Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»

2018-01-29 307
Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(составлено и проведено М.Д. Удалщоеаш)

Цели:

1) продолжить психологическое просвещение родителей, познакомить их с понятием «самооценка личности»;

2) напомнить о роли родителей в формировании адекватной самооценки ребенка.

Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель, школьный психолог. Подготовка.

1. Школьный психолог проводит исследование на тему «Самооценка учащихся».

2. Учащиеся на отдельных листках пишут продолжение предложения: «В настоящее время я могу гордиться собой, потому что..»

3.. Ученики, делают своими руками маленькие подарки-сюрпризы для родителей.

Оформление, оборудование и инвентарь.

1. Столы в кабинете расставлены по кругу.

2. Подбираются лирические мелодии для музыкального сопровождения.

3. Чистые листы бумаги и конверты для писем родителей детям, ручки.

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Наше сегодняшнее собрание посвящено психологическому понятию «самооценка личности». Казалось бы, очень простое слово «самооценка», и, если я сейчас попрошу вас предложить свои определения этого понятия, вы легко справитесь с этим. Итак, САМООЦЕНКА – это... (родители диктуют учителю свои варианты). А теперь подумайте, почему мы решили предложить вам поразмышлять о роли позитивной самооценки в развитии личности. (Родители высказывают свое мнение.)

II. Выступление школьного психолога «Самооценка человека как фактор становления личности». (В выступлении используются материалы книги Л.И. Мнацаканяна «Личность и оценочные способности старшеклассников».)

Процесс самопознания человеком себя чрезвычайно сложен. Иногда, прожив целую жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Тем более трудна эта задача для него в то время, когда он как личность проходит период своего становления.

Самооценка определяет поведение человека, является началом становления его самосознания и предпосылкой к успешному развитию личности. Адекватная и правильная самооценка побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков.

Если самооценка неадекватна (например, завышена), то школьник, как правило, не реагирует на замечания, которые делаются окружающими. В результате ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых впоследствии очень трудно будет избавиться.

Основная причина неверной самооценки многих детей не в том, что они сознательно не хотят видеть и признавать свои недостатки, а в том, что они не в состоянии их увидеть даже под влиянием посторонних людей. Главная задача взрослых заключается не в том, чтобы заставить ребенка публично признать свои промахи и ошибки, а в том, чтобы помочь ему самому убедиться в их существовании. Долгое время было распространено мнение, что наиболее вредна и опасна завышенная самооценка. На самом деле и заниженная самооценка мешает успешному развитию личности. Не верящий в себя человек во всем сомневается, он не уверен, что сможет справиться с порученным делом. От этого он смотрит в будущее без оптимизма и несет в себе массу комплексов.

Правильная самооценка важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителями, родителями, сверстниками, она высвечивает для человека перспективы его личностного роста. Заблуждения, преувеличения или, наоборот, недооценка своих возможностей не дают шанса продвинуться вперед в развитии.

Правильная оценка ребятами своих личностных достоинств и недостатков, достижений и упущений способствует взаимопониманию с окружающими людьми, делает их более открытыми к положительным внешним влияниям.

Что же показали проведенные нами исследования? (Далее психолог переходит к анализу данных, полученных в результате психологического исследования самооценки учащихся данного класса.)

III. Наши скромные достижения.

Очень важно, чтобы, думая о себе, подросток мог сказать, что в какой-то сфере жизни он достиг высоких результатов. Родителям, конечно, хочется, чтобы это была хорошая учеба. Но у наших детей – иные ценности, разные возможности. К тому же не каждому дано стать Эйнштейном, Лобачевским... Миру нужны и Левши, и Кулибины.

Накануне я попросила ребят подумать и написать, в какой области жизни они сейчас достигли самых высоких результатов и могут гордиться собой. Им было предложено дописать продолжение предложения: «В настоящее время я могу гордиться собой, потому что...»

Может быть, вы сейчас будете удивлены, услышав ответы ваших детей, но здесь есть о чем задуматься. Примерные ответы:

− я сумел починить будильник;

− я сшила классную юбку;

− я вылечил все зубы;

− я умею жарить такие тонкие блины, какие не получаются даже у мамы;

− я лучше других играю в баскетбол.

