Мастера современной английской прозы. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Мастера современной английской прозы.

2018-01-28 241
Мастера современной английской прозы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Барри, Джеймс Мэтью

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Барри.

Дже́ймс Мэ́тью Ба́рри (англ. JamesMatthewBarrie, 9 мая 1860, Кирримьюр[en] — 19 июня 1937, Лондон) — шотландский драматург и романист, автор цикла сказочных произведений о Питере Пэне.

Содержание

[скрыть]

· 1Биография

· 2В кино

· 3Питер Пэн

o 3.1На сцене

o 3.2На экране

· 4Примечания

· 5Литература

· 6См. также

· 7Ссылки

Биография[править | править вики-текст]

Джеймс Мэтью Барри родился 9 мая 1860 в Кирримьюре (Шотландия) и был девятым ребёнком из 10 детей в семье ткача Дэвида Барри и домохозяйки Маргарет Огилви. Маргарет не имела никакого образования, потому что уже в 8 лет вынуждена была взять на себя все домашние обязанности из-за смерти матери. У Джеймса были два старших брата — Александр (1842 — 16 июля 1914) и Дэвид Огилви (30 января 1853 — 29 января 1867), — четыре старших сестры — Мэри-Энн (1845—1918), Джейн (14 марта 1847 — 31 августа 1895), Сара (3 июня 1855 — 1 ноября 1913) и Изабелла (4 января 1858 — 1902), — и младшая сестра Маргарет (9 июля 1863 — 1936). Ещё у него были две старшие сестры, Элизабет (12 марта 1849 — 1 апреля 1851) и Агнеса (23 декабря 1850 — 1851), которые умерли ещё до его рождения. Не смотря на низший соц-класс, все дети Барри сумели получить начальные азы образования (т.е., умели читать, писать и считать). Учился в Академии Дамфриса, затем в Эдинбургском университете. По окончании университета работал в редакции газеты «Ноттингем Джорнэл».

Литературную деятельность начал в 1885 году. В 1889 году писатель опубликовал серию повестей из деревенской жизни «Идиллия Олд Лихта» и роман из жизни журналистов «Когда человек один». Затем Барри написал неудачную мелодраму «Лучше умереть» (Better Dead, 1888), любовно-психологическиероманы «Маленький служитель» (The Little Minister, 1891), «Сентиментальный Томми» (Sentimental Tommy, 1896) и его продолжение «Томми и Гризел» (Tommy and Grizel, 1900), книгу о матери «Маргарет Огилви» (Margaret Ogilvy, 1896).

С 1897 года Барри обращается к драматургии (сценическая обработка «Маленького служителя»). Известность ему приносит «Кволити-стрит» (Quality Street, 1901), комедия, изображающая Англию начала XIX века. Пьесы Барри («Мери Роуз», «Замечательный Крихтон», «Кволити-стрит», «Что знает каждая женщина») ввели его в круг выдающихся драматургов того времени.

В 1898 году Барри познакомился с Сильвией и Артуром Дэвис. Это знакомство стало началом долгой дружбы Барри и семьи Дэвис.

В 1894 году Барри женился на молодой актрисе Мэри Энселл, игравшей в одной из его пьес. Брак был расторгнут в 1909 году. Детей у четы Барри не было.

После смерти Сильвии и Артура Дэвис Барри стал неофициальным опекуном их детей — пятерых мальчиков.

В 1904 году на сцене была поставлена пьеса «Питер Пэн».

Барри удостоился многих почестей: в 1913 был произведен в баронеты, в 1922 награждён орденом «За заслуги»; в 1919—1922 стал ректором Сент-Эндрюсского университета, в 1930—1937 — канцлером Эдинбургского университета; с 1928 был президентом «Общества литераторов».

Джеймс Мэтью Барри скончался 19 июня 1937 года от пневмонии, не оставив прямых наследников. Большу часть своего состояния он оставил своей секретарше Синтии Мэри Эвелин Аскет.

В кино[править | править вики-текст]

В 2004 году Марк Форстер снял биографический фильм о Джеймсе Барри «Волшебная страна». Роль Барри сыграл Джонни Депп.

