Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2018-01-28 | 564 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Недопустимо, чтобы руководителями туристских групп были туристы, не имеющие достаточного опыта в руководстве. Даже опытные туристы не всегда могут быть руководителями по причине слабых организаторских способностей.
Основной лидирующей фигурой в группе является руководитель, которого туристы выбирают из своей среды в туристской секции или из числа актива клуба туристов. Им должен стать турист, имеющий опыт в данном виде туризма, обладающий определенными организаторскими способностями и пользующийся авторитетом в коллективе.
Авторитет руководителя является основой успешного управления группой. Он складывается из прочного знания маршрута, правильного использования технических навыков и приемов, умения правильно оценивать сложную обстановку, принимать необходимое решение, осуществлять меры по обеспечению безопасности на всем протяжении подготовительного периода и во время похода, чувства ответственности не только за свои действия, но и за действия и поступки участников группы. Руководителю необходимо быть собранным, принципиальным, уравновешенным, честным и доброжелательным. Он должен обладать чувством собственного достоинства, иметь собственное мнение, личным примером воспитывать у туристов высокую сознательность, ответственность и требовательность к себе и своим товарищам.
Управление группой обязывает взять на себя дополнительные заботы по проведению учебно-тренировочных занятий по физической и технической подготовке, отвечать за безопасность участников, больше уделять внимания организационным вопросам, разработке маршрута, обеспечивать участников всей необходимой информацией по предстоящему походу.
|
В период подготовки к походу нагрузка на руководителя больше, чем на участников. Однако их необходимо привлекать к организационной работе, проявляя при этом требовательность и доверие. Совместные усилия сплачивают коллектив, создают доброжелательный климат в группе, побуждают туристов активнее участвовать в подготовке к походу.
Руководителю не рекомендуется выполнять задания за участников, иначе эта помощь в дальнейшем перерастет в иждивенчество, а в сложной обстановке повлечет за собой и более неприятные результаты на маршруте. Мелочная опека не позволяет участникам полностью проявить себя, сдерживает их творческую мысль, и тем самым лишает их самостоятельного выполнения задания. Однако контроль за их исполнением должен осуществляться постоянно. При этом необходимо помнить, что от уровня подготовки зависит судьба всего похода, а в отдельных случаях и безопасность участников.
Опыт управления туристской группой, как в период подготовки, так и непосредственно на маршруте накапливается постепенно от похода к походу. Вначале на руководстве однодневными, затем многодневными походами и впоследствии спортивными, сложными путешествиями. Опытный, умелый руководитель не проявит лихачества на маршруте, не будет пренебрегать правилами безопасности, не поставит группу в трудное положение. Он меньше подвержен совершению грубых технических и тактических ошибок, а следовательно, не допустит нарушения “Правил ортанизации и проведения самодеятельных походов и путешествий на территории СССР”.
В действиях руководителя не должны проявляться такие черты, как единоличное принятие решений и подавления инициативы участников. Он обязан считаться с предложением и мнением каждого участника. Если в чем-то не согласен с ними, то объяснить, в чем их ошибка. Однако, принимая коллективное решение, руководитель должен помнить, что ответственность за все неправильные действия и, в первую очередь, за безопасность участников полностью лежит на нем, и не идти на поводу у группы или отдельных лидеров. Поэтому прежде чем принять окончательное решение, он должен убедиться в его правильности.
|
Определенная сложность в управлении группой представляется на сборах и семинарах разного масштаба. Съезжаются туристы, о физической подготовке, технических и психологических качествах которых инструкторам неизвестно. Время для занятия на семинаре, знакомства и подготовки к походу незначительное. За эти дни, как правило, особенности туристов не раскрываются. Их характеры проявляются на маршруте, особенно, когда возникают трудные ситуации. Комиссиям пешеходного туризма рекомендуется направлять на семинары проверенных и знающих туристов с сответствующей подготовкой и нести за них полную ответственность.
