Внутреннее предпринимательство — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Внутреннее предпринимательство

2018-01-29 140
Внутреннее предпринимательство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда во время кризисов в компании высвобождались ресурсы, передо мной вставал выбор: расстаться с людьми или помочь им начать свое дело. Об одном случае такого вынужденного предпринимательства в Gameland я уже упоминал — в 1999 г. моя сотрудница запустила интернет-магазин видеоигр. В 2009 г., зная о тяжелой ситуации на рынке труда, я предложил уволенным сотрудникам использовать освободившиеся рабочие места в офисе и существующую инфраструктуру (бухгалтерию, юриста, консалтинг), чтобы начать свое дело. На этот призыв откликнулось около двадцати человек. Некоторые из них до сих пор занимаются бизнесом, который запустили в то время: это ивент-агентство и пара интернет-магазинов.

Когда я разрешил своим сотрудникам использовать ресурсы компании для собственных проектов, это не было чистым альтруизмом с моей стороны.

Я надеялся, что проекты разовьются, станут прибыльными, и моя доля в них (которую я получил в обмен на предоставленные ресурсы) со временем превратится в источник пассивного дохода. Ожидания не оправдались. На втором этапе, когда некоторые проекты стали приносить доход, я начал получать небольшие суммы за аренду рабочих мест, которые прежде предоставлял бесплатно. Лишь один проект приносил прибыль, но очень скромную — около $1000 в месяц.

Оглядываясь назад, я не жалею о том, что поддерживал предпринимательские инициативы своих бывших сотрудников. Но должен признать, что вся

эта затея в большей степени была формой заботы о них, чем прибыльной машиной, построенной по модели бизнес-инкубатора или венчурного фонда.

Я слишком сильно верил в предпринимательский талант людей, которые открыли свое дело вынужденно. Настолько сильно, что это мешало мне принимать антикризисные меры. Например, в офисном здании мы продолжали арендовать целый этаж для школы мультимедийной журналистики. Мы легко могли отказаться от этого и за счет экономии иметь гораздо больше денег, чем потенциально была способна принести школа.

 

Мои уроки

1. Ожидания должны быть реалистичными. Быть наемным сотрудником — это добровольный выбор и психологическая склонность многих людей. Не стоит рассматривать наемных сотрудников как ответственных партнеров, которым дорог ваш бизнес.

2. Полезно классифицировать сотрудников по их реакции на кризис — чувствительные к ухудшению условий, оппортунисты, нытики и лояльные члены команды. Среди последней категории найдутся те, кто готовы при необходимости обучиться новым навыкам.

3. Доля сотрудников, лояльных компании, обычно не превышает 20% — с ними и предстоит перестраивать бизнес под новые условия.

4. Нужно поощрять конструктивную критику и избавляться от тех, кто только жалуется, но ничего не предлагает.

5. Не стоит доносить информацию об ухудшении положения дел до всего коллектива, если сотрудники не могут повлиять на ситуацию. Если о проблемах все уже знают, то нужно представить команде худший сценарий — это поможет снять напряжение.

6. С ключевыми сотрудниками стоит делиться информацией в большем объеме.

7. Заботиться следует исключительно о лояльных и продуктивных сотрудниках. Не стоит тратить время, силы и ресурсы на остальных.

8. Сотрудникам (в том числе бывшим, которых вы хорошо знаете) можно ненавязчиво предлагать создать свой бизнес и в первое время пользоваться ресурсами компании. При этом не стоит рассчитывать на получение прибыли от этих проектов.

9. Стоит предоставлять ресурсы для внутренних предпринимательских проектов только в том случае, если они избыточны и не могут быть сокращены. Например, если до истечения срока действия договора аренды вы не можете отказаться от части площадей и сэкономить таким образом деньги.

Потолок продавца

Кризис в компании обычно сопровождается уменьшением количества сотрудников. Продавцы — не исключение.

Очень важно, чтобы каждый ваш клиент был клиентом компании, а не конкретного продавца.

Некоторые продавцы замыкают клиентов на себя. Вам они говорят, что у них особые отношения, все держится на личных связях и доверии. Для клиента же придумывают другую сказочку, чтобы создать иллюзию своей незаменимости. Бывали случаи, когда мне на протяжении целого года не удавалось назначить встречу с ключевым клиентом — работающий с ним продавец находил разные причины и отговорки, чтобы этого не произошло. Решите заранее, хотите ли вы помещать свой бизнес в зависимость от таких людей.