Фильм немало отличается от реальности, например, Барри встречает Сильвию уже вдовой и у неё четверо сыновей, а не пять. Причём в фильме Барри становится для них официальным опекуном, деля эту ношу с матерью Сильвии.

Питер Пэн[править | править вики-текст]

Во всём мире Барри известен как автор сказки о Питере Пэне. Дэвис Бойз послужили прототипами Питера Пэна и других детей в историях про Нетландию.

Впервые его образ появился в двух ранних книгах Барри. В романе «Томми и Гризел» упоминается отбившийся от семьи мальчик, который очень рад, что потерялся, но боится, что его всё же отыщут и заставят вырасти. Потом о мальчике, который не хотел расти, было подробно рассказано в шести главах детской книги «Белая птичка» (The Little White Bird, 1902), вышедших затем отдельной книгой под названием «Питер Пэн в Садах Кенсингтона» (Peter Pan in Kensington Gardens, 1906) с иллюстрациями Артура Рэкхэма.

На сцене [править | править вики-текст]

На сцене пьесу «Питер Пэн» впервые поставил в декабре 1904 в Лондоне Чарльз Фроман.

В 1911 Барри переработал пьесу в повесть «Питер и Венди».

 

Биография Питер Акройд (р. в 1949г.) – английский прозаик и поэт, литературный критик, лауреат нескольких литературных премий. Питер Акройд родился пятого октября 1949 года в Лондоне (Великобритания). В 1971 году получил степень магистра в Кембриджском университете, затем два года провел в Йельском университете. По возвращении на родину он работал редактором в "The Spectator", а в 1986 году стал сотрудничать с лондонской "Times", где публиковались его книжные обзоры. Свой путь в литературе Питер Акройда начинал с поэзии: в 1973 году вышел его дебютный поэтический сборник "London Lickpenny", за которым вскоре последовал второй сборник абсурдистской поэзии. Известность писателю принесли романы "Большой лондонский пожар" (1982), "Английская музыка" (1992), "Дом доктора Ди" (1993), "Процесс Элизабет Кри" (1995) и литературно-биографические книги о
Макьюэн, Иэн

Биография[править | править вики-текст]

Детство и образование [править | править вики-текст]

Иэн Макьюэн родился 21 июня 1948 в военном городке Олдершот, Хэмпшир, в семье Розы Лиллиан Вайолет и Дэвида Макьюэна. Большую часть детства он провёл на военных базах в Восточной Азии, Германии и Северной Африке, где служил его отец, кадровый офицер британской армии. Его мать имела двух детей от первого брака намного старше его, но Макьюэн всегда считал себя «единственным ребёнком», вплоть до 2007 года, когда неожиданно узнал о существовании брата.

Когда ему было двенадцать, семья вернулась в Англию и он был принят в школу-интернат Вулверстоун (Woolverstone Hall School) в Суффолке, в котором он проучился с 1959 по 1966 год, и где у него развился интерес к английской романтической поэзии и современной американской и английской фантастике. Некоторое время он работал в Лондоне в качестве мусорщика до зачисления в университет Суссекса в Брайтоне, который окончил с отличием, и получил степень бакалавра по английской литературе в 1970. В том же году Макьюэн был принят в Университет Восточной Англии (University of East Anglia), где был одним из первых выпускников новаторского курса творческого письма(Creative Writing), который преподавали писатели Малькольм Брэдбери и Энгус Уилсон и там же получил степень магистра в 1971.

Начало творческого пути [править | править вики-текст]

По окончании обучения писатель получил степень магистра, и отправился в Афганистан. Он вскоре начал публиковать рассказы в литературных журналах. В 1975 году он опубликовал сборник рассказов, написанных им в рамках курсовой работы на степень магистра), под названием «Первая любовь, Последние помазания» (англ. FirstLove, LastRites). Сборник позднее принес автору Премию Сомерсета Моэма в 1976.

Макьюэн начинает писать сценарии для радиоспектаклей и ТВ-шоу, и вскоре два сценария были использованы телекомпанией BBC: «Беседы с человеком-шкафом» (англ. Conversations with a Cupboardman — 1975) и «ДеньрожденьяДжека-Блохи» (англ. JackFlea'sBirthdayCelebration — 1976).