Руководителю не следует выделять кого-либо из участников, создавая тем самым неравноправия среди членов группы, что приводит к конфликтной ситуации. Важно помнить, что любая инициатива руководителя должна осуществляться с точки зрения конечного результата. А конечный результат — это правильно организованный и безаварийно проведенный поход с полностью выполненными задачами.
Причины, вследствие которых могут возникать аварийные ситуации в походе следующие:
недостаточный опыт руководителя;
ослабление контроля за прохождением медицинского осмотра участниками;
недостаточный контроль за физической и технической подготовкой, психологическим состоянием участников;
включение в состав группы туристов, не имеющих достаточного опыта, изменение состава группы после утверждения МКК;
недостаточное изучение района похода и самого маршрута (климатических условий, сезонности, сложных участков, подъездных путей, отсутствия необходимого картографического материала);
ослабление контроля за подбором снаряжения и продуктов питания.
Ошибки, допускаемые руководителем в управлении группой на маршруте:
выход на маршрут в измененном составе, разделение группы;
включение в начальную часть маршрута сложных участков, изменение маршрута в сторону усложнения за счет прохождения отдельных сложных участков пути (перевалов, вершин в среднегорье, хребтов, каньонов, водных преград и т. п.);
неверные команды и действия руководителя на сложных участках пути;
отсутствие четкого руководства действиями туристов и требовательности при прохождении сложных участков пути;
неправильная расстановка сил при прохождении сложного участка пути, отсутствие наблюдательного и спасательного постов перехвата;
отсутствие предварительной разведки сложного участка;
отсутствие контроля при применении страховки и самостраховки;
отсутствие контроля за ориентировкой на маршруте;
поздний выход группы на маршрут;
неравномерное движение на маршруте, нарушение графика движения;
неверный выбор места привала, ночевки;
отсутствие дисциплины в группе, конфликт с группой;
недостаточный отдых участников, ослабление контроля за состоянием и самочувствием участников;
недостатки в руководстве, связанные с грубостью, несправедливостью, неумелостью, неопытностью, нечестностью и черствостью.
|
Перейти к содержанию
ПОДБОР УЧАСТНИКОВ ПОХОДА
Организационный вопрос по подбору руководителя и состава группы необходимо решать в туристской секции или клубе туристов задолго до начала похода. В начальной стадии подготовки к походу определяется его цель и идет отбор членов группы. Их количество набирают несколько больше, чем планируется. Это делается с таким расчетом, чтобы группа не распалась, так как в подготовительном периоде часть туристов по разным причинам отсеивается.
Отбор участников в стартовый состав группы следует проводить, учитывая туристский опыт, физическую и техническую подготовку, психологическую совместимость, деловые качества и необходимые походные навыки. Это исключает попадание в группу в последний момент случайных непроверенных и неподготовленных участников. Такой коллектив прочен и в сложной обстановке будет действовать слаженно и организованно, а следовательно исключатся психологические срывы и возникновение аварийных ситуаций по вине участников. Так формируются группы на Всесоюзных или другого масштаба семинарах или сборах, которые проводятся, как правило, под руководством опытных инструкторов.
Не рекомендуется формировать группу из малознакомых или совсем незнакомых людей, по объявлению или по рекомендациям. В таких группах часто нет согласия между участниками и руководителем, что приводит к конфликтным ситуациям.
|
Руководитель не должен принимать единоличное решение ввести или вывести из состава группы кого-либо из участников. Об этом нужно поставить в известность всю группу. Одностороннее решение может привести к расколу или распаду коллектива. Комплектуя туристскую группу, не рекомендуется преждевременно объявлять ее стартовый состав. Целесообразно считать всех участников кандидатами до утверждения группы на МКК. Это позволит увидеть каждого участника в деле, т. е. на тренировочных занятиях и походах, в подготовке к основному походу. Поэтому прежде чем руководителю окончательно вынести решение о стартовом составе группы, необходимо иметь определенное мнение о каждом из кандидатов.
