Раздел 1. Введение в психологию. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Раздел 1. Введение в психологию.

2018-01-28 268
Раздел 1. Введение в психологию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ответы по вопросам на экзамен.

Раздел 1. Введение в психологию.

Психология как наука. Этапы становления предмета психологии.

В настоящее время психология (от др.-греч душа; знание) определяется как

· "наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности";

· область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных;

Цель психологических исследований является изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – этосистемное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психические явления – субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства и образования.

Психический процесс – акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

Психическое состояние (англ. mentalstate) – "внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени".

Психические свойства – "индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром". Они характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности (примеры свойств: темперамент, характер, способности личности).

Психические образования – результат развития психики человека; они являются результатом приобретения им жизненного и профессионального опыта. Примеры психических образований: знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный "каркас" современной психологической науки.

Этапы становления предмета психологии.

Процесс становления предмета психологии проходил в четыре этапа.

· 1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа.

· 2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось, как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией.

· 3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение. Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом.

· 4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения. На Западе появляется гуманистическая психология (предмет – особенности личности). В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление-трансперсональная психология, изучающая предельные возможности психики человека.
В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единого представления о предмете психологии не существует.

 

Психофизическая проблема.

Первоначально проблема ставится как соотношение между телом и душой и решается в области философии. Различными аспектами данной проблемы являются соотношение между сущностями души и тела, их взаимосвязь, первичность и т. д. М.Г. Ярошевский отмечал, что философы решали задачу включения души в общую картину мироздания. В таком виде проблема получила название психофизической.

Развитие естествознания к середине XIX в. позволило подойти к проблеме как конкретно-научной. В психофизике проблема была переформулирована как соотношение между физическими параметрами стимула и психическими процессами (ощущениями). Позже в физиологии она была поставлена как вопрос о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она обычно называется психофизиологической проблемой.

Одним из первых свое решение проблемы предложил философ Р. Декарт, считавший, что в головном мозге имеется шишковидная железа, через которую душа воздействует на животных духов, а животные духи на душу. Другими словами, психическое и физиологическое находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние друг на друга. Тем не менее, и в этом наивном решении душа все равно оставалась загадочной душой, а тело - телом. Просто они имеют, якобы, определенный канал связи друг с другом. Подобный подход получил название принципа психофизиологического взаимодействия.

Психология в системе наук.

Психология имеет многогранные связи, как с естественными, так и с социальными науками.

Медицинские науки принимают во внимание наработки психологии в решении проблем здравоохранения, борьбе с заболеваниями.

Координация психологии с техническими науками важна для решения проблем инженерной психологии, эргономики, кибернетики.

Связь с общественными науками, прежде всего обусловлена тем, что психология вышла из философии.

И наиболее тесную связь психология имеет с педагогикой. К. Д. Ушинский писал, что соотношение между ними аналогично соотношению между медициной и физиологией.

Психология тесно связана с историей, экономикой, социологией, лингвистикой, литературоведением, теорией искусств, юридическими и политическими науками. На основе и под влиянием общей психологии произошло становление таких наук, как социальная психология, юридическая психология и т.д. Психология имеет связь с конфликтологией.

Отрасли психологии.

8. Методы гуманитарной психологии и психологической практики.

Парадигмы в психологии.

Парадигма- это система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний или дисциплине, причем не во все время, а в определенный исторический период.

В психологии парадигма имеет три основных подхода:

- естественно-научная парадигма

- гуманитарная парадигма

- практическая парадигма.

Естественно-научная парадигма предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки: ценность объективного знания и последующее познание объективных законов и ценность новизны.

Гуманитарная парадигма - она вводит понятие духовной жизни человека. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Главным предметом изучения гуманитарного подхода выступает изучение человеческого в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни.

Последняя парадигма, практическая, предполагает реализацию преобразовательного отношения. Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней.

 

Ответы по вопросам на экзамен.

Раздел 1. Введение в психологию.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.