В 1978 году он опубликовал свой второй сборник рассказов, «Меж сбитых простыней» (англ. InBetweentheSheets), и первый роман «Цементный сад» (англ. TheCementGarden). Вскоре после выхода последнего, в литературных кругах разразился скандал в связи с тем, что некоторые критики[ источник не указан 2783 дня ]отметили сходство между романами «Цементный сад» и «Дом нашей матери» (англ. OurMother'sHouse) Юлиана Глоага (Julian Gloag), написанный в 1963 году. Макьюэн отрицал, что читал работу Глоага, и в итоге официальных обвинений в плагиате предъявлено не было.

Макьюэн вновь оказался в центре скандала[ источник не указан 2783 дня ] в 1980 году, когда телеканал BBC в последний момент отказался от постановки пьесы «Стереометрия» (англ. SolidGeometry), в центре которой — история героя, который хранит в столе химически консервированный пенис в банке.

На протяжении 1980-х годов, Макьюэн в основном пишет сценарии для телевидения и кино. Его перу принадлежат: «Имитация» (англ. TheImitationGame), «Обед пахаря» (англ. The Ploughman’s Lunch), «Последнийденьлета» (англ. The Last Day of Summer), «Кислосладкий» (англ. Soursweet), а также ряд пьес, к примеру, «Незнакомцы» (англ. Strangers). Им написаны два романа: «Утешение незнакомцев» англ. (TheComfortofStrangers) и «Дитя во времени» (англ. TheChildInTime).

Макьюэн является членом Королевского литературного общества, Королевского общества искусств и Американской академии искусств и наук. Он был награждён премией Шекспира фонда Альфреда Тепфера в 1999 году. Он также является заслуженным членом Британской гуманистической ассоциации. В 2000 году был награждён орденом Британской Империи. В 2008 году Макьюэну была присуждена почетная степень доктора литературы Университетского колледжа в Лондоне, где он преподавал английскую литературу.

Произведения[править | править вики-текст]

Романы [править | править вики-текст]

· Цементныйсад (The Cement Garden, 1978)

· Утешениенезнакомцев (The Comfort of Strangers, 1981; рус. пер. В.Когана под названием «Stop-кадр», 2001)

· Дитявовремени (The Child in Time, 1987)

· Невинный (The Innocent, 1990)

· Чёрные собаки (Black Dogs, 1992)

· Невыносимая любовь (Enduring Love, 1997)

· Амстердам (Amsterdam, 1998)

· Искупление (Atonement, 2001)

· Суббота (Saturday, 2005)

· Наберегу (On Chesil Beach, 2007)

· Солнечная (Solar, 2010)

· Сластена (Sweet Tooth, 2012)

· Законодетях (The Children Act, 2014)

Сборники рассказов [править | править вики-текст]

· Первая любовь, последнее помазание (First Love, Last Rites, 1975)

· Межсбитыхпростыней (In Between the Sheets, 1978)

Детские книги [править | править вики-текст]

 

 

Байетт, Антония Сьюзен

Антония Байетт (Ан­то­ния Сью­зен Бай­етт, в девичестве Дрэббл; 24 августа 1936) — английская писательница. Автор более двух десятков книг, носитель множества почётных учёных степеней различных университетов и лауреат многочисленных литературных наград и премий. Роман «Обладать» получил Букеровскую премию (1990) и включён в университетские программы во многих странах мира, роман «Детская книга» попал в шорт-лист Букеровской премии (2009).

Биография[править | править вики-текст]

Байетт окончила Ньюнэм-колледж в Кембридже и защитила докторскую диссертацию по английской литературе в Оксфордском университете (Англия).

Деятельность[править | править вики-текст]

Получила премию Букера (1990) за роман «Обладать», опубликованный на русском языке в переводе В. Ланчикова и Д. Псурцева. Роман «Обладать» переведён на 26 языков и включён в университетские программы во многих странах мира.

