность расширить круг людей, включенных в процесс, аккумулировать различные точки зрения. Подобная форма диалога предполагает отсутствие статусности, снятие «мундиров», паритет власти с наукой, общественностью, предуготовленность ситуаций для озвучивания их в обществе, формирует культуру слышания и понимания, делает информацию доступной и открытой.

В течение года центром были организованы и проведены Круглые столы по следующим темам: «Роль СМИ в формировании информационной культуры общества», «Медиаобразование как фактор формирования гражданского общества и информационной культуры молодежи», «Медиаобразование: проблемы и перспективы», «К правовому государству и гражданскому обществу», «Какой быть общественной палате в Челябинской области?».

К обсуждению актуальных социальных проблем привлечены депутаты Государственной Думы, журналисты, социальные работники, ученые, представители общественных и неправительственных организаций, бизнес-сообщества, законодательной и исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления. Работа Круглых столов освещена региональными СМИ.

С сентября 2005 года в этом направлении начинается работа Межрегионального совета по информационной культуре (медиакультуре), создание российского сегмента мировой медиаэнциклопедии с привлечением ведущих теоретиков и медиапедагогов России, функционирование Центра правовой и деловой информации совместно с Правительством Челябинской области и СМИ, организация курсов повышения квалификации по медиакультуре для действующих журналистов, руководителей и сотрудников пресс-служб.

2. Проект «Школа информационной культуры», экспериментальная площадка МОУ № 67 г. Челябинска(модель 2 российского модуля – школьное образование).

В факультативные занятия школы включены предметы: «История медиаобразования», «Культура речи», «Искусство общения», «Основы творческой деятельности журналиста» и другие. Проводятся недели информационной культуры с активным привлечением к их участию преподавателей и студентов Центра медиаобразования.

3. Проект «Человек в медиамире. Безопасность в массовых
коммуникациях»
(модель 3 российского модуля – высшее
образование
).

Южно-Уральский центр медиаобразования приступил к обработке собранного материала для выпуска научно-популярного с элементами публицистики издания по медиаобразованию «Человек в медиамире. Большая шпаргалка для семейного чтения».

Цель издания книги - привлечь внимание широкой общественности и, в первую очередь, родителей и педагогов, к проблемам формирования информационной культуры общества; показать, как влияет информация на выбор ценностных ориентаций в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни; помочь сформировать у школьников критическое отношение к медиапродукции; дать определенный набор рекомендаций и советов родителям, как не допустить «погружение» ребенка в медиатированную реальность; использовать книгу в курсе ОБЖ в общеобразовательных школах.

К работе над книгой привлечены российские медиапедагоги, преподаватели кафедр социологии и журналистики, факультета психологии Южно-Уральского государственного университета, юристы, медицинские работники, социальные педагоги, студенты.

3а. Проект «Информационная культура молодежи»(модель 3 российского модуля).

Проект предполагает регулярное проведение общественно-научных семинаров для
студентов Южно-Уральского государственного университета по проблемам
медиаобразования и информационной культуры. Основная цель - исследовать состояние медиаграмотности молодежного сообщества, сформировать пути повышения информационной культуры молодежной среды. Задачи семинаров заключаются в научении молодежи понимать, как массовая коммуникация используется в их социуме, овладении способностями использования медиа в условиях изменяющегося в России информационного пространства.

В течение 2004 - 2005 учебного года «Южно-Уральским центром медиаобразования» проведены общественные семинары для лидеров молодежных организаций и студенческого актива по следующим темам:

· «Развитие российского и зарубежного медиаобразования» (А.В. Федоров, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России)

· «Реализация конституционных прав граждан на информацию» (А.К. Симонов, президент Фонда защиты гласности)

· «Деятельность молодежных организаций в условиях формирования гражданского общества в России» (Р.У. Гаттаров, лидер Челябинского регионального отделения Всероссийской организации «Молодежное единство»)

· «Современное состояние СМИ в Челябинске» (Е.В. Миронов, зав. кафедрой социологии Южно-Уральского государственного университета)

· «От электрона к фотону: к особенностям формирования киберпространства (Н.Д. Кундикова, декан физического факультета Южно-Уральского государственного университета, член РАН).

В рамках специальности «Журналистика» в Южно-Уральском государственном университете введен спецкурс «Медиакультура». В дальнейшем планируется организация факультативных занятий по медиакультуре на других кафедрах университета.

4. Проект «Информация для всех»(модель 4 российского модуля - образование для неблагополучных групп населения).