Наверняка вы слышали о существовании гениальных продавцов, способных даже снег всучить эскимосам. Я тоже о них наслышан, хотя мне никогда не доводилось увидеть подобного. В реальности все профессионалы в области продаж стремятся работать с продуктом, который нужен людям и продается сам. Специалист умеет находить с клиентом общий язык и объяснять ему преимущества вашего предложения. А чтобы продавать бесполезный товар, нужен скорее талант мошенника, а не квалификация профессионального продавца.

Исходя из этого я усвоил:

если продажи пошли вниз, то в первую очередь нужно обратить внимание на продукт, а не переманивать звездных продавцов у конкурентов.

Разница между превосходным и средним (но добросовестным) продавцом на практике невелика. Я проводил эксперимент: увольнял отличного директора по продажам и оценивал, насколько изменится выручка подразделения. Максимальное падение составило 10%.

У каждого продавца есть свой потолок — максимальное количество клиентов, с которыми он способен заключить сделку, и приносимых денег (за определенный период). Когда этот потолок достигнут (у каждого он свой), никакие усилия, которые вы прилагаете для мотивации сотрудника и развития его потенциала, не приносят результата. Поняв это, я стал следить за тем, чтобы условия работы в продающем подразделении моей компании были гибкими. У каждого сотрудника есть свой индивидуальный план, а для некоторых мы даже вводили особую систему оплаты. Уровень фиксированного оклада, процент комиссионных и параметры премирования подбираются таким образом, чтобы каждый продавец, достигший своего потолка, не сталкивался с тем, что его регулярно сравнивают с более успешными коллегами и требуют от него большего. В моем бизнесе продукт никогда не был типовым и стандартизированным, и, соответственно, речь не идет о массовых продажах, а спрос колеблется под воздействием множества факторов. Поэтому я выступаю против уравниловки и долгосрочных контрактов, в которых фиксируются обязательства продавца и система мотивации. Я предпочитаю регулярно пересматривать планы: сопоставляю их с текущими показателями и убеждаюсь в том, что они по-прежнему выполнимы.

 

«Сборщики денег»

Не бывает идеальных продавцов. У разных людей в этой профессии лучше прокачаны определенные навыки. Кто-то легко вступает в контакт с потенциальным клиентом и договаривается о встрече. Кому-то лучше других удается донести до клиента суть коммерческого предложения. Закрывать сделки, собирать деньги — еще один талант, который не обязательно сочетается с другими навыками. Чтобы добиться максимальной эффективности сотрудников, я выявляю все эти навыки и поручаю сопровождение сделки на разных этапах разным людям. Нужно позаботиться о том, чтобы между ними не возникало трений и соперничества.

Ответственность за заключение сделки лежит на предпринимателе. Перекладывать ее на продавца — самое глупое и безответственное поведение из всех возможных.

Продавец — лишь одно маленькое (хотя и очень важное) звено в длинной цепочке людей, чьи усилия приводят к продажам. Он не может и не должен контролировать остальные звенья — продавец не сформулирует за вас суть коммерческого предложения, не выберет целевую аудиторию, не проведет маркетинговые исследования.

Значительная доля продавцов — по сути, «сборщики денег», предпочитающие обслуживать уже существующий спрос. Они не проявляют инициативы и смекалки. К сожалению,

даже так называемые звезды, которые приходили ко мне устраиваться на работу и предъявляли внушительный послужной список, требуя огромный оклад, нередко оказывались типичными «сборщиками денег».

Несколько раз обжегшись с такими людьми, я стал внимательно следить за тем, как они работают. Если человек обещает продать на 5 млн рублей за квартал, я не рассчитываю, что эта сумма упадет с неба в конце квартала — я хочу знать, сколько коммерческих предложений было разослано, сколько встреч проведено, кто будет перспективным клиентом и каковы промежуточные итоги переговоров. Исходя из этого я могу оценить вероятность выполнения плана — и соответственно, понять, отрабатывает ли продавец свой оклад. В большинстве случаев такое пристальное внимание убеждает нерадивого сотрудника в том, что ему с вами не по пути — халявы не будет.

 

Растить или искать?