Роман «Детская книга» попал в шорт-лист Букеровской премии за 2009 год, опубликован на русском языке издательством «Эксмо» в 2012 году в переводе Т. Боровиковой. «Детская книга» — многослойный роман, в котором прослеживается история нескольких семей с конца XIX века до Первой мировой войны на фоне истории Англии, её культуры, искусства, дизайна, образования, борьбы за права женщин, нищеты и богатства и самых разных сторон жизни английского общества.

 

 

Биография[править | править вики-текст]

Фредерик Бегбедер родился 21 сентября 1965 года в городе Нёйи-сюр-Сен под Парижем. Мать Бегбедера Кристин де Шатенье — переводчик дамских романов на французский язык (в частности, произведений Барбары Картленд), а отец, Жан-Мишель Бегбедер, — профессиональный рекрутёр. Брат Шарль Бегбедер — основатель брокерской конторы Selftrade и первой во Франции частной электросети Poweo.

Бегбедер получил диплом Парижского института политических исследований, а затем диплом DESS в области рекламы и маркетинга в CELSA (Высшая школа информации и коммуникации).

В итоге он стал копирайтером в крупном рекламном агентстве Young and Rubicam. Одновременно сотрудничал в качестве литературного критика в журналах Elle, Paris Match, Voici ou encore VSD. Также он состоял в команде литературных критиков в радиопередаче Жерома Гарсена «Маска и перо» на станции France Inter. Он был уволен из Young and Rubicam через некоторое время после выхода в свет романа «99 франков» (впоследствии переименованного в «14,99 евро»), представляющего собой сатиру и обличение рекламного бизнеса.

Между тем, он стал вести свою собственную телепередачу о литературе «Книги и я» на канале Paris Première. За этим последовала попытка вести передачу l’Hypershow на Canal+, правда, руководители канала вскоре закрыли передачу.

Был бесплатным консультантом Робера Ю на президентских выборах 2002 г., хотя в ФКП не состоит.

Творчество и жизнь в литературе[править | править вики-текст]

В январе 2003 издательская группа Flammarion предложила Бегбедеру место редактора. Первой книгой, выбранной Бегбедером, оказался роман Лолы Лафон «Непреодолимое возбуждение». Это было время его участия в антиглобалистском движении и анархистской группе Black Blocs.

Бегбедер предпочитает сумасбродные сюжеты, с героями, похожими на него самого.

Кроме того, он выступил основателем литературной премии, которой удостоились, в частности, книги Мишеля Уэльбека и Виржини Депант, и даже отметился в кинематографе — снялся в эпизодической роли в порнографическом фильме «Дочь лодочника» (с участием звезды жанра Эстель Дезанж Оф.сайт).

Заслуженную славу одного из самых интересных современных французских писателей Фредерику Бегбедеру принесли романы «Воспоминания необразумившегося молодого человека» (1990), «Каникулы в коме» (1995), «Любовь живёт три года» (1997), «Рассказики под экстази» (1999), «Романтический эгоист», «99 франков», ставший лидером книжных продаж 2000 года во Франции.

Творчество[править | править вики-текст]

Романы [править | править вики-текст]

· Воспоминания необразумившегося молодого человека / Mémoire d’un jeune homme dérangé (1990, рус. перевод 2003 ISBN 5-89091-224-0). Название пародирует заглавие известной книги Симоны де Бовуар Mémoires d’une jeune fille rangée («Мемуары благовоспитанной девицы»).

· Каникулы в коме / Vacances dans le coma (1994, рус. перевод 2002 ISBN 5-94145-097-4)

· Любовь живёт три года / L’amour dure trois ans (1997, рус. перевод 2003 ISBN 5-94145-119-9)

· 99 франков / 99 francs (2000, рус. перевод 2002 ISBN 5-94145-073-7)

· Окнавмир / Windows on the world (2002, рус. перевод 2004 ISBN 5-94145-253-5)

· Романтическийэгоист / L'égoïste romantique (2005, рус. перевод 2006 ISBN 5-94145-369-8)

· Идеаль / Au secours pardon (2007, рус. перевод 2007 ISBN 978-5-94145-485-3)

· Французскийроман / Un roman français (2009, рус. перевод 2010 ISBN 978-5-389-00779-6)

· Уна & Сэлинджер / Oona & Salinger (2014)

Леклезио, Жан-Мари Гюстав

Жан-Мари Гюстав Ле Клезио (фр. Jean-Marie Gustave Le Clézio; р. 13 апреля 1940, Ницца) — французский писатель, лауреат премии Ренодо (1963) и Нобелевской премии по литературе 2008 года[3].