Проект осуществляется совместно с Бюро ЮНЕСКО в Москве и Челябинским объединением «ПромАсс».

С марта 2005 года организованы благотворительные курсы по обучению компьютерной грамотности граждан пенсионного возраста. Занятия проводятся студентами-консультантами Южно-Уральского государственного университета.

Целью проекта является включение в информационное пространство поколения «третьего возраста», т.е. всеобщий доступ незащищённых слоев населения к информации как общественному достоянию. Это позволит решить проблемы социально-психологической адаптации поколения «третьего возраста» и поможет адаптироваться в новом информационном пространстве. Кроме аудиторных занятий для слушателей курса студентами организована культурная программа: посещение выставок, театров, беседы, лектории.

В течение года обучено около ста человек. На данный момент прошла обучение группа пенсионеров-активистов, рекомендованная Обществом «ЗНАНИЕ», а также группа, в которую вошли ветераны войны, тыла, труда. Конечная цель проекта - создание на базе Южно-Уральского центра медиаобразование медиаклуба для пожилых граждан, прошедших обучение на благотворительных курсах.

5. Проект «Реабилитационные возможности медиаобразования»
(модель 5 российского модуля - образование для воспитателей и учителей).

В рамках проекта организуются общественные семинары по информационной культуре для педагогов школ, детских домов, интернатов, социальных работников. Задача Центра - сделать этот проект долгосрочным.

Южно-Уральский центр медиаобразования активно сотрудничает с Бюро ЮНЕСКО в Москве, Российским Комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы РФ, Фондом защиты гласности, представителями законодательных и исполнительных органов власти Челябинской области, региональными СМИ, Гражданским форумом Челябинской области, Челябинским отделением Российского детского фонда, региональными отделениями политических партий и общественными организациями.

 

Задорина Татьяна,

студентка ЮУрГУ

В МИРЕ АГРЕССИИ

 

«Как только в культуре появляется новая технология, в данном случае Интернет, она становится еще одним каналом распространения необузданной ненависти».

Эти слова принадлежат руководителю федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» Александру Асмолову [http://emigration.russie.ru/news/2/4019_1.html (по материалам газеты «Известия»)].

Речь идет о сайтах, пропагандирующих насилие и агрессию. Если человек будет готов к встрече с такими «незнакомцами», сможет реально оценить и понять, на что его толкают, то многих проблем можно будет избежать. Как это сделать? Объяснить человеку, что далеко не все, что встречается в Интернете, несет положительные последствия. Никто не будет отрицать, что сегодня никого не удивишь очередным терактом. Поэтому не стоит удивляться и тому, что в сфере коммуникаций можно столкнуться с проявлениями насилия.

По данным Центра анализа конфликтных ситуаций США, в американском секторе Интернета существует более 1400 сайтов, групп новостей, списков рассылки и чатов, пропагандирующих насилие. В Англии их около 1000, в России - более 900. Эти цифры заставили Федерацию Интернет-образования в сентябре 2003 года начать проект «Интернет и толерантность». Участники проекта стали на форумах «сайтов ненависти» вступать в полемику с их постоянными посетителями и убеждать их отказаться от своих идей [Там же].

В качестве примера можно привести сайты скинхедов, где национальная нетерпимость цветет буйным цветом. Особенно ярко это выражается на форумах, чатах. Общение эмоционально, изобилует соответствующими эпитетами. Это можно было бы назвать приемлемым вариантом самовыражения, если бы оно так и оставалось на словесном уровне. К сожалению, всем известно, что скинхеды очень часто переходят от слов к делу.

Агрессия сегодня становится чуть ли не нормой. Убедиться в этом нетрудно - стоит только включить телевизор или запустить компьютерную игру. Для ребенка этого вполне достаточно, чтобы свыкнуться с мыслью, что насилие и агрессия – неотъемлемые части современной жизни. Именно здесь и понадобятся все усилия и знания родителей, чтобы предостеречь свое чадо от неверных выводов.

ПОЧАТИМСЯ?

Помимо того, что ребенок может найти в Интернете примеры откровенного насилия, что может представлять из себя провокацию каких-то агрессивных действий со стороны самого ребенка (что объясняется именно возрастом, неустоявшимися моральными понятиями), Интернет предоставляет возможность свободного общения. Имеются в виду электронная почта, чаты, форумы.