Дорогие родители, попробуйте угадать, чем похвастайся ваш собственный ребенок.

IV. Похвала сыну/дочери.

Надеемся, что вы уже осознали, насколько важно, чтобы у ваших детей сформировалась адекватная самооценка. В силу того, что наши ребята испытывают трудности в учебе, им важно реализоваться в чем-то другом. Роль родителей, учителей заключается в том, чтобы заметить достижения ребенка, поддержать его, вовремя удивиться его талантам.

Представьте себе, что ваш ребенок приятно вас удивил. Какова будет ваша реакция? Что вы скажете ему, как поддержите

Родители предлагают следующие варианты:

Хорошо!

Как в сказке!

Ты просто чудо!

Я сам не смог бы сделать лучше!

Я тобой горжусь!

Это как раз то, что нужно.

Здорово!

Тут мне без тебя не обойтись.

V. Сюрприз для родителей.

А в ответ на ваши похвалы детям захотелось сделать вам что-то приятное. Они попросили меня передать вам сувениры, которые изготовили специально для вас.

VI. Письмо сыну/дочери.

Получив такие трогательные сувениры, вы еще глубже осознаете, как любите своих детей, и вам хочется выразить им свою любовь, сказать что-то особенное. У вас есть такая возможность. Напишите на листочках хотя бы несколько теплых слов и вложите их в конверты. Завтра я передам ваши письма детям. Пусть они тоже будут удивлены, получив сюрприз от вас.

(Под тихую лирическую музыку родители пишут письма своим детям.)

VII. Решение нашего собрания сформулировать трудно. Оно может получиться слишком официальным. Пусть на память о нашем разговоре у вас останутся подарки от детей и слова великого немецкого писателя и поэта И.В. Гете: «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попро буй приобрести славу − и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!»

 

 

Тема: «Свободное время – для души и с пользой!»

(составлено и проведено Н.А. Алексеевой)

Цели:

1) представить родителям круг увлечений и способов проведения свободного времени современными подростками;

2) показать роль родителей в разумной организации свободного времени подростков.

Участники: родители, учащиеся 7-го класса, классный руководитель. Подготовка:

1. Оформление выставки поделок, грамот, медалей, дипломов учащихся класса.

2. Подготовка выступлений с учащимися и родителями об их увлечениях.

3. Учащиеся готовят рекламные паузы или пародии на телевизионные рекламные ролики.

4. Среди учащихся проводится исследование по методике «Незаконченные предложения» на тему «Свободное время». Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:

Свободное время − это...

Мое любимое занятие...

В свободное время я больше всего люблю...

Если бы я имел достаточно денег, я бы...

Главная цель моей жизни −...

5. Учащиеся класса, которые занимаются в музыкальных школах, готовят концертные номера.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1. Кабинет, в котором проводится собрание, украшен шарами; стулья расставлены полукругом.

2. Оформлена выставка достижений учащихся класса.

3. Подготовлена аппаратура для видео просмотра.

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Свободное время... Как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его побольше, считаем, что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. Принято также считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Однако анализ данных анкетирования, проведенного в Татарстане, не подтвердил этого утверждения.

Думается, вам будет интересно поподробнее узнать об этом исследовании, в котором участвовало около 2 тысяч подростков. В интервале от часа до четырех подростки, как правило, свободны. Посмотрим, на что же они тратят это свободное время.

25% ребят гуляют на улице с друзьями;

18% слушают музыку или смотрят телевизор;

15% читают и трудятся по дому;

14% посещают кружки и секции.

Телевизор занимает довольно большое место в сфере досуга подростков. Ребята любят смотреть сериалы, мультфильмы, кинофильмы. Около 40% школьников неравнодушны к телеграмм и видеоклипам, а также к рекламе. Реклама оказывает мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей подростков, которые являются основными потребителями рекламной продукции. Каждый пятый подросток признался, что ему нравится смотреть все подряд рекламные ролики. Таким образом, рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, язык подростков.

Ученики нашего класса провели анализ телевизионной рекламы, критически осмыслили то, что видят, и приготовили пародии на некоторые из реклам.