Биография[править | править вики-текст]

Родился в Ницце 13 апреля в 1940 году. Оба родителя были выходцами с Маврикия: отец — хирург, по происхождению бретонец, женился на своей двоюродной сестре, мать — из бретонской семьи, эмигрировавшей на Маврикий в XVIII веке. Сам автор жил лишь несколько месяцев на Маврикии. Но все же у писателя двойное гражданство: Франции и Маврикия.

Ле Клезио жил в Ницце до 1948 года, пока его семья не переехала в Нигерию, где на то время служил его отец.

Учился в университете Ниццы на филологическом факультете, затем, после того, как провёл несколько лет в Лондоне и Бристоле. В 1964 получил степень магистра в университете Прованса. Работал учителем в США.

В 1967 году был призван на военную службу, которую проходил в Таиланде, но за критику детской проституции был переведён в Мексику. С 1970 по 1974 год жил среди индейцев в Панаме. В 1975 году женился на марокканке Жимие. С ней у него родилось 2 дочки и ещё одну от первого брака.

В 1977 году, опубликовал перевод индейского эпоса «Пророчества Чилам Балам». В том же году представил диссертацию по Мичиоакану, которую защитил в Центре исследования Мексики в Перпиньяне. Затем преподавал в университете в Альбукерке (Нью-Мексико, США). В 1978 и 1979 году подавал заявление на место исследователя, ассоциированного с CNRS, но не смог получить место[4].

В 1990 году Ле Клези совместно с Жаном Грожаном основал сборник «L’aube des peuples», в котором начали публиковать эпические и мифологические, традиционные и древние.

В 2000 году его интерес сосредоточился на отдаленных культурах. Таким образом он начал исследовать историю, мифологию и шаманские ритуалы Кореи.

Ле Клезио преподавал во многих университетах мира. Он часто посещал Южную Корею, где преподавал французский язык и литературу в 2007 году.

Творчество[править | править вики-текст]

Леклезио много путешествует. Писать начал в возрасте семи лет и не прекращал. Его первым произведением в это время была книга о море.

В 1963 году он опубликовал роман «Протокол» (фр. Procès-Verbal), за который получил премию Ренодо и был кандидатом на Гонкуровскую премию. Ему тогда было 23 года. По эстетической структуре этот роман был близким к «Постороннему» Альбера Камю. В романе много времени уделяется сосредоточиванию на таких моментах как рассматриванию лампочки, ножа или пачки сигарет. Это также моменты разговоров, которые не принято включать. Но, при этом многие моменты не удалось передать при переводе.


В романе рассказывается про Адама, который волочится по городу, расположенному на берегу моря. Он пытается понять кто он, недавно уволенный солдат, или пациент психиатрической клиники. Сюжет носит эпизодический характер, и сосредотачивается на обрывках сцен. В романе скорее описываются чувства героя, который пытается понять изменчивый мир. Личность героя пугает его, а люди вокруг кажутся карликами, неспособными понять друг друга. Роман по большому счёту носит абсурдистский характер, и герой постоянно боится смерти, которая может прийти ниоткуда.

«Горячка» (1965) сборник рассказов, который продолжает тему предыдущего романа. В нём проходит мнение, что жизнь это безумие. Рох, главный герой одного с рассказов, стает жертвой горячки. Он бегает городом, видит влюбленных на лавочке и они вызывают в нём презрение; ненависть вызывает у него визит к агенту по туризму. Этот человек сплошной нерв.

В книге «Le livre des fuites» входит в трилогию. В ней рассказывается о молодом человеке, который оказывается в «некрополе» современного города, пустыне и городку в Камбодже. В конце путешествия время перестаёт играть роль.