Для некоторых подростков Интернет зачастую ассоциируется именно с чатами как с возможностью поговорить с людьми, близкими по интересам. На первый взгляд, в этом нет ничего плохого: ребенок общается, обменивается мнениями, идет, казалось бы, полноценный процесс коммуникации. Но, как известно, у каждой медали есть и оборотная сторона.

Чаты (будем говорить именно о них, хотя можно употреблять и слово «форумы», однако среди интернет-аудитории принято именно выражение «чатиться») имеют свойство затягивать человека, и тогда о времени речь уже не идет. В итоге человек не может отойти от компьютера на протяжении длительного времени. Помимо того, что у человека (будь то ребенок или взрослый человек) элементарно портится зрение, существуют и другие опасности.

Елена Щепилина, психолог, автор сайта (http://psynet.by.ru): «Происходит уход от реальности. Человек перестает выполнять функции, к которым он привык в обыденной жизни. И - очень важный момент - происходит социальная дезадаптация. Другими словами, нарушаются какие-то общественные связи: меньше общения с семьей, и так далее». [http://www.svoboda.org/programs/sc/2003/sc.031803.asp, радио «Свобода»].

Другими словами, просиживая часами перед монитором компьютера, поглощенный виртуальным общением, ребенок лишает себя радости реальной жизни.

Это вовсе не означает, что нужно срочно принимать решительные меры и запрещать даже близко подходить к компьютеру, если вы вдруг заметили, что ваш ребенок совсем позабыл о своих «реальных» друзьях, о том, что такое погулять на улице. Категоричными запретами еще никто никогда не решал проблему в ее корне, скорее, только усугублял и распалял интерес к запретному плоду. Скорее всего, имеет смысл объяснить, что всему должна быть мера, что такое общение в какой-то момент станет больше походить на обед по телефону, чем на полноценный контакт двух и более людей.

Наряду с очевидными проблемами, существуют и те, которые видны не сразу. Речь идет о так называемой идентификации личности. Поясняем: «Известна шутка о том, что в Интернете все очень хорошо знают подробности твоей жизни, но то, что ты собака, не знают. В виртуальном общении привлекает анонимность, доступность» [Е. Щепилина, Там же]. Иначе говоря, в виртуальном общении человек может приписать себе несуществующие качества, вплоть до смены пола. Если человеку свойственны застенчивость, закомплексованность, неудачливость и т. д., то его образ в Интернет-мире будет совершенной противоположностью: общительный, открытый, энергичный и т. д. Конечно, это звучит вполне разумным, когда речь идет, скажем, о людях физически неполноценных или о тех, кого называют «неудачниками». Кто-то в связи с этим может найти только положительные моменты: если в реальной жизни человеку не удается найти себя, добиться определенных целей и т. д., то пусть хотя бы в мире виртуальном он будет именно таким, каким желает быть на самом деле.

Возникает вопрос: а станет ли от этого человеку на самом деле лучше? Сможет ли он тогда в реальной жизни что-то изменить к лучшему? В конце концов, не усугубит ли это его комплексы? Вполне вероятно, что осознание того, что человек не может быть «человеком своей мечты» в реальной жизни, только разовьет в нем еще большую неуверенность.

Как такового раскрепощения, самореализации не происходит. Согласитесь, что при встрече все выяснится, и тайное станет явным. Разочарование и желание скрыться под очередной маской проявятся с еще большей силой.

Но и в данном случае есть свои исключения. Все вышеназванное в большей степени характерно для людей психически неуравновешенных; для тех подростков, у кого сложные взаимоотношения в семье, в школе, а значит, где существует благодатная почва для развития замкнутости и неуверенности в себе. Когда все это имеет место быть, тогда стоит серьезно задуматься о будущем. Ведь не исключен и случай настоящей интернет-зависимости, когда выход в Интернет является самоцелью, навязчивой идеей.

СЕКС-ИНДУСТРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

То, что может оказаться под запретом в обычной жизни, в Интернете может активно развиваться и процветать. В данном случае речь идет о сексе и порнографии. Конечно, в реальной жизни секс как таковой не под запретом; аморальными и противозаконными могут оказаться некоторые его стороны. Скорее всего, имеет смысл говорить не столько об явлении секса в Интернете, сколько о порнографии.