Несмотря на множество неудач с наймом опытных продавцов, я по-прежнему верю, что искать их нужно. Даже если отсеять 90% соискателей, оставшиеся 10% стоят затраченных усилий. Если бизнес достаточно крупный, то необходимо растить и своих продавцов — людей без опыта, которых вы обучите сами. И стоит смириться с тем, что работать на вас они будут не вечно.

Очень часто успешные продавцы после тридцати начинают испытывать дискомфорт от отсутствия карьерного роста. Им кажется, что признание их заслуг должно привести к назначению на должность директора по продажам или аналогичную позицию. Однако продавать и руководить — это две принципиально разные функции.

Успешный продавец редко становится столь же успешным руководителем,

и в результате продвижения по службе вы с большой вероятностью потеряете его как продавца и получите взамен посредственного менеджера. А когда его провал на посту директора по продажам станет очевидным, ему не останется ничего иного, как уволиться и вновь начать работать продавцом в знакомой отрасли (например, у вашего главного конкурента). Если же вы решите сдерживать карьерные амбиции лучшего продавца, итог может быть аналогичным — только поводом для увольнения станет «отсутствие перспективы».

Чтобы не было обидно оттого, что моя компания выполняет роль кузницы кадров для рынка, я сделал обучение сотрудников платным.

У новичков много энергии, они неплохо мотивированы, ведут себя пока еще без гонора и, как правило, готовы меньше получать в обмен на возможность набраться опыта.

 

Мои уроки

1. Следует отличать продавцов от «сборщиков денег».

2. Ответственность за заключение сделки лежит на предпринимателе. Продавец — не волшебник, не самый умный и инициативный человек в компании. Он не решит проблем, связанных с продуктом, маркетингом, падением рынка.

3. Не допускайте, чтобы продавец замыкал на себя клиента. Поддерживайте личные контакты со всеми ключевыми клиентами.

4. Индивидуальный план и система мотивации для каждого продавца эффективнее уравниловки.

5. Стоит объединять в команду продавцов с взаимодополняющими талантами и следить, чтобы между ними не было конкуренции.

6. Не стоит полагаться на готовых специалистов — необходимо растить собственных (за их счет).

7. Из успешного продавца редко получается хороший менеджер (директор по продажам).

 

Важность поддержки

Очень часто предприниматель становится опорой для большого числа близких людей — родителей, членов семьи, друзей. В случае чего он может обеспечить работой, дать взаймы, оказать бескорыстную помощь. В кризисный период предприниматель обязан потребовать ответной поддержки от близких. А для них настало время позаботиться о нас, предпринимателях.

Когда мы только начинали строить совместную жизнь с моей нынешней женой Яной, она — еще до свадьбы — спросила меня, чего я жду от отношений. Я ответил, что жду поддержки. И на то была причина: в первом браке, который распался, причинив мне немалые страдания, мне остро этого не хватало. Яна призналась, что не знает, какую поддержку может мне дать, поскольку речь не идет о ведении быта. И я ее отлично понимаю — я сам не мог четко сформулировать, что мне нужно. К счастью для нас обоих, Яна согласилась учиться, и надо отдать ей должное — ее энтузиазм с годами не угас. На всем протяжении нашей совместной жизни она пыталась лучше понять мои потребности в поддержке и училась их удовлетворять. Дошло до того, что Яна стала в этом настоящим специалистом. Она передает свой опыт на тренингах для жен предпринимателей и даже написала книгу «Мой муж — предприниматель»[4].

Думаю, свою роль сыграло то, что ее папа тоже был предпринимателем, которому довелось пройти не только через головокружительный взлет, но и через разорение, потерю бизнеса и покушение на свою жизнь. Благодаря этому

моя жена сразу понимала, что брак с предпринимателем подразумевает высокие риски и серьезную ответственность.

Поддержка, которая была и остается для меня столь важной, может проявляться по-разному. В один момент мне нужно, чтобы меня обняли, в другой — чтобы выслушали, в третий я хочу услышать определенные слова, увидеть определенную реакцию. Часто это сравнимо с работой профессионального коуча, только домашнего. Разумеется, чувствовать поддержку важнее в трудное время, когда вера в собственные силы способна пошатнуться. Но я считаю, что между людьми, вступающими в брак, должна быть достигнута договоренность о постоянной взаимной поддержке, независимо от обстоятельств. На мой взгляд, для предпринимателя это особенно важно, поскольку отсутствие поддержки может привести к снижению боевого духа, неудачным бизнес-решениям и в итоге поставить под угрозу благополучие всей семьи. Когда в компании начинаются проблемы, ее владелец обычно наблюдает, как сотрудники разбегаются. Они не готовы жертвовать своими доходами и утрачивают веру в работодателя. В такой момент важность семьи в жизни предпринимателя возрастает многократно, поскольку другие источники поддержки ослабевают.