В книге «La Guerre» (1970) рассказывается о городе, чья жизнь похожа на войну. Про город мы узнаем из записок молодого человека, который описывает «магические вещи», такие как лампочка, автомобиль и т. д.

В книге «Les Geants» событие происходит в супермаркете, где главные герои понемногу сходят с ума от потока зрительных образов и шума.

Автор более 30 книг: рассказов, романов, эссе, сказок и двух переводов книг по американской мифологии. Все его произведения написаны на французском языке. Его творчество делится на два периода.

С 1963 по 1975 год его романы и эссе являются новаторскими, исследуют возможности языка, формальные и типографические, в русле, заданном его современниками, такими, как Анри Мишо, Жорж Перек, Мишель Бютор. Он также интересуется темами нездоровой психики. Его называли писателем-бунтарём через его радикальные инновации. За это его почитал Фуко.

С конца 1970-х годов в его творчестве на первый план выходят темы детства, одиночества, путешествий. Его перестают интересовать эксперимент, а темы становятся спокойнее. Так называемые сюжеты без сюжетов автор заменил историческими исследованиями тем иммиграции, изгнания и изменений.

В романах «В пустыне», «Искатель золота» и «Блуждающая звезда» вырабатывается зрелый стиль писателя.

В 1980 году Леклезио получает премию Поля Морана за роман «Пустыня». В романе отображается тема миграции, что волновала автора. Повествование ведётся от двух разных лиц. Первый повествователь — мальчик-туарег, который оказывается в центре антифранцузского восстания в африканских странах в начале ХХ века. Это восстание терпит неудачу, и повстанцев убивают. Второй повествователь — девочка-сирота, которая живёт в Марокко где-то в 70-х годах того же века. Она собирается эмигрировать во Францию, для того чтобы избежать брака по договоренности.

В романе «Блуждающая звезда» (1992) рассказывается о молодой девушке-еврейке, которая иммигрирует в Италию из Франции. В романе присутствует попытка сделать вещи странными, что характеризует его ранние произведения. Например, ребёнок, слушая игру на пианино, воспринимает её как язык.

В 1994 году избран величайшим из живущих писателей, пишущих по-французски[5].

Турнье, Мишель

Мише́ль Турнье́ (фр. Michel Tournier; 19 декабря 1924, Париж — 18 января 2016, Шуазель) — французский писатель, лауреат Гонкуровской премии, переосмыслитель поэтических мифов в русле ремифологизации.

Биография и творчество[править | править вики-текст]

Мать Турнье — бургундка, отец — гасконец. Детство провёл в Сен-Жермен-ан-Ле, после — в Нёйи-сюр-Сен. Вместе с ним учился Роже Нимье. Воспитывался на немецкой культуре, музыке и католицизме. Позднее открывает для себя философию Гастона Башляра. Занимался философией в Сорбонне и Тюбингенском университете. Слушал лекции Мориса де Гандийяка. Хотел преподавать в лицее философию, но потерпел неудачу на конкурсе на должность преподавателя.

Начал работать на Радио Франс в качестве журналиста и переводчика, вёл там передачу «Час французской культуры». В 1954 году работает в рекламе для радио Европа 1. Также сотрудничает с газетами «Ле Монд» и «Фигаро». С 1956 года по 1968 год он работает над переводами с немецкого языка. Параллельно продолжает деятельность журналиста на радио. В 1968 году с Люсьеном Клергом принимает участие в организации фотографического фестиваля в Арле.

В 1967 он публикует свой первый роман «Пятница, или Тихоокеанский лимб» (Vendredi ou les Limbes du Pacifique), вдохновлённый Даниелем Дефо, который был удостоен Большой премии Французской академии за роман.

В 1970 получает Гонкуровскую премию за роман «Лесной царь» (Le Roi des Aulnes), разошедшийся 4-хмиллионным тиражом. Роман экранизировал Фолькер Шлёндорф (Огр, 1996).

В следующем году публикует роман «Пятница, или Дикая жизнь» (Vendredi ou la vie sauvage) — упрощённую версию своей первой книги. Она написана для детей, потому что, по мнению Турнье, если книгу читают дети, это свидетельствует о её достоинствах. Книга вошла в школьную программу, была продана тиражом в 7 миллионов экземпляров, а также переведена на многие языки.