II. Пародии на телевизионную рекламу.

III. Анкетирование современных подростков выявило еще один печальный факт. Год от года уменьшается число ребят, посещающих секции и кружки. В нашем классе есть ученики, которые уже по несколько лет посещают кружки, музыкальные школы, спортивные секции, т.е. проводят свое свободное время насыщенно и с пользой. У них уже есть реальные достижения. Небольшую экскурсию по этой выставке достижений подготовили наши ученики.

IV Экскурсия по выставке достижений учащихся класса.

V. С давних пор люди занимаются коллекционированием различных предметов. Наверное, присутствующие здесь родители в свое время тоже собирали значки, открытки, марки. А как вы думаете, что предпочитают собирать сегодняшние подростки? Исследования и наблюдения показывают, что они предпочитают собирать банки из-под пива, вырезки из газет и журналов, вкладыши от жевательных резинок, кассеты. И лишь немногие ребята, продолжая традиции своих родителей, собирают марки, значки. Некоторые ребята нашего класса тоже являются коллекционерами. О том, что они собирают и почему, они расскажут сами и представят вам свои коллекции.

VI. Представление учениками наиболее интересных коллекций, собранных ими.

VII. Сложился еще один стереотип, связанный с современными подростками. Считается, что средства массовой информации способствовали вытеснению из душ детей чистого стремления к прекрасному, к порядочной семейной жизни. Проведенные исследования показывают, что многие ребята все-таки сохранили в душах патриотизм, желание беречь и охранять природу, ухаживать за старыми и больными людьми, младшими детьми. Ребята изъявляют желание благоустраивать родное село, поселок, город, а также хотели бы принимать участие в обсуждении жизненных вопросов вместе со взрослыми, делать научные открытия и изобретать новое.

Возвращаясь к разговору о ребятах нашего класса, хотелось бы отметить следующие аспекты... (далее классным руководителем дается краткий качественный анализ данных исследования по методике «Незаконченные предложения»).

VIII. Иногда мы легкомысленно решаем, что свободное время − это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время тоже надо уметь. И этому тоже надо учить детей и подростков. Здесь мы не можем не вспомнить о роли и примере родителей.

К сожалению, современные исследования показывают, в наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени. Так, например, отцы тратят на воспитание детей 9,6% своего свободного времени, что составляет 21 минуту, а в воскресенье количество времени возрастает до 35 минут. По данным еще одного исследования получилось, что доля свободного времени, затраченного родителями на общение и воспитание детей и занятия с ними в течение недели (включая субботние и воскресные дни), колеблется от 8−9 часов у матерей до 6 часов у отцов. Есть о чем задуматься.

Очень приятно отметить, что в нашем классе есть семьи, где дети и родители увлеченно проводят вместе выходные, имеют одинаковые увлечения.

IX. Выступления семей, имеющих интересные совместные увлечения.

В ходе творческих отчетов демонстрируются видеозаписи, фотографии, а также, возможно, изделия, изготовленные мамами и папами совместно с детьми.

X. Заключительная часть собрания.

1. Благодарность родителям и детям за активное участие в собрании.

2. Маленький концерт, составленный из номеров, подготовленных учениками класса.

Заканчивая наш разговор, хочется привести слова знаменитого педагога и врача, тонкого психолога, знатока семейных отношений Бенджамина Спока: «Я давно знаю крепкие семьи, где какие-нибудь общие увлечения, будь то занятия спортом, туризм или коллекционирование пластинок, марок, монет, помогают сохранить дружбу и взаимоотношения между отцами и детьми. Но успех придет только тогда, если взрослые действительно увлечены этим: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сына или дочь. Подросткам не очень нравится, когда «старики» при их друзьях стараются играть в молодых. Здесь надо точно чувствовать ту грань в общении, перейти которую нетрудно, но вернуть пошатнувшееся доверие и уважение уже сложнее».

Тема: «В семье растет сын»

(составлено и проведено В.Н. Щербаковой)

Цели:

1) актуализировать проблему воспитания сына в семье,

2) побудить отцов к тому, чтобы они задумались о собственной роли и ответственности в воспитании сыновей;

3) наметить пути, средства и приемы воспитания мальчиков в семье;

4) поделиться опытом отцовского воспитания.

Участники: отцы мальчиков 7-го класса и классный руководитель.

Подготовка.