Мне повезло не только в том, что жена согласилась поддерживать меня, но и в том, что у нас было достаточно времени, чтобы поучиться этому, прежде чем в моем бизнесе начался очередной кризисный период. В первые годы нашей совместной жизни бизнес рос, и за пределами семьи у меня сформировался круг людей, которые подпитывали меня энергией и обогащали знаниями и опытом. Я думаю, что это правильный подход — не стоит возлагать на одного человека, пусть и самого близкого, миссию служить единственным источником поддержки. Пока у вас есть возможность получать поддержку с разных сторон, глупо этим не пользоваться.

Ответственность предпринимателя — обеспечить себя разными формами поддержки: от наставников, коллег-бизнесменов, тренеров и т.д. — включая, разумеется, и семью.

 

Общие ценности

Году в 2004-м у меня начался новый этап поисков себя. Мне казалось, что я достаточно позаботился о своем бизнесе, чтобы он продолжал расти в полуавтономном режиме, материальные потребности были удовлетворены, и я стал чаще задумываться о том, каковы мои истинные цели и устремления в жизни, ради чего я живу и занимаюсь своим делом. Я тратил много времени на обучение и поездки по миру. Жена разделяла мою тягу к самопознанию и всюду меня сопровождала. Мы обсуждали все, что нам доводилось узнать, и Яна фактически стала моим тренером личностного роста — то есть обеспечила именно тот вид поддержки, который мне был необходим в этот период. Постоянно вращаясь в среде бизнесменов и разговаривая на темы, связанные с предпринимательством, она тоже захотела начать свое дело и в 2008 г. основала тренинговую компанию. Это придало нашим отношениям дополнительную ценность. Совместно мы сделали открытие, что

бизнес — это захватывающее занятие. К нему можно пристраститься как к наркотику, и по степени эмоционального вовлечения оно даже конкурирует с взаимоотношениями внутри семейной пары.

Тот факт, что моя жена занимается собственным бизнесом, принес мне очень много пользы. Когда я прихожу домой с работы, мне не приходится становиться другим человеком, забывать про работу, выбрасывать из головы все проблемы. Дома со мной рядом находится человек, полностью разделяющий мои ценности и при этом обладающий совершенно иным складом ума, что помогает мне увидеть себя со стороны и лучше понять.

Предпринимательский талант моей супруги позволил мне возложить на нее и управление семейным бюджетом.

В трудные для бизнеса периоды, когда снижение прибыли компании вынуждало меня жить скромнее, она зарекомендовала себя хорошим антикризисным менеджером — без жалоб и причитаний мгновенно сокращала семейные расходы. Видеть, что в семье к тебе относятся не только как к добытчику, что с тобой готовы разделить все сложности, — это тоже поддержка!

 

Выбор жены

У нас с Яной пятеро детей — для меня это служит лучшим доказательством ее веры в меня и наш союз. Естественно, у каждой пары есть собственные представления о том, как следует поддерживать друг друга. И я рекомендую предпринимателям, осознавшим необходимость получения большей поддержки внутри семьи, начать с анализа.

Какая поддержка вам нужна? Когда вы чувствуете поддержку со стороны партнера? Как вы можете научиться лучше понимать потребности друг друга и откликаться на них?

Важно осознать, что поддержка — это не разовое действие, а образ жизни, подразумевающий готовность постоянно уделять внимание своему партнеру. И заниматься формированием этой «группы поддержки» лучше всего не в тот момент, когда наступает «жопа». Кризис зачастую сопровождается предательством бизнес-партнеров и уходом ключевых сотрудников, и в этот период необходимо заручиться поддержкой вне делового круга общения. Кризис в бизнесе — худшее время для того, чтобы перестраивать отношения в семье.

Идеальный вариант — договориться обо всем еще до брака, и даже больше того — при выборе супруги убедиться, что ваша избранница способна и хочет поддерживать мужа, что она готова принимать на себя различные обязательства.