В 1972 становится членом Гонкуровской академии.

В 1975 он публикует свой третий роман «Метеоры», который рассказывает о жизни двух близнецов, Жана и Поля.

Уэльбек, Мишель

Мише́ль Уэльбе́к (фр. Michel Houellebecq, (miʃɛl wɛlˈbɛk) настоящая фамилия Тома́, фр. Thomas; 26 февраля 1956, остров Реюньон) — французский писатель, поэт. Лауреат премии Ноябрь за роман «Элементарные частицы» (1998) и Гонкуровской премии за роман «Карта и территория» (2010).

Детство и учёба [править | править вики-текст]

Мишель Уэльбек родился 26 февраля 1958 года[2] (по его собственному утверждению, его мать подделала его свидетельство о рождении и указала в нем 1956 год, считая Мишеля вундеркиндом) на острове Реюньон, владении Франции в Индийском океане. Его отец, проводник в горах, и его мать, врач-анестезиолог, уделяли ему мало внимания после рождения сестры. Сначала его воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии, жившие в Алжире, а в шесть лет его берёт к себе бабушка со стороны отца, Генриетта, активная сторонница коммунистической партии. С ней у Уэльбека складываются прекрасные отношения, именно её фамилию он выберет впоследствии своим литературным псевдонимом. В шестнадцать лет Уэльбек открывает для себя произведения Говарда Филлипса Лавкрафта, творчеству которого он посвятит спустя почти двадцать лет отдельную книгу. Будущий писатель посещает подготовительные курсы при лицее Шапталя (Chaptal) в Париже, чтобы в 1975 году поступить в Национальный агрономический институт Париж-Гриньон (Institut national agronomique Paris-Grignon). Там он создаёт просуществовавший недолго литературный журнал «Карамазов» (Karamazov), для которого пишет несколько поэм, и предпринимает постановку любительского фильма, озаглавленного Cristal de souffrance. В 1978 году Уэльбек получает диплом по специальности «Экология и охрана окружающей среды». Затем он поступает в Национальную высшую школу имени Луи Люмьера на отделение кинематографии, которую заканчивает в 1981 году.

Семья и трудовая деятельность [править | править вики-текст]

В том же году появляется на свет его сын Этьен. Далее в жизни Уэльбека наступает период безработицы и происходит развод с женой. Всё это вызывает у него глубокую депрессию. С 1983 года Уэльбек работает в Париже системным администратором, потом некоторое время — в Министерстве сельского хозяйства (этот период жизни писателя найдёт отражение в его дебютном романе «Расширение пространства борьбы»), и наконец, — в Национальной ассамблее.

Литературную деятельность Мишель Уэльбек начинает с написания стихов и эссе. В 1991 году писатель публикует свои первые книги — сборник эссе «Остаться живым», посвящённый фигуре поэта в современном мире, и исследование о творчестве американского писателя, классика литературы ужасов, Говарда Филлипса Лавкрафта «Г. Ф. Лавкрафт: Против человечества, против прогресса». Годом позже появляется поэтический сборник «Погоня за счастьем». Его первые произведения остаются незамеченными.

Творчество [править | править вики-текст]

Известность к Мишелю Уэльбеку приходит вместе с выходом его первого романа «Расширение пространства борьбы» (1994), в котором он ставит под сомнение либеральные достижения западного общества. Главным объектом критики становится сексуальная свобода, на практике оборачивающаяся, по мнению писателя, очередной ловушкой для современного человека. Тема получает развитие в следующем романе Уэльбека «Элементарные частицы» (1998), в котором он анализирует путь, проделанный западным обществом, начиная с сексуальной революции 1960-х, и приходит к неутешительному выводу — человечество обречено. Эта книга приносит французскому автору всемирную славу и престижную негосударственную премию Ноябрь по литературе. Мишель Уэльбек оказался последним писателем, получившим приз с этим названием — основатель и спонсор премии Ноября Мишель Деннери осудил присуждение награды Мишелю Уэльбеку и подал в отставку, у приза поменялся покровитель (им стал Пьер Берже), и награда стала называться премией Декабрь.