1. Мальчики вместе с классным руководителем готовят открытки-приглашения для отцов. Текст открытки может быть таким: «Уважаемый Анатолий Александрович, приглашаем Вас к доверительному разговору о том, как воспитывать сына в семье. Ждем Вас 15 октября в 18 часов в нашем классе на собрании отцов по теме «В семье растет сын».

2. На одном из уроков русского языка учащиеся класса пишут сочинения «Как я провел выходной день». Классный руководитель анализирует сочинения мальчиков и готовите сообщение к собранию отцов.

3. Классный руководитель проводит индивидуальную работу с отцами по подготовке выступлений на собрании об их роли в воспитании сына.

4. Совместно со школьным библиотекарем, родителями учащихся и мальчиками классный руководитель готовит выставку книг и журналов о воспитании мальчиков.

5. Классный руководитель составляет памятку для отцов и готовит ксерокопию для каждого участника.

Оформление, оборудование и инвентарь.

1. На доске оформлен эпиграф собрания:

Чтоб стать мужчиной −

Мало им родиться.

(М. Львов)

Ниже записаны высказывания по теме собрания:

«Не все мужчины, кто в штанах ходит» (финская пословица);

«Без хороших отцов нет хорошо воспитанных мужчин, несмотря на все школы, институты и пансионы»

(Н. Карамзин).

2. На видном месте оформлена книжная выставка «Для вас, отцы. Как воспитать настоящего мужчину».

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

В вашей семье растет сын. Вспомните, как радовались вы, когда он родился. Чувство гордости наполняло сердце каждого отца при появлении сына. Вы ощущали, что родился! помощник, союзник, мужчина. Мужскую программу в наших сыновей закладывает природа с самого рождения. Но «чтоб стать мужчиной − мало им родиться», − сказал поэт Михаил Львов. Мальчика надо воспитать мужчиной. Это главная задача родителей, и особая роль здесь принадлежит отцу.

Сейчас вы наверняка осознаете, как непросто быть отцом, как трудна, сложна и ответственна эта миссия. Ваши сыновья подрастают, чем-то радуя вас, а чем-то и огорчая, разочаровывая. Мальчишки − особый народ, беспокойный и непоседливый. И чтобы ваш сын вырос настоящим мальчишкой, настоящим мужчиной, нужны огромный труд вашей души, ум, такт, мужская строгость, твердость, терпение и взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское влияние.

Сегодня на нашем собрании мы и поговорим откровенно о том, как воспитывать в мальчиках настоящие мужские качества, какова роль отца в этом и сила его личного примера, поделимся опытом отцовского воспитания.

Для начала разберемся, что входит в понятие «мужественность», какие качества относятся к мужским, что надо воспитывать в мальчишках, чтобы они выросли настоящими мужчинами. Ведь именно об этом мечтает каждый отец.

Ключевые слова понятия «мужественность»:

− сильный, физически развитый, здоровый, смелый, защитник, заступник;

− лидер, самостоятельный, умный, мастер на все руки, умеет брать на себя ответственность, быть твердым, решительным;

− благородный, высоконравственный, честный, великодушный, готовый к услуге, почитающий женщину.

(На доске цветными мелками записываются ключевые слова.) Как воспитать в сыновьях эти основные качества? Давайте думать.

Послушайте рассказ А. Изотова «Мальчик − не девочка». (Учитель читает рассказ.)

 

А. Изотов

МАЛЬЧИК − НЕ ДЕВОЧКА

 

Трудно быть мужчиной? Мужчина за все в ответе: за семью, за дом, за Родину. Трудно быть мальчиком: хочется быть за все в ответе, быть защитником и заступником. А приходится все время оправдываться. То сделаешь не так, это не так. Все время тебя поправляют, ругают и обижают. Говорят: «Мал еще, не твое дело, не дорос». Или: «Вот вырастешь − будешь самостоятельным. А пока ты никто и будь послушным». Главное − «Будь послушным», «Сделай, что велят» Все мальчики знают − будешь всех слушаться − таким и вырастешь, и никто не будет тебя уважать. Они ведь мудры, мальчики. Они не спорят со взрослыми. Они думают: «Не хотите, чтобы мы дрались, считайте, что мы уже осуждаем драчунов. Ну что же с вами спорить».