Я не верю в то, что поддержка может быть спонтанной, неосознанной, что она способна появиться из ниоткуда. Я считаю, что в брак человек вступает уже сформировавшимся, и поэтому следует искать того, кто соответствует вашим ожиданиям, а не надеяться, что у вас со временем все наладится по принципу «стерпится — слюбится». Присмотритесь к семье своей избранницы: если отец не получает безусловную поддержку, то, скорее всего, у дочери уже сформировалось соответствующее отношение к мужчинам. После неудачного первого брака мне было критично важно, чтобы женщина воспринимала меня и семью не как инструмент для удовлетворения своих нужд (не обязательно материальных), а как союз с рядом определенных обязательств. Безусловно, мужчина со своей стороны точно так же принимает обязательства.

Можно строить семью и без такого осознанного подхода, но это довольно рискованно. К сожалению, в России разводы очень распространены, а в случае предпринимателей цена развода особенно высока — и в финансовом плане, и с точки зрения возможных последствий. По моим наблюдениям, во время экономических кризисов предприниматели разводятся намного чаще, поскольку в семье обнажаются скрытые конфликты, возрастает уровень стресса, а отсутствие привычки поддерживать друг друга начинает больно ранить обоих партнеров.

 

Мои уроки

1. Нужно подходить к строительству семьи и выбору жены как к проекту. Только 5% мужчин способны быть предпринимателями, и только 5% женщин подходят на роль их жен.

2. Избранница должна еще до брака (и даже до знакомства с вами) быть настроенной поддерживать своего мужчину, уважать его самого и его миссию. Стоит обратить внимание на то, как она относится к своему отцу, как взаимодействуют ее родители в трудные времена.

3. Брак — это своего рода сделка, в которой каждый из партнеров принимает на себя определенные обязательства.

4. Относитесь к жене как к объекту инвестиций. Стимулируйте ее развитие. Сильная, активная женщина укрепляет союз.

5. Дети — это подтверждение готовности к долгосрочным отношениям.

6. Кризис — время, когда жена, семья и друзья обязаны поддерживать предпринимателей.

 

Поворотный момент

Одним из поворотных моментов моей жизни стала командировка в США. Она закончилась госпитализацией и заставила меня пересмотреть свои приоритеты. Прежде я был уверен, что работать надо семь дней в неделю. Мне казалось, что предприниматель должен вкладывать всю свою энергию в бизнес и ковать железо, пока горячо. Я работал по субботам и требовал того же от сотрудников. Продолжительность моих отпусков была не больше одного-двух дней, но и тогда я продолжал думать о работе и волноваться, что в мое отсутствие что-то пойдет не так.

Убедившись, насколько легко подорвать здоровье даже в таком молодом возрасте (мне было тридцать), я качнулся в другую крайность:

стал планировать отпуска на две-три недели с полным отключением от обычной жизни. Я отменил шестидневку и начал вставать без будильника, давая возможность организму получить столько сна, сколько ему требовалось. После работы я шел в тренажерный зал, плавал в бассейне и сидел до упора в джакузи. Забота о себе стала неотъемлемой частью образа жизни: я опасался за свое здоровье и старался поддерживать его теми способами, которые были мне известны. И тем не менее эта забота была несколько однобокой. На работе я по-прежнему себя не берег, и в моей жизни чередовалось расслабление и напряжение, приятные дела и неприятные. Сейчас, спустя пятнадцать лет после того кризиса, я знаю, что

есть и другой путь: не истязать себя делами до такой степени, чтобы потом приходить в норму путем полного отключения от работы. Но я прекрасно понимаю, что это проще сказать, чем сделать.

Чтобы исключить на работе конфликты и трения, я взял за правило одобрительно встречать все инициативы сотрудников, партнеров, клиентов, причем делать это мгновенно, даже не тратя время на обдумывание. Хотите что-то сделать — я только за, если это пойдет на пользу нашему бизнесу. И тут уже собеседники должны доказать мне, что их инициатива соответствует интересам компании. Поскольку Gameland с самого начала была предпринимательской компанией, новые идеи генерировались на разных уровнях практически ежедневно. Раньше принятие решений высасывало из меня энергию и служило постоянным источником беспокойства, теперь же я научился перекладывать часть ответственности на инициаторов изменений.