При подборе туристской группы необходимо помнить, что минимальное количество будущих участников может привести к следующему. Если один из них по какой-то причине не сможет идти в поход, то вся группа находится под срывом, не говоря уже о том, что кого-то следовало бы вывести. Такой подбор является неверным. Особенно часто такое явление наблюдается у туристов невысокой квалификации, где комплектование группы продолжается до самого утверждения похода в МКК. Между участниками, а иногда между руководителем и участниками возникают сложные взаимоотношения, которых могло бы не быть при правильном подборе кандидатов.
К составу группы пешего спортивного похода и похода I категории сложности по родному краю особых требований не предъявляется в связи с тем, что у большинства участников этой категории туристов нет достаточного опыта. Поэтому целесообразно оказать им помощь, выделив опытного туриста для организации похода и если необходимо, то и руководства.
Условия для подбора кандидатов в туристскую группу рекомендуются следующие: для походов II—V категорий сложности участники могут иметь незначительную возрастную разницу, равный туристский опыт, одинаковую физическую подготовленность, участие в совместных походах и одни цели. Количественный состав группы определяется задачами, которые необходимо решать в походе, но не менее предусмотренного “Правилами организации и проведения самодеятельных походов и путешествий на территории СССР”. Этот минимум, прежде всего, обусловлен обеспечением безопасности при проведении похода.
После определения кандидатов в состав группы между участниками распределяются обязанности. Все члены группы в равной степени должны заниматься подготовкой. Начинать ее следует с выбора района путешествия. При этом рекомендуется учитывать следующее: сезонность похода, удобные подъездные пути к начальному и конечному пунктам маршрута, категорию сложности, наличие туристского опыта, специального снаряжения, картографического материала и финансовые затраты. Нужно также знать, не является ли выбранный район заповедником или заказником и свободен ли он для посещения. Если группа планирует поход невысокой категории сложности, то не следует заходить в дальние районы, к тому же если там никто из участников прежде не был.
|
Затем приступают к детальной разработке маршрута. Район предстоящего путешествия изучается по туристским отчетам, географической и туристской литературе и составляется подробный план похода по дням. После завершения разработки маршрута руководитель доводит до каждого кандидата сведения о районе путешествия и подробный план маршрута: начальный и конечный пункты, реки, населенные пункты; о всех сложностях на маршруте, какими средствами будет осуществляться техника безопасности, о запасном ее варианте на случай, если необходимо будет быстро выйти с маршрута. Перед выходом на маршрут он должен позаботиться о размножении картографического материала с учетом для каждого участника. На каждой картосхеме необходимо нанести легенду маршрута с указанием направления между отдельными участками пути, ярко выраженные ориентиры, азимуты; дать рекомендации по прохождению сложных участков, соблюдению правил техники безопасности.
Параллельно с разработкой маршрута туристы под руководством руководителя или одного из участников-лидеров проводят практические учебно-тренировочные занятия, прием контрольных нормативов по общей физической и технической подготовке, отрабатывают и закрепляют необходимые походные навыки, приемы техники безопасности, взаимодействия между участниками. На тренировочных выходах проверяется личное, групповое и специальное снаряжение, которое планируется взять с собой в поход.
И, наконец, руководитель с заявочными документами выходит на рассмотрение и утверждение МКК. К этому времени должен окончательно определиться стартовый состав группы. После положительного решения МКК он письменно сообщает (в установленные сроки) в КСС того совета по туризму и экскурсиям, на территории которого планируется проведение похода, о начале похода с указанием руководителя группы, количестве участников, контрольных сроках и графике движения.
Перед выходом на маршрут туристы должны ознакомиться с правилами соблюдения природоохранных законов, пожарной безопасности и предупреждения травматизма, умением оказывать первую медицинскую помощь, пройти медицинский осмотр, а в отдельных случаях сделать необходимые профилактические прививки.
