Ритуал в культурантропологических исследованиях (А. Ван-Геннеп и В. Тернер) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Ритуал в культурантропологических исследованиях (А. Ван-Геннеп и В. Тернер)

2018-01-29 348
Ритуал в культурантропологических исследованиях (А. Ван-Геннеп и В. Тернер) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Труд А. Ван-Геннепа «Обряды перехода». Обряды перехода и обряды жизненного цикла. Мир профанный и мир сакральный. Классификация обрядов. Схема ритуалов перехода. Понятие сакрального. Религия и магия.Рождение и детство: обряды перехода. Обряды отделения и включения. В. Тернер: символическая теория ритуала. Наследие А. Ван-Геннепа. Концепты лиминальности и коммунитас.

Становление антропологического религиоведения в России.

Л.Я. Штернберг как один из основателей российской антропологии религии. Эволюционистский характер его концепции религии. Анимизм, тотемизм и шаманизм в трудах Л.Я. Штернберга. В.Г. Богораз: исследование религии чукчей. Анализ шаманизма. Концепция эволюции религиозных верований.

Проблема соотношения мифа и ритуала в антропологии религии.

Интерпретация мифа в современном гуманитарном знании. Полисемия мифа. Антропологические теории мифа: Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Б. Малиновский, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Э. Кассирер, С. Лангер,К. Леви-Стросс. Концепции мифа в русской религиозной философии: А.Ф Лосев и С. Булгаков. Понятие ритуала. Полемика о соотношении мифа и ритуала в конце XIX – 1-й пол. XX вв. Сторонники и противники ритуализма. Антропологические теории ритуала: Э. Дюркгейм, А. ванГеннеп, В. Тернер.

Изучение народной религиозности в современном антропологическом религиоведении.

Понятия религиозности и народной религиозности. Проблема соотношения официальной (церковной, интеллектуальной) и народной религиозности. Исследование «народной религии» на базе архивных источников и полевых материалов. Выявление отличительных особенностей народной религиозности. Попытки дефиниции «фольк-религии». Отказ от термина «двоеверие» в современном антропологическом религиоведении.

К. Гинзбург: исследование народной религиозности позднего средневековья.

Автор книги «Сыр и черви». Предмет исследования К. Гинзбурга, источники, которые он использует. Специфика изучения народной религиозности, ее проблематичность и сложность. Понятие микроистории, значение микроисторического исследования. Герой монографии, его судьба, религиозные взгляды. Происхождение религиозных взглядов Меноккио, согласно концепции ученого. Репрезантативность фигуры Меноккио и ее выход за пределы народной культуры. Значение исследования К. Гинзбурга и уязвимость его гипотезы.

Когнитивные исследования в антропологии религии.

Предпосылки появления когнитивной науки о религии в конце XX в. Определение задач когнитивного религиоведения Т. Лоусоном. Возвращение к эволюционизму и проблеме генезиса религии в индивидуальном сознании. Трактовка религии когнитивной наукой. Концепция С. Атрана. Понятие «сверхъестественного агента», его генезис. Причины кросс-культурного сходства религиозных феноменов.Проблема естественности религиозных идей.Труды С. Гатри, Дж. Баррета, П. Буайе. Религия как природный феномен. Контринтуитивное содержание религиозных идей. С. Митен: понятие «когнитивной подвижности» и проблема происхождения религии.Когнитивная теория ритуальных действий: Т. Лоусон и Р.Н. Макколей. Адаптационный подход в когнитивной науке о религии: Дж. Балбулиа.Междисциплинарный характер когнитивного религиоведения.

Этология человека в антропологии религии.

Этологический и социобиологический подходы к изучению религии. Влияние работ К. Лоренца. Теория ритуала как фактора канализации агрессивности и страха (И.Эйбл-Эйбесфельдт). В.Буркерт. «Происхождение священного: следы биологии в ранних религиях» (1996). Проблема биологических оснований жертвоприношений, ритуалов избегания, инициаций, гадательной практики.

Изучение измененных состояний сознания в антропологическом религиоведении.

Междисциплинарный характер изучения измененных состояний сознания. Понятие измененных состояний сознания, их виды. Основные направления в исследовании измененных состояний сознания:первое, изучающее культурное и социальное значение ИСС в рамках традиционных или синкретических религий (Э. Бургиньон); второе, исследующее влияние наркотических веществ-галлюциногенов на формирование анимистических представления и шаманизм (У. Ла Барре и Ж. Сискинд); третье, тесно связано с изучением физиологии человека (Б. Лекс Р. Принс)


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.