Те, кто является постоянным пользователем сети, знает по собственному опыту: порно-сайтов в Интернете предостаточно. Одно дело, что они могут просто кого-то возмущать своим существованием; другое - когда они чуть ли не навязываются. Именно так и есть! В какой-то мере они сходны с вирусами компьютерных систем: проникают в ваш компьютер, и когда вы желаете оказаться на вашем любимом сайте, вместо этого грузится порно-сайт. А это означает: фото и соответствующие комментарии и предложения (причем, зачастую именно словесные комментарии вызывают более негативные эмоции, нежели «смотровой» материал).

Проблема порно-сайтов неоднозначна. Опять же, запретами всего не решишь. Здесь важно другое – подход к данному явлению.

Когда подросток оказывается на подобном сайте, где все представляется в весьма искаженном виде (имеется в виду то, что в реальной жизни далеко не каждый взрослый человек решится на подобные сексуальные отношения), у него может сложиться не совсем адекватное представление о сексуальной жизни человека.

Едва ли кто-то станет спорить с тем, что по части сексуального просвещения подрастающего поколения у нас в стране существует ряд проблем. Если бы велась всесторонняя программа просвещения по вопросам сексуального взросления, половой жизни, взаимоотношений между женщиной и мужчиной, то наличие порно-сайтов не вызывало бы такую негативную реакцию. Сейчас же это больше носит характер развращения малолетних. Уверены, что редко кто из родителей даст добро на то, чтобы их чадо изучало анатомию человека и узнавало о сексе из Интернета, точнее, рассматривая картинки, видео-материалы с порно-сайтов. Большинство родителей будет ратовать за то, чтобы в школе (или в другом учебном заведении) их ребенку популярно объясняли про явление половой жизни, физического влечения мужчин и женщин. Причем объясняли не кто-нибудь, а дипломированные специалисты. К сожалению, для нашей страны все это носит характер отдельного случая, выработанной программы нет.

Есть такое выражение: «Подростки по-прежнему растут, взрослеют, уходят из дома и женятся, - только не обязательно в этом порядке» (автор неизвестен). В какой-то мере это созвучно и с проблемой сексуального взросления.

Пожалуй, не стоит особенно драматизировать ситуацию и накалять обстановку. В какой-то мере порно-сайты помогают людям расслабиться. И если раньше абсолютным большинством посетителей были мужчины, то сегодня все чаще в исследованиях говорится о возросшей доле посещения порно-сайтов женщинами. НО! Необходимо всегда помнить, о ком идет речь: о взрослых людях, имеющих сексуальный опыт «в реальном режиме», или о подростках, которые зачастую воспитаны на кинофильмах, где далеко не всегда акцентируется внимание на сложности взаимоотношений, их постепенном развитии. В этом случае порно-сайты не несут в себе ни малейшей положительной черты; можно предположить, что они в еще большей степени искажают и без того неполные представления о сексе у подростков.

Кроме того, каждый из нас понимает, будь то взрослый человек или тинэйджер, что радость реального общения, в том числе и сексуального, несравнима больше, чем лицезрение эротических сцен. Современная молодежь очень быстро становится взрослой, по крайней мере, претендует на это. И с этим тоже необходимо считаться, чтобы развить у ребенка правильное представление о сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной; необходимо помнить о нравственной составляющей этих отношений, об ответственности и взаимоуважении. Виртуальный секс, как и любое виртуальное общение, не акцентирует внимание на этих вещах, именно в силу специфики Интернета как среды распространения информации. Как раз наоборот: свобода общения, безответственность, анонимность, безопасность – все это не затрагивает нравственной стороны дела. Поэтому придется смириться с тем, что Интернет – это палка о двух концах, и в контексте всего вышесказанного нужно знать все его как положительные, так и отрицательные стороны.

Отдельно нужно говорить о детской порнографии.

Периодически в СМИ появляется информация подобного рода. Интернет выступает здесь удобной средой для распространения детской порнографии; объясняется это тем, что очень сложно в мировой паутине отследить появление того или иного противозаконного или аморального ресурса.

«К числу материалов, запрещенных почти во всем мире, относится так называемая детская порнография (сексуальные изображения детей и подростков). Не потому, что кто-то хочет ущемить несчастных педофилов (пусть они лучше мастурбируют перед картинкой, чем гоняются за живыми детьми), а потому, что нельзя вовлекать в сексуальную индустрию и проституировать детей» [Игорь Кон, социолог, сексолог, Мир INTERNET, 1998, N 12, c. 76-78].

Комментарии излишни.