В период, когда я не мог позаботиться о себе, я чувствовал себя ответственным за всех вокруг. Кто, если не я, побеспокоится о том, чтобы у моих сотрудников была работа, чтобы члены моей семьи были материально обеспечены и окружены заботой? Я намеренно игнорировал тот факт, что я такой же человек, как все остальные, и тоже достоин поддержки. А ведь

помимо обязательств у меня есть право на полноценную жизнь.

Моя гиперответственность проявлялась, например, в том, как я вел себя с нерадивыми сотрудниками. Если человек не выполнял свою работу должным образом, я мог годами увещевать и воспитывать его. В конце концов, я ведь и сам далеко не с первого раза все понимаю. Я исходил из того, что сотрудник стремится соответствовать идеалу, но у него пока не получается. Следовательно, думал я, ему нужно сочувствие, поддержка, забота — и однажды у него все получится. Начав заботиться о себе, я стал меньше церемониться с теми, кто не оправдывал моих ожиданий. Сейчас у меня действует правило двух предупреждений: если сотрудник в третий раз совершает проступок или ошибку, на которую ему уже дважды указали, это становится основанием для увольнения.

Еще одной из форм невнимательного отношения к себе в моем случае были компромиссы при выборе круга общения. Люди, с которыми мне было неприятно общаться, не были обделены моим вниманием — либо потому, что нас связывали родственные узы, либо потому, что нас в какой-то момент свела вместе жизнь, либо потому, что я находил их в чем-то полезными для своего бизнеса. Приняв решение заботиться о себе, я стал гораздо разборчивее в связях. Я осознал, что не хочу отравлять свою жизнь неприятным общением и столь же неприятным послевкусием, остающимся после него.

Прекратив поддерживать отношения с неприятными людьми, я сразу же почувствовал себя лучше.

 

Ценить себя

Пренебрежительное отношение к себе в начале предпринимательского пути было обусловлено низкой самооценкой. Сейчас я это понимаю. Я не ценил ни свое время, ни затраченные усилия, ни вклад в общее дело. Но при этом ценил действия тех людей, которые со мной сотрудничали. Спустя много лет, когда меня стали регулярно приглашать выступать перед предпринимателями, я узнал, что многие из них (в том числе очень успешные) тоже не привыкли себя ценить. Низкая самооценка побуждает их постоянно учиться и развиваться. Скажем, основатель торговой сети из 100 магазинов не считает, что сделал нечто выдающееся: «Подумаешь, 100 магазинов! Вот у Walmart их 5000». Осознание относительности своего успеха побуждает не останавливаться на достигнутом. Казалось бы, здорово иметь такой стимул для развития. Но на самом деле этот стимул дорого обходится, поскольку предприниматель не считает себя достойным заботы, не бережет, пренебрегает своими личными интересами.

Лишь несколько лет назад я сумел найти адекватную формулу — как высоко ценить себя, но не почить на лаврах и иметь стимул для созидания. Оказалось, что можно много работать, при этом имея высокий уровень энергии, хорошее здоровье и наслаждаясь позитивным эмоциональным фоном.

Главное, что изменилось, — это концепция отдыха. Теперь он не ассоциируется у меня с праздностью и бездельем.

Ведь если отдых воспринимать как праздник, то получается, что все остальное время (то есть рабочее) мы заняты неприятной нам вынужденной деятельностью. В СССР оперировали такими понятиями, как «трудовой подвиг» и «герой труда». Придет ли в голову говорить о героизме людей, которые с удовольствием занимаются любимым делом? Противопоставление труда и отдыха началось в те времена, когда люди не всегда могли выбирать себе дело по душе, возможности этого были ограничены, а за тунеядство, скажем, и вовсе сажали в тюрьму. Когда труд лежит на человеке таким тяжким бременем, то ничегонеделание становится главной роскошью, воплощением мечты.

Когда я осознал, что вся эта шизофреническая концепция не имеет ко мне отношения, то стал воспринимать работу как продолжение себя, а отдых — как смену деятельности, которая необходима, чтобы под иным углом посмотреть на вещи, позволить телу, душе и мозгу функционировать в другом режиме.

Высшей формой отдыха для меня стала учеба, расширение границ моего мира. Я люблю помещать себя и свою семью в среду, где либо мы вынуждены обучаться, либо атмосфера к этому располагает.