Роман Уэльбека «Возможность острова» (2005) завоевал литературную премию Интералье. По мотивам своей книги Уэльбек поставил одноимённый художественный фильм. Картина, премьера которой состоялась в августе 2008 года в рамках кинофестиваля в Локарно, не вызвала энтузиазма у критиков и удостоилась разгромных рецензий[3].

Мишель Уэльбек покинул Францию в конце 1990-х (возможно, не последнюю роль в этом решении сыграли судебное преследование и угрозы со стороны представителей мусульманской общины), жил в Ирландии, затем в Испании. В настоящее время Уэльбек признан одним из самых известных в мире французских писателей.

В 2010 году Уэльбека обвинили в плагиате. По заявлению французского интернет-портала Slate, писатель в своём новом романе «Карта и территория» (за который он получил Гонкуровскую премию) скопировал несколько абзацев из французской Википедии практически без изменений. Статьи, которые частично скопировал автор: Фредерик Ниу (Frédéric Nihous), комнатная муха (Mouche domestique) и Бове (Beauvais)[4][5].

В начале января 2015 вышел новый роман Уэльбека «Покорность» (фр. Soumission). Роман в жанре антиутопия рассказывает о победе на президентских выборах во Франции кандидата-мусульманина и тех переменах, которые происходят при этом в обществе[6][7][прим. 1]. Известный французский романист Эммануель Каррер сравнил новую работу Уэльбека с романом-антиутопией Дж. Оруэлла «1984»[8].

Отношение к исламу[править | править вики-текст]

Уэльбек известен также своим критическим отношением к исламу. В 2001 году он сказал, что «ислам — глупая и опасная религия». В принципе Уэльбек отрицает любой монотеизм, но Библию считает прекрасной книгой в связи с тем, что «евреи обладают громадным литературным талантом», а Коран, по его мнению, вызывает депрессию[9]. После обнародования этого интервью четыре мусульманские организации, среди которых была Французская лига прав человека, подали на Уэльбека в суд, обвинив его в «исламофобии» и разжигании расовой ненависти. В суде французский писатель сделал следующее заявление:

Я никогда не демонстрировал ни малейшего презрения по отношению к мусульманам, но испытываю ровно такое же презрение к исламу, которое всегда испытывал[10].

В интервью журналу «Lire» Уэльбек говорил о том, что «множество исламских мужчин живут во всеобъемлющем лицемерии». «Предельно строгие и сдержанные у себя на родине, они становятся сексуально распущенными более любых европейцев, оказавшись за границами своих общин».[11]

Библиография[править | править вики-текст]

Мишель Уэльбек (2008)

Романы

· Расширение пространства борьбы / Extension du domaine de la lutte (1994, рус. перевод 2003)

· Элементарные частицы / Les Particules élémentaires (1998, рус. перевод 2000) — Премия Ноябрь (1998)

· Платформа / Plateforme (2001, рус. перевод 2002)

· Возможность острова / La Possibilité d’une île (2005, рус. перевод 2006)

· Карта и территория / La carte et le territoire, (2010, рус. перевод 2011)[4]

· Покорность / Soumission. Flammarion; 320 pages; 2015

Повести

· Лансароте / Lanzarote (2000, рус. перевод 2003)

Сборники стихов

· Погоня за счастьем / La Poursuite du bonheur (1992, рус. перевод 2005)

· Смысл борьбы / Le sens du combat (1996, рус. перевод 2005) — Премия Флоры (1996)

· Возрождение / Renaissance (1999, рус. перевод 2005)

· Очертания последнего берега / Configuration du dernier rivage (2013, рус. перевод 2016)

Сборники эссе

· Г. Ф. Лавкрафт: Против человечества, против прогресса / H. P. Lovecraft: Contre le monde, contre la vie (1991, рус. перевод 2006)

· Остаться живым / Rester vivant (1991, рус. перевод 2004)

· Мир как супермаркет / Interventions (1998, рус. перевод 2003)

Сборники писем

· Враги общества / Ennemis publics (2008) (с Бернаром Анри Леви)


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.