На маршруте на каждый ходовой день по указанию руководителя назначается направляющий и замыкающий. Роль направляющего состоит в умении вести по маршруту группу и подходящем для всех темпе, выбирать удобный, а в отдельных случаях безопасный путь, следить за тем, чтобы никто из туристов не отставал, группа шла компактно, не растягивалась, через установленное время или по просьбе участника, останавливалась на короткий привал. При выходе к сложному участку пути направляющий должен остановиться, собрать всю группу во главе с руководителем, совместно наметить путь дальнейшего прохождения, если необходимо, то провести разведку и сообща навести страхующие средства. После преодоления препятствия последним участником группа по команде направляющего продолжает путь.
Замыкающий следит за тем, чтобы участники не растягивались, не сходили с тропы. В случае вынужденной остановки одного из участников обязан дождаться его, а если остановка требует определенного времени, — предупредить направляющего сбавить темп или остановиться.
На маршруте туристы должны быть дисциплинированы, выполнять указания и команды руководителя, доброжелательно относиться друг к другу, на сложных участках оказывать помощь, не преодолевать их без разведки, не пренебрегать страховкой и самостраховкой, не проявлять лихачества и не паниковать в сложных, экстремальных условиях.
Причины, вызывающие аварийную ситуацию, следующие:
недостаточная подготовка к походу;
недостаточный туристский опыт;
невыполнение команд руководителя;
отсутствие дисциплины;
неумение владеть страховкой;
слабая физическая подготовка;
недостаточная техническая и тактическая подготовленность;
отставание от группы;
самовольный уход на разведку;
самостоятельное преодоление сложного участка;
самостоятельный выход на опасный участок;
пренебрежение страховкой и самостраховкой;
лихачество на маршруте;
несогласие с решением руководителя;
конфликт среди участников;
страх, паника, смятение в сложной ситуации;
отсутствие навыков в оказании первой помощи при заболевании и травматизме.
Лидеры в туристской группе. В каждой туристской группе есть участники, которые пользуются особым авторитетом у всех членов группы: с них во многом берут пример, считаются с их мнением, уважают. Такие туристы являются лидерами в группе, становятся душой коллектива. Лидеров бывает несколько. Одним из них является руководитель.
Одному руководителю бывает трудно, а иногда практически невозможно подготовить и провести сложный спортивный поход. Поэтому ему рекомендуется поручать подготовку отдельных участков туристам-лидерам. Так, проведение занятий по физической подготовке следует поручить туристу, хорошо владеющему методикой проведения практических занятия, отработку туристской техники, ориентирование в тренировочном походе и на маршруте—туристам, хорошо владеющим этими навыками. Какой бы участок турист-лидер не возглавлял, он должен соблюдать меры безопасности, будь это тренировка или непосредственное прохождение маршрута.
Чтобы турист мог продолжительное время успешно выполнять роль лидера, ему необходимо наряду с чисто туристскими навыками и опытом обладать и определенными человеческими качествами и достоинствами, которые особенно ценятся в туристском коллективе. Это в первую очередь смелость, решительность, дисциплинированность, понимание, тактичность, принципиальность. Уверенность в своих способностях вызывает доверие к нему со стороны членов группы.
Хороший лидер не навязывает своих суждений. Он настойчив, обладает способностью преодолевать конфликтные ситуации, благодаря своим качествам оказывает на группу внушающее воздействие. На этом часто строится и его способность “увлечь”, “повести за собой”. Лидер должен постоянно доказывать свое право быть лидером, проявляя себя с лучшей стороны, особенно в неблагоприятных, напряженных ситуациях. Этим самым он укрепляет свою ведущую роль в группе.
Конфликтная ситуация в группе. В отдельных случаях туристы могут не соглашаться друг с другом в оценке или взглядах на те или иные явления, иметь противоположное мнение по отдельным тактическим или техническим вопросам, а вместе с тем дружно и согласованно участвовать в составе одной туристской группы. Поэтому спорные вопросы не всегда приводят к конфликту.
Конфликты имеют большой результативный характер, потрясая всю группу, могут привести к ее распаду.