Например, мы ежегодно уезжаем на один-два месяца в другую страну и принимаемся за изучение местного языка, попутно знакомясь с тем, как устроен быт в месте нашего пребывания. По вечерам мы обсуждаем, что нового и необычного с нами произошло за этот день, чему мы научились, какие выводы можем сделать. Не исключено, что с этого момента мы что-то изменим в своей жизни, будем делать некоторые вещи так, как их делают шведы, греки, французы, филиппинцы или жители другой посещенной нами страны, если нам понравятся их привычки и обычаи.

По моим наблюдениям, в типичной компании роль руководителя примерно равна роли всего остального коллектива. Сместите энергичного главу компании и поставьте на его место бездарного, и продуктивность упадет примерно вдвое. Не ставьте перед сотрудниками задачи и не требуйте отчитываться — произойдет то же самое. Во время кризисов влияние первого лица на результаты деятельности компании становится еще более заметным. Именно поэтому

забота предпринимателя о себе — это инвестиции в незаменимый управленческий ресурс,

который необходим для трансформации бизнеса в условиях любого кризиса, будь то пожар, «наезд» государственных органов, резкие изменения на рынке или что-то еще. Я проявляю заботу о себе не потому, что «заслужил», и не потому, что «достоин». Нет нужды приплетать самооценку, важно осознать необходимость подпитывать ресурсы главного источника трансформации бизнеса — то есть себя самого.

 

Мои уроки

1. Привычка не беречь себя — следствие низкой самооценки.

2. Не стоит противопоставлять работу и личную жизнь, в особенности не следует рассматривать работу как тяжкое бремя, а отдых — как компенсацию, которая положена за все испытанные мучения. Нужно так организовать свою работу, чтобы она не высасывала из вас все соки — особенно в кризис.

3. Отдых — отличная возможность для обучения и саморазвития. Важно поместить себя в непривычную ситуацию, чтобы переключиться с решения обыденных вопросов. Это помогает взглянуть на них по-иному.

4. Вы не должны и не можете нести ответственность за всеобщее благополучие. В конце концов, вы такой же человек, как остальные.

5. Руководитель — наиболее ценный ресурс компании, и его ценность существенно возрастает во время кризиса. Не стоит доводить себя до истощения — иначе есть риск потерять и здоровье, и бизнес.

6. Следует внимательно следить за своим питанием. Так, скажем, я пью не менее 30 г воды на каждый килограмм массы тела в сутки, ем мясо раз в неделю, рыбу дважды в неделю, углеводы с утра, белки вечером.

7. Нужно обеспечить себе достаточную физическую нагрузку. Я езжу на велосипеде, бегаю с утяжелителями. Физические упражнения хороши не только для сосудов и мышц — еще они оказывают положительное влияние на мозг, снижают уровень стресса.

 

Законы мироздания

Когда на нерелигиозного еврея сваливаются тяжелые испытания, он в отчаянии восклицает: «За что?!» Религиозный же еврей в аналогичной ситуации осторожно интересуется: «За что именно?» Этот анекдот — достаточно точная иллюстрация моей реакции на кризисы на разных этапах жизни.

Я вырос в простой советской семье. И хотя я потомок старого рода горских евреев, в семье моих родителей было не принято вспоминать о корнях, чтить традиции предков, интересоваться духовностью. В самостоятельную жизнь я вступил атеистом и оставался им до кризиса 1998 г.

Потеря всех денег, заработанных за несколько лет кропотливого труда, стала для меня полной неожиданностью.

В мою картину мира не вписывалось, что люди, находящиеся у власти, построили финансовую пирамиду, что рубль обесценится в четыре раза, что банки начнут нагло обворовывать клиентов… Мне пришлось признать, что я просто не понимаю устройства окружающего мира.

Как я уже рассказывал, экономический кризис 1998 г. в России совпал с моим персональным кризисом. Попытка построить семью провалилась. Здоровье было подорвано. Вдобавок у моего первого ребенка обнаружились отклонения в умственном развитии. Я успел привыкнуть к тому, что мне удается все, за что я ни возьмусь. И вдруг я получил наглядные свидетельства того, что я ничего не контролирую и ничем не управляю. Выяснилось, что я вовсе не хозяин ни своей жизни, ни своего тела. Это было новым переживанием реальности. Наверное, тогда я впервые задался вопросами, кто я такой и для чего живу.