Мальчики − это заступники и защитники. Каждый из них защищает свое (дом, друзей. Родину), каждый готов заступиться за обиженного и слабого.

Один мальчик, сын врача, попал однажды в трудную ситуацию. Соседский мальчик, намного старше и сильнее, стал его задирать: «Мой папа сильнее твоего, он твоего отца может запросто побить». Как такое снести? А как защитить отца? Мальчик не стал драться. Он сказал: «А мой папа твоего может вылечить».

Мальчики − не герои. Им страшно, когда их ругают. Хвалите мальчика каждый раз, когда он кого-то защитил, за кого-то заступился. Кто не радуется, когда встречает повзрослевших мальчиков, которые говорят: «Сколько я могу тянуть с родителей деньги? Я пойду работать и сам себя буду кормить».

Мальчики − заступники, защитники, кормильцы. Хвалите их.

Вот и подсказка нам, и мудрый совет.

В повседневном общении с сыном найдется немало поводов для разговора о мужестве, чести, верности, товариществе.

Прочитанная книга, просмотренный фильм дают возможность проявить в присутствии сына свое отношение к жизни. Кто, как не отец, может понятно и просто объяснить, кто такой храбрый человек, а кто − трус, что означают понятия «долг», «справедливость», «смелость».

Размышляйте об историческом и военном прошлом нашей страны, об истории семьи, о Великой Отечественной войне и родственниках, бывших современниками войны, погибших или переживших все тяготы и испытания военного времени. Говорите о сегодняшнем противоречивом времени, о состоянии современной армии и флота о героях наших дней. Все это станет школой гражданственности для вашего сына.

Убедительно рассказывайте сыновьям о проявлении сильной воли, упорства, настойчивости не только во времена военные, но и в условиях обыденной жизни. Ведь мужество нужно не только на поле брани. Оно необходимо мужчине и в борьбе со своими слабостями и недостатками, оно потребуется ему и в борьбе со злом во всех его проявлениях. Мужчина – всегда защитник. Защитник Родины, защитник слабого, защитник женщины. Культивируйте эту социальную роль в ваших сыновьях. Но что за защитник без силы? Сила поможет мальчикам быть ловкими, смелыми, красивыми решительными. Воспитывайте сыновей Здоровыми, закаляйте приобщайте к спорту! Помогите им стать такими. Возьмите спор в союзники. Понимая роль спорта, сами взрослые порой остаются в стороне, одному не хватает времени другому – терпения, третьему – организованности. А ведь отец может многое: заниматься с сыном утренней гимнастикой бегать, ходить на лыжах, кататься на велосипедах, плавать и даже построить в квартире простейший домашний стадион, различные сооружения для тренировки. Спортивные и подвижные игры развивают сноровку, ловкость, силу выносливость. Играйте с сыном в мяч, в городки, лапту и другие игры. Посоветуйте вашему ребенку записаться в спортивный клуб или секцию. Будьте сопричастны к успехам сына в физическом развитии, ведите вместе спортивный дневник, замечайте все положительное, преодолевайте вместе трудности.

Как это получается в семье Дмитриевых, расскажет папа Андрея − Николай Анатольевич.

(Рассказ НА. Дмитриева о физическом развитии сына о совместном увлечении спортом, об успехах и достижениях в плавании.)

Исстари ценилось в мужчине стремление к знаниям. Недаром в народе говорят: «Чем больше науки, тем умнее.

Для сына учеба − это большой труд, требующий волевых усилий, внимания, интеллектуальной активности. Поощряйте познавательные интересы сына, развивайте его любознательность, любовь к книге, побуждайте к самообразованию. Для этого читайте вместе интересные книги, журналы, учите самостоятельно работать со справочником, энциклопедией. Помогите организовать учебный труд дома, оборудовать удобное место для занятий. Создавайте условия для успешной работы: выключайте телевизор, если сын за уроками, не разговаривайте громко. Если необходимо − помогите в выполнении домашних заданий. И не портите отношений с сыновьями из-за оценок. Конечно, четверки и пятерки − это отрада для родительского сердца, но, если сын не радует вас хорошими отметками, надо прежде всего спрятать подальше свое раздражение и терпеливо разобраться, в чем причина учебных неудач. Только при этом нельзя поддаваться искушению обвинить во всем ребенка и махнуть на него рукой. Внушите сыну уверенность в своих силах, убедите его, что все поправимо, и помогите хорошо учиться. Преодоление трудностей в учебе − это тоже проявление сильной воли, упорства и настойчивости. Воспитывайте эти качества в вашем сыне.