Если при комплектовании группы не была учтена психологическая совместимость всех ее членов, то могут возникнуть неприязнь друг к другу, неуверенность одного в возможностях другого, недоверие и т. п., на основе этого возникает очаг конфликта, который, если сразу не пресечь, затянет всех участников. При таких взаимоотношениях не может быть и речи о создании монолитной группы. Во избежание конфликта при подборе кандидатов необходимо обращать внимание на темперамент будущих участников. Если руководитель уравновешенный, спокойный, то в составе группы могут быть темпераментные участники. Если же руководитель имеет взрывной характер, то темпераментных участников в группу вводить не следует.
Часто конфликт возникает из-за соперничества за утверждение в группе. Соперничество само по себе неизбежное и благоприятное явление, потому что оно связано со стремлением попасть в основной состав группы и утвердиться в ней или и действиях непосредственно на маршруте. С другой стороны, оно может оказаться значительным препятствием для взаимного сотрудничества туристов и ухудшить не только индивидуальные, но и групповые действия. Руководитель должен быть достаточно наблюдательным, чтобы уметь своевременно определить, здоровое это или нежелательное явление и как оно подействует на взаимоотношения в группе. При сложившейся ситуации он обязан уделять участникам равное внимание и необходимую рабочую и эмоциональную поддержку, по возможности поручая им выполнение отдельных заданий.
Межличностные конфликты чаще всего происходят в атмосфере кажущегося мира, и создастся впечатление, что между туристами ничего не происходит. Но, несмотря на это, в группе создается атмосфера напряженности, которая неблагоприятно влияет не только на тех, кто находится в конфликтной ситуации, но и на других членов группы. Подобную ситуацию необходимо разрешить таким образом, чтобы турист либо пересмотрел свою позицию, что бывает чаще всего, либо оставил группу.
Если турист на удовлетворение просьбы устранения каких-либо неблагоприятных условий получает отказ, то попытка решить вопрос мирно переходит в открытое столкновение. Причиной этого может явиться нежелание находиться в одной палатке с одним из участников, совместного дежурства и т. п. Открытое столкновение между участниками проходит более драматично и интенсивно, захватывая и других членов группы, но здесь больше шансов на быстрое разрешение конфликта, так как в этом случае свою точку зрения высказывают все члены группы и в итоге приходят к единому мнению.
Разрешая конфликтную ситуацию, руководителю необходимо быть принципиальным и гибким, учитывая состояние туристов и особенности их характера. На одного лучше действует доброе отношение, мягкое обращение и уговор, на другого — непреклонное требование изменить поведение с предупреждением о возможности снятия с маршрута.
Конфликт руководителя с одним из членов группы. Причиной конфликта между руководителем и участником может явиться неверное выполнение последним технического приема, повлекшее за собой нарушение правил безопасности или другого грубого нарушения: отрицательная реакция на замечание, незаслуженное оскорбление, унижение, грубость и т. д.
Конфликтующие стороны меньше начинают думать о походе, окружающих спутниках, о тех сложных участках, на которые следовало бы уделить внимание, на страховку, так как мысли в этот момент у них заняты другим. Ожидание неприятностей могут вызвать тяжелое состояние болезненного возбуждения или депрессии, что не остается без последствий для других участников. В этом положении конфликт требует обязательного разрешения.
Необходимо на ближайшем большом привале или дневке одному из лидеров провести разбор возникшего конфликта, выяснить причины и постараться примирить конфликтующие стороны. При этом не следует поддерживать ни одну из сторон, чтобы не обострясь отношения. Если все же конфликт разрешить не удастся, то в таком состоянии группа не может продолжать поход и должна сойти с маршрута.