Стоит в очередной раз подчеркнуть: Интернет как таковой не может быть явлением только положительным или только отрицательным. Таковым его делают сами пользователи, в зависимости от того, с чем они приходят. Ясно одно: в современном мире, где невозможно уследить за распространением той или иной информации, нужно быть готовым к ее восприятию. Даже к такой, которая носит название «детская порнография». При всем гуманном подходе к различным явлениям жизни, при признании того, что все мы люди разные, все же существуют явления, которые нельзя принимать как данность, потому что они претят нравственным законам человечества.

К сожалению, Интернет сегодня далеко не всегда отвечает этическим и эстетическим принципам цивилизованного человека.

ПОПАЛСЯ?!

«Термин Internet-addiction (по-русски "интернет-аддикция" или "интернет-зависимость") появился в 1996 году. Его предложил американский психолог доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Тему с удовольствием подхватили журналисты. Посыпались статьи с предположениями, что молодое поколение уйдет в "виртуальный мир" от скучной реальности. Появились психологи, которые сделали себе имя на Интернет-зависимости. Профессор Питсбургского университета Кимберли Янг выпустила книги с броскими названиями: "Пойманные в Сеть" и "Запутавшиеся в Паутине" (www.netaddiction.com). Но является ли пристрастие к Интернету действительно столь опасным явлением? Существует ли Интернет-зависимость вообще, и если существует, то какие формы она принимает?» [Александр Костинский, радио «Свобода», http://www.svoboda.org/programs/sc/2003/sc.031803.asp].

Интернет-зависимость может возникать, если у человека возникает постоянная потребность находиться в сети. Причины могут быть разные: общение в чатах и на форумах, посещение порно-сайтов. Так или иначе, но человек уделяет больше внимания виртуальному миру, а не реальному. В результате нарушаются его общественные связи, человек сам может измениться, причем неизвестно, в лучшую ли сторону.

«Как правило, зависимыми больше становятся люди одинокие или имеющие проблемы в личной и семейной жизни. Не так давно было опубликовано американское исследование, где было показано, что подростки, у которых есть проблемы с родителями или с друзьями в школе, больше подвержены зависимости от Интернета, чем их более счастливые сверстники. Собственно, это показывает, что предпосылки к Интернет-зависимости - в окружающем человека мире» [Елена Щепилина, http://www.svoboda.org/programs/sc/2003/sc.031803.asp].

Другими словами, там, где не хватает искреннего и доброжелательного человеческого внимания, общения, существует опасность попасть в зависимость от Интернета. Точнее, не от Интернета, а от того варианта общения, который он предлагает.

Частыми посетителями порно-сайтов могут быть не только те, кто остается неудовлетворенным в своей сексуальной жизни (причины могут быть совершенно разные, в данном случае они роли не играют), но и те, кто желает как-то разнообразить свои отношения, получить больше впечатлений. Такой вариант тоже имеет место. Если это на самом деле помогает разнообразить отношения, привносит в них больше положительного, чем отрицательного, тогда почему бы и нет? К тому же, в обычной жизни эти люди ничем не отличаются от остальных: они работают, воспитывают детей, радуются жизни или огорчаются.

Но у всего есть свои исключения. Существуют чаты, в которых обсуждаются темы интимного характера, секса; существуют и соответствующие сайты знакомств. К сожалению, общаясь в них, мы не имеем полного представления о своем собеседнике и никогда не знаем, о чем он думает. На самом ли деле он тот, за кого себя выдает? Поэтому при встрече вы рискуете не только разочароваться в своем новом друге, но и подвергнуться опасности. По сути, такую опасность представляет из себя любой чат, форум, и вовсе не обязательно, чтобы в нем обсуждались только сексуальные темы. Основное, что нужно четко понимать при виртуальном общении – это то, насколько далеко вы намерены зайти: может, имеет смысл оставлять общение в чатах именно на виртуальном уровне и не путать его с реальной жизнью.

Интернет-зависимость, если все же согласиться с тем, что такое явление существует, забирает очень многое: радость настоящего общения (в полном смысле этого слова), умение реализовывать себя в реальной жизни и т. д. «Естественное» общение предполагает наличие некой взаимной отдачи, но можно ли об этом говорить, когда люди сидят перед монитором компьютера?

ЗНАЮЩИЕ ЛЮДИ

Слова о том, что Интернет как таковой не несет в себе плюсов или минусов, говорились неоднократно. Всё, как мы выяснили, зависит от самого человека, от его окружающей среды. И с этим согласятся многие специалисты. Поэтому не стоит рубить с плеча, а имеет смысл задуматься над тем, как объяснить человеку, что далеко не все, что он обнаружит в Интернете, нужно принимать на веру. Нужно уметь строить диалог еще в самом начале пути.