Говорят, раньше было меньше проблем в воспитании сыновей. В народной педагогике складывались свои традиции трудового воспитания. Мальчиков начинали приучать к работе с 9 лет. И они работали бок о бок со взрослыми (особенно в деревне). Вся многоступенчатая семейная школа включала поощрения, похвалы, рассказы о старших, опытных работниках. Для маленьких было престижным, когда им впервые позволяли косить вместе со взрослыми, помогать отцу в поле. Хорошо работать − это значит мужать, становиться мужчиной.

И сейчас всюду, где есть малейшая возможность, будет полезно и хорошо, если отец поставит своего сына и скажет: «Делай, как я». Мальчишка, работающий с отцом на даче, помогающий ему в гараже, участвующий в ремонте квартиры, конструирующий, любящий мастерить, взрослеет быстрее и надежнее. Умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Хорошо, если у сына будут свои трудовые обязанности по дому. Это и подготовка к будущей самостоятельной жизни, и проявление заботы о близких. Внушайте сыну, что любой труд, направленный на общую пользу, благороден. Приучайте мальчиков к слову «надо», слову короткому, требовательному, как приказ. Надо! − и никуда не денешься. Через «не могу», через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что в данный момент хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильными, волевыми, надежными людьми. А среди привычек человека эта − чуть ли не самая основная. Из трудовых усилий сформируется характер мальчика, мужская твердость, сила воли и многие другие качества, украшающие мужчину. Работа всегда должна быть трудной, но посильной. И тогда у мальчика будет расти уверенность в своих силах, развиваться вкус к труду, желание делать больше и лучше, быть всем нужным. И не говорите при неудачах (а они наверняка неизбежны): «Ах ты, безрукий, неумеха, косолапый! Ну ничего тебе поручить нельзя...» Если мальчику мало что удается, у него развивается ощущение собственной неумелости, и он начинает считать себя бестолковым. Помните народную мудрость: «Если человеку сто раз повторить − свинья, на сто первый он захрюкает». Поэтому только терпение, настойчивость, личный пример, совместная деятельность помогут вам в воспитании сына, а еще похвала, поощрение, прогнозирование успеха сына. И если о нем скажут − трудолюбивый мальчик, расценивайте это как свою родительскую победу.

О трудовом воспитании в семье расскажет папа Пети и Ильи Анохиных − Александр Иванович.

(Рассказ А. И. Анохина о домашних обязанностях по дому, о совместной работе с сыновьями на даче, уходе за автомобилем, оказании помощи дедушке и бабушке в трудовых делах. Демонстрация фотографий из семейного альбома.)

О том, как он учит сына мастерить, расскажет Василий Петрович Скоробогатов.

(Рассказ В. П. Скоробогатова о семейном увлечении работой с деревом, о домашней мастерской, инструментах, правилах работы. Демонстрация поделок сына, совместных работ.)

Наши папы замечательно рассказали о совместных делах и увлечениях. Как это важно − понятно всем. Именно совместная деятельность рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакт с подростком, способствует взаимопониманию и создает эмоциональную и духовную близость.

Далее учитель анализирует сочинения учащихся «Как я. провел свой выходной день»:

− отмечает, сколько отцов провело выходной вместе с сыновьями, чем занимались, какие добрые дела совершили;

− выделяет, что насторожило в сочинениях мальчиков.

Классный руководитель зачитывает некоторые сочинения.

В мальчиках надо воспитывать и культуру внешнего вида, поведения, общения. Растрепанная голова не украшает подростка. Траурная кайма под ногтями тоже не вызывает сочувствия. Не глаженая одежда наводит на мысль, что ее хозяин – человек неаккуратный. Грязные ботинки усугубляют неблагоприятное впечатление. Не снятая в помещении шапка вызывает прежде всего недоумение: «А имеет ли человек хоть какое-то понятие о культуре?».