Конфликт руководителя с группой. Этот тип конфликта возникает в походе по ряду причин, а именно: неправильные действия участников и руководителя; личные недостатки (замкнутость, грубость, несправедливость, нечестность и т. д.); отсутствие дисциплины; аморальное поведение; взаимное непонимание (деловые замечания или полезные советы руководителя воспринимаются участниками агрессивно и т. д.); незнание района похода; недостатки в руководстве группой. Главной же причиной бывает то, что участники считают действия руководителя ошибочными. Например, руководитель, не согласовав свои действия с группой, отменил прохождение сложного участка из-за неблагоприятных условий или недостаточной физической и технической подготовки участников во избежание нарушения “Правил организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР”. Такая ситуация настраивает группу против руководителя. Участники считают его виноватым в неудавшемся осуществлении запланированного плана маршрута. Сопротивление по отношению к руководителю может быть настолько выраженным, что группа стремится его “наказать” поздним выходом на маршрут, пренебрежением страховкой и т. п. Разрешить подобный тип конфликта в условиях похода нелегко. Часто это приводит к расколу группы и преждевременному окончанию похода.
Для разрешения такого конфликта необходимо создать условия эмоциональной разрядки, снимающей напряженность, после чего проанализировать и проработать его причины в условиях меньшего возбуждения. Затем постепенно накал снижается, поднимается активность участников. В такой ситуации нужно стремиться сохранить единство коллектива.
Каждый конфликт в туристской группе является серьезным и имеет свои последствия, а именно: отрицательно влияет на психологический климат в группе, а, следовательно, на успешное завершение похода без травм и психических стрессов.
Перейти к содержанию
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ТРАВМАТИЗМА
Несчастные случаи в походе происходят в основном в момент утомляемости туристов. Главной причиной утомляемости является недостаточная общая и специальная физическая подготовка, слабое развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, равновесия, выносливости. Так, за последние 10 лет в пеших походах 10% несчастных случаев произошло по причине слабой физической подготовки туристов, 65% — ухудшения физического состояния. Из этого следует, что физической подготовленности участников похода необходимо уделять первостепенное значение.
При определении физической подготовленности участников рекомендуются контрольные тесты, проведенные на Всесоюзном семинаре высшей туристской подготовки пеших туристов летом 1981 г. Результаты контрольных тестов приведены в табл. 2 и показаны на рис. 1 (результаты обработаны Богащенко Ю. А.). Критерием физической подготовленности взяты нормативы Всесоюзного комплекса ГТО СССР.
Рис.1. График средних показателей физической подготовки участников Всесоюзного семинара высшей туристской подготовки:
а — прыжок с места; б — Ж — сгибание и разгибание рук, М — подтягивание;
в — бег 100 м; г — кросс: Ж — 500 м, М — 1000 м.
Таблица 2
Количество | Возрастная группа | Средний возраст | Прыжок с места, см | Ж — сгибание и разгибание М — подтягивание, раз | Бег 100 м, с | Кросс Ж - 500 м, М - 1000 м, мин |
Женщины | ||||||
19—29 | 25,7 | 15,5 | 17,9 | 2,05 | ||
30—34 | 32,4 | 16,1 | 18,9 | 2,10 | ||
35 и старше | 39,2 | 12,8 | 19,4 | 2,18 | ||
Все участники | 30,2 | 15,4 | 18,4 | 2,12 | ||
Мужчины | ||||||
19—29 | 25,2 | 9,4 | 14,6 | 3,25 | ||
30—39 | 33,9 | 6,2 | 16,2 | 3,44 | ||
40 и старше | 45,2 | 5,1 | 16,1 | 3,43 | ||
Все участники | 31,3 | 7,8 | 15,3 | 3,39 |
Из приведенных выше данных следует, что у женщин показатели низкие, участницы явно не тренируются и не выступают в соревнованиях. Результаты мужчин сравнительно выше. Часть участников тренируется регулярно. Интересно то, что старшая группа (40 лет и старше) явно превосходит своих более молодых товарищей (30-39 лет).
Слабая физическая подготовка некоторых участников сказалась и на прохождении учебно-спортивного похода. Они не выдерживали темпа движения, отставали, испытывали физические перегрузки, неуверенно чувствовали себя на сложных участках, находились в угнетенном психическом состоянии.