Я осознал тот факт, что родился не по своей воле. И почему-то в России и в еврейской семье. К тому времени я объездил много стран, часто бывал в США, где у моей компании был офис, и заметил, что люди везде живут по-разному. Почему Россия по всем параметрам отстает от США? Значит ли это, что мы хуже американцев?

Я начал искать ответы на свои вопросы, читал философские книги. Сильное впечатление на меня произвел труд Льва Гумилева «Этногенез и биосфера Земли», благодаря которому я узнал о существовании философских законов мироздания.

Возможно, мироздание слишком сложно для нашего понимания, но мы можем изучать его законы и пытаться постичь то, что нам по силам. Читая философские труды, я постепенно стал приходить к пониманию того, что в мире должна существовать мощная сила, которая установила высшие законы. Вместе с тем, ища ответ на вопрос «Кто я такой?», я стал интересоваться, чем евреи отличаются от других людей. И выяснил, что для еврея главное — соблюдение заповедей.

В заповедях иудаизма я увидел способ гармоничного существования в сложном мире. Сейчас я благодарен кризису за то, что он вытолкнул меня из зоны комфорта, позволил взглянуть на мир под иным углом, заставил учиться. Мы активнее и охотнее учимся, когда испытываем трудности.

В состоянии сытости и комфорта мы просто не имеем мотивации приобретения новых знаний: ум считает, что все прекрасно и следует продолжать делать то, что мы делаем. Оглядываясь назад, я вижу, что самые насыщенные периоды моей жизни пришлись именно на кризисы.

Во время первого серьезного кризиса я не понимал, за что мне достались все испытания, они казались мне совершенно несправедливыми, незаслуженными и неадекватными. Сегодня я смеюсь над такой оценкой событий.

Теперь они видятся мне совершенно естественными, даже безо всякой духовной подоплеки, в рамках материального мира. Например, знание того, как устроена экономика, и наличие общедоступной информации позволяет спрогнозировать экономический кризис в стране. Поэтому события 2008 г. не стали для меня неожиданностью, а о кризисе 2014 г. я начал всех предупреждать за полтора года.

Я не утверждаю, что все в мире для меня стало понятно и предсказуемо. Я лишь осознал, что все явления в мире, какими бы жестокими, абсурдными и несправедливыми они ни казались, на самом деле логичны и закономерны.

Многое я не могу объяснить, но я скорее попытаюсь докопаться до сути таких вещей, чем буду отрицать их с позиции своего невежества.

Мне не приходит в голову считать себя жертвой неудачно сложившихся обстоятельств или несовершенства мира.

 

Взгляд с другой стороны

Даже самые трагичные события в жизни человека (например, смерть близких) воспринимаются иначе с духовной позиции. Ты пытаешься понять, какая роль в этом событии отведена тебе. И не считаешь, что у тебя отняли то, что принадлежало тебе по праву. В человеке всегда присутствует животное начало, реакцией которого на проблемы будет возмущение и безысходность.

Но когда мы открываем в себе духовное начало, то чаще задаем себе вопрос, зачем с нами происходит то или иное событие, не подвергая сомнению то, что оно должно было произойти.

Из последних лет для меня был особенно труден 2013-й. У компании резко упали продажи, большинство издательских проектов стали убыточными, ключевые сотрудники принимали на себя обязательства, которые не могли выполнить. Апогеем этого сложного года для меня стал конфликт с бывшим главным редактором журнала DigitalPhoto Борисом Мурадовым. Он публично обвинил меня в искажении управленческой отчетности, в результате чего возглавляемый им проект якобы превратился из прибыльного в убыточный. По сути, это было обвинение в воровстве прибыли у своих же коллег. Когда все аргументы в этом споре были исчерпаны, я потребовал от своего оппонента покинуть офис. Он не подчинился, и я не удержался от применения физической силы — вытолкал его. После этого Мурадов написал заявление в милицию, я стал фигурантом уголовного дела и получил приговор. Когда все эти события со мной происходили, я пытался понять, каков их смысл, чему я должен научиться. Почему я использовал силу? Ведь мне не надо рассказывать, что интеллигентные люди не выясняют отношения таким образом.

Анализируя причины, заставившие меня утратить самообладание, я пришел к выводу, что совершил ошибку — вовремя не уволил «паразита», нелояльного сотрудника и нытика в одном лице. Я осознал свой просче


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.