Внешность мужчины, умение общаться, культура поведения, великодушие, доброта, отзывчивость, почтение к женщине − это и есть составляющие понятия «благородство». И закладываются они прежде всего в семье.

В арсенале семейной педагогики имеются самые разнообразные приемы формирования культуры внешнего вида и поведения. Если отец разъясняет сыну, что каждый приличный мужчина должен уметь гладить брюки, и вместе с сыном утюжит его и свои брюки, объясняя все тонкости этого дела, то можно быть уверенным, что труды не пропадут даром. Если отец учит сына заправлять постель, аккуратно складывать одежду, стирать носки, ежедневно чистить обувь, умываться тщательно и быстро, то это и формирует культурные привычки сына. Нельзя только опускаться до уровня бесконечных назиданий, упреков, замечаний, наказаний и угроз, как часто бывает в семьях. «...Чтоб завтра же постригся, противно смотреть на твои патлы... Не чавкай... Не разваливайся... Убери локти со стола...» Такие назидания вызывают подспудное, а иногда и открытое сопротивление, упрямое желание поступить по-своему. Поэтому воспитывать надо ненавязчиво, иногда просто дружелюбно подсказать, в другой раз стоит обратить внимание на какую-то деталь фильма, телепередачи, иногда неторопливо побеседовать на ту иди иную тему. Очень ценный источник знаний о нормах поведения, внешнем виде − книги. А их сейчас для школьников написано немало. Часть из них представлена на нашей выставке. Вовремя предложить их сыну или прочитать и обсудить вместе − прекрасный способ знакомства с правилами поведения. Очень часто в воспитании культуры поведения слова вообще не нужны, достаточно примера, образца, поступка. Помните об этом, папы.

В классе мы тоже будем учиться культуре общения и поведения на наших классных часах специально для мальчиков.

(Классный руководитель знакомит отцов с программой классных часов для мальчиков 1-го класса под рубрикой «Поговорим о воспитанности».)

Не секрет, что сыновья подражают своим отцам в хорошем и в плохом. Подражание дается легко, оно не требует преодоления каких-то препятствий, больших усилий. Срабатывает детское сознание: «Я − как папа!»

К примеру, официальная статистика утверждает: дети курящих родителей, как правило, начинают тянуться к табаку в два раза чаще и много раньше, чем их сверстники из некурящих семей.

Послушайте описание сцены на приеме у психолога из книги «Семья: 500 вопросов и ответов». (Классный руководитель зачитывает отрывок из книги.)

Отец объясняет психологу:

− Лаврику 12, Голова работает. За себя постоит. Конечно, мы с женой ничего для него не жалеем: брючата по моде, деньги на развлечения. − Папа просит разрешения закурить. Закуривает и продолжает:

− Один у меня сын, если надо, готов за него каплю за каплей всю кровь... А тут выясняю: покуривает стервец мой. С ребятами, конечно. Вот не знаю, как... чтобы решительной кардинально... Ведь всего 12 лет Лаврику! А?

− Прежде всего, − деликатно говорит психолог, − я бы рекомендовал вам бросить курить самому. Пусть сын увидит...

− Как то есть бросить?

− Обыкновенно. Объявите: больше не курю − и не курите.

− Допустим. А остальные?

− Кого вы имеете в виду?

− Ну-у-у... миллионы, наверное, граждан, которые курят?

В данном случае речь идет о вашем сыне, бог с ними, с миллионами посторонних.

− Э-э, нелогично рассуждаете. Я брошу − они нет, значит, плохие примеры останутся... Или не так?

− Так, только не совсем. Вы, бросив курить, преподнесете сыну пример сильной воли. Лаврик поймет, какой у него исключительный отец, – другие не могут, а отец может. Сказал − сделал. И авторитет ваш в глазах сына непросто возрастет, а, можно сказать, высоко подпрыгнет!

− А ежели я не выдержу? − как-то жалобно спрашивает отец. − С детства все-таки курю, лет уже тридцать.

− Но вы же утверждали, что готовы для сына всю кровь отдать, каплю за каплей.

− Ох, дети-дети, сколько же с ними неприятностей, − философски замечает отец. – И еще неизвестно, какая будет отдача, с каким знаком.