Успех похода зависит в большой степени от подготовки туристов. Вся программа мероприятий в подготовительном периоде в равной степени должна быть направлена на профилактику предупреждения несчастных случаев. Сюда входят физическая и психологическая подготовка, овладение техническими и тактическими навыками; правильный подбор участников, умелая разработка маршрута, материальное обеспечение, экипировка участников и группы в целом.
Цель физической подготовки пеших туристов — поддержание постоянной физической готовности в различных климатических условиях в разное время года и суток. Чтобы достичь столь высокого физического уровня, необходимо решить задачу комплексного развития силы, быстроты, ловкости, выносливости. Совершенствование физических качеств заключается в выработке и закреплении навыков в ходьбе по пересеченной местности и преодолении естественных препятствий на маршруте. Чтобы путешествие или спортивный поход не показались слишком тяжелыми, нужно задолго до его начала на тренировках готовить себя к большим физическим нагрузкам. Тренировки по физической подготовке следует проводить на местности, приближенной к походным условиям.
Происходящие ошибки в выполнении технических приемов, такие, как срывы на склонах, неумение противостоять сильному течению, потеря равновесия на осыпи, завалах, буреломах и т. д. наблюдаются у физически слабо подготовленных туристов. Нередко этому процессу способствуют и уменьшение рациона питания, недоедание, плохо организуемый отдых, который не позволяет полностью восстановить силы, снаряжение, в частности, обувь, а также неумелая укладка рюкзака.
Для улучшения общей физической и специальной подготовки используются различные методы и средства. Основные из них — регулярные тренировочные занятия с правильным чередованием физических нагрузок и отдыха, направленных на увеличение силы, быстроты, выносливости, ловкости и равновесия.
Немаловажное значение имеет и психологическая подготовка, которая должна обеспечивать поведение в быстро меняющихся условиях: преодолевать сложные участки, связанные с риском и страхом, а также сложные климатические условия (жара, дождь, холод, снег).
Для достижения поставленных задач необходимо выбрать правильную методику тренировочного процесса. Рекомендуется выделять три периода, каждый из которых отличается конкретными задачами и характером применяемых средств: подготовительный, основной, переходный.
Подготовительный период наиболее продолжительный. Он в свою очередь делится на три этапа: осенний, зимний, весенний. Общие задачи тренировки в подготовительном периоде: всесторонняя физическая подготовка, развитие двигательных качеств, навыков и умений, овладение техникой пешего туризма и совершенствование ее. В этом периоде также большое внимание должно быть уделено профилактике по искоренению несчастных случаев в походе.
Осенний этап. Большое внимание на этом этапе следует уделять общим и специальным упражнениям. Объем, темп и интенсивность их должны постоянно возрастать. Упражнения следует подбирать такие, чтобы их применение обеспечивало повышение уровня общей физической подготовки, развитие силодинамических качеств мышц ног, рук, а также совершенствование техники пешего туризма.
Чтобы определить физический уровень туристов, рекомсндуется планировать контрольные тренировки. Для женщин: бег на 100, 500 и 2000 м, прыжки в длину с места и с разбега, отжимание, приседание попеременно на одной и другой ноге; для мужчин: 100, 1000 и 5000 м, прыжки в длину с места и с разбега, подтягивание на перекладине, поднимание ног в висе, приседание попеременно на одной и другой ноге.
Зимний этап. На этом этапе рекомендуется развивать общую физическую подготовку и повышение работоспособности организма, совершенствование основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, равновесия). Основное средство тренировки — занятие лыжным спортом.
На этом этапе тренировку следует направлять на подготовку к сдаче контрольных нормативов комплекса ГТО СССР по лыжному спорту, плаванию и стрельбе. В конце лыжного сезона целесообразно провести контрольную тренировку по лыжам для женщин на 10 км, для мужчин — на 15 км.
Весенний этап. Основная задача тренировки — повышение физической, технической и волевой подготовки к участию в спортивных походах, совершенствование элементов техники пешего туризма. Поэтому в выходные дни занятия нужно планировать на местности, где можно отрабатывать и элементы техники. Упражнения подбирать на развитие силы и выносливости. Этому во многом также способствует участие в соревнованиях по туристской технике. Занятия следует проводить на стадионе или в спортивном зале. Их лучше строить с учетом сдачи нормативов комплекса ГТО СССР и контрольных нормативов осеннего этапа с целью проверки достигнутых результатов по физической подготовке за весь период обучения.