Согласитесь, что Интернет можно использовать как средство пропаганды не только в корыстных целях, но и в целях самых благородных, направленных на улучшение благосостояния всей страны в целом. Главное – это умелая организация и желание.

Подросток может найти в Интернете все, что угодно; при этом нужно помнить, что, например, «порнография - далеко не самое страшное, что они могут там найти. Тоталитарная идеология и проповедь национальной и расовой ненависти гораздо опаснее любого секса; между тем, в российском Интернете есть откровенно фашистские сайты, а некоторые депутаты Госдумы даже выступают с подобными призывами на публичных массовых митингах» [Игорь Кон, Статья опубликована с изменениями в журнале Мир INTERNET, 1998, N 12, c. 76-78].

Сегодня в мире ценится тот человек, который имеет большой багаж знаний. Исходя из этого, можно было бы разумным предположить, что Интернет может сыграть в этом ключевую роль – как средство мгновенного распространения и пропаганды информации. Об этом же говорит и Игорь Кон в программе об Интернете на радио «Свобода». «Особенно важная вещь[…] это то, что Интернет оказывается очень важным и эффективным инструментом сексуального просвещения подростков. Во всех цивилизованных странах существуют специальные сайты для подростков. Я внимательно смотрел и изучал немецкий сайт Государственного центра сексуального просвещения. У них есть специальный сайт для подростков, где имеются стандартные ответы на стандартные вопросы. Потому что подростки всюду задают одни и те же вопросы. Эти одинаковые вопросы задают подростки в России, Японии, Германии, всюду одинаково. На стандартные вопросы есть стандартные ответы. Если твой вопрос не вписывается в этот стандарт, пожалуйста, ты можешь задать индивидуальный вопрос, все анонимно, тебе ответят специалисты. Этот сайт в Германии существует не на одном языке, а еще и на других, скажем, они заботятся о турецком меньшинстве. А наша страна не имеет ни школьных курсов (это полный запрет), ни просветительской программы по телевидению. У нас навалом дешевой эротики на любые вкусы и полная безвкусица, но ни одной просветительской программы. Поэтому я думаю, что Интернет - это очень важно, поэтому я отношусь к этим вещам, как ко всему современному обществу спокойно и вижу гораздо больше плюсов, чем минусов» [http://www.svoboda.org/programs/sc/2003/sc.081203.asp].

Другими словами, зная какие-то минусы Интернета, нельзя при этом игнорировать его очевидные плюсы. Интернет предоставляет современному человеку массу возможностей. Сегодня, когда компьютер становится основным средством работы, Интернет является его непременным спутником. Человек, который не будет иметь навыков и знаний работы на компьютере, не сможет в полной мере пользоваться благами цивилизации. Важен подход и начальная база знаний, чтобы не оказаться в положении заложника сети.

Все те отрицательные явления, о которых мы говорили (Интернет-сайты, пропагандирующие насилие, агрессию; религиозные сайты, ведущие агрессивную политику; чаты и форумы как средства потери реального общения и социальной дезадаптации; порнография), в конечном итоге могут привести к одному – к интернет-зависимости. На этот счет у психологов существует масса мнений.

Психолог, автор сайта "Психология Интернета" (http://psynet.by.ru) Елена Щепилина:«Интернет-зависимость рассматривается, как обычная поведенческая зависимость (то есть не химическая), наряду с такими, как игромания, трудоголия или пищевые зависимости. Единственная специфика заключается в том, что все это связано с компьютером, как Интернет-зависимость с Интернетом. Это единственное отличие от других поведенческих зависимостей. Сама по себе Интернет-зависимость может быть определена как навязчивое желание войти в Сеть и нежелание выходить из нее. Здесь я подчеркиваю слово "навязчивое". Навязчивое стремление блуждать по Интернету иногда совершенно бесцельно (навязчивая навигация - так называемая компульсивная деятельность). Этим и отличается обычное пользование компьютером или Интернетом от зависимого. Кроме того, происходит уход от реальности». [http://www.svoboda.org/programs/sc/2003/sc.031803.asp]

Заведующий лабораторией психологии информатизации МГУ, кандидат психологических наукАлександр Войскунский: «Я считаю, что пристрастие к Интернету - это проблема, это феномен, с которым надо разбираться и организовывать помощь тем людям, которые уже, вероятно, подвержены (п






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.024 с.