Воспитание − трудное дело. Многое приходится осознать, от многого отказаться, если мы хотим вырастить достойного сына. Как заставить, как научить ребят подражать только хорошему и не подражать плохому? Единственный и надежный способ – лишить детей выбора! Держать себя так, чтобы всякое подражание вашему образцу − поведению, манерам, обращению с окружающими и т.д. − было положительным. Да, это трудно, но необходимо, если мы растим настоящего человека. Вы приветливы − и сын приветлив, вы хмуры − и сын напряжен. Вы надежны,, добросовестны во всякой работе − и сын незаметно приучается быть сдержанным и деловитым. Вы причесаны, аккуратны, хорошо одеты − и сын стремится к этому. Вы уважаете и почитаете жену, помогаете ей во всем, это же будет делать и сын по отношению к матери. Более того, такие же отношения он будет строить в своей будущей семье. Глядя на сыновей, помните... о зеркале: мы отражаемся в детях.

II. Знакомство с книжной выставкой.

I. Классный руководитель обращает внимание на выставку. На ней представлены книги и журналы, помогающие в воспитании мальчиков. Это книги о воспитании воли и характера, книги из серии «Учись учиться», «Знай и умей», книги о спорте и физическом развитии, книги о мастерстве и ремесле, о рыбалке и других увлечениях, книги о культуре внешнего вида и поведения, журналы «А почему?», «Юный техник» и другие. Многие книги принесли ребята из семейных библиотек.

2. Родителям предлагается познакомиться с выставкой, каждому выбрать понравившуюся книгу или журнал и в течение 5 минут подготовить краткую аннотацию публикации.

3. Каждый из отцов знакомит всех присутствующих с содержанием книги или журнала, включая информацию о названии, авторе, месте и времени издания и делая акцента том, чем особенно понравилась книга.

III. Заключительный этап.

1. Отцам вручаются памятки следующего содержания:

Уважаемые папы, помните!

− Мальчик хочет быть хорошим, но не любит, когда его прямолинейно воспитывают, его раздражают слова! Воспитывайте делом и личным примером!

− Если отец всегда недоволен, нетерпелив и раздражителен отношению к сыну, мальчик будет испытывать неуверенность и неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков.

− Мальчику необходим опыт успеха. Приобрести его он может с вашей помощью. Создавайте, придумывайте ситуации для сына, где он, несомненно, добьется успеха. Замечайте успех сына, хвалите почаще.

− Если вы хотите чего-то добиться от своего сына, надо ему это привить, а значит, лучше всего «заразить» своим делом. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

− Мальчики не меньше девочек нуждаются в родительской ласке и телесном контакте с ними. Отец может похлопать подростка по плечу, потолкаться с ним, побороться. Дети, которые регулярно видели проявление любви и привязанности от родителей, обладают более развитым чувством внутренней безопасности.

− У отца с сыном должны быть свои мужские секреты. Совместные прогулки, увлечения, рыбалка и т.п. дают почувствовать сыну, что он «свой парень».

2. Каждому участнику собрания предлагается продолжить фразу «Сегодня на собрании я задумался о том, что...»

3. Минута благодарности. Учитель благодарит отцов за активное участие в подготовке и проведении собрания и желает успехов в воспитании сыновей.

 

 

Тема: «В семье растет дочь»

(составлено и проведено В. Н. Щербаковой)

Цели:

1) способствовать осознанию мамами их роли в воспитание дочери;

2) познакомить с условиями успешного семейного воспитания девочки.

Участники: мамы девочек 7-го класса, классный руководитель.

Подготовка.

1. Проводится предварительное анкетирование девочек:

 

1. Считаешь ли ты, что у вас с мамой есть взаимопонимание?

а) да,

б) не всегда,

в) нет

2. Какие общие занятия и увлечения есть у вас с мамой?

3. Бывают ли у вас с мамой конфликты?

а) часто,

6) иногда,

в) никогда.

4. Если бывают то по какой причине?

а) из-за одежды

б) из-за домашних обязанностей,

в) по поводу учебы

г) из-за телевизора или музыки,

д) по другим причинам

Классный руководитель анализирует анкеты и готовит сообщение о результатах анкетирования девочек.

II. Готовится анкета для мам:

 

1. Считаете ли вы, чт<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.201 с.