На всех этапах подготовки к походу вопросы профилактики травматизма должны быть в центре внимания туристов.
Основной период составляют летние месяцы. Туристы продолжают занятия, направленные на дальнейшее развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, равновесия, совершенствование туристской техники. Наряду с увеличением времени и количества занятий увеличивается и количество учебных походов. В учебных походах туристы продолжают развивать физические качества, походные навыки, умение ориентироваться в сложной ситуации, совершенствовать технику.
Переходный период. После окончания зачетного спортивного похода туристы переходят к активному отдыху и переключаются на занятия другими видами спорта. На этом этапе тренировочную нагрузку нужно поддерживать, но не на таком высоком уровне, как в основном периоде. Туристы продолжают участвовать в спортивных и туристских мероприятиях, больше уделяют внимания игровым видам спорта: волейболу, футболу, баскетболу, большому теннису, бадминтону и другим видам, сдают нормы комплекса ГТО СССР. Совсем прекращать тренировки в этом периоде недопустимо.
Тренировка пеших туристов представляет собой многоплановый процесс. На протяжении всего тренировочного периода им приходится осваивать несколько программ, идущих длительное время параллельно и последовательно: укрепление мышечного аппарата, развитие выносливости, силы, скорости, ловкости, равновесия и т.д.
План многолетней круглогодичной тренировки туристов должен предусматривать все этапы непрерывного совершенствования, последовательное и постепенное увеличение нагрузок, правильное распределение и применение различных средств и методов тренировки. Таким образом, планирование не только ставит определенные задачи на данном этапе, но и позволяет анализировать проделанную работу, видеть результаты, оценивать их, а значит, и совершенствовать формы, методы и средства педагогической деятельности.
Учебу с новичками необходимо планировать два-три раза в неделю по два-три часа и проводить один-два учебных похода в месяц в зависимости от периода тренировки. С туристами более подготовленными занятия проводятся три-четыре раза в неделю с двумя-тремя учебными походами в месяц.
На первом году обучения используются разнообразные методы и средства для развития общей физической подготовки на основе нормативов комплекса ГТО СССР (легкая атлетика, общеразвивающие гимнастические упражнения без предметов и с предметами, лыжный спорт, спортивные игры, плавание, походы). Занятия по этим видам спорта могут проводиться как индивидуально, так и комплексно, но все они должны быть направлены на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, а также на укрепление той группы мышц и суставов, которые наиболее подвержены травматизму в походе. Методика тренировки должна предусматривать применение различных упражнений, выходящих за рамки специализации туризма. Развивая высокий уровень всесторонней физической подготовки туристов, следует повышать деятельность всего организма на увеличение физических качеств.
В процессе учебно-тренировочных занятий нагрузку на организм следует увеличивать постепенно, давая возможность приспособиться к работе сердечно-сосудистой, дыхательной и другим системам, а также мышечно-связочного аппарата. Отсюда следует, что в основе тренировочного занятия должен лежать принцип постепенного повышения нагрузок. Этого принципа постоянно должны придерживаться как инструкторы (тренеры), так и туристы. Таким образом, степень регулирования нагрузок достигается путем плотности, длительности и количеством тренировок в неделю, а также производимыми усилиями при выполнении различного рода физических упражнений.
В процессе начальной подготовки туристов-новичков необходимо создать хорошую общефизическую базу, привить любовь к туризму, дисциплине, соблюдению правил безопасности, что в свою очередь влияет на предупреждение травматизма на маршруте. В основе должна стать разносторонняя тренировка. Это значит, что в процессе применения различных средств подготовки необходимо постепенно и планомерно вносить в занятия те или иные элементы техники туризма, специальные упражнения, удельный вес